Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условия и законы формирования. Организационная структура производственно- хозяйственной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание темы: Понятие структуры ПХС. Условия и законы формирования структуры ПХС. Производственная структура ПХС. Понятие и элементы организационной структуры ПХС. Принципы построения организационных структур и системы управления. Теория Гласиер. Теория организационного потенциала. Современные тенденции организации управления ПХС.
Методические указания В данном разделе изучаемой дисциплины представленв структура производственно-хозяйственной системы: понятие, условия и законы формирования. Изначально нужно понимать значение понятия структуры ПХС. В соответствии с общими принципами организации элементы, образующие производственно-хозяйственные системы, объединяются, интегрируются в относительно самостоятельные подсистемы — структурные подразделения. Формирование структуры ПХС является важнейшей подфункцией организационной функции менеджера. Совокупность взаимосвязей и отношений внутри структурных подразделений и между ними образует структуру производственно-хозяйственных систем. Формирование структуры — это создание, сохранение или развитие целесообразных организационных форм, вертикальное и горизонтальное разделение элементов, образующих ПХС, и установление пространственно-временных отношений между ними. Структура производственно-хозяйственной системы представляет собой диалектическое единство производственной и организационной структур (единство состояния и процесса) (рис. 17).
Рис. 17. Структура ПХС
Рис. 18. Виды структурных подразделений
Условия и законы формирования структуры ПХС. Формирование структуры ПХС происходит под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Внешняя среда ПХС. Как и любая система, ПХС имеет внешнюю среду, в которой она существует и с которой взаимодействует, и внутреннюю, определяющую ее структуру и качественную определенность. Внешняя среда ПХС — это элементы внешнего окружения, воздействующие на ее деятельность. Предметом воздействия могут быть информация, товарные и платные услуги, финансы, факторы производства, спрос. Существуют связи ПХС с социально-экономической системой окружения, в частности с правовой, экологической и административной системами государства. Связи в значительной степени состоят из общественных платных услуг (безопасность, правовая защита, инфраструктура и т. п.), информации (нормативно-законодательные акты, решения) и из финансовых трансфертных выплат (налоги, субвенции). Внешние связи предприятия с экологической системой проявляются в нагрузках и снятии нагрузок на воздушное пространство, воду, почву, биосферу. Наряду с этим существуют связи со смежными предприятиями, конкурирующими предприятиями и союзами — хозяйственными и по интересам. Схематично внешняя среда ПХС представлена на рис. 19.
Рис. 19. Внешняя среда ПХС
Две группы факторов, представленных на рис. 19, соответствуют классификации факторов внешней среды на факторы прямого и косвенного воздействия. Более детально внешняя среда прямого, т. е. непосредственного, воздействия изображена на рис. 20, а внешняя среда косвенного воздействия - на рис. 21.
Рис. 20. Среда прямого воздействия
Рис. 21. Среда косвенного воздействия
Говоря о классификации факторов внешней среды прямого воздействия, влияющих на деятельность российских предприятий и организаций в современных условиях, необходимо отметить их существенные отличия от классификации, принятой в странах с рыночной экономикой. Эти отличия вызваны в первую очередь российской спецификой формирования рыночных отношений. Классификация факторов внешней среды прямого воздействия, традиционная и модифицированная к российским условиям, представлена в табл. 5. В ней приведены также индикаторы, т. е. показатели оценки влияния того или иного фактора. Из таблицы видно, что для модифицированных факторов требуются и модифицированные индикаторы, позволяющие проследить, как изменяются влияния факторов внешней среды. Охарактеризуем факторы внешней среды ПХС. Как указывалось выше, с позиций системного подхода любая система — это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов — это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, — один из наиболее ярких примеров прямого воздействия внешней среды на успешность деятельности ПХС. В некоторых случаях все ПХС определенного региона ведут дела с одним поставщиком, поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика. Примером может служить обеспечение тепло- и электроэнергией: все организации получают тепло и энергию по ценам и тарифам, установленным региональным монополистом, и редко могут найти альтернативного поставщика. Изменение поставщиком цен на энергию подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов (машиностроительные фирмы, фирмы, распределяющие товары (дистрибьюторы), и магазины розничной торговли). Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности. Для предотвращения таких неприятностей крупные производители заключают долгосрочные контракты с производителями необходимого сырья и обеспечивают тем самым бесперебойный приток материала, расходуемого в большом количестве. Для роста и процветания фирм нужен основной и оборотный капитал. Потенциальных инвесторов, готовых предоставить капитал, несколько: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица. Как правило, чем лучше идут дела у компании, тем легче ей договориться с инвесторами на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Чем больше объем заимствований, тем больше зависимость ПХС от заимодателя. Использовать сложную технику, капиталы и материалы невозможно без обеспечения рабочей силой нужной квалификации и специальностей, поэтому основной заботой современной ПХС стали воспроизводство человеческого ресурса, отбор и поддержка талантливых менеджеров. В любой экономической системе взаимодействие между покупателями и продавцами попадает под действие многочисленных административных и правовых ограничений. Каждая ПХС имеет определенный правовой статус: единоличное владение компанией, акционерное общество (разные типы), государственная организация и т. п. Именно это определяет, как организация должна вести свои дела и какие налоги платить, какие взаимоотношения с внешним миром будут складываться. Само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителей своей продукции (товаров, услуг) и удовлетворять их запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все. Важный внешний фактор — это конкуренты. Руководство каждого предприятия понимает: если не удовлетворять нужды потребителей так же четко и эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода продукцию и услуги можно продать и какую цену запросить. От реакции на конкуренцию зависят факторы внутренней среды ПХС, условия работы, оплата труда и характер отношений руководителя и подчиненных. Любая организация функционирует в определенной социокультурной среде, т. е. имеет свои целевые установки, жизненные ценности, традиции и т. д. Например, сложившееся мнение, что женщины не склонны рисковать и некомпетентны как руководители, несмотря на то что такая установка не правомерна, устоялось в практике служебного продвижения женщин и найма на работу, и избавиться от него непросто. Социокультурные факторы влияют также на разнообразие, форму, цвет и т. п. товаров или услуг, являющихся результатом деятельности ПХС. Тесно связаны с социокультурными традициями и некоторые аспекты политической обстановки, что имеет особое значение для руководителей. Например, настроения и политические пристрастия местной администрации, законодательных органов и судов, их отношение к бизнесу. Эти настроения влияют на систему налогообложения (установление налоговых льгот и пошлин), требования к найму и продвижению представителей национальных меньшинств, защиту потребителей, контроль цен и заработной платы и т. п. Большое значение для ПХС, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Особенно он влияет на приток капитала из-за рубежа. Возможности получения организацией заемного капитала для своих нужд в значительной степени зависят от состояния экономики. Федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Центральным банком РФ. В результате становится трудно получить займы, и обходятся они организации дороже. Организации, ведущие дела во многих странах, считают особо важным для себя состояние экономики этих стран. Колебания курса доллара относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов долларов. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно также может решить сделать займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Внешняя среда не может быть постоянной. Выделяются среда, параметры которой изменяются медленно, и среда, которая меняется резко и непредсказуемо. Ч.Ф. Сэйбл и Дж.Е. Прокоп в работе «Стабилизация через реорганизацию», а также М. Хаммер и Дж. Чампи в книге «Реорганизация корпорации» пишут, что примерно до 1975 г. внешняя среда организаций была устойчивой, редко происходили какие-либо глобальные катаклизмы, изменения в среде были незначительны, т. е. можно было говорить о существовании спокойной внешней среды. Менеджеры того времени должны были организовывать свои предприятия таким образом, чтобы использовать все имеющиеся благоприятные возможности. Результатами такого положения были: • длительные циклы жизни товаров; • наличие большого времени на разработку новых продуктов (технологий, услуг); • главное условие в кооперации — цены; • увеличение размеров компаний с пирамидальной структурой: содержание в составе компании собственных экспертных подразделений; • массовое производство; • содержание больших складских помещений для сырья и готовой продукции. Те же авторы отмечают, что примерно с конца 1970-х — начала 1980-х гг. ситуация начала усложняться, в том числе вследствие стремительного научно-технического прогресса. Так сформировалась изменчивая (турбулентная) внешняя среда, характеризуемая повышенной неустойчивостью, непредсказуемостью. Поведение менеджеров в этих условиях усложнилось по сравнению с их действиями в спокойной среде. Правила, согласно которым организации должны действовать быстро и непредсказуемо, меняются. В таких турбулентных окружениях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию, следствием чего являются: • резкое укорочение жизненных циклов товаров; • уменьшение сроков разработки товаров; • невыгодность содержания больших складов; • изменение требований к технической подсистеме организации; • усложнение продукции; • изменение отношений «заказчик — изготовитель» (уверенность в компетентности); • нереальность содержания собственных экспертных наукоемких служб; • диктат потребителя; • ужесточение конкурентной борьбы; • снижение роли цены в кооперации. Усложнение продукции, естественно, привело к усложнению разработки ее новых видов. Вместо разработки продукта как единого целого фирмы делят его на дискретные части, формулируют требования к каждой из них, а затем поручают дальнейшее тщательно продуманное описание и проектирование другим фирмам, специализирующимся в соответствующей области. За счет параллельного исполнения сокращаются затраты и время проектирования, а заказчик получает выгоду от специальных знаний и компетенции, которые специалист приобрел, решая проблемы других клиентов и в ходе выполнения заказа, оплачивает затраты на производство таких знаний вместо того, чтобы брать эти затраты на себя целиком (это не единственное преимущество описанного подхода). Сейчас даже крупнейшие фирмы не могут позволить себе иметь собственных экспертов и инвестиционный капитал, достаточные для того, чтобы идти в ногу со всеми нововведениями, соответствующими текущему и будущему спросу на продукцию. Турбулентная среда предъявляет требования, которым вынуждены подчиняться существующие в этой среде предприятия. Если менеджеры компании, какой бы сильной она ни была, не уловят изменения во внешней среде и вовремя не изменят свою компанию, чёрёз некоторое, довольно небольшое время уже будет поздно что-либо предпринимать, и прежние позиции будут проиграны конкурентам. Коротко эти требования таковы: • уменьшение размеров организации; • реорганизация; • постоянное отслеживание ситуации во внешней среде; • немедленная реакция на изменения внешней среды; • введение системы производства «in time». (При производстве «in time» продукция изготавливается в точно назначенный момент времени так, что дефекты и их причины обнаруживаются и устраняются немедленно по ходу перемещения заготовки от позиции к позиции, в идеале вообще без попадания на склад.) Если существует отдельная организация, то существует и граница, отделяющая организацию от внешней среды. Менеджеры должны уметь влиять на границу соприкосновения ПХС с внешней средой, чтобы создать условия воздействия на процессы внутри организации и ее взаимодействия со средой. Это. очень важно для нормального функционирования организации как динамически развивающейся системы. Граница может быть как физическая (стены здания), так и организационная (различия в уровнях заработной платы, социальных условиях), а также в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к организации). Однако невозможно учесть все факторы влияния, поэтому следует ограничиваться только теми факторами внешней среды, от которых реально зависит результативность ПХС, — сформировать границу соприкосновения с внешней средой. Менеджмент управляет процессом трансформации, манипулирует входами и подстраивает выходы в соответствии с существующими запросами рынка (внешней среды). К важнейшим характеристикам внешней среды относятся: • взаимосвязанность факторов внешней среды — сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Иногда изменение одного фактора может повлечь за собой непредсказуемые последствия вплоть до изменения общего состояния экономики страны в целом. Таким образом, внешние факторы не могут рассматриваться изолированно — все они взаимосвязаны; • сложность внешней среды — число факторов, на которые ПХС обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора. Если на ПХС «давят» государственные решения, частое перезаключение договоров с профсоюзами, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, то можно утверждать, что эта ПХС находится в более сложном окружении, чем та, которая имеет небольшое число поставщиков, нескольких конкурентов, но в которой отсутствует профсоюз, медленно идет изменение технологии. Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом — им приходится иметь дело с небольшим объемом информации, необходимой для принятия решений; • подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении ПХС. Очевидно, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Хотя эта тенденция является общей, есть такие ПХС, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды заставляет ПХС или ее подразделения использовать и учитывать разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих переменных. Это делает принятие решений весьма сложным процессом; • неопределенность внешней среды — функция количества информации о конкретном факторе, которой располагает ГТХС, а также функция уверенности в этой информации. Чем неопределеннее сведения о внешнем окружении, тем труднее принимать решения. Внутренняя среда ПХС состоит из элементов структурного и процессного характера. Элементы структурного характера закрепляются в структуре ПХС, а процессные — это элементы каждодневной деятельности. Процессные элементы. Процессы в деятельности ПХС можно классифицировать по объекту — на подсферы (субсистемы) маркетингового, финансового, кадрового, производственного, материального и транспортного хозяйства. В каждой из этих подсфер различают процессы применения (занятости), производства, транспортировки, хранения и выхода (сбыта, выдачи, высвобождения и погашения). Осуществляемая ПХС деятельность