Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

Поиск

Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

Пром-ная и Великая Фр-кая революции 1789-1794 - ускоритель станов-ия науки об общ-ве. Пром-ная рев-я - переход от ремесла и мануфактуре, к машинному произв-ву. Новый социально-эк-кий порядок: фабричная система хоз-ва, инду­стр-ция и Урбан-я. Разделение труда, узкая спе­циализация ведут к сужению интересов людей — увелич-е соц-ной дезорганизации, преступ­ности, девиации. Урбан-я привела к притоку иммигрантов из др. стран. Развитие произв-ва - толчкок к исслед-нию соц-х вопросов. Итог промыш-й рев. – формир-ние новых классов, обострение класс-х противоречий. В. Фр-я рев-я - был разрушен общественный строй. Приоритет: всеобщая свобода, равенство, потребность в демократии. Усложнение всех сфер общ-ва по­ставило проблемы взаимод-я людей, создания соц-ного порядка в общ-ве. Осознание этих проблем - предпосылка формир-ния и развития науки, изучающей группы людей, поведение, взаимод-ия людей и их результаты. Кап-кий строй нуждался в своем обосновании. Высшие классы нуждались в науке, кот-я раскрывала пози­тивный процесс развития общ-ва, появление раб-го класса, противопо­ложных классов. Возн-ние соц-гии связано и с формир-ем раб-го класса, нарастанием кризиса общ-ных отнош-й. Борьба с гнетом привела к возникн-ю объед-ний трудя­щихся. Создание машин - безработица. Кап-кую эк-ку со­трясали периодические кризисы. Появлялись новые соц. инст-ты: светские учебные заведения, научные общ-ва, обсерватории, академии, где ведутся исслед-е работы. Возник-е соц-гия как науки было обусловлено соц-ми, эк-ми, полит-ми и др. предпосылками развития общ-ва.

 

Теоретические предпосылки возникновения социологии.

Стремление понять общ-ное устройство было и в древнегреческой фил-фии: чел-к, общ-во, природа - части единого космоса с едиными законам. Не было необходимости в отдельной науке об общ-ве. Соц-ное знание развивалось в рамках общефилософской теории. Сперва социальные и полит-е науки явл. руководством для госуд-ных деятелей. Эпоха Просвещения породила мыслителей: Монтескье, Руссо, Тюгро и др., произведения кот-х стали идейным основанием разрушения феод-зма и его соц-ных инст-тов, теорет-кой базой социологии. Монтескье развивал принцип разделения властей и трех видов правления (демократия, аристократия, деспотия), теорию «географического детерминизма». Первым отстаивал приоритет естественнонаучных принципов в познании общ-ной жизни Сен-Симон, 1822 г. «План научных работ, необходимых для реорганизации общ-ва», в кот-м отстаивалась мысль о необходимости создания науки об общ-ве, кот-я базир-сь бы на объективных наблюдениях и разрабат-лась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики - «социальная физика». В 1839 г. Конт назвал ее «соц-гия». К формированию соц-гии приводило развитие др. общ-ных наук (политики, юриспруд-и, полит-кой экономии), естественнонаучных методов познания. Тюрго и Кондоре утвердили идею соц-ого прогресса. Повлияла и рационалистическая философия Руссо – общ-во - продукт сознательного творчества чел-ка.

Формирование общества модерна как главного объекта социологии.

Модерн, как соц понятие, возникает в конце 20в, когда стало ясно, что все, что было до (постмодерна) отличается современного. Общ-во модерна возник в 18 в в результате перехода от феод-а к бурж-й эпохе. Черты общ-а модерна: капит-ое (отношения свободного найма, денежные отношения, взаимовыгодна); промышленное (произ-во товаров на основе машинной техн-гии); новый тип гос-ва – национальное. Гос-во осущ-ет централиз-ый контроль над всеми военными, полит. структурами об-ва; оформляется администр-ный контроль, основанный на национальном праве. Возникают полит. движ-я, партии – способы организации соц. жизни. Причины станов-я общ-ва модерна: становл-е капит-ма, свободного рынка, появл-е новых форм взаимодействия, возник-е гражданского общ-ва. История социологии рассматривает об-ва как единое образование.

Концепция социологии А. Сен-Симон. Метод социологии и понятие «социального физицизма».

Сен-Симон – фр-кий социалист-утопист. Неудовлетворённый бурж-й революцией, С.-С. решил "исправить" её результаты с помощью научной социолог-кой системы - орудием создания рацион-ного общ-ва. Соц-ный физицизм - распространение ньютоновского закона всемирного тяготения на общ-ные явл-я. Ф-зм – не означает отказ от не физических наук. С.-С. не отрицает специфику биолог-го и соц-кого порядка. Ф-зм – всеобщая теория, все феномены – феномены природы, обладающие внутренними различиями. По С.-С. ф-зм заним-ся общим изучением природы; развитие ф-зма – развитие общей системы знаний. Соц. ф-зм – вершина знания; основывается на рассуждении и наблюдении. Наука соц.ф. – основа новой практики жизни, кот-я будет развивать научную политику – новая эра истории чел-ва. С.-С. стремился убрать разрыв между науками изуч-ми физические феномены и социальные, моральные.

