Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет социологии



Социология

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по специальностям: 030501.65 Юриспруденция,

080105.65 Финансы и кредит

 

 

 

Омск 2012

Рецензенты:

С. М. Андреев – доктор исторических наук, доцент;

А. А. Дробышев – кандидат философских наук, профессор

(Омская государственная медицинская академия).

Социология: рабочая учебная программа дисциплины по специальностям: 030501. 65 Юриспруденция, 080105. 65 Финансы и кредит. – Омск: Омская академия МВД России, 2012. – 16 c.

 

Составитель:

Л. С. Баширова – кандидат философских наук, доцент

 

 

© Омская академия МВД России, 2012

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Рабочая учебная программа дисциплины «Социология» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программы для образовательных учреждений МВД России по дисциплине «Социология», утвержденной Главным управлением кадров МВД России.

Цель изучения дисциплины «Социология» состоит в формировании научного представления о социологии как инструменте познания общества, знакомстве с основными фундаментальными категориями и парадигмами социологической науки, использовании методов прикладных социологических исследований в научной работе и будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

– повысить уровень мировоззренческой культуры, социологического мышления курсантов и слушателей;

– ввести их в круг фундаментальных понятий и проблем социологии, способствовать выработке различных социальных технологий и принятию компетентных профессиональных решений.

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны:

– знать основные фундаментальные категории и проблемы современной социологической теории; историю и этапы развития социологии; основные функции социологии и сферы применения социологического знания;

– уметь определять основные составляющие структуры личности, основные этапы социализации личности, понятие социального статуса и социальной роли, понимать сущность девиантного поведения, роль правоохранительных органов в преодолении девиации;

– владетьосновными методами прикладных социологических исследований, уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и применять социологические методы исследования в юридической практике.

Критерии оценки полученных знаний, умений и навыков, условия допуска к сдаче экзамена и зачета определены Инструкцией по организации учебного процесса в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».

На изучение дисциплины по специальности 030501.65 Юриспруденция отводится 76 часов, по специальности 080105.65 Финансы и кредит – 60 часов. Рабочая учебная программа дисциплины «Социология» служит основой для разработки кафедрой планов занятий с учетом бюджета времени, предусмотренного рабочими учебными планами. Форма итогового контроля по специальности 030501.65 Юриспруденция – экзамен, по специальности 080105.65 Финансы и кредит – зачет. При этом кафедра вправе распределять учебное время между темами и по видам занятий.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

дисциплины «Социология»

№ темы   Наименование тем
  Научный статус социологии: объект и предмет науки
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
  Современная западная социология: основные проблемы и направления
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
  Социология культуры
  Социология личности
  Социология девиантного поведения
  Социология семьи
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования
  Методы исследования в социологии
  Социология права

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Социологической мысли

Предпосылки возникновения социологии. Основные этапы развития социологической мысли. О. Конт и социология позитивизма Г. Спенсер как основоположник органической школы в социологии. Социология
Э. Дюркгейма: «социологизм» и учение о методе. Социологическая концепция М. Вебера: теория идеальных типов, «понимающая» социология, взаимодействие религии и экономики. Формальная школа в социологии
(Ф. Теннис, Г. Зиммель). Теория элит В. Парето.

Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние социологии, их взаимовлияние и обусловленность.

Социология П. А. Сорокина «русского периода». «Система социологии» и проблемы социальной структуры. Переход к социальной динамике через категории «стратификация» и «мобильность» на американских материалах. Проблемы феномена культуры и социокультурных изменений. Социологические идеи Питирима Сорокина и реальности XXI века.

Тема 3. Современная западная социология:

Социальных институтов

Понятие «общества» в свете системного подхода в социологии. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия. Типология социальных систем. Сущность и основные характеристики традиционного и современного общества. Закономерности модернизации общества. Специфика процесса модернизации в России.

Определение понятия «социальный институт». Институциализация общества как средство закрепления типов социального взаимодействия и упорядочивания функционирования социальной системы.

