Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №1. Основные направления в истории социологии. (2 ч.)↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина _____ Социология ________
Специальность ____ для всех специальностей ____
Кокшетау -2014 Силлабус составлен на основании типовой учебной программы в соответствии с ГОСО РК утвержденного приказом МОН РК от 30 марта 2005 г. №200. Введена в действие приказами МОиН РК от 11 мая 2005 года №289, от 12 июля 2005 года №480.
Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена ст.преподавателем Кокушевой Н.Э.
Утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории и Философии «_______»________________20 14 _ г. / Протокол № __ 1 __/
Заведующий кафедрой ______________Кушпаева А.Б.
Одобрено учебно-методической комиссией факультета Истории и юриспруденции
«______» _______________ 2014 г. / Протокол № __ 1 __/
Председатель УМК _________________________________ (Ф.И.О., подпись)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – (SILLABUS) 2. Данные о преподавателе: ст. преподаватель Кокушева Назира Эльжасовна Кафедра Всеобщей истории и философии КГУ им. Ш.Уалиханова располагается по адресу: г. Кокшетау, корпус № 2, кабинет №204.
3. Данные о дисциплине Название: Социология Место проведения: КГУ им.Ш.Уалиханова, в соответствии с факультетом и специальностью. Место проведения, время и место проведения определяется в соответствии с утвержденным расписанием факультетов.
Выписка из учебного плана:
4. Пререквизиты дисциплины: До начала данного курса студентам необходимы исторические, обществоведческие знания, которые учащиеся должны получить в средней общеобразовательной школе. Постреквизиты дисциплины: После изучения «Социологии» студентам необходимо изучить политологию. Этот курс направлен на последовательное описание проблемного поля современной политической науки – базовой отрасли элементов, институтов общества. 5. Описание дисциплины: Цель учебного курса сформировать у студентов глубокое и полное представление об основных понятиях, категориях, закономерностях социального развития общества, тем самым сформировать комплексное представление об обществе как социокультурной системе. Социология служит научным ориентиром в многообразии социальных явлений, и является ключевой наукой, объясняющей закономерности общественных процессов. Задачи курса предполагают изучение: · основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории; · определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; · социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий; · основных проблем стратификации общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; · сформировать у студентов навыки подготовки и проведения конкретно-социологических исследований, уметь использовать результаты таких исследований в своей профессиональной деятельности. Краткое содержание дисциплины: Учебный курс «Социология» даст последовательное описание проблемного поля современной социологической науки – базовой отрасли обществознания. Большое внимание уделено пониманию общества, принципам и формам социальных взаимодействий, социальным институтам, социальным группам, социальной стратификации, социализации и девиации. В результате изучения дисциплины «Социология» студенты должны знать: · основные формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы социальных институтов и уметь их анализировать; · владеть основами социологического анализа в изучении процесса формировании общественного мнения; · научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностей и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп; · методологическую и методическую разделы программы КСИ; · должны научиться работать с социально – политической научной и публицистической литературой и периодикой; · участвовать в обсуждении социально-политических проблем, аргументированно отстаивать в дискуссии свою точку зрения, прогнозировать события и их результаты; · грамотно и критически анализировать и использовать статистические данные, обрабатывать их, систематизировать.
План занятий 6.1. Учебно-тематический план аудиторных занятий.
