Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В рамках изучаемой темы необходимо изучить также субъекты организации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъектами организации в любых социальных системах являются менеджеры (руководители) разных уровней иерархии. При этом объем и содержание организационной деятельности существенно различаются по уровням иерархии (рис. 9).
Рис. 9. Место функций организации в совокупности функций управления Работа руководителя составляет часть процесса организации, поскольку требует выбора, использования и совершенствования определенных организационных форм; составления общего плана работы; объединения людей; руководства работой; согласования отдельных частей организации и отдельных работников, контроля работы. Успех работы руководителя, ее результат зависят от того, как подобраны исполнители той или иной работы, четко ли поставлены цели и задачи, составлен ли план и определена последовательность его выполнения. Руководитель должен уметь оценивать обстановку, условия и имеющиеся ресурсы, распределять работу между исполнителями, выбирать методы воздействия и контроля выполнения работы. Можно выделить: • организаторов производства — руководителей различных" (верхних и нижних) уровней управления (бригадир, мастер, старший мастер, начальник участка, смены, цеха), организующих труд коллектива работников, т. е. понятие «организатор производства» употребляется для подчеркивания ответственности руководителя любого уровня, любого ранга за результаты производственной деятельности предприятия, объединения, отрасли; • организаторов управления — руководителей, организующих работу аппарата управления, его работников и оказывающих воздействие на процесс производства через аппарат управления. Руководитель предприятия, учреждения, так или иначе связанный с процессом производства, выступает как организатор производства и как организатор управления (например, начальник цеха, производства, директор предприятия). Чем выше уровень управления, тем в большей мере руководитель выступает как организатор управления. В этом качестве он должен уметь организовать работу аппарата управления, постоянно нацеливать его на решение актуальных задач, принимать меры по повышению квалификации подчиненных, заботиться об улучшении условий их труда. Для этого ему необходимы знания теории и организации управления, экономики, права, делопроизводства, социологии и психологии управления, передовых методов работы. Чтобы учить других, как работать, организатор управления должен пополнять свои знания, показывать пример организованности, рационального использования рабочего времени. П.М. Ерманский (1920) так определил основные функции руководителей. 1. Руководящая (на основе заранее разработанного плана распределения работ между сотрудниками, контроль и непосредственное управление процессом выполнения работ). 2. Исполнительно-техническая, или производственная, функция — непосредственное руководство производственным процессом. 3. Информационная (обеспечивает своевременность и равномерность работы). 4. Учетно-распределительная (снабжение средствами и материалами для работы, включая и регулирование рабочей силы). 5. Функция согласования усилий и направлений деятельности. 6. Функция обследования (анализ внешних условий деятельности). Понятие «организация управления» включает создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования ранее образованной действующей системы управления. При этом сама ПХС выступает и как исходная предпосылка, и как результат управления. С одной стороны, управляющее воздействие в сложных иерархически построенных системах может иметь организованный характер в случае, если оно направлено на создание какой-либо новой подсистемы, изменение строения или функционирования нижестоящих управляющих звеньев. С другой стороны, процесс управления, возникающий уже на этом уровне, осуществляется в рамках определенной ПХС, поэтому ни одна из категорий — «организация» или «управление» — не является первичной по отношению к другой, они дополняют друг друга. Организация управления осуществляется путем организационного проектирования, реорганизации или ликвидации действующих систем, рационализации управления. Улучшение организации управления достигается благодаря повышению организованности системы управления, ее упорядочению. Система управления организована, если: ü определены границы системы, т. е. установлено, сколько и каких подсистем, образующих элементов она включает, какие другие элементы того же класса из имеющихся их множеств отнесены к другим системам; ü определены переменные (характеристики) образующих элементов и путем наложения ограничений на значение каждой переменной установлены допустимые соотношения возможных значений переменных; ü предписаны образ действий каждого элемента и схема их взаимодействия. Управление организуется с помощью определенных методов, любой субъект управления по отношению к вышестоящему выступает объектом управления. Полная упорядоченность системы управления достигается комплексным применением организационных методов управления: регламентирования, нормирования, инструктирования. Это позволяет упорядочить представления о том, какое управляющее звено и что должно делать, как, каким образом и в какие сроки. Однако для создания реально действующей, а не формальной организации необходимы также экономические и социально-психологические методы управления. Структура управления не может быть приведена в действие, если не будет дополнена схемой должностных окладов, позволяющих принять на обусловленные структурой рабочие места конкретных работников с определенными деловыми и личными качествами. Изменения, происходящие во внешней среде, могут нарушать пропорциональность в организации системы, соответствие между ее элементами и, в частности, соотношение между ее управляющей и управляемой частями. Это требует повышения степени организованности системы, т. е. ее развития, осуществления своевременной организационной перестройки. Последняя должна обеспечивать управляемость системы — способность достигать цели управления, укладываясь в заданное время и ограничения по ресурсам. Совершенствование организации системы управления предполагает: ü более четкую постановку целей перед звеньями управления; ü установление согласованности критериев оценки деятельности звеньев разных уровней и повышение действенности стимулов, побуждающих к слаженным действиям; ü улучшение формирования объектов и системы управления, обеспечивающее концентрацию производства и компетентность руководства; ü выбор рациональных форм организации управления, совершенствование структуры системы, распределение в ней обязанностей, прав, ответственности; ü разработку эффективных методов, программ и алгоритмов, обеспечивающих высокое качество решения задач управления, а также рациональные правила работ по функциям управления; ü внедрение