Типы и функции социальных институтов. Роль и задачи некоторых социальных институтов: семья, образование, наука, религия. Особенности институциональных изменений в современной России.

Социальная стратификация

Социальная структура общества как многомерная система. Классовый подход к анализу социальной структуры. Концепции социальной структуры в современной социологии. Теория классов и теория стратификации: сравнительный анализ методологии.

Содержание понятия социальной стратификации. М. Вебер о трех аспектах (ярусах) стратификации: социальном, экономическом, юридическом. Критерии и модели социальной стратификации. Социальная стратификация современного российского общества: особенности и тенденции развития. Новые социальные группы и слои. Особенности формирования элит в современном российском обществе. Проблемы формирования среднего класса в России.

Социальная мобильность и ее основные виды, природа социальной мобильности. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности. Маргинальность и особенности ее проявления в переходных обществах (на примере посттоталитарного общества).

Тема 6. Социология культуры

Основные категории социологии культуры. Общество и культура.

Культура как система. Социокультурные институты, наука и искусство, просвещение, образование. Социальные функции культуры: освоение и преобразование природы; накопление, хранение и трансляция знаний; нормативная, коммуникативная социализации личности. Интериоризация и экстериоризация культуры в процессе развития личности. Субкультуры. Контркультура как механизм социодинамики и самоидентификации. Феномен массовой культуры. Массовые коммуникации.

Культура и модернизация. Социокультурная трансформация России.

Тема 7. Социология личности

Социологическое понятие личности, ее структура. Соотношение природного и социального в становлении и развитии и детерминации человеческого поведения.

Личность и общество. Понятие социальной среды личности. Два типа вхождения человека в социальную среду (систему): адаптация как пассивное приспособление и интеграция как активное взаимопонимание личности и социальной среды. Социализация как процесс интеграции индивидуума в социальные системы. Механизмы социализации личности и ее поведения. Первичная и вторичная социализации, их особенности. Агенты и институты социализации.

Ролевые теории личности. Социальный статус и роль. Типология социальных статусов. Социальная роль: ролевые требования и ролевые ожидания. Ролевой набор, ролевые конфликты и способы их решения.

Тема 9. Социология семьи

Семья как социальный институт. Типология семей. Функции семьи, их динамика и трансформация.

Семья и семейные отношения в современном мире. Кризис семьи. Мотивы и динамика браков и разводов. Партнерство, родительство, одиночество. Преодоление внутрисемейных конфликтов. Сплоченность семьи: внутренние и внешние факторы. Критерии успешного брака.

Семья и дети. Насилие в семье.

Положение женщин в обществе и семье. Гендерная социология. Феминизм и гендер: традиции и стратегия изучения. Гендерная картина мира. Гендерный идеал.

Семья – субъект и объект государственной политики.

 

Тема 12. Социология права

Право и общество. Государство и право. Правовое государство. Гражданское общество. Реформирование правовой системы российского общества. Полиция как социальный институт.

Личность и право. Правовой статус личности. Правосознание как проблема социологии права. Профессиональное правосознание юристов. Право и мораль. Правовая культура.

Преступность как социальное явление. Коррупция как социальная патология. Молодежный экстремизм. Молодежные субкультуры. Преступность подростков. Девиантное поведение в молодежной среде. Типология специфически молодежных конфликтов. Государственная молодежная политика как механизм институциональной регуляции. Социальная саморегуляция в молодежной среде.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Объект, предмет, структура и функции социологии.

2. Социология и её роль в преобразовании российского общества.

3. Социология и право.

4. О. Конт как основоположник социологической науки.

5. Социологическая теория Г. Спенсера.

6. Э. Дюркгейм о правилах социологического метода.

7. Социология М. Вебера.

8. Методология социологического познания М. Вебера.

9. П. А. Сорокин: Судьба и творческая деятельность.

10. История развития социологии в России.