регулируется действиями ведущего процесса — менеджмента (инновация, постановка целей, планирование, принятие решения, распоряжение, мотивация, организация, координирование, разрешение конфликтов, контроль, представительство и ответственность, информирование, коммуникации), реализуемого в организационной структуре. Структурные элементы. К структурным элементам, которые обусловливают строение предприятия, в первую очередь относятся высшие цели, а именно цели, обещающие успех, к которому стремится ПХС (производственно-хозяйственные, корпоративные или общехозяйственные), а также социальные цели. Поле деятельности ПХС — это работы, которые необходимо выполнить (в области первичной продукции, промышленной или ремесленной продукции, в секторе платных услуг). К структурной характеристике предприятия относятся его местоположение (расположение) и правовая форма. В последнем случае речь идет об унифицированной предписанной правопорядком системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, а в пределах предприятия — между долевыми собственниками (например, в акционерном обществе, товариществе). Кроме того, к структурным элементам относятся собственники предприятия (семьи, не связанные или связанные с общественным правом, долевые собственники, анонимные вкладчики капитала, государство в качестве собственника), связи с другими предприятиями (система производственных длительных соглашений по распределению заданий, ограничению компетенций, коммуникаций). И, наконец, к структурным элементам предприятия на определенном отрезке времени относятся принципиальное качественное оснащение производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение (размер предприятия: малое, среднее, большое). Факторы изменения структуры ПХС. Хотя структурные элементы в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени, однако они не остаются неизменными. При рассмотрении структурных элементов в генетическом аспекте можно выделить однократные события, которые определяют структуру ПХС. Создание предприятия — первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. В ходе развития производства (расширения) могут произойти различные изменения структуры: может возникнуть другая цель (например, переориентация с общехозяйственных на производственно-хозяйственные цели) или объект предпринимательской деятельности (переход с производства одного вида продукции на несколько). При последующем устройстве, разделении или объединении речь может идти о смене месторасположения ПХС в целом или ее частей. За период существования ПХС может измениться и ее правовая форма (преобразование); могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, проводиться разделение или слияние предприятий; меняться собственники предприятия (например, вследствие наследования, продажи предприятия) или организационная форма (реорганизация). ПХС могут изменяться качественно с точки зрения организации факторов (например, замещение личного фактора машинами) или менять свою величину (рост предприятия и сокращение, возможно, стагнация предприятия), существовать с получением больших доходов (процветание предприятия) или попасть в критическое положение, выйти из кризиса (санация предприятия) или закончить свое существование (ликвидация предприятия, банкротство). Факторы изменения структуры ПХС представлены на рис. 22. Часть их относится к внутренним, а часть — к факторам внешнего окружения.
Рис. 22. Факторы изменения структуры ПХС
Из внутренних факторов рассмотрим в первую очередь размеры предприятия. Крупные предприятия, как правило, более специализированы, с высокой степенью разделения труда. Их производственная структура разветвлена и включает многочисленные подразделения и связи между ними. Высокая степень специализации обусловливает более сильную формализацию организации и сложный механизм деятельности как производственных, так и управленческих подразделений. На мелких предприятиях один человек может выполнять разнообразные функции. Широкий спектр задач и направлений деятельности крупных предприятий и организаций обусловливает создание в их структуре целых подразделений качественно (в смысле содержания выполняемых функций) иных, чем в мелких организациях, например по технике безопасности, маркетинговым исследованиям, экологии, социальной поддержке трудового коллектива и т. п., что требует более высоких затрат на управление. Из-за большого разнообразия и сложности задач, решаемых крупными ПХС, верхний уровень управления стремится делегировать принятие некоторых решений более низким уровням управления. В результате удлиняется иерархическая лестница, усиливается специализация управленческих и производственных функций и усложняется координация. Чем крупнее ПХС, тем вероятнее, что ее сотрудники будут исполнять стандартизированные функции, следовать стандартизированным процедурам и формализованным документам. Такая организация будет обладать высокой структуризацией деятельности и многими признаками бюрократии. Особенно сильно влияет на организацию деятельности ПХС применяемая технология. Дж. Вудворд, анализируя разнообразие предприятий, пришла к выводу, что их структура определяется производственной структурой и концентрацией производства: штучное (индивидуальное), мелкосерийное (групповое), поточное (массовое). Действительно, различия в технологии