Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии. Пром-ная и Великая Фр-кая революции 1789-1794 - ускоритель станов-ия науки об общ-ве. Пром-ная рев-я - переход от ремесла и мануфактуре, к машинному произв-ву. Новый социально-эк-кий порядок: фабричная система хоз-ва, индустр-ция и Урбан-я. Разделение труда, узкая специализация ведут к сужению интересов людей — увелич-е соц-ной дезорганизации, преступности, девиации. Урбан-я привела к притоку иммигрантов из др. стран. Развитие произв-ва - толчкок к исслед-нию соц-х вопросов. Итог промыш-й рев. – формир-ние новых классов, обострение класс-х противоречий. В. Фр-я рев-я - был разрушен общественный строй. Приоритет: всеобщая свобода, равенство, потребность в демократии. Усложнение всех сфер общ-ва поставило проблемы взаимод-я людей, создания соц-ного порядка в общ-ве. Осознание этих проблем - предпосылка формир-ния и развития науки, изучающей группы людей, поведение, взаимод-ия людей и их результаты. Кап-кий строй нуждался в своем обосновании. Высшие классы нуждались в науке, кот-я раскрывала позитивный процесс развития общ-ва, появление раб-го класса, противоположных классов. Возн-ние соц-гии связано и с формир-ем раб-го класса, нарастанием кризиса общ-ных отнош-й. Борьба с гнетом привела к возникн-ю объед-ний трудящихся. Создание машин - безработица. Кап-кую эк-ку сотрясали периодические кризисы. Появлялись новые соц. инст-ты: светские учебные заведения, научные общ-ва, обсерватории, академии, где ведутся исслед-е работы. Возник-е соц-гия как науки было обусловлено соц-ми, эк-ми, полит-ми и др. предпосылками развития общ-ва.
Теоретические предпосылки возникновения социологии. Стремление понять общ-ное устройство было и в древнегреческой фил-фии: чел-к, общ-во, природа - части единого космоса с едиными законам. Не было необходимости в отдельной науке об общ-ве. Соц-ное знание развивалось в рамках общефилософской теории. Сперва социальные и полит-е науки явл. руководством для госуд-ных деятелей. Эпоха Просвещения породила мыслителей: Монтескье, Руссо, Тюгро и др., произведения кот-х стали идейным основанием разрушения феод-зма и его соц-ных инст-тов, теорет-кой базой социологии. Монтескье развивал принцип разделения властей и трех видов правления (демократия, аристократия, деспотия), теорию «географического детерминизма». Первым отстаивал приоритет естественнонаучных принципов в познании общ-ной жизни Сен-Симон, 1822 г. «План научных работ, необходимых для реорганизации общ-ва», в кот-м отстаивалась мысль о необходимости создания науки об общ-ве, кот-я базир-сь бы на объективных наблюдениях и разрабат-лась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики - «социальная физика». В 1839 г. Конт назвал ее «соц-гия». К формированию соц-гии приводило развитие др. общ-ных наук (политики, юриспруд-и, полит-кой экономии), естественнонаучных методов познания. Тюрго и Кондоре утвердили идею соц-ого прогресса. Повлияла и рационалистическая философия Руссо – общ-во - продукт сознательного творчества чел-ка. Формирование общества модерна как главного объекта социологии. Модерн, как соц понятие, возникает в конце 20в, когда стало ясно, что все, что было до (постмодерна) отличается современного. Общ-во модерна возник в 18 в в результате перехода от феод-а к бурж-й эпохе. Черты общ-а модерна: капит-ое (отношения свободного найма, денежные отношения, взаимовыгодна); промышленное (произ-во товаров на основе машинной техн-гии); новый тип гос-ва – национальное. Гос-во осущ-ет централиз-ый контроль над всеми военными, полит. структурами об-ва; оформляется администр-ный контроль, основанный на национальном праве. Возникают полит. движ-я, партии – способы организации соц. жизни. Причины станов-я общ-ва модерна: становл-е капит-ма, свободного рынка, появл-е новых форм взаимодействия, возник-е гражданского общ-ва. История социологии рассматривает об-ва как единое образование. Концепция социологии А. Сен-Симон. Метод социологии и понятие «социального физицизма». Сен-Симон – фр-кий социалист-утопист. Неудовлетворённый бурж-й революцией, С.-С. решил "исправить" её результаты с помощью научной социолог-кой системы - орудием создания рацион-ного общ-ва. Соц-ный физицизм - распространение ньютоновского закона всемирного тяготения на общ-ные явл-я. Ф-зм – не означает отказ от не физических наук. С.-С. не отрицает специфику биолог-го и соц-кого порядка. Ф-зм – всеобщая теория, все феномены – феномены природы, обладающие внутренними различиями. По С.-С. ф-зм заним-ся общим изучением природы; развитие ф-зма – развитие общей системы знаний. Соц. ф-зм – вершина знания; основывается на рассуждении и наблюдении. Наука соц.ф. – основа новой практики жизни, кот-я будет развивать научную политику – новая эра истории чел-ва. С.-С. стремился убрать разрыв между науками изуч-ми физические феномены и социальные, моральные. Учение Сен-Симона о классах и социальной структуре общества. Концепция социального конфликта Исторический "спор" Сен-Симон видел в столкновении феодализма и индустриализма. Их различие - в форме господства. Феод-зм - господство военной касты и духовенства, индустр-зм - власть продуктивного класса ("индустриалов"). Параллельно изменению форм господства происходит смена типов мировоззрения: феод-зм - религиозное, индустр-зм - научное. Главная цель феод-зма – завоевания; индустр-зма - производство. Переход от одной эпохи к другой связан с глубоким кризисом существующих порядков, что выражается в войнах и революциях. Растет потребность в квалифицированном хозяйственном руководстве, кот-е принесет индустриализм. Но кризис в том, что прежние феодальные классы сохраняют ведущую полит-ю роль. Феод-ные классы против рабочих, крестьян, предпринимателей, банкиров. Продуктивным классам нужно развить единое классовое сознание. Революционность индустриальных классов – историческая неизбежность. Решающую роль в пробуждении нового классового сознания и победе "индустриалов" играет новая идеология, создать которой должны идеологи-теоретики нового типа. Принципы новой идеологии - равенство, свобода, прогресс, любовь к чел-ку и чел-ству.
