Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В рамках изучаемой темы необходимо изучить также субъекты организации.

Поиск

Субъектами организации в любых социальных системах являются менеджеры (руководители) разных уровней иерар­хии. При этом объем и содержание организационной деятель­ности существенно различаются по уровням иерархии (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Место функций организации в совокупности функций управления

Работа руководителя составляет часть процесса организа­ции, поскольку требует выбора, использования и совершен­ствования определенных организационных форм; составления общего плана работы; объединения людей; руководства рабо­той; согласования отдельных частей организации и отдельных работников, контроля работы. Успех работы руководителя, ее результат зависят от того, как подобраны исполнители той или иной работы, четко ли поставлены цели и задачи, составлен ли план и определена последовательность его выполнения. Руко­водитель должен уметь оценивать обстановку, условия и име­ющиеся ресурсы, распределять работу между исполнителями, выбирать методы воздействия и контроля выполнения работы.

Можно выделить:

• организаторов производства — руководителей различных" (верхних и нижних) уровней управления (бригадир, ма­стер, старший мастер, начальник участка, смены, цеха), организующих труд коллектива работников, т. е. понятие «организатор производства» употребляется для подчер­кивания ответственности руководителя любого уровня, любого ранга за результаты производственной деятель­ности предприятия, объединения, отрасли;

• организаторов управления — руководителей, организу­ющих работу аппарата управления, его работников и оказывающих воздействие на процесс производства через аппарат управления. Руководитель предприятия, учреждения, так или иначе связанный с процессом про­изводства, выступает как организатор производства и как организатор управления (например, начальник цеха, производства, директор предприятия). Чем выше уро­вень управления, тем в большей мере руководитель вы­ступает как организатор управления. В этом качестве он должен уметь организовать работу аппарата управления, постоянно нацеливать его на решение актуальных задач, принимать меры по повышению квалификации подчи­ненных, заботиться об улучшении условий их труда. Для этого ему необходимы знания теории и организации управления, экономики, права, делопроизводства, социо­логии и психологии управления, передовых методов работы. Чтобы учить других, как работать, организатор управления должен пополнять свои знания, показывать пример организованности, рационального использова­ния рабочего времени.

П.М. Ерманский (1920) так определил основные функции руководителей.

1. Руководящая (на основе заранее разработанного плана распределения работ между сотрудниками, контроль и непосредственное управление процессом выполнения работ).

2. Исполнительно-техническая, или производственная, фун­кция — непосредственное руководство производствен­ным процессом.

3. Информационная (обеспечивает своевременность и рав­номерность работы).

4. Учетно-распределительная (снабжение средствами и материалами для работы, включая и регулирование ра­бочей силы).

5. Функция согласования усилий и направлений деятель­ности.

6. Функция обследования (анализ внешних условий дея­тельности).

Понятие «организация управления» включает создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в построение и порядок функционирования ранее образованной действующей системы управления. При этом сама ПХС выступает и как исходная предпосылка, и как ре­зультат управления. С одной стороны, управляющее воздей­ствие в сложных иерархически построенных системах может иметь организованный характер в случае, если оно направле­но на создание какой-либо новой подсистемы, изменение строения или функционирования нижестоящих управляющих звеньев. С другой стороны, процесс управления, возникающий уже на этом уровне, осуществляется в рамках определен­ной ПХС, поэтому ни одна из категорий — «организация» или «управление» — не является первичной по отношению к дру­гой, они дополняют друг друга. Организация управления осу­ществляется путем организационного проектирования, реорганизации или ликвидации действующих систем, рационали­зации управления.

Улучшение организации управления достигается благодаря повышению организованности системы управления, ее упоря­дочению. Система управления организована, если:

ü определены границы системы, т. е. установлено, сколько и каких подсистем, образующих элементов она включа­ет, какие другие элементы того же класса из имеющихся их множеств отнесены к другим системам;

ü определены переменные (характеристики) образующих элементов и путем наложения ограничений на значение каждой переменной установлены допустимые соотноше­ния возможных значений переменных;

ü предписаны образ действий каждого элемента и схема их взаимодействия.

