Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные организации. Хозяйственные организации.

Поиск

 

При выполнении этой работы следует рассмотреть и раскрыть содержание понятия:

- социальной организации. Классификация социальных организаций.

- функции хозяйственных организаций. Свойства хозяйственных организаций.

 

Социальные организации – это системы, создаваемые людьми, в функционировании которых человек играет активную роль.

Социальные организации могут иметь разные формы.

Существует несколько подходов к классификации социальных организаций:

1. По принципам объединения людей:

- добровольные организации (партии, клубы);

- принудительные организации (школы, армия);

- унитарные организации (банки, ВУЗы).

2. По характеру деятельности:

- технологические организации;

- программно-целевые организации;

- непрограммные организации.

3. По способу создания:

- искусственные;

- естественные.

Как правило, социальные организации относятся к открытым системам.

К социальным системам относится группа хозяйственных

(производственных) организаций.

Хозяйственная организация – это совокупность людей, механизмов, материалов, ресурсов, объединенных в систему, имеющую целью своей деятельности производство материальных благ.

К основным производственным функциональным подсистемам относятся:

1. подсистемы процесса производства;

2. подсистемы, определяющие состав элементов производственного процесса;

3. подсистемы, обеспечивающие интеграцию всех производственных процессов.

Хозяйственные организации, несмотря на их разнообразие, имеют ряд общих свойств:

- организация деятельности на социальные потребности;

- широкий спектр внешних и внутренних целей;

- целостность производственной организации;

- наличие объекта управления;

- наличие единого центра- субъекта управления;

- иерархическая структура системы;

- способность решать возникающие проблемы.

В процессе написания данной контрольной работы студенту необходимо определиться с основными критериями социальных организаций.

 

Литература: 1-8

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа 1

Организация как система.

Формирование науки об организации. Возникновение теории организации

«Тектология» А.А. Богданова и теория организации. Исходные понятия теории организации: система, организация, самоорганизация, структура

Цель – дать общие понятия о всеобщей организационной науке.

Задачи:

Сформировать понятийный аппарат.

Освоить исходные понятия теории организации.

 

Методические указания

 

Практические задачи

№ 1.

Приведите различные определения понятия «система» (не ме­нее пяти), дайте их сравнительный анализ. Заполните таблицу.

 

Основные понятия теории систем

Понятие Определение Пример относительно конкретной социально-экономической системы (вуз, предприятие и т. д.)
Элемент    
Подсистема    
Связи    
Отношения    
Свойства    

 

№ 2.

Проиллюстрируйте понятия, характеризующие функциони­рование и развитие систем, на примере какого-либо соци­ально-экономического объекта. Заполните таблицу.

 

Основные понятия, характеризующие функционирование и развитие систем

Понятие Определение Пример
Состояние    
Поведение    
Равновесие    
Устойчивость    
Развитие    

 

№ 3.

На примере конкретного предприятия или организации лю­бой сферы деятельности рассмотрите практическое приме­нение системного подхода.

1. Представьте социально-экономический объект в виде сис­темы как совокупности составляющих ее подсистем (I уро­вень). Далее в каждой подсистеме выделите элементы (II уро­вень), образующие данные подсистемы. Укажите связи между элементами на каждом из рассматриваемых уровнях.

2. Представьте экономический объект в виде гомогенной и гете­рогенной систем.

3. Дайте характеристику объекта как системе с точки зрения по­ведения, сложности, отношения к внешней среде, структурной неоднородности и т. д.

 

Литература: 1- 8.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте предмет теории организации.

2. Почему теорию организации относят к междисциплинарной науке?

3. В чем различие и сходство между теорией организации и тео­рией управления?

4. Согласны ли вы с утверждением, что теория систем имеет орга­нически тесные связи с теорией организации? Аргументируй­те свой ответ и приведите пример.

5. В чем вклад А.А. Богданова в теорию организации?

6. Дайте определение понятиям «система», «подсистема», «эле­мент», укажите черты и виды систем.

7. Согласны ли вы с утверждением, что повышение степени це­лостности системы способствует повышению ее эффективно­сти? Аргументируйте свой ответ.

8. Дайте определение организации (как явления и как процесса) и самоорганизации. Каково соотношение этих понятий?

9. Приведите определение понятия «структура», что такое инва­риантность структуры, фиксированные и вероятностные огра­ничения?

 

Практическая работа 2

Процессы структурного преобразования систем

Цель – закрепит знания о процессах структурного преобразования истем

Задачи:

Закрепить знания о сущности и элементарных процессах преобразования систем.

Уяснить такие понятия как дифференциация и интеграция, освоить формы интеграции.

Закрепить знания в области общих организационных законов.

 

Методические указания

Практические задания

 

№1.

Изучив элементарные процессы структурных преобразований, заполните следующую таблицу.

