Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция социальных институтов Г. Спенсера.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все инст-ы сост-ют единое целое, функционир-е каждого зависит от всех других и от четкого раздел-я сфер влияния и ответственности. В любом общ-ве имеется опред-ый уровень согласованности основных институтов, если нет, то начинается регресс или распад «социального организма». Каждый соц инст удовлетворяет опред-ую общ-ную потребность. Расшир-е полномочий гос-ва подрывает естественное разделение функций между инстит-ми общ-ва. Концепция институтов: общ-во по аналогии с биологическим организмом. Различные части соц-ного организма, подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают ее, в зависимости от своей деят-ти. Институты: семья, обряд, политика, церковь. Семья – контроль за брачными отнош, между полами, родит-дети. Станов-е инст семьи: экзогамия(запрет на браки внутри родственной группы) – воруют женщин из других общин – узнают языки, ценности; полиандрия(много мужей) – уменьшение рождаемости; полигамия (многоженство) – увелич рожд, полит стабильность, женщины ограничены, а они растят детей =>дети менее развиты творчески; Моногамия(1-1) – частн собств, оптимальная форма семьи. Инст обряда – контроль, с помощью статусной иерархии; Полит инст – общ появл когда между людей появл сотрудничество, а оно формир-ся как полит сист. Власть вождя только от чати зависит от него, в остальном от мнения общ-ва. Усложнение полит сист ведет к демократии; Церковь – интеграция, контроль, в пром общ-ве сист статусов вытесняет религ контроль.
Концепция социального развития. Факторы социального развития. Основной закон социальной эволюции. Спенсер(1820-1903) – англ. философ и социолог-позитивист, представитель соц-ного эволюционизма. Эволюция - движение от простого к сложному. Три вида эволюц-х процессов: неорганический, органический и надорганический. Надорганическая эволюция – это предмет соц-и, процесса развития общ-ва. Общ-во - это организм, целостность образованная взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущ-ть эволюции в двух взаимосвяз-х процессах - дифференциация и интеграция. Дифф-ция - движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в кот-х части целого становятся все более специализированными и интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет соц-гии - изучение эволюции общ-ва (усложнение форм общ-ной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней). Органическая аналогия проводится ради док-ва единства законов, кот-м подчиняются все эволюционные процессы.
Типология обществ по Г. Спенсеру и их основные характеристики. Общ-во – организм. Общ-ва, как и биолог-е организмы, развив-ся в "форме зародышей" и из небольших "масс" путем увелич-я единиц и расширения групп, соединения мелких групп в большие и т д. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом, С. осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Изменения происх-т в нарастании многообразия внутренней дифференциации общ-ного развития (соц-ное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общ-ных связей. С. выделил два типа общ-ва: "военное", "промышленное". Военные: основ деят-ть – военная, захват ресурсов; весь народ – армия; укорененная иерархия на основе статуса, сословия; принудит сотрудничество; решение проблем силой; патриархальная семья; нормативная система – принудительные нормы; хар-р норм: эгоизм, агрессивность, кровожадность, эзоляция. Промыш-е: основ деят – эконом-я; профессионализация, армия для народа; основа отношений – договор; добровольное сотрудничество; нормативная система – негативное регулирование (что нельзя делать); реш-е проблем судом; свобода места жительства; соц хар-р: независимость, уважение к другим, индив-ть; индивид ваджнее госуд-ва.
Исторический материализм как методология марксистской социологии. Основная задача истор матер-зма – вскрыть невидимые обыденному сознанию движущие силы истор-го развития; объяснить природу объективности соц-ных законов, т.е. показать, каким образом и почему в общ-ве, где действуют лишь наделенные разумом и волей люди, возникают им не подвластные, и определяющие собой их поведение, законы; объяснить механизм и причины социальных революций. По Марксу, это помогло бы ответить на вопрос – при каких условиях и как возможно подлинное освобождение чел-ка. Методологический принцип – нельзя судить о соц явл-и по его собственным представлениям о себе, необходимо описывать его как объективное явл-е. Общ-во надо изучать как явл имеющее истор-ое развитие. Нужно анализировать историю, чтобы определить законы общ-ва. Для того, чтобы объяснить явл-е, нужно анализировать, как чел-к организует свою трудовую деят-ть.
Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма. Общ-во – не состоит из индив-в, а составляет сумму связей и отношений. Способ производства определяет общ-е отноше-я – общ-во. Уровень развития общ-х отнош опред-ет отличит-ый хар-р общ-ва. Способ произ-ва обуславливает соц-е, полит, дух-е стороны жизни общ-ва. Развитие общ-ва происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к др., в силу противоречия между производит-ми силами, котор развив быстрее, и производств отнош-ми. Произв-е отнош-я блокируют развитие произв-ых сил, что ведет к революции и смене формации. (Перв.общ, об-во, рабовладение, феод-зм, кап-зм, комм-зм). Развитие общ-ва -объективно-истор-кий процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие эконом-х отношений. Каждая формация хар-ется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), хар-мых понятием способ производства. В общ-ве люди вступают в необходимые, от их воли не зависящие, отношения – произв-е отношения, которые соотв-ют развитию матер-ых производит-х сил. Совокупность производит отнош. составляют эконом-ую структуру общ-ва, базис, на кот-м находится юридич-я, полит-я надстройка, и которому соответ-ют определенные формы общ-ного сознания(мораль, наука, религия, исскуство) – эконом-кое понимание общ-ва, чтобы понять повед-е чел-ка надо найти эконом-е мотивы. Помимо базиса и надстройки, формация включает в себя определённую стр-ру соц классов, групп и слоёв. В формацию входят такие компоненты как формы семьи, образы жизни, повседневная жизнедеят-ть людей.
Теория классов в марксизме. Маркс связал сущ-ие классов с определенными ступенями в развитии производства, и объяснил их борьбу экон-ми процессами. Маркс доказал следующее: 1) сущ-ние классов связано с определёнными истор-ми фазами развития производства; 2) классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата; 3) диктатура пролетариата - переход к уничтожению всяких классов и общ-ву без классов. Деление общества на классы связаны с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности чел-ка к классу – эконом-й, кот-й опред-тся отнош-ем чел-ка к средствам произв-ва. Признак класса составляет отнош-е к средствам произв-ва, экон-кое положение, образ жизни, уровень образования, классовое самосознание. Противостояние другой группе - важный признаков класса. Противостояние свойст-но для всех антагонистических формаций: господствующие, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, против производительных, подчинённых, угнетаемых. Конфликт производительных сил и производственных отнош-й выражается в классовой борьбе, в кот-й один из классов – прогрессивная сила, другой - регрессивная. Один и тот же класс, на разных фазах развития общ. формации бывает прогрессивным и реакционным. Пролетариат и буржуазия – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – бесклассовое общ-во. Сущ-ют и др классы(остатки старых классов, средние слои), помимо буржуазии и пролетариата, но все они должны исчезнуть. Поскольку полит-я власть представляет собой лишь юридическое выражение классового угнетения, поэтому, с исчезновением в будущем классового противостояния, гос-во с неизбежностью отомрет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.011 с.) |