6.2. Учебно-тематический план СРСП
Задания по темам СРСП Тема №1. Основные направления в истории социологии. (2 ч.) Задание №1. Дайте характеристику социологического направления (на выбор): Схема №1 Социологические направления Позитивизм Марксизм Понимающая Индустриальная социология социология Структурный Конфликтология Символический Социометрия функционализм интеракционизм Эмпирическая Феноменология социология Этнометодология Задание №2. В чем заключается сущность метода социологизма Э. Дюркгейма (1858-1917)? Как объяснить требование Дюркгейма «объяснять социальное социальным»? Что такое социальные факты по Дюркгейму? Прокомментируйте приведенный отрывок Ф. Гидденса («Основания социологии». М., 1898, с 5-18): «Профессор Э. Дюркгейм пытается доказать, что существенный социальный прогресс, а потому и первоначальное социальное явление, состоит в подчинении каждого индивидуального ума внешним по отношению к нему видам действия, мысли и чувства.. Дюркгейм рассматривает впечатление, оказываемое многими умами на ум единичный..» Задание №3. Раскройте основные положения концепции «понимающей социологии» и «теории социального действия» М. Вебера: Что понимал под «идеальными типами» М. Вебер? Дайте определение рациональности по М. Веберу. Чем социологическое понимание социальных явлений М. Вебера отличается от Э.Дюркгейма? Задание №4. Альтернативой эволюционной теории О. Конта явилась концепция К.Маркса, положившего начало материалистическому пониманию истории и ее революционному преобразованию. Ф. Энгельс: «Исторический материализм - понятие, употребляемое для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». Проанализируйте, почему из учения К. Маркса в современных условиях делаются прямо противоположные выводы: а) учение Маркса гуманно, в его основе – идея свободы личности; б)учение Маркса антигуманно, в нем – истоки подавления личности, тоталитаризма. Какова ваша позиция по данной проблеме? Задание №5 Используя правый столбец таблицы, дайте краткую характеристику социологических взглядов ученых
Задание №6 Прокомментируйте глоссарий: Макросоциология, микросоциология, теория среднего уровня, парадигма, социологическая парадигма, структурно-функциональная парадигма, Чикагская социологическая школа, эмпирическое направление, социальный факт, позитивизм, социологизм, эволюционизм, органицизм, дисфункция, аномия. Задание №7 Задание №8 Задание №9 Литература 1. В.Харчева. Социология. М., 2001. 2. Ю.Г.Волков. Социология. М., 2009. 3. Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции. Алматы.1999. 4. Нац. Состав населения РК. Смаилов А. 2000. 5. Социология города. Зеленов Л.А. 2000. Задание №3 Приведите в соответствие понятия и их определения либо характеристики:
Задание №4 Построить статусный портрет художника, писателя или политического деятеля в различные периоды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида, то есть построить график творческой карьеры. Задание №5 Составить статусный портрет одного или нескольких членов своей семьи. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида. Задание №6 Сделайте социологический анализ художественного произведения, сказки, художественного фильма, то есть ответьте на вопросы: как изображена социальная структура, можно ли найти примеры социальной мобильности, опишите социальные статусы, тип общества, наличие статусно - ролевого конфликта и т.п.
Задание №3. 1. В чем заключается специфика социологического изучения экономических процессов? 2. Как влияют на потенциал рынка труда следующие показатели: а) численность населения б) самодеятельность населения в) занятое население г) экономически активное население
Задание №4. 1.Каковы источники внутреннего найма рабочей силы? А) подготовка кадров, организуемая фирмой Б) прием работников из числа знакомых и родственников сотрудников фирмы В) через биржу труда. 2. Как можно повысить занятость трудоспособного населения? Задание №5. Назовите внешние источники найма рабочей силы? Какие проблемы в данном вопросе существуют в настоящее время в нашем обществе?
Задание №1. Прокомментируйте глоссарий. 1. Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений с целью информирования и оказания определенного воздействия на людей. 2. Коммуникатор – лицо или инстанция, организующая или контролирующая средства массовой коммуникации. 3. Коммуникация – конвенциональная форма социального взаимодействия людей. 4. Искусство – форма знания, формирующая обыденную реальность 5. Массовая культура – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики. 6. Стереотип - схематизированный образ социального объекта. 7. Социология общественного мнения – раздел социологии, предметом изучения которой выступают закономерности и механизмы формирования общественного мнения. 8. Ксенофобия – страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества. 