Концепция социальных институтов Г. Спенсера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция социальных институтов Г. Спенсера.



Все инст-ы сост-ют единое целое, функционир-е каждого зависит от всех других и от четкого раздел-я сфер влияния и ответственности. В любом общ-ве имеется опред-ый уровень согласованности основных институтов, если нет, то начинается регресс или распад «социального организма». Каждый соц инст удовлетворяет опред-ую общ-ную потребность. Расшир-е полномочий гос-ва подрывает естественное разделение функций между инстит-ми общ-ва. Концепция институтов: общ-во по аналогии с биологическим организмом. Различные части соц-ного организма, подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают ее, в зависимости от своей деят-ти. Институты: семья, обряд, политика, церковь. Семья – контроль за брачными отнош, между полами, родит-дети. Станов-е инст семьи: экзогамия(запрет на браки внутри родственной группы) – воруют женщин из других общин – узнают языки, ценности; полиандрия(много мужей) – уменьшение рождаемости; полигамия (многоженство) – увелич рожд, полит стабильность, женщины ограничены, а они растят детей =>дети менее развиты творчески; Моногамия(1-1) – частн собств, оптимальная форма семьи. Инст обряда – контроль, с помощью статусной иерархии; Полит инст – общ появл когда между людей появл сотрудничество, а оно формир-ся как полит сист. Власть вождя только от чати зависит от него, в остальном от мнения общ-ва. Усложнение полит сист ведет к демократии; Церковь – интеграция, контроль, в пром общ-ве сист статусов вытесняет религ контроль.

 

Концепция социального развития. Факторы социального развития. Основной закон социальной эволюции.

Спенсер(1820-1903) – англ. философ и социолог-позитивист, представитель соц-ного эволюционизма. Эволюция - движение от простого к сложному. Три вида эволюц-х процессов: неорганический, органический и надорганический. Надорганическая эволюция – это предмет соц-и, процесса развития общ-ва. Общ-во - это организм, целостность образованная взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущ-ть эволюции в двух взаимосвяз-х процессах - дифференциация и интеграция. Дифф-ция - движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в кот-х части целого становятся все более специализированными и интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет соц-гии - изучение эволюции общ-ва (усложнение форм общ-ной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней). Органическая аналогия проводится ради док-ва единства законов, кот-м подчиняются все эволюционные процессы.

 

Типология обществ по Г. Спенсеру и их основные характеристики.

Общ-во – организм. Общ-ва, как и биолог-е организмы, развив-ся в "форме зародышей" и из небольших "масс" путем увелич-я единиц и расширения групп, соединения мелких групп в большие и т д. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом, С. осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Изменения происх-т в нарастании многообразия внутренней дифференциации общ-ного развития (соц-ное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общ-ных связей. С. выделил два типа общ-ва: "военное", "промышленное". Военные: основ деят-ть – военная, захват ресурсов; весь народ – армия; укорененная иерархия на основе статуса, сословия; принудит сотрудничество; решение проблем силой; патриархальная семья; нормативная система – принудительные нормы; хар-р норм: эгоизм, агрессивность, кровожадность, эзоляция. Промыш-е: основ деят – эконом-я; профессионализация, армия для народа; основа отношений – договор; добровольное сотрудничество; нормативная система – негативное регулирование (что нельзя делать); реш-е проблем судом; свобода места жительства; соц хар-р: независимость, уважение к другим, индив-ть; индивид ваджнее госуд-ва.

 

Исторический материализм как методология марксистской социологии.

Основная задача истор матер-зма – вскрыть невидимые обыденному сознанию движущие силы истор-го развития; объяснить природу объективности соц-ных законов, т.е. показать, каким образом и почему в общ-ве, где действуют лишь наделенные разумом и волей люди, возникают им не подвластные, и определяющие собой их поведение, законы; объяснить механизм и причины социальных революций. По Марксу, это помогло бы ответить на вопрос – при каких условиях и как возможно подлинное освобождение чел-ка. Методологический принцип – нельзя судить о соц явл-и по его собственным представлениям о себе, необходимо описывать его как объективное явл-е. Общ-во надо изучать как явл имеющее истор-ое развитие. Нужно анализировать историю, чтобы определить законы общ-ва. Для того, чтобы объяснить явл-е, нужно анализировать, как чел-к организует свою трудовую деят-ть.

 

Теория общества в марксизме. Концепция общественно-экономической формации как теория общества марксизма.

Общ-во – не состоит из индив-в, а составляет сумму связей и отношений. Способ производства определяет общ-е отноше-я – общ-во. Уровень развития общ-х отнош опред-ет отличит-ый хар-р общ-ва. Способ произ-ва обуславливает соц-е, полит, дух-е стороны жизни общ-ва. Развитие общ-ва происходит путем качественных скачков от одной общ,-экон. формации к др., в силу противоречия между производит-ми силами, котор развив быстрее, и производств отнош-ми. Произв-е отнош-я блокируют развитие произв-ых сил, что ведет к революции и смене формации. (Перв.общ, об-во, рабовладение, феод-зм, кап-зм, комм-зм). Развитие общ-ва -объективно-истор-кий процесс, независимый от воли и сознания людей, в его основе лежит развитие эконом-х отношений. Каждая формация хар-ется определенным уровнем развития производительных сил (технологии и машины) и производственных отношений (классы и институты), хар-мых понятием способ производства. В общ-ве люди вступают в необходимые, от их воли не зависящие, отношения – произв-е отношения, которые соотв-ют развитию матер-ых производит-х сил. Совокупность производит отнош. составляют эконом-ую структуру общ-ва, базис, на кот-м находится юридич-я, полит-я надстройка, и которому соответ-ют определенные формы общ-ного сознания(мораль, наука, религия, исскуство) – эконом-кое понимание общ-ва, чтобы понять повед-е чел-ка надо найти эконом-е мотивы. Помимо базиса и надстройки, формация включает в себя определённую стр-ру соц классов, групп и слоёв. В формацию входят такие компоненты как формы семьи, образы жизни, повседневная жизнедеят-ть людей.

 

Теория классов в марксизме.

Маркс связал сущ-ие классов с определенными ступенями в развитии производства, и объяснил их борьбу экон-ми процессами. Маркс доказал следующее: 1) сущ-ние классов связано с определёнными истор-ми фазами развития производства; 2) классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата; 3) диктатура пролетариата - переход к уничтожению всяких классов и общ-ву без классов.

Деление общества на классы связаны с разделением труда и институтом частной собственности. Основной показатель принадлежности чел-ка к классу – эконом-й, кот-й опред-тся отнош-ем чел-ка к средствам произв-ва. Признак класса составляет отнош-е к средствам произв-ва, экон-кое положение, образ жизни, уровень образования, классовое самосознание. Противостояние другой группе - важный признаков класса. Противостояние свойст-но для всех антагонистических формаций: господствующие, извлекающие прибавочный продукт из эксплуатации другого класса, против производительных, подчинённых, угнетаемых. Конфликт производительных сил и производственных отнош-й выражается в классовой борьбе, в кот-й один из классов – прогрессивная сила, другой - регрессивная. Один и тот же класс, на разных фазах развития общ. формации бывает прогрессивным и реакционным. Пролетариат и буржуазия – последние классы-антагонисты. Будущая коммунистическая формация – бесклассовое общ-во. Сущ-ют и др классы(остатки старых классов, средние слои), помимо буржуазии и пролетариата, но все они должны исчезнуть. Поскольку полит-я власть представляет собой лишь юридическое выражение классового угнетения, поэтому, с исчезновением в будущем классового противостояния, гос-во с неизбежностью отомрет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.007 с.)