Типология обществ и концепция социального развития А. Сен-Симона. Развитие общ-ва - смена господствующих в нём философско-религиозных и научных идей. С.-С считал главным фактором в истории и различии типов обществ "индустрию" (все виды эк-кой деят-ности) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общ-ная система разв-ет до конца свои идеи и господ-щие формы собств-ти, после наступает критическая эпоха, ведущая к построению более высокого общ-ва. Всемирная история связана с прогрессом: поступательное движ-е чел-тва от низших обществ-х форм к высшим, по стадиям религиозного, метаф-кого и позитивного, научного мышления. Ступени прогресса - переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и рабству, затем смену политеизма монотеизмом христианской религии и установлением феодально-сословного строя. С 15 в.- критическая эпоха: глубокий кризис феод-й сословной системы. Возникло научное мировозз-е и его носители: учёные и индустриалы-промышленники. Фр-зская рев-ция - этап утверждения прогрессивной истор-кой смены, но рев-ция уклонилась от правильного пути построения научного общ-ва и оставила страну в неорганизованном состоянии. С.-С. разраб-л утопический план создания рац-ного общ-ного строя - "промышленной системы". Новое общ-во, наиболее выгодного для наибольшей массы людей; путь построения - через расцвет промыш-ноти и с/х, всемерное развитие производительных сил общ-ва и искоренение в нём всякого паразитизма. "Пром-ная система": общ-во - всеобщая ассоциацию людей, обязательный производительный труд, равенство всех, распределения "по способностям", государственное планирование произв-ва, гос-ная власть – организация произв-ва, стирание национальных границ. Теория классов в марксизме. Маркс связал сущ-ие классов с определенными ступенями в развитии производства, и объяснил их борьбу экон-ми процессами. Маркс доказал следующее: 1) сущ-ние классов связано с определёнными истор-ми фазами развития производства; 2) классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата; 3) диктатура пролетариата - переход к уничтожению всяких классов и общ-ву без классов. Деление общества на классы связаны с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности чел-ка к классу – эконом-й, кот-й опред-тся отнош-ем чел-ка к средствам произв-ва. Признак класса составляет отнош-е к средствам произв-ва, экон-кое положение, образ жизни, уровень образования, классовое самосознание. Противостояние другой группе - важный признаков класса. Противостояние свойст-но для всех антагонистических формаций: господствующие, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, против производительных, подчинённых, угнетаемых. Конфликт производительных сил и производственных отнош-й выражается в классовой борьбе, в кот-й один из классов – прогрессивная сила, другой - регрессивная. Один и тот же класс, на разных фазах развития общ. формации бывает прогрессивным и реакционным. Пролетариат и буржуазия – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – бесклассовое общ-во. Сущ-ют и др классы(остатки старых классов, средние слои), помимо буржуазии и пролетариата, но все они должны исчезнуть. Поскольку полит-я власть представляет собой лишь юридическое выражение классового угнетения, поэтому, с исчезновением в будущем классового противостояния, гос-во с неизбежностью отомрет. Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии. Пром-ная и Великая Фр-кая революции 1789-1794 - ускоритель станов-ия науки об общ-ве. Пром-ная рев-я - переход от ремесла и мануфактуре, к машинному произв-ву. Новый социально-эк-кий порядок: фабричная система хоз-ва, индустр-ция и Урбан-я. Разделение труда, узкая специализация ведут к сужению интересов людей — увелич-е соц-ной дезорганизации, преступности, девиации. Урбан-я привела к притоку иммигрантов из др. стран. Развитие произв-ва - толчкок к исслед-нию соц-х вопросов. Итог промыш-й рев. – формир-ние новых классов, обострение класс-х противоречий. В. Фр-я рев-я - был разрушен общественный строй. Приоритет: всеобщая свобода, равенство, потребность в демократии. Усложнение всех сфер общ-ва поставило проблемы взаимод-я людей, создания соц-ного порядка в общ-ве. Осознание этих проблем - предпосылка формир-ния и развития науки, изучающей группы людей, поведение, взаимод-ия людей и их результаты. Кап-кий строй нуждался в своем обосновании. Высшие классы нуждались в науке, кот-я раскрывала позитивный процесс развития общ-ва, появление раб-го класса, противоположных классов. Возн-ние соц-гии связано и с формир-ем раб-го класса, нарастанием кризиса общ-ных отнош-й. Борьба с гнетом привела к возникн-ю объед-ний трудящихся. Создание машин - безработица. Кап-кую эк-ку сотрясали периодические кризисы. Появлялись новые соц. инст-ты: светские учебные заведения, научные общ-ва, обсерватории, академии, где ведутся исслед-е работы. Возник-е соц-гия как науки было обусловлено соц-ми, эк-ми, полит-ми и др. предпосылками развития общ-ва.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.007 с.) |