Учение Сен-Симона о классах и социальной структуре общества. Концепция социального конфликта

Исторический "спор" Сен-Симон видел в столкновении феодализма и индустриализма. Их различие - в форме господства. Феод-зм - господство военной касты и духовенства, индустр-зм - власть продуктивного класса ("индустриалов"). Параллельно изменению форм господства происходит смена типов мировоззрения: феод-зм - религиозное, индустр-зм - научное. Главная цель феод-зма – завоевания; индустр-зма - производство. Переход от одной эпохи к другой связан с глубоким кризисом существующих порядков, что выражается в войнах и революциях. Растет потребность в квалифицированном хозяйственном руководстве, кот-е принесет индустриализм. Но кризис в том, что прежние феодальные классы сохраняют ведущую полит-ю роль. Феод-ные классы против рабочих, крестьян, предпринимателей, банкиров. Продуктивным классам нужно развить единое классовое сознание. Революционность индустриальных классов – историческая неизбежность. Решающую роль в пробуждении нового классового сознания и победе "индустриалов" играет новая идеология, создать которой должны идеологи-теоретики нового типа. Принципы новой идеологии - равенство, свобода, прогресс, любовь к чел-ку и чел-ству.

 

Типология обществ и концепция социального развития А. Сен-Симона.

Развитие общ-ва - смена господствующих в нём философско-религиозных и научных идей. С.-С считал главным фактором в истории и различии типов обществ "индустрию" (все виды эк-кой деят-ности) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общ-ная система разв-ет до конца свои идеи и господ-щие формы собств-ти, после наступает критическая эпоха, ведущая к построению более высокого общ-ва. Всемирная история связана с прогрессом: поступательное движ-е чел-тва от низших обществ-х форм к высшим, по стадиям религиозного, метаф-кого и позитивного, научного мышления. Ступени прогресса - переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и рабству, затем смену политеизма монотеизмом христианской религии и установлением феодально-сословного строя. С 15 в.- критическая эпоха: глубокий кризис феод-й сословной системы. Возникло научное мировозз-е и его носители: учёные и индустриалы-промышленники. Фр-зская рев-ция - этап утверждения прогрессивной истор-кой смены, но рев-ция уклонилась от правильного пути построения научного общ-ва и оставила страну в неорганизованном состоянии. С.-С. разраб-л утопический план создания рац-ного общ-ного строя - "промышленной системы". Новое общ-во, наиболее выгодного для наибольшей массы людей; путь построения - через расцвет промыш-ноти и с/х, всемерное развитие производительных сил общ-ва и искоренение в нём всякого паразитизма. "Пром-ная система": общ-во - всеобщая ассоциацию людей, обязательный производительный труд, равенство всех, распределения "по способностям", государственное планирование произв-ва, гос-ная власть – организация произв-ва, стирание национальных границ.

Теория классов в марксизме.

Маркс связал сущ-ие классов с определенными ступенями в развитии производства, и объяснил их борьбу экон-ми процессами. Маркс доказал следующее: 1) сущ-ние классов связано с определёнными истор-ми фазами развития производства; 2) классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата; 3) диктатура пролетариата - переход к уничтожению всяких классов и общ-ву без классов.

Деление общества на классы связаны с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности чел-ка к классу – эконом-й, кот-й опред-тся отнош-ем чел-ка к средствам произв-ва. Признак класса составляет отнош-е к средствам произв-ва, экон-кое положение, образ жизни, уровень образования, классовое самосознание. Противостояние другой группе - важный признаков класса. Противостояние свойст-но для всех антагонистических формаций: господствующие, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, против производительных, подчинённых, угнетаемых. Конфликт производительных сил и производственных отнош-й выражается в классовой борьбе, в кот-й один из классов – прогрессивная сила, другой - регрессивная. Один и тот же класс, на разных фазах развития общ. формации бывает прогрессивным и реакционным. Пролетариат и буржуазия – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – бесклассовое общ-во. Сущ-ют и др классы(остатки старых классов, средние слои), помимо буржуазии и пролетариата, но все они должны исчезнуть. Поскольку полит-я власть представляет собой лишь юридическое выражение классового угнетения, поэтому, с исчезновением в будущем классового противостояния, гос-во с неизбежностью отомрет.

Исторические и социально-экономические предпосылки возникновения социологии.

Пром-ная и Великая Фр-кая революции 1789-1794 - ускоритель станов-ия науки об общ-ве. Пром-ная рев-я - переход от ремесла и мануфактуре, к машинному произв-ву. Новый социально-эк-кий порядок: фабричная система хоз-ва, инду­стр-ция и Урбан-я. Разделение труда, узкая спе­циализация ведут к сужению интересов людей — увелич-е соц-ной дезорганизации, преступ­ности, девиации. Урбан-я привела к притоку иммигрантов из др. стран. Развитие произв-ва - толчкок к исслед-нию соц-х вопросов. Итог промыш-й рев. – формир-ние новых классов, обострение класс-х противоречий. В. Фр-я рев-я - был разрушен общественный строй. Приоритет: всеобщая свобода, равенство, потребность в демократии. Усложнение всех сфер общ-ва по­ставило проблемы взаимод-я людей, создания соц-ного порядка в общ-ве. Осознание этих проблем - предпосылка формир-ния и развития науки, изучающей группы людей, поведение, взаимод-ия людей и их результаты. Кап-кий строй нуждался в своем обосновании. Высшие классы нуждались в науке, кот-я раскрывала пози­тивный процесс развития общ-ва, появление раб-го класса, противопо­ложных классов. Возн-ние соц-гии связано и с формир-ем раб-го класса, нарастанием кризиса общ-ных отнош-й. Борьба с гнетом привела к возникн-ю объед-ний трудя­щихся. Создание машин - безработица. Кап-кую эк-ку со­трясали периодические кризисы. Появлялись новые соц. инст-ты: светские учебные заведения, научные общ-ва, обсерватории, академии, где ведутся исслед-е работы. Возник-е соц-гия как науки было обусловлено соц-ми, эк-ми, полит-ми и др. предпосылками развития общ-ва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.007 с.)