ведут к различиям в организационных структурах, что проявляется в изменении структуры при переходе от поточного производства к штучному и мелкосерийному. Графически это представляется в виде пирамиды, в первом случае — с узким основанием, во втором — с широким. Производство одиночных изделий и малых серий чаще всего организовано по принципу цехов. Это приводит к тому, что решения мастера цеха являются важным инструментом управления. Производство больших серий, или массовое изготовление, продукции (предоставление массовых услуг) чаще всего организовано по предметному принципу. Он обусловливает большую формализацию производства. Решающими факторами для применения централистских или «свободных организационных» структур являются уровень квалификации, дисциплина сотрудников и осознание ими ответственности, характеризующие зрелость коллектива. Дело в том, что рассмотренные выше факторы (размер организации, технология) и соответствующие им организационные и производственные структуры определяют как бы формальную систему, в рамках которой в явной форме осуществляются выработка и реализация решений. Естественно, решения, принимаемые с позиции формальной системы, неизбежно влияют на интересы людей, их карьеру, вызывая соответствующую реакцию (табл. 6). Карьерные устремления людей достигаются путем соревнования и кооперирования, т. е. существует некоторая неформальная система, в рамках которой решения, принятые в формальной системе, оцениваются с позиции их влияния на интересы неформальной системы. Таким образом, любые структурные изменения должны учитывать интересы и устремления людей и соответствовать им. Спектр устремлений тем шире, чем выше уровень профессионализма, образования, культуры, и тем сильнее влияние системы ценностей и убеждений, социально-психологического климата на распределение функций, передачу прав и ответственности на формирование структуры ПХС.
Таблица 6 Участники деятельности ПХС и их интересы
Весьма многообразно влияние факторов внешнего окружения. В соответствии с законом необходимого разнообразия организация ПХС должна соответствовать разнообразию ее окружения. Чем оно многообразнее, тем более разнообразна деятельность ПХС и сложнее ее структура. К числу основных факторов внешнего окружения относится уровень стабильности внешних условий. Относительно стабильные уровни определяют тип ПХС, близкий по содержанию бюрократии М. Вебера. Структурные подразделения строятся по функциональному принципу. В рамках подразделений каждый сотрудник выполняет четко определенные, предписанные ему функции. Существует строгая иерархия контроля, а ответственность за всю идентификацию информации и координацию сосредоточена на вершине иерархической лестницы. Основной тип связи — вертикальный («руководитель — подчиненный»). Нестабильные условия, когда встают новые задачи, решение которых не может быть распределено между существующими специализированными подразделениями, требуют непрерывной перестройки и переопределения индивидуальных функций. В нестабильных условиях предпочтение отдается структурам, в которых между всеми уровнями существуют взаимодействие и связь (преимущественно в виде передачи информации, проведения совещаний, согласований и т. п., а не распоряжений), а определяющим направлением связи является горизонтальная. В таких структурах в меньшей степени используются нормы и строгие правила, определяющие функции и ответственность сотрудников. Профессор Эдинбургского университета Т. Берне назвал тип структуры, отвечающий требованиям стабильных условий, механистическим, а нестабильных — организмическим. Переход от механистической структуры к организмической всегда весьма болезненный и имеет ряд промежуточных форм. Дело в том, что сотрудники механистической организации не только находятся в подчинении у ПХС в целом, но и являются членами групп, социальных сообществ со стабильными структурами карьеры, внутригрупповыми интересами и конфликтами между группами. При попытке внесения структурных изменений возникает энергичная борьба между существующими структурными подразделениями и отдельными лицами за контроль над новыми функциями и ресурсами. Это отвлекает ПХС от поставленной цели, «увековечивает» устаревшие механистические структуры и приводит к созданию патологических систем как результат адаптирования механистической системы к изменяющимся внешним условиям. Патологические организационные формы могут быть трех типов: 1) тип, когда при решении возникших проблем обращение к специалистам или вышестоящему руководителю осуществляется по иерархической лестнице; 2) «механистические джунгли» — создание в рамках существующей формальной структуры новых подразделений для решения возникающих проблем; 3) сверхчеловеческая система — комитеты. Идея таких комитетов состоит в том, что объединение, хотя и на временной основе, выдающихся «мозгов» способствует решению любых новых проблем. Существенно влияют на структуру ПХС хозяйственная и правовая системы. Например, антимонопольное законодательство, запрет на приватизацию отдельных типов ПХС и т. п. ограничивают возможность использования определенных организационных структур и обусловливают целевую ориентацию деятельности, а отсюда и структуру ПХС. Так, в условиях рыночной экономики существуют два стратегических принципа организации производства