9. Язык – система социальной коммуникации, обеспечивающая предачу и хранение социального опыта. 10. Идеология – определенная система знаний и представлений о мире, обществе и роли человека в нем. Задание № 2. А. Назовите механизмы и каналы формирования общественного мнения. Б. Какие функции СМИ вы бы выделили? Задание № 3. А. Каково значение о содержание стереотипов? Б. В чем заключается противоречивость функционирования массового сознания? Задание № 4. А.Чем отличаются публика и толпа? Б. Как вы оцениваете роль массовой культуры в жизни общества и людей? Задание № 5. А. Почему многие ученые оценивали феномен массовой культуры отрицательно? Как массовая культура влияет на поведение и сознание индивида? Б. Как влияет глобализация массовых коммуникаций на развитие культуры? Задание №1 1. Чем отличаются подходы к методологии социологических исследований у «эмпириков» и «теоретиков»? 2. Почему в социологии используется большое количество разных методов? Задание №2 Заполните таблицу:
Задание №3 Тест-таблица 1. Подчеркните самый распространенный метод социологии а) Анализ документов в) Наблюдение с) Опрос 2. Какова основная характеристика неальтернативного закрытого вопроса в социологической анкете? а) Наличие нескольких вариантов ответа на вопрос в) Возможность выбора одного варианта ответа с) Возможность многовариантного ответа 3. Что подразумевает социологический термин «выборка»? а) Отбор объективной информации в) Выбор методов исследования с) Отбор респондентов 4. В чем сущность социометрии как метода прикладного социологического исследования? а) Изучение «товарищества» в малых группах в) Целенаправленное систематическое отслеживание с) Изучение возможного поведения масс 5. Прикладная социология – это: а) Макросоциологическая теория общества в) Социальная инженерия с) Совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, социальных технологий. Задание №4 Раскрыть кратко содержание основных понятий Темы: 1. Социологическое исследование 2. Социальная проблема 3. Пилотажное исследование 4. Полевое исследование 5. Эксперимент 6. Гипотеза 7. Выборка 8. Генеральная совокупность 9. Репрезентативность 10. Операциоанализация 11. Категории анализа 12. Опрос 13. Наблюдение 14. Контент-анализ 15. Анализ документов 16. Инструментарий 17. Квота 18. Анкета 19. Открытые и закрытые вопросы 20. Паспортичка 21. Эмпирическое исследование 22. Лонгитюдное исследование 23. Программа социологического исследования Литература (основная и дополнительная) Основная литература
Дополнительная литература 1. Амелин. В.Н. Социология политики. М.,1992. 2. Авторханов А.Технология власти. М.,1991. 3. Бабосов Е.М.Практикум по социологии. М.,2003. 4. Бельский Ю.В., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология. М., 2002. 5. Борцов Ю.С. Социология. М., 2002. 6. Волков Ю.Г. Социология. М., 2001. 7. Гофман А.Б. Семь лекций по социологии. М., 2000. 8. Кравченко А.И. Социология. Задачник-тетрадь.М.,1997. 9. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Князева Б.В.и др.М.,19987. 10. Практикум по социологии. Под ред.Слепенкова И.М. М.,1992 11. Руденко Р.И.Практикум по социологии. М.,1999. 12. Дикарева А.А. Социология труда М.,1989. 13. История социологии. Минск. 1993. 14. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. М.,1989. 15. Жаназарова З.Ж.Социология семьи. Алматы.2001. 16. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.,1998. 17. Фролов С.С. Социология. М., 2003. 18. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995. 19. Даль Р.А. Введение в теорию демократии. М.,1992. 20. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже 21 века. М.,1997. 21. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. М.,1995. 22. Назарбаев Н.А. На пороге 21 века. Алматы. 1996. 23. Ядов В.А.Стратегия соц.исследования. М.1998. 24. Социология сегодня. Иванов В.Н. 1989.
27. Аитов Н.А., Биекенов К.У. Социология. Алматы: Казак университети 2002 г. 28. Габдуллина К. и др. Социология. Ученик для студентов высших технических учебных заведений Алматы: Санат. 1997 г. 29. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2000. 30. Нац. Состав населения РК. Смаилов А. 2000. 31. Социология города. Зеленов Л.А. 2000. 32. Наркоманы и наркомания. Левин М.Б. 1991. 33. Фил-соц. вопросы развития и форм.духовного мира человека. М., 1986.
Справочная литература 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь /пер. с англ. Казань. 1997. 2. Бабосов Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учебное пособие для студентов. М., 2003. 3. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Князева Б.В.и др.М.,19987. 4. Практикум по социологии. Под ред. Слепенкова И.М. М.,1992 5. Руденко Р.И.Практикум по социологии. М.,1999. 7. План занятий в рамках самостоятельной работы студентов 7.1.