11. Теории социального конфликта (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф).

12. Феноменологическая социология.

13. Постмодернизм как направление в социальной теории.

14. Чикагская школа эмпирической социологии.

15. Общество как социальная система: социальные связи и взаимодействия.

16. Специфика процесса модернизации в России.

17. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

18. Образование как социальный институт.

19. Социальные институты: сущность и социальные эффекты.

20. Функции системы ОВД как социального института.

21. Классики социологической мысли о проблемах социальной стратификации.

22. Проблемы формирования среднего класса в России.

23. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе.

24. Основные тенденции развития социальной структуры российского общества в постсоветский период.

25. Социология бедности.

26. Маргиналы как объект социологии.

27. Маргинальность. Феномен маргинальной культуры.

28. Социология культуры.

29. Формирование правовой культуры молодежи в современной России.

30. Понятие личности в социологии и психологии.

31. Теория личности в зарубежной социологии.

32. Роль личности в социальной группе. Феномен лидерства.

33. Статус и роль сотрудника ОВД в современном обществе.

34. Ценностные ориентации студентов.

35. Молодежь как социальная группа.

36. Социология девиантного поведения как специальная социологическая проблема.

37. Профилактика криминогенного поведения молодежи.

38. Девиация в молодежной среде.

39. Преступность как социальное явление.

40. Деликвентность и социальный контроль.

41. Социология права.

42. Правовой нигилизм в современной России.

43. Семья и демографическая ситуация в России.

44. Проблемы насилия в семье.

45. Молодая семья как объект семейной политики.

46. Эмпирическая социология: познавательные и исследовательские возможности.

47. Социологическое наблюдение как метод социологического исследования.

48. Метод анализа документов в социальном познании.

49. Опрос как метод социологического исследования.

50. Социологическая анкета: методика и техника составления.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЗАЧЕТУ

 

1. Объект и предмет познания социологии.

2. Структура социологии. Основные категории социологической науки.

3. Социология в системе социогуманитарных наук. Функции социологии.

4. Социология и право.

5. Предпосылки возникновения социологии как науки. Социологические теории О. Конта и Г. Спенсера.

6. Социология Э. Дюркгейма («социологизм» и учение о методе).

7. Социология М. Вебера.

8. Формальная школа в социологии. (Г. Зиммель, Ф. Теннис).

9. Современная западная социология: этапы и теории.

10. Теория социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа.

11. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

12. Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние.

13. Сорокин П. А.: судьба и творческая деятельность.

14. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.

15. Общество как система. Типология обществ.

16. Особенности модернизации современного российского общества.

17. Определение понятия «социальный институт». Типы и функции социальных институтов.

18. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе.

19. Проблемы формирования среднего класса в России.

20. Классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры.

21. Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период.

22. Социальная мобильность: природа и типология.

23. Маргинальность как социальное явление.

24. Семья как социальный институт. Функции семьи, их динамика и трансформация.

25. Мотивы и динамика браков и разводов.

26. Типология семейно-брачных отношений.

27. Гендерная социология. Положение женщины в обществе и семье.

28. Статусно-ролевая теория личности.

29. Социализация личности. Первичная и вторичная социализации.

30. Социология девиантного поведения.

31. Теории девиации.

32. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

33. Основные виды девиантного поведения в современном российском обществе.

34. Девиация в молодежной среде.

35. Девиантное поведение и социальный контроль.

36. Функции культуры в обществе. Социокультурные особенности современного российского общества.

37. Массовая культура в современном российском обществе.

38. Общая характеристика методов прикладной социологии.

39. Метод, техника, методика, процедура социологического исследования.

40. Анкетный опрос: техника, структура, типы вопросов в анкете.

41. Виды анкетирования.

42. Пилотаж анкеты.

43. Социологическая анкета: методика составления. Композиция и оформление анкеты.

44. Интервью: классификация, приемы проведения.

45. Анализ документальных источников. Классификация документов.