и предоставления услуг, которые диктуют определенную структуру ПХС: 1) быть поставщиком более дешевых товаров и услуг на выбранном сегменте рынка (реализация этого принципа требует создания крупного массового производства); 2) производить специализированную с определенными характеристиками продукцию или предоставлять специализированные услуги. А. Чандлер, развивая это утверждение, выделяет два вида стратегии на рынке: 1) позитивную (наступательную), когда фирма активно ищет новые рынки и новую продукцию (услуги) для обслуживания этих рынков (стратегия ориентирована на увеличение разнообразия — диверсификацию), 2) защитную, когда организация действует в целях защиты своего текущего положения. По мнению Чандлера, реализация позитивной стратегии требует высокоструктурированной ПХС, но с высоким уровнем автономии ее подразделений в принятии решений. Защитная стратегия реализуется через высокую структурированность ПХС и концентрацию власти. Редко случается, что ПХС использует в чистом виде одну из этих стратегий. Обычная ситуация — это поиск приемлемого баланса между ними. Важно определить, какая из стратегий доминирует, поскольку выбор той или иной стратегии приводит к различным формам организации производства и управления и, соответственно, к разным затратам. В числе факторов внешнего окружения следует отметить также степень зависимости ПХС от других организаций. Эта зависимость весьма значительна. Чем больше организация зависит от владельцев, поставщиков или потребителей или даже одного из них (полная зависимость существует тогда, когда ПХС находится в полной собственности другой), тем меньшую автономию в принятии решений она имеет, тем большая централизация власти внутри нее и тем более формализована ее структура. Производственная структура ПХС. Как указывалось выше, важнейшей чертой ПХС является объединение в одном целом подсистемы управления и управляемой подсистемы. В результате выделяют производственную структуру и структуру управления (организационную структуру). Самая общая группировка производственных подразделений может быть осуществлена по признаку охвата фаз производственного процесса: основное производство, вспомогательное, обслуживающее. Основное производство — совокупность производственных процессов, в ходе которых сырье, основные материалы или полуфабрикаты превращаются в готовый продукт. Оно состоит из ряда фаз, технологических переделов, организационно оформленных в соответствующие подразделения: ü заготовительные (изготовление отливок, поковок, штамповок); ü обрабатывающие (механическая, термическая, обработка деталей); ü сборочные (сборка узлов машин). Вспомогательное производство — совокупность производственных процессов и соответствующих подразделений, изготавливающих приспособления, инструмент, штампы, модели и прочую технологическую оснастку или осуществляющих ремонт средств производства и орудий труда. Обслуживающее производство — совокупность подразделений, обеспечивающих функции контроля за качеством продукции, а также хода основных и вспомогательных технологических процессов, транспортного обслуживания и складских операций. В зависимости от размеров ПХС различают цеховую, безцеховую и корпусную структуры. При цеховой и корпусной структуре формирование подразделений (цехов, производств) осуществляется по предметному и технологическому признакам. Как правило, корпусная структура характерна для очень крупных ПХС, цеховая — для больших и средних. Безцеховая структура характерна для небольших предприятий. Кроме классификаций по технологическим признакам ПХС подразделяются по организационным признакам. Эти признаки относятся к любым видам систем. По масштабам и повторяемости выпуска продукции выделяются массовое, серийное и индивидуальное производства; по методам организации — поточное, единичное, партионное; по характеру производственного процесса — непрерывное, прерывное (дискретное); по характеру поступления ресурсов — сезонное и круглосуточное; по степени специализации выпускаемой продукции — специализированное, универсальное, смешанное. Поиск рациональной производственной структуры позволил практическим работникам и исследователям сформулировать ряд законов и принципов, по которым формируются производственные структуры ПХС. Среди них можно выделить как общие, так и специфические законы и принципы. К общим законам и принципам следует отнести: • закон возрастающего производства: при увеличении объема переработки ресурсов затраты труда на единицу продукции уменьшаются, но увеличиваются после достижения определенной пропорции (закон концентрации); • закон специализации: разделение сложного труда повышает его производительность; • закон синергии: объединение разрозненных мелких единиц (органов) в одну группу сокращает затраты на координацию и повышает эффективность производства; • закон гармонии труда: общие затраты труда меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единицы соответствует производительной мощности других кооперированных единиц (закон пропорциональности); • закон самосохранения: каждая ПХС стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс); • закон развития: каждая ПХС стремится достичь наибольшего суммарного потенциала на каждом этапе жизненного цикла;
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.95 (0.012 с.) |