высокопроизводительных операций и процессов обработки информации, документооборота, основанное на современной компьютерной и организационной технике; ü установление научно обоснованного режима труда административно-управленческого персонала, повышение культуры управления. Наука управления и, в частности, теория организации обусловливают комплексный подход к организации системы управления, функционирования всех основных ее элементов и их взаимосвязей. Важнейшим ресурсом совершенствования и развития системы управления (субъекта управления) и объекта управления (ПХС) является синергия – свойство организационной системы получать в результате согласованной деятельности своих элементов более высокий конечный результат, чем сумма результатов их индивидуального функционирования. Эффект синергии, полученный за счет непосредственно управленческих действий, называют «управленческий синергизм». Логику менеджмента, учитывающего фактор синергии, можно представить в виде следующей схемы: учет синергии как свойства организации → оценка синергического потенциала организации → принятие управленческого решения, учитывающего значение синергического потенциала организации → получение организацией синергического эффекта → рост эффективности организации. Возрастание эффективности организации за счет использования своего синергического потенциала происходит как по параметру экономии ресурсов на единицу производимого продукта, так и по параметру достижения цели (целей). Использование синергического эффекта в качестве управленческого ресурса в процессе принятия управленческого решения может в определенной степени снять ограничение рациональности, если использовать методику оценки синергического потенциала организации. Степень рациональности управления в режиме синергического менеджмента повышается, что обеспечивает рост эффективности организации. Наряду с ресурсом синергии ПХС располагают и другими, фактически не ограниченными ресурсами управления, такими как самоорганизация — функционально дифференцированная, целенаправленная коллективная деятельность людей при минимальном упорядочивающем воздействии извне. Происходит это в виде когерентного, согласованного взаимодействия элементов самой системы, что обеспечивается благодаря взаимопониманию, установившемуся между людьми. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация соответствующей системы. И. Шумпетером была отмечена определенная самостоятельность самоорганизующегося объекта управления относительно субъекта управления. Например, он обратил внимание на такой результат предпринимательства, как самопроизвольный перевод самоорганизующегося объекта в еще более неравновесное состояние при попытках повышения уровня его организованности со стороны субъекта управления. Это значит, что саморазвитие объекта возможно против воли субъекта управления (например, предпринимателя или менеджера). Самоорганизация ПХС имеет ряд преимуществ перед организовыванием. Преимущество самоорганизации заключается прежде всего в том, что она побуждается объективными предпосылками функционирования конкретной системы, которые не всегда улавливаются субъектом управления. Способность ПХС к самоорганизации свидетельствует о ее жизнеспособности, способности к самодвижению, изменениям при переходе от одних состояний к другим, способности менять свою структуру и в конечном счете повышать уровень своей организованности, а следовательно, и управляемости. К тому же самоорганизация генетически выступает как первичный атрибут по отношению к организовыванию, так как последнее всегда связано с целерациональной деятельностью, что при принятий организационных решений бывает не всегда (например, принятие управленческого решения на основе интуиции вопреки логике расчетов). Несомненно, в ПХС самоорганизация выступает в единстве с организовыванием как функцией субъекта управления. В этом случае развитие ПХС существенно зависит, во-первых, от соотношения этих процессов, а во-вторых, от того, насколько организовывание соответствует внутренней природе объекта управления, объективным потребностям ее развития. Соответственно, если исходить из управленческой дихотомии «организация — самоорганизация», можно выделить два типа управления: 1) организацию (точнее, организовывание) — управленческое воздействие на объект со стороны субъекта управления (классическое управление); 2) самоорганизацию (на практике реализуется как самоуправление) — слияние субъекта и объекта управления в единое целое. Как нам представляется, соотношение организации и самоорганизации — решающий параметр для характеристики управления, так как все остальные факторы (открытость — закрытость, либерализм — авторитаризм, делегирование полномочий и т. п.) в управлении являются либо следствием осуществляемой в организации политики соотношения организации — самоорганизации, либо условием осуществления этой политики (например, делегирование полномочий). В частности, ориентация менеджмента на самоорганизацию ПХС требует соблюдения в повседневной практике как минимум следующих условий: присутствия в системе мотивации персонала значительного гуманистического компонента, последовательного осуществления гуманистических принципов, соблюдения прав и свобод человека, учета индивидуальных предпочтений членов организации. Согласно постулатам синергетики управление процессами развития открытой нелинейной системы (к которым относится и ПХС) может быть эффективным только тогда, когда внешнее управляющее воздействие согласовано с внутренними свойствами объекта и выводит его на собственные тенденции развития. Физики называют это резонансным воздействием. Основой его является ориентация не на силу управляющего воздействия, а на согласованность с собственными тенденциями эволюции системы. Эффективно управлять значит инициировать, выводить объекты управления на собственные линии развития. В данном случае речь идет о потенциальной возможности для каждой организации гармонизировать управляющее воздействие со стороны субъекта управления с внутренним самоуправлением организации (рис. 10).
Рис. 10. Взаимодействие процессов организации и самоорганизации
Литература: 1-8 Вопросы для самопроверки. 1) Что включает в себя организация исполнительной деятельности. 2) В чем заключается системный подход к функции организации? 3) Кто является субъектами организации в социальных системах? 4) Что включает в себя организация управления, и каковы факторы ее эффективности? 5) Почему системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связывают с самоуправляемыми процессами систем?
Тема 4. Предприятия, организации, учреждения как объекты управления
Содержание темы: Понятие производственно-хозяйственной системы и ее системные признаки Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации Классические представления о ПХС. Современные теории и концепции. Методические указания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.012 с.) |