46. Контент-анализ.

47. Метод наблюдения. Классификация видов наблюдения и их характеристика.

48. Программа конкретного социологического исследования. Этапы программы.

49. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.

50. Гипотеза в социологическом исследовании.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Объект и предмет познания социологии.

2. Структура социологии. Основные категории социологической науки.

3. Социология в системе социогуманитарных наук. Функции социологии.

4. Социология и право.

5. Предпосылки возникновения социологии как науки. Социологическая теория О. Конта.

6. Социологическая теория Г. Спенсера.

7. Социология Э. Дюркгейма («социологизм» и учение о методе).

8. Социология М. Вебера.

9. Формальная школа в социологии. (Г. Зиммель, Ф. Теннис).

10. Социологическая теория В. Парето.

11. Современная западная социология: этапы и теории.

12. Теория социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа.

13. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

14. Отечественная социологическая мысль: историческое наследие и современное состояние.

15. П. А. Сорокин: судьба и творческая деятельность.

16. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса.

17. Общество как система. Типология обществ.

18. Особенности модернизации современного российского общества.

19. Определение понятия «социальный институт». Типы и функции социальных институтов.

20. Теория элит. Особенности формирования элиты в современном российском обществе.

21. Проблемы формирования среднего класса в России.

22. Классовый и стратификационный подходы к анализу социальной структуры.

23. Тенденции и особенности изменения социально-стратификационной структуры России в постсоветский период.

24. Модели социальной стратификации западного и российского общества.

25. Социальная мобильность: природа и типология.

26. Маргинальность как социальное явление.

27. Семья как социальный институт. Функции семьи, их динамика и трансформация.

28. Мотивы и динамика браков и разводов.

29. Типология семейно-брачных отношений.

30. Гендерная социология. Положение женщины в обществе и семье.

31. Социологическое понятие личности.

32. Статусно-ролевая теория личности.

33. Социальная роль. Ролевые конфликты и способы их разрешения.

34. Социализация личности. Первичная и вторичная социализации.

35. Агенты и институты социализации.

36. Социология девиантного поведения.

37. Теории девиации (биологические, культурологические, психологические).

38. Теории девиации (теория конфликтов, теория стигматизации).

39. Теория аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон).

40. Основные виды девиантного поведения в современном российском обществе.

41. Девиация в молодежной среде.

42. Девиантное поведение и социальный контроль.

43. Социология конфликта. Конфликты в постсоветской России.

44. Основные категории социологии культуры.

45. Функции культуры в обществе. Социокультурные особенности современного российского общества.

46. Массовая культура в современном российском обществе.

47. Социология права.

48. Общая характеристика методов прикладной социологии.

49. Метод, техника, методика, процедура социологического исследования.

50. Анкетный опрос: техника, структура, типы вопросов в анкете.

51. Виды анкетирования.

52. Пилотаж анкеты.

53. Социологическая анкета: методика составления. Композиция и оформление анкеты.

54. Интервью: классификация, приемы проведения.

55. Анализ документальных источников. Классификация документов.

56. Контент-анализ.

57. Метод наблюдения. Классификация видов наблюдения и их характеристика.

58. Программа конкретного социологического исследования. Этапы программы.

59. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.

60. Гипотеза в социологическом исследовании.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

к рабочей учебной программе

дисциплины «Социология»

по специальности «Юриспруденция»;

срок обучения 5 лет

№ темы Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий
Всего аудиторных занятий Самостоятельная работа
  Научный статус социологии: объект и предмет науки      
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли      
  Современная западная социология: основные проблемы и направления      
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов      
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация      
  Социология культуры      
  Социология личности      
  Социология девиантного поведения      
  Социология семьи      
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования      
  Методы исследования в социологии      
  Социология права      
Экзамен      
Итого      

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

к рабочей учебной программе

дисциплины «Социология»

по специальности «Финансы и кредит»;

