Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления социально-медицинской работы с населением.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные направления социально-медицинской работы с населением. Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества. Она изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной во все периоды жизни человека — от рождения до смерти. Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук — биологии, медицины, социологии, психологии, философии и др. (правда, фактически медицина является наукой о болезнях). Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений, поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Известно, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека в очень большой степени зависит от его образа жизни и социальных факторов. В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и т.д. и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем. Вследствие этого в 90-е гг. в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношении. Прежде всего уточним содержание понятия «медико-социальная помощь». Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь — это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопсдическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами. Медико-социальная помощь рассматривается как новый вил мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода. Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медико-социальной работы — различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), взаимно потенциирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых в последние годы неуклонно возрастает, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов учреждений социальной защиты населения, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности. Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении свидетельствуют, что, несмотря на предпринимаемые усилия, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы, которые позволяют сформировать профессионала нового типа — специалиста в области социальной работы, имеющего соответствующую медицинскую специализацию и выполняющего соответствующие функции. Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую. Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, — это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников, поскольку отечественных дипломированных специалистов по социальной работе еще недостаточно. В свою очередь, социальные работники, которые очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения. Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные. По своей сути медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.
Сущность и классификация технологий социальной работы. Содержание и технологии психосоциальной работы. Одним из направлений социальной службы является психосоциальная работа, которая выявляет и изучает негативные воздействия психотравмирующих факторов. Эта работа осуществляется на разных уровнях: социальном, соматическом, соматико – психическом, межличностном, также включает семейные, производственные, сексуальные, национальные конфликты. На основе данных психодиагностических исследований разрабатываются следующие положения, требования и рекомендации по психопрофилактике отрицательного влияния на человека травмирующих факторов. Эти факторы приводят к развитию расстройств когнитивных, эмоциональных, двигательно – волевых процессов, неврозов, психозов, нередко завершающихся суицидальными действиями и преступлениями. На основе факторов определяются методы и средства по восстановлению, поддержанию психического здоровья различного контингента лиц, обращающихся к работникам социальных служб за оказанием необходимой социальной, медицинской, психологической, юридической и других видов помощи. Понятие «Психосоциальная помощь» исходит из основных понятий и методов психотерапии. Психотерапия определяется как система лечебного воздействия через психику на весь организм. Это преимущество коммуникации с пациентом для воздействия на его болезненное соматическое и психическое состояние. Она планируется в рамках истории болезни и лечения. В процессе психотерапии наблюдается систематическое развитие и раскрытие личности. Психотерапевтические методы возникли и развиваются внутри конкретного теоретического направления, используют его методологию и отличаются от других методов нюансами понимания модели личности и теории невроза, также набором специфических оригинальных техник. Например, психоанализ, психоаналитическая психотерапия, юнгианский анализ, краткосрочная психодинамическая психотерапия, ит.д. Практическая подготовка социальных работников предусматривает овладение методами, приёмами разнообразных тренингов, вмешательства в ситуацию. Умение слушать, беседа, психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия – всё это способствует профилактике возникновения и развития психопатологических состояний клиентов, особенно таких, как самоубийство, убийство и др. Основной принцип терапевтической работы – создание доверительных отношений с клиентом. Психотерапевтическая беседа – эта форма лечения, которую осознанно и неосознанно применяет каждый психосоциальный работник или врач. Принцип выбора метода психотерапии определяется нозологией заболевания, остротой его проявления, характерологическими нарушениями личности, связанными с проблемами в семье, наличием комплексных расстройств, и с предрасположением к ним. В настоящее время применяются следующие виды психотерапии: Суггестивная терапия – Терапия в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально – стрессовая психотерапия. Она содержит технику проработки поведения пациента в реальной жизни, его трудностей, его изоляции и способов его приспособления к окружающей обстановке. Социальный работник должен определить те трудности, которые имеются на рабочем месте пациента, в его межличностных контактах, на службе, в семье. Эта форма терапии показана детям, страдающим хроническими соматическими заболеваниями, детям – инвалидам. Семейная психотерапия – применяется при расстройствах психики, обусловленных Семейными проблемами. Объектом лечения становится не отдельный человек, а целом система семейных отношений. Аутогенная тренировка – показана при различных видах вегетативных неврозов. Терапии предшествует объяснение индивиду её принципов. Конечная цель аутогенной тренировки – развитие у индивида способности регулировать своё эмоциональное состояние, быстро снимать напряжение, вызывать изменение функций в своём организме в желаемое направление. Этот