Управление организуется с помощью определенных мето­дов, любой субъект управления по отношению к вышестояще­му выступает объектом управления.

Полная упорядоченность системы управления достигается комплексным применением организационных методов управле­ния: регламентирования, нормирования, инструктирования. Это позволяет упорядочить представления о том, какое управля­ющее звено и что должно делать, как, каким образом и в ка­кие сроки. Однако для создания реально действующей, а не формальной организации необходимы также экономические и со­циально-психологические методы управления. Структура управ­ления не может быть приведена в действие, если не будет до­полнена схемой должностных окладов, позволяющих принять на обусловленные структурой рабочие места конкретных ра­ботников с определенными деловыми и личными качествами. Изменения, происходящие во внешней среде, могут нарушать пропорциональность в организации системы, соответствие между ее элементами и, в частности, соотношение между ее управляющей и управляемой частями. Это требует повышения степени организованности системы, т. е. ее развития, осущест­вления своевременной организационной перестройки. Последняя должна обеспечивать управляемость системы — способ­ность достигать цели управления, укладываясь в заданное вре­мя и ограничения по ресурсам.

Совершенствование организации системы управления предполагает:

ü более четкую постановку целей перед звеньями управле­ния;

ü установление согласованности критериев оценки деятель­ности звеньев разных уровней и повышение действеннос­ти стимулов, побуждающих к слаженным действиям;

ü улучшение формирования объектов и системы управле­ния, обеспечивающее концентрацию производства и компетентность руководства;

ü выбор рациональных форм организации управления, со­вершенствование структуры системы, распределение в ней обязанностей, прав, ответственности;

ü разработку эффективных методов, программ и алгорит­мов, обеспечивающих высокое качество решения задач управления, а также рациональные правила работ по функциям управления;

ü внедрение высокопроизводительных операций и процес­сов обработки информации, документооборота, основанное на современной компьютерной и организационной технике;

ü установление научно обоснованного режима труда адми­нистративно-управленческого персонала, повышение культуры управления.

Наука управления и, в частности, теория организации обу­словливают комплексный подход к организации системы управления, функционирования всех основных ее элементов и их взаимосвязей. Важнейшим ресурсом совершенствования и развития системы управления (субъекта управления) и объекта управления (ПХС) является синергия – свойство организаци­онной системы получать в результате согласованной деятельности своих элементов более высокий конечный результат, чем сумма результатов их индивидуального функционирования. Эффект синергии, полученный за счет непосредственно управ­ленческих действий, называют «управленческий синергизм».

Логику менеджмента, учитывающего фактор синергии, мож­но представить в виде следующей схемы: учет синергии как свойства организации → оценка синергического потенциала организации → принятие управленческого решения, учиты­вающего значение синергического потенциала организации → получение организацией синергического эффекта → рост эффективности организации. Возрастание эффективности организации за счет использования своего синергического потен­циала происходит как по параметру экономии ресурсов на еди­ницу производимого продукта, так и по параметру достижения цели (целей).

Использование синергического эффекта в качестве управ­ленческого ресурса в процессе принятия управленческого ре­шения может в определенной степени снять ограничение ра­циональности, если использовать методику оценки синерги­ческого потенциала организации. Степень рациональности управления в режиме синергического менеджмента повыша­ется, что обеспечивает рост эффективности организации.

Наряду с ресурсом синергии ПХС располагают и другими, фактически не ограниченными ресурсами управления, таки­ми как самоорганизация — функционально дифференциро­ванная, целенаправленная коллективная деятельность людей при минимальном упорядочивающем воздействии извне. Про­исходит это в виде когерентного, согласованного взаимодей­ствия элементов самой системы, что обеспечивается благо­даря взаимопониманию, установившемуся между людьми. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация соответству­ющей системы.

