Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.). Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие. Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии. 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания. Этапы развития социологического знания за рубежом. Социальная организация. понятие организация (франц. organisation, от позднелат. organizo — сообщаю, стройный вид, устраиваю) употребляется в следующих значениях: 1. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. 3. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые обусловлены его строением. Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей. Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация». Характеристика социальных организаций:Во-первых, это «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции» Т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу. Во-вторых, это «определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.». В данном случае под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. Подобного рода деятельность лучше всего характеризуется словом «организовывание», и она направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает. В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы. Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта. В.И.Франчук в своей работе «Основы современной теории организаций» (М., 1995) приводит более расширенную трактовку понятия социальной организации, под организацией он понимает «любую достаточно устойчивую социальную группу с регламентированным поведением людей. Регламентированное поведение означает, что поведение людей в организации носит нормативно-правовой характер, Т.е. определяется нормами, положениями, правовыми актами, общими для всех ее членов», ключевым в определении организации в данном случае выступает свойство устойчивости. Устойчивость — как одно из основных свойств организации. Ключевым элементом организации выступает цель. Именно для достижения определенной цели люди объединяются в организации, организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать продолжительное время. Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях: во-первых, когда достижение какой-то общей цели возможно осуществить только через достижение индивидуальных целей (заработок, престиж, реализация своих способностей), таким образом возникают, например, предприятия и учреждения,во-вторых, когда индивидуальные цели можно достичь только через выдвижение и достижение общих целей, в результате чего появляются, например, акционерные общества и так называемые общественные (массовые, союзные) организации. По мнению А.И.Пригожина, цели организаций бывают трех разновидностей: • цели-задания • цели-ориентации • цели системы. Существует большое множество разного рода типологий организаций. Наиболее распространенной в настоящее время является типология организаций по отраслевому признаку: • производственные, • образовательные, • лечебные, • культурные, • транспортные и пр. А.Этциони все организации делит на три следующих класса: 1) добровольные организации (voluntary organizations), члены которых объединяются на добровольной основе: политические партии, церкви, клубы, университеты; 2) принудительные организации (coercive organizations), членами которых становятся принудительным путем: начальная школа, армия, психбольницы, концентрационные лагеря; 3) утилитарные организации (utilitarian organizations), члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей: предприятия, заводы, фирмы. А.И.Пригожин выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых — собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних — это полуорганизации. Социальные процессы. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах. Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу (192, с. 89) создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи. Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей. Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют. Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм. Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Социальные движения. Социальные движения - это достаточно организованная общность людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Различают следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир) экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), движения сопротивления (направлены на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений), революционные движения (направленные на стремительное, обычно насильственное полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов) и другие. Социальные движения неоднородны, в них объединяются представители разных социальных групп. Социальные движения - сложнейшее явление общественной жизни. Они изменяют общество, но в процессе этого они и сами изменяются для того, чтобы более эффективно влиять на общество. Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других. Другая теория - мобилизиции ресурсов - делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований. Социальный статус Социализация как процесс обучения общепринятым способам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества. Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, тренера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Основные положения ролевой теории личности были сформулированы американскими социологами Дж.Г. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. В качестве базовой единицы социальной системы Парсонс использовал статусно-ролевой комплекс, как структурный компонент социальной системы. Статус является структурной позицией в пределах социальной системы, а роль есть то, что человек делает, занимая данную позицию, рассматриваемую в контексте ее функциональной значимости для системы в целом. Следовательно актор рассматривается Парсонсом не более чем набор статусов и ролей. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает поло-возрастные характеристики человека. Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.). Следует различать социальные и личные статусы одного и того же человека. Личный статус - это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка, которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Различные люди, обладающие одинаковым социальным статусом, могут иметь разные личные статусы, и наоборот. Можно было бы провести и такое различие: личный статус - это положение, которое человек занимает в малой (как правило, первичной) группе, а социальный - позиция, занимаемая им в большой общности. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная стратификация - центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главные измерения стратификации - доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами - основное свойство стратификации.
Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, оброазование, власть и престиж. П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерная и многомерная стратификация. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религия, профессия, собственность и т.д.). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастной признак; социально-демографический; профессиональный; расовые общности; объекты и субъекты власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью. Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берется сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей: 1. Рабство - закрепощение людей, граничащее с полным бесправием. 2. Касты - группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту. 3. Сословия - своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны. 4. Этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы - племя, народность, нация. 5. Социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни. 6. Общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности. П. Сорокин в рамках данной проблемы занимался отдельно вопросом о классах. Он считал, что классы возникли в новое время в связи с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцев средств производства. Ученые активно интересовались классами, но по словам П. Сорокина «класс ускользал от теоретиков». Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков. Макс Вебер главным регулятором классовых отношений выдвигал рынок и отношения собственности. Таким образом, он делил классы на следующие группы: рабочий класс, который лишен собственности и продает свою рабочую силу на рынке труда; мелкая буржуазия - мелкие бизнесмены и торговцы; «белые воротнички» - технические специалисты и интеллигенция; администрация и менеджеры; собственники, которые стремятся получить образование, чтобы владеть всеми преимуществами интеллектуалов. Причем, собственников он делит на два субкласса: класс собственников, которые получают ренту от шахт, земель и т.п., и коммерсанты-предприниматели, занимающиеся практической деятельностью. Если собственники - позитивно привилегированный класс, то лишенные собственности - негативно ориентированный класс, а между ними находится средний класс, основа демократии и стабильности в обществе. Социальная мобильность П. Сорокин не только создал теорию социальной стратификации, но и сделал важный вывод о социальной мобильности слоев и групп людей в обществе. Каждый человек мобилен, подвижен, он может переходить из одного слоя в другой в зависимости от обстоятельств, стремлений. Теория социальной мобильности отражала реальное положение вещей в обществе. П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные и коллективные переходы, подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что интенсивность социальной мобильности меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность же общественного развития состоит в балансировке страт. Два основных вида социальной мобильности - межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции). Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи. Выделяют еще организованную и структурную мобильность. Организованная добровольная - комсомольские стройки, недобровольная - раскулачивание. Структурная связана с изменением структуры, например, сокращение малых деревень в 50 - 70 годы в СССР. В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, в этих странах профессиональная мобильность зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики. Например, в США с 1900 по 1980 годы количество людей,занятых в сельском хозяйстве, сократилось в 10 раз (мелкие фермеры стали буржуа, а сельхозрабочие пополнили ряды рабочего класса), количество менеджеров-профессионалов за это время удвоилось (с 10 % до 22 %), а численность торговых работников и служащих увеличилась в 4 раза (с 7,5 % до 30 %). Структурную мобильность в середине ХХ века определяли три фактора: изменение структуры народного хозяйства и расширение управленческих вакансий; нехватка молодежи в среднем классе; доступность образования. Для большинства людей продвинуться вверх по стратификационной лестнице очень трудно. Причины, позволяющие достичь успеха - социальный статус семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Мобильные индивиды часть не могут приспособиться к новым условиям. Для жизни человека важны социальные институты, которые являются каналами вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, которые как бы фильтруют и отбирают индивиды, осуществляя своеобразную селекцию. Так формируется элита, сливки общества, различные типы людей. Известно, что роль армии велика в военное время - из 92 императоров в Древнем Риме 36 достигли этого звания, начав карьеру с низов, из 65 византийских императоров 12 выдвинулись, благодаря армейской карьере. Церковь как канал вертикальной стратификации часто выдвигала простых людей. Школа - мощный канал вертикальной стратификационной мобильности. Собственность - один из действенных способов продвижения. Семья тоже служит интересам социального отбора, однако сейчас ценится не происхождение и знатность рода, а личные качества. Но иногда мобильность ограничавется, группа становится закрытой. В молодом обществе мобильность высока, потом происходит закрытие высшего класса. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелю (384-322 до н.э.). Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточное среднее сословие. Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени. Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии. 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.014 с.) |