Информация по оценке Виды контроля (текущий, итоговый) Методы контроля (устный ответ, письменные контрольные работы, тестирование, терминологические диктанты, рефераты, доклады, сообщения, индивидуальные виды работ (кейс, слайды-презентации, таблицы) Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине «Социология» проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний аудиторных и внеаудиторных занятий. Оценка текущего контроля (оценка рейтинга допуска) складывается из оценок текущего контроля и оценок рубежного контроля. При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100 балльной шкале за каждое выполненное задание. Формы контроля: - устное собеседование по пройденной теме; - защита реферата по определенной теме; - подготовка и защита эссе, фиксированных сообщений; - терминологические диктанты; - письменные индивидуальные работы; - тестирование по пройденным темам в аудитории; - составление наглядного материала по теме: таблицы, схемы; - проведение социологического исследования; Окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода. Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно -рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение.
Политика выставления оценок Согласно приказу Министерства образования и науки РК от 1.11.2010 г. №506 о «Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях» (ГОСО РК 5.03.006 -2006). Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине «Социология» проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний аудиторных и внеаудиторных занятий. Оценка текущего контроля (оценка рейтинга допуска) складывается из оценок текущего контроля и оценок рубежного контроля. При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100 балльной шкале за каждое выполненное задание. Формы контроля: - еженедельное тестирование в системе «PLATONUS»; - тестирование по пройденным темам в аудитории; - устное собеседование по пройденной теме; - защита реферата по определенной теме; - подготовка и защита эссе, фиксированных сообщений; - терминологические диктанты; - письменные контрольные работы; - составление наглядного материала по теме, таблицы, схемы; Окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода. Знания, умения, навыки и компетенции обучающихся по всем видам контроля определяются оценками балльно -рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение.
ПРОГРАММА дисциплины для студентов (СИЛЛАБУС) Дисциплина _____ Социология ________
Специальность ____ для всех специальностей ____
Кокшетау -2014 Силлабус составлен на основании типовой учебной программы в соответствии с ГОСО РК утвержденного приказом МОН РК от 30 марта 2005 г. №200. Введена в действие приказами МОиН РК от 11 мая 2005 года №289, от 12 июля 2005 года №480.
Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена ст.преподавателем Кокушевой Н.Э.
Утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории и Философии «_______»________________20 14 _ г. / Протокол № __ 1 __/
Заведующий кафедрой ______________Кушпаева А.Б.
Одобрено учебно-методической комиссией факультета Истории и юриспруденции
«______» _______________ 2014 г. / Протокол № __ 1 __/
Председатель УМК _________________________________ (Ф.И.О., подпись)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – (SILLABUS) 2. Данные о преподавателе: ст. преподаватель Кокушева Назира Эльжасовна Кафедра Всеобщей истории и философии КГУ им. Ш.Уалиханова располагается по адресу: г. Кокшетау, корпус № 2, кабинет №204.
3. Данные о дисциплине Название: Социология Место проведения: КГУ им.Ш.Уалиханова, в соответствии с факультетом и специальностью. Место проведения, время и место проведения определяется в соответствии с утвержденным расписанием факультетов.
Выписка из учебного плана:
4. Пререквизиты дисциплины: До начала данного курса студентам необходимы исторические, обществоведческие знания, которые учащиеся должны получить в средней общеобразовательной школе. Постреквизиты дисциплины: После изучения «Социологии» студентам необходимо изучить политологию. Этот курс направлен на последовательное описание проблемного поля современной политической науки – базовой отрасли элементов, институтов общества. 5. Описание дисциплины: Цель учебного курса сформировать у студентов глубокое и полное представление об основных понятиях, категориях, закономерностях социального развития общества, тем самым сформировать комплексное представление об обществе как социокультурной системе. Социология служит научным ориентиром в многообразии социальных явлений, и является ключевой наукой, объясняющей закономерности общественных процессов. Задачи курса предполагают изучение: · основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории; · определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; · социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий; · основных проблем стратификации общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; · сформировать у студентов навыки подготовки и проведения конкретно-социологических исследований, уметь использовать результаты таких исследований в своей профессиональной деятельности. Краткое содержание дисциплины: Учебный курс «Социология» даст последовательное описание проблемного поля современной социологической науки – базовой отрасли обществознания. Большое внимание уделено пониманию общества, принципам и формам социальных взаимодействий, социальным институтам, социальным группам, социальной стратификации, социализации и девиации. В результате изучения дисциплины «Социология» студенты должны знать: · основные формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы социальных институтов и уметь их анализировать; · владеть основами социологического анализа в изучении процесса формировании общественного мнения; · научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностей и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп; · методологическую и методическую разделы программы КСИ