 

Характеристика процессов организационных преобразований

Название процесса Определение Пример относительно конкретной социально-экономической системы (вуз, предприятие и т.д.)
Соединение эле­ментов системы    
Разъединение элементов    
Изменение числа элементов, входя­щих в систему    
Перестановка эле­ментов системы    
Полимеризация    
Олигомеризация    
Гибридизация    
Параллелизм    
Конвергенция    
Тригтерный эффект    
Гетеробатмия    

 

№ 2.

На примере любой социально-экономической системы рас­смотрите процессы системной интеграции и дифференциации, приведите несколько примеров. Определите тип наблюдаемых интеграционных преобразований.

 

№3. Изучив законы развития систем, заполните следующую таб­лицу.

Характеристика общих организационных законов

Наименование закона Сущность закона Пример проявления закона относительно любой социально-экономической системы
Закон развития    
Закон самосохранения    
Закон равновесия    
Закон наименьших    
Закон синергии    

 

№ 4. Определите связь между законом самосохранения и поняти­ем адаптации организации.

 

№ 5. Определите связь между понятием жизненного цикла орга­низации и действием закона самосохранения.

 

Литература: 1- 8.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Назовите процессы структурных преобразований систем.

2) Охарактеризуйте типы соединений.

3) Что такое цепная связь, какие виды цепной связи вы знаете?

4) Назовите причины разъединения частей целого.

5) В чем заключается содержание процесса дифференциации и каков его механизм?

6) Что такое двойственность системной дифференциации?

7) Раскройте содержание процесса интеграции. Приведите фор­мы и типы интеграции

8) Раскройте сущность процесса самоорганизации, укажите его объективную основу.

9) В чем заключается диалектика развития?

10) Дайте обоснование закона развития.

11) Объясните понятия «прогресс» и «регресс» с информационных позиций.

12) Как проявляется закон самосохранения в биологических и социальных системах?

13) Что такое статическая и динамическая устойчивость?

14) Что такое структурная и количественная устойчивость, их вза­имосвязь?

15) В чем заключаются особенности устойчивости открытых и за­крытых систем?

16) Охарактеризуйте механизм отбора и покажите связь меж­ду механизмом отбора и процессами дифференциации и интеграции.

17) Опишите известные вам типы отбора.

18) Приведите формулировку принципа Ле Шателье.

19) Какой закон организации отражает русская пословица «Где тонко, там и рвется»?

20) Какие следствия вытекают из закона относительных сопро­тивлений?

21) Дайте формулировку закона синергии, назовите синергические связи и отношения.

22) Как отражается в законе синергии процесс организации и са­моорганизации?

 

Практическая работа 3

Процесс организации: содержание, элементы, субъекты Организация управления

 

Цель –закрепить знания о процессах организации, их содержании и субъектах

Задачи:

Уточнить знания о содержании процесса организации.

Упорядочить знания об элементах процесса организации.

 

Методические указания

Практические задачи

№1

Ознакомьтесь со списком работ, которые осуществляются в де­ятельности малого бизнеса (на примере магазина) системати­чески.

Перечень работ, систематически выполняемых в процессе деятельности обувного магазина

1. Открывать магазин вовремя.

2. Следить за тем, чтобы магазин был чистым и привлекатель­ным.

3. Следить за тем, чтобы персонал хорошо выглядел.

4. Поддерживать высокий моральный дух в коллективе.

5. Отвечать на телефонные звонки.

6. Разбираться с жалобами покупателей.

7. Определять рабочее время сотрудников.

8. Проверять соответствие сданной выручки кассовым ведомо­стям.

9. Сдавать деньги в банк.

10. Руководить помощником менеджера.

11. Держать под контролем оформление витрин,

12. Осуществлять надзор над ремонтными и профилактическими работами.

13. Вырабатывать идеи по усовершенствованию.

14. Принимать решения о приеме на работу и увольнении со­трудников.

15. Делать заказы на пополнение заказов.

16. Принимать решения о количестве и фасонах заказываемой обуви.

17. Читать корреспонденцию.

18. Отвечать на корреспонденцию и выполнять содержащиеся в ней указания.

19. Изучать ежедневный отчет о прибылях.

20. Предпринимать что-нибудь, если отчет о прибылях показы­вает неблагоприятное состояние дел.

Выполните следующие задания.

1. Выделите работы: относящиеся исключительно к компетен­ции менеджера; попадающие под категорию: «не хочется, но надо»; «не обязан, но нравится»; работы, которые могут выполняться другими работниками.

2. Составьте аналогичный перечень работ для туристического агентства.

 

№2

Ознакомьтесь с ситуацией.

Объявления о приглашении на работу менеджеров

1. Управляющий директор:...умение общаться с высокой эффек­тивностью... способность максимально использовать ограни­ченные ресурсы... стратегическое мышление в сочетании с энергичностью и энтузиазмом.

2. Помощник главного менеджера:...способность управлять раз­личными отделами главного офиса при необходимости заме­нять главного менеджера. Важнейшими элементами данной работы являются производственные отношения и обмен ин­формацией внутри компании.