И. Шумпетером была отмечена определенная самостоя­тельность самоорганизующегося объекта управления относи­тельно субъекта управления. Например, он обратил внимание на такой результат предпринимательства, как самопроизволь­ный перевод самоорганизующегося объекта в еще более нерав­новесное состояние при попытках повышения уровня его организованности со стороны субъекта управления. Это зна­чит, что саморазвитие объекта возможно против воли субъек­та управления (например, предпринимателя или менеджера).

Самоорганизация ПХС имеет ряд преимуществ перед орга­низовыванием. Преимущество самоорганизации заключается прежде всего в том, что она побуждается объективными пред­посылками функционирования конкретной системы, которые не всегда улавливаются субъектом управления. Способность ПХС к самоорганизации свидетельствует о ее жизнеспособно­сти, способности к самодвижению, изменениям при переходе от одних состояний к другим, способности менять свою струк­туру и в конечном счете повышать уровень своей организованности, а следовательно, и управляемости. К тому же само­организация генетически выступает как первичный атрибут по отношению к организовыванию, так как последнее всегда свя­зано с целерациональной деятельностью, что при принятий организационных решений бывает не всегда (например, при­нятие управленческого решения на основе интуиции вопреки логике расчетов).

Несомненно, в ПХС самоорганизация выступает в единстве с организовыванием как функцией субъекта управления. В этом случае развитие ПХС существенно зависит, во-первых, от соотношения этих процессов, а во-вторых, от того, насколь­ко организовывание соответствует внутренней природе объек­та управления, объективным потребностям ее развития.

Соответственно, если исходить из управленческой дихото­мии «организация — самоорганизация», можно выделить два типа управления:

1) организацию (точнее, организовывание) — управленче­ское воздействие на объект со стороны субъекта управ­ления (классическое управление);

2) самоорганизацию (на практике реализуется как само­управление) — слияние субъекта и объекта управления в единое целое.

Как нам представляется, соотношение организации и само­организации — решающий параметр для характеристики управления, так как все остальные факторы (открытость — закрытость, либерализм — авторитаризм, делегирование пол­номочий и т. п.) в управлении являются либо следствием осу­ществляемой в организации политики соотношения органи­зации — самоорганизации, либо условием осуществления этой политики (например, делегирование полномочий). В частно­сти, ориентация менеджмента на самоорганизацию ПХС требует соблюдения в повседневной практике как минимум сле­дующих условий: присутствия в системе мотивации персонала значительного гуманистического компонента, последователь­ного осуществления гуманистических принципов, соблюдения прав и свобод человека, учета индивидуальных предпочтений членов организации.

Согласно постулатам синергетики управление процессами развития открытой нелинейной системы (к которым относится и ПХС) может быть эффективным только тогда, когда внешнее управляющее воздействие согласовано с внутренними свой­ствами объекта и выводит его на собственные тенденции раз­вития. Физики называют это резонансным воздействием. Ос­новой его является ориентация не на силу управляющего воз­действия, а на согласованность с собственными тенденциями эволюции системы. Эффективно управлять значит иницииро­вать, выводить объекты управления на собственные линии раз­вития.

В данном случае речь идет о потенциальной возможности для каждой организации гармонизировать управляющее воз­действие со стороны субъекта управления с внутренним само­управлением организации (рис. 10).

 

 

Рис. 10. Взаимодействие процессов организации и самоорганизации

 

 

Литература: 1-8

Вопросы для самопроверки.

1) Что включает в себя организация исполнительной деятельно­сти.

2) В чем заключается системный подход к функции организации?

3) Кто является субъектами организации в социальных системах?

4) Что включает в себя организация управления, и каковы фак­торы ее эффективности?

5) Почему системный подход к исследованию организации в со­временном его толковании тесно связывают с самоуправляе­мыми процессами систем?

 

 

Тема 4. Предприятия, организации, учреждения как объекты управления

 

Содержание темы: Понятие производственно-хозяйственной системы и ее системные признаки Эволюция взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации Классические представления о ПХС. Современные теории и концепции.

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.012 с.)