срок обучения 5 лет

№ темы Наименование тем Всего часов Количество часов по видам занятий
Всего аудиторных занятий Самостоятельная работа
  Научный статус социологии: объект и предмет науки      
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли      
  Современная западная социология: основные проблемы и направления      
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов      
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация      
  Социология культуры      
  Социология личности      
  Социология девиантного поведения      
  Социология семьи      
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования      
  Методы исследования в социологии      
  Социология права      
Зачет      
Итого      

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Социология

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по специальностям: 030501.65 Юриспруденция,

080105.65 Финансы и кредит

 

 

 

Омск 2012

Рецензенты:

С. М. Андреев – доктор исторических наук, доцент;

А. А. Дробышев – кандидат философских наук, профессор

(Омская государственная медицинская академия).

Социология: рабочая учебная программа дисциплины по специальностям: 030501. 65 Юриспруденция, 080105. 65 Финансы и кредит. – Омск: Омская академия МВД России, 2012. – 16 c.

 

Составитель:

Л. С. Баширова – кандидат философских наук, доцент

 

 

© Омская академия МВД России, 2012

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Рабочая учебная программа дисциплины «Социология» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программы для образовательных учреждений МВД России по дисциплине «Социология», утвержденной Главным управлением кадров МВД России.

Цель изучения дисциплины «Социология» состоит в формировании научного представления о социологии как инструменте познания общества, знакомстве с основными фундаментальными категориями и парадигмами социологической науки, использовании методов прикладных социологических исследований в научной работе и будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

– повысить уровень мировоззренческой культуры, социологического мышления курсантов и слушателей;

– ввести их в круг фундаментальных понятий и проблем социологии, способствовать выработке различных социальных технологий и принятию компетентных профессиональных решений.

В результате изучения дисциплины курсанты и слушатели должны:

– знать основные фундаментальные категории и проблемы современной социологической теории; историю и этапы развития социологии; основные функции социологии и сферы применения социологического знания;

– уметь определять основные составляющие структуры личности, основные этапы социализации личности, понятие социального статуса и социальной роли, понимать сущность девиантного поведения, роль правоохранительных органов в преодолении девиации;

– владетьосновными методами прикладных социологических исследований, уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и применять социологические методы исследования в юридической практике.

Критерии оценки полученных знаний, умений и навыков, условия допуска к сдаче экзамена и зачета определены Инструкцией по организации учебного процесса в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».

На изучение дисциплины по специальности 030501.65 Юриспруденция отводится 76 часов, по специальности 080105.65 Финансы и кредит – 60 часов. Рабочая учебная программа дисциплины «Социология» служит основой для разработки кафедрой планов занятий с учетом бюджета времени, предусмотренного рабочими учебными планами. Форма итогового контроля по специальности 030501.65 Юриспруденция – экзамен, по специальности 080105.65 Финансы и кредит – зачет. При этом кафедра вправе распределять учебное время между темами и по видам занятий.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ

дисциплины «Социология»

№ темы   Наименование тем
  Научный статус социологии: объект и предмет науки
  История социологии. Основные этапы развития социологической мысли
  Современная западная социология: основные проблемы и направления
  Общество и социальные системы. Социология социальных институтов
  Социология социальной структуры общества и социальная стратификация
  Социология культуры
  Социология личности
  Социология девиантного поведения
  Социология семьи
  Основы прикладной социологии. Программа конкретного социологического исследования
  Методы исследования в социологии
  Социология права

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет социологии

Объект и предмет познания социологии. Дискуссия о предмете социологии. Основные категории социологической науки. Понятие социального и социетального. Социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития.

Структура социологии. Общесоциологическая теория, специальные и отраслевые социологические теории, прикладная социология, процессы их взаимодействия и дифференциации. Методы социологического познания. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.

Социология в системе социогуманитарных наук. Социология и право. Функции социологии: познавательная, методологическая, прикладная, прогностическая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.58 с.)