3. Менеджер по исследованиям и разработкам:...требуется осуществлять руководство успешно действующим отделением по исследованиям и разработкам и укрупнить его до большого отдела из примерно 20 ученых, выполняющих задачи по осу­ществлению проектов в мировом масштабе. Должен быть та­лантливым руководителем с навыками предпринимателя.

4. Менеджер по планированию производства:...требуется состав­ление программ текущего производства и управление ими с помощью компьютеров для контроля и регистрации производ­ственной деятельности. Должен также консультировать директора по производству в отношении средств расшире­ния производственных мощностей в будущем.

5. Менеджер по маркетингу:...планировать всю деятельность по маркетингу, осуществлять взаимоотношения с родственными зарубежными компаниями, планировать ввод новой продук­ции на рынок, собирать информацию по состоянию рынка, управлять всей деятельностью по продвижению товара на ры­нок, оказывать помощь в разработке планов компании.

6. Менеджер по маркетингу:...отвечать за все аспекты разви­тия бизнеса от составления планов по маркетингу и рекла­ме до мотивации и контроля в отношении дистрибьюторов в данной области.

7. Менеджер по дистрибьюторской деятельности...отвечать за общий контроль над складированием и дистрибьюторской деятельностью в пределах России, а также руководить исполь­зованием ресурсов с целью обеспечить эффективную постав­ку продукции на склады и к пунктам розничной торговли.

8. Менеджер по кадрам:...отвечать за всю кадровую работу с осо­бым упором на производственные отношения. Особенное зна­чение имеют навыки ведения переговоров и способность быстро реагировать на изменение обстановки.

9. Менеджер по контролю над производством:...широкая зона от­ветственности, включающая составление ежемесячных планов производства и согласование регулярных проверок объема за­пасов, а также поддержание первоклассного взаимодействия между производственным сектором и сектором сбыта.

Ответьте на следующие вопросы.

1. У скольких из указанных выше менеджеров есть подчиненные?

2. Сколько из этих менеджеров обязаны принимать решения?

3. Сколько из перечисленных менеджеров должны проводить значительную часть своего времени за составлением планов?

4. Кто из указанных менеджеров будет относиться к организато­рам производства, а кто — к организаторам управления?

 

Литература: 1- 8.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается сущность организаций как функции уп­равления?

2. В чем специфика трактовки организации как процесса и яв­ления?

3. Укажите элементы процесса организации.

4. Сформулируйте суть организаторской деятельности в управ­лении.

5. Что включает в себя организация исполнительной деятельно­сти.

6. В чем заключается системный подход к функции организации?

7. Кто является субъектами организации в социальных системах?

8. Что включает в себя организация управления, и каковы фак­торы ее эффективности?

9. Почему системный подход к исследованию организации в со­временном его толковании тесно связывают с самоуправляе­мыми процессами систем?

 

Практическая работа 4

Предприятия, организации, учреждения как объекты управления

 

Цель – сформировать понимание значимости производственно-хозяйственной системы в современных рыночных условиях.

Задачи:

Закрепить понятие производственно-хозяйственной системы и ее системные признаки закрепить, упорядочить знания об эволюции взглядов на производственно-хозяйственные системы как объекты организации

Сформировать понимание классических представлениях о ПХС, а также о современной теории и концепции

 

Методические указания

 

Практические задачи

 

№ 1

Сформулируйте миссию и главные цели какой-либо извес­тной вам организации и дайте обоснование их содержания.

 

№ 2

Тщательно обдумайте следующие вопросы и аргументируй­те свои ответы на каждый из них.

1. Согласны ли вы с утверждением, что само существование орга­низации предполагает, что у нее есть некоторые цели и моти­вы жизнедеятельности?

2. Согласны ли вы с утверждением, что адаптация организации к изменениям внешних условий угрожает целостности органи-. зации как системы?

3. Согласны ли вы с утверждением, что крупные производствен­ные организации имеют преимущество по сравнению с мел­кими с точки зрения показателей эффективности?

 

№3

Изучив современные теории и концепции формирования и функционирования ПХС, заполните следующую таблицу.

 

Характеристика современных взглядов на развитие ПХС

Название теории Краткая характеристика Пример практического проявления на примере какой-либо ПХС либо группы ПХС (отдельного товарного или регионального рынка)
Концепция жизненного цикла    
Теория внутренних рынков    
Концепция популяционной экологии    

 

Литература: 1- 8.

 

Вопросы для самопроверки:

1) Сравните определения производственно-хозяйственной си­стемы с понятиями социальная, социально-хозяйственная, хозяйственная системы, опираясь на различные источники, выделите принципиальные различия.

2) Укажите системные признаки производственно-хозяйствен­ной системы (ПХС) и ее черты.

3) В чем проявляется сложность строения организации как со­циальной системы?

4) Опишите модель организации как открытой системы и опре­делите, в результате чего сформировались черты этой модели.

5) Каковы виды и типы ПХС?

6) Охарактеризуйте классические взгляды на ПХС как объект организации.

7) Приведите основные положения современных теорий и кон­цепций формирования и функционирования ПХС.

 

Практическая работа 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.018 с.)