тип терапии близок к восточным техникам самонаблюдения – медитации. Это достигается пассивным длительным самонаблюдением; ребёнок, подросток учатся достигать состояния, связанного с релаксацией – ощущение тепла, тяжести, прохладного лба, ровного дыхания. Аутогенная тренировка показана также здоровым детям и др. Разговорная терапия – эффективна при различных жизненных ситуациях. Метод основан на толковании, объяснении. Гештальттерапия и психодрама – применяются при характерологических нарушениях. Смысл её состоит в осознании пациентом реального настоящего (компьютерные игры, зависимость от игр). Психодрама показана подросткам с высокой степенью внушаемости, впечатлительности. В ходе терапии с использованием психодрамы производится постепенная подготовка ребёнка к самостоятельности. Поведенческая психотерапия – применяется при фобиях. Наиболее частые фобии у детей – страх тёмной комнаты, закрытого пространства, посещение врача – стоматолога, страх наказания даже при малейшей провинности и др. Методики лечения страха основаны на классической выработке условного рефлекса при систематической десенсибилизации с раздражителем (вызвавшем страх) с помощью техники привыкания, уговаривания. Новое желательное поведение формируется путём условного положительного подкрепления (усиления). Неправильное поведение должно игнорироваться без всякого подкрепления. Существенное значение имеет техника выработки эффекта самоподкрепления. Одним из вариантов положительного подкрепления являются приёмы накопления символов: звёзд, значков, жетонов. Они являются средством положительного немедленного подкрепления в случае успешного выполнения действий. В случае неправильного поведения система символов выступает в качестве негативного средства – наказания (сумма символов уменьшается). Глубинная психотерапия и психоанализ – используются как варианты краткосрочной психоаналитической и психодинамической терапии. Выявление и раскрытие негативной информации происходят во время беседы с обсуждением проблемы. Глубинная психотерапия возможна лишь на этапе частичного разрешения межличностного конфликта. Примерный курс лечения составляет 80 часов и проводится в течении 1-2 лет по 1-2 часа в неделю. Психоанализ может быть использован при условии стабильности жизненной ситуации и социальной обеспеченности. Он противопоказан подросткам и детям со слабостью своего «Я», больным психозом с тяжёлыми расстройствами личности. Особенно трудна работа с асоциальными детьми. Их жизненный отрицательный опыт, приобретённые негативные способы защиты, делинквентное поведение, инфантилизм при формировании своей судьбы требуют создания иной среды – с эмоциональной поддержкой, пониманием, одобрением. Для делинквентного поведения характерны нецензурная брань, пьянство, воровство, избиение с нанесением физических повреждений, за которые в отличие от взрослых дети и подростки не несут уголовной ответственности. Отсюда, разработка вариантов и создание такой психоэмоциональной поддержки в каждом конкретном случае осуществляются специалистами социально – психологической службы при участии воспитателей, педагогов, врачей, органов юстиции и правопорядка.
Существуют три (3) основных психотерапевтических направления, которые получили наибольшее признание и возникшие на их основе методы: 1) Психодинамическое (динамическое, психоаналитическое); 2) Бихевиоральное (поведенческое); 3) Гуманистическое (экзистенциально – гуманистическое, опытное). 1. ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т. п. Индивидуальная социальная работа имеет общие и специфические черты, к которым можно отнести особенности работы с клиентом в процессе изменения, интервьюирование, установление контракта, планирование, оценку и другие элементы индивидуального взаимодействия. Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. После того как между социальным работником и клиентом заключён контракт, начинает осуществляться система последующих действий. 2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. Консультирование в социальной работе – это один из видов помощи клиенту при разрешении его трудной жизненной ситуации. Как отмечает Р. Нельсон – Джоунс, термин «консультирование» применяется в нескольких случаях: - как особый вид отношений помощи; - как репертуар возможных действий; - как психологический процесс. Процесс консультирования осуществляется в ситуации «один на один», где с одной стороны находится профессионал, с другой – клиент. 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ. Термин «Групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определённых профессиональных знаний и квалификаций, где социальная группа понимается как особая форма индивидуальной работы. Сегодня наблюдается тенденция в методах групповой психотерапии, методы которой применяются в социальной работе. В этой вязи употребляются два понятия: - «групповая терапия» и «групповая работа». Групповую терапию традиционно связывают с практической деятельностью социального работника, призванного уменьшить страдания клиента, улучшить степень индивиду- ального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействие группы на клиента. Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. 4. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Семья в социальной работе рассматривается как мультиперсональный субъект, как особый тип клиента. Понимание проблем клиента осуществляется через изучение семейных связей и отношений. С другой стороны, семья рассматривается в теории и практике социальной работы как некое единство, целостность со своими структурными особенностями, мифами, традициями, ролями, ценностями и стереотипами поведения. 5. ТЕХНОЛОГИЯ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛЯМ СУПЕРВИЗИИ. Кризисно – ориентированная индивидуальная социальная работа направлена на разрешение личностных кризисов и восстановление социального функционирования индивида. В социальной работе принято понимать, что кризис – составная и естественная часть человеческой жизни. Ситуационные факторы и факторы развития являются условиями проявления кризиса в жизни человека. К ситуационным факторам кризисов относят такие факторы, которые приводят к нарушению социальных контактов индивида, не позволяют ему осуществить институционализированные интересы, реализовать личностные потребности. К такой группе кризисов можно отнести ситуацию болезни родных, смерть близких, потерю работы, развод и друг. факторы, нарушающие социальное функционирование индивида. Кризис как фактор развития выступает в ситуации поиск новой идентичности и стиля жизни. Супервизия – «процесс интеракции, главная цель которого заключается в том, чтобы один человек (супервизор) общался с другим человеком (супервизируемым), чтобы помочь ему более эффективно оказывать помощь другим людям». Одной из первых, кто стал заниматься проблемами обучения социальных работников основами супервизии, стала В. Робинсон, которая заметила, что стажёры переносят свой личный опыт на установление контактов с клиентами. Изучение технологии установки первичных контактов становится целью исследователя, другая задача – «предотвратить использование приёмов, пригодных только для предыдущих ситуаций». 1) Потребность в супервизии возникает в результате развития практики профессиональной помощи. Можно выделить несколько основных мотивов супервизии, оформившихся в процессе развития практики социальной работы. 2) Административный мотив супервизии связан с оптимальным развитием социальных служб как организации, призванных эффективно функционировать в системе оказания социальных услуг. 3) Другим важнейшим компонентом супервизии является защита потребителей, в связи с чем требуется периодическое наблюдение за деятельностью социальных работников, контроль выполнения ими технологических процедур оказания помощи клиентам. 4) Потребность в супервизии необходима самим как социальным работникам на этапе профессионального становления, так и опытным специалистам в работе со сложными случаями. 6. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЁЖЬЮ. Социальная работа с детьми и подростками имеет свою специфику. Во многих странах мира, включая Россию, долгое время социальная работа с детьми и подростками была направлена на социализацию и развитие, поэтому в ней преобладали технологии профилактики и социально – педагогического сопровождения. Причём социальная работа с детьми и подростками не ограничивалась только детьми «группы риска», спектр её деятельности имел более широкие формы, и под её влияние попадали дети из благополучных семей. Как считают многие исследователи, такая работа носила техно – прагматический характер, выражающийся в принципе «дети – наши самые важные ресурсы». 7. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ. 8.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 9.ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СУИЦИДА. 10.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЛОГИЧЕСКИМ ЗАВИСИМЫМ И ЗАВИСИМЫМ ОТ АЛКОГОЛЯ. 11. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРИЗЫВНИКАМИ. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В АРМИИ.
Основные направления социально-медицинской работы с населением. Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Проблема здоровья неотъемлема от других проблем человечества. Она изменяется вместе с прогрессом общечеловеческой культуры, будучи актуальной во все периоды жизни человека — от рождения до смерти. Здоровье человека является предметом изучения как естественных, так и общественных наук — биологии, медицины, социологии, психологии, философии и др. (правда, фактически медицина является наукой о болезнях). Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений, поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Известно, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека в очень большой степени зависит от его образа жизни и социальных факторов. В современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов медико-социальной помощи населению как новых социальных технологий, которые обеспечат гражданам комплексные социальные услуги в случае заболевания, утраты трудоспособности и т.д. и будут способствовать решению связанных со здоровьем социальных проблем. Вследствие этого в 90-е гг. в России стала развиваться медико-социальная работа как качественно новое направление социальной работы и вид профессиональной деятельности. Ее становление обусловлено современным состоянием здравоохранения, социальной защиты населения, других социальных институтов в условиях реформирования экономического уклада и структуры общественных отношении. Прежде всего уточним содержание понятия «медико-социальная помощь». Признано, что медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Это сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) медико-социальная помощь — это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопсдическая и зубопротезная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами. Медико-социальная помощь рассматривается как новый вил мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода. Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медико-социальной работы — различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, многодетные и социальные семьи, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), взаимно потенциирующие друг друга, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами, численность которых в последние годы неуклонно возрастает, одинаково тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов учреждений социальной защиты населения, поскольку они неизбежно сталкиваются с кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности. Особенность медико-социальной работы состоит в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей — здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медико-санитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении свидетельствуют, что, несмотря на предпринимаемые усилия, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе, после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы, которые позволяют сформировать профессионала нового типа — специалиста в области социальной работы, имеющего соответствующую медицинскую специализацию и выполняющего соответствующие функции. Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую. Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, — это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. Медико-социальная работа, имеющая патогенетическую направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников, поскольку отечественных дипломированных специалистов по социальной работе еще недостаточно. В свою очередь, социальные работники, которые очень часто имеют дело с клиентами, страдающими психической и физической патологией, должны иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения. Необходимо четкое разграничение функций медицинских и социальных работников. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные. По своей сути медико-социальная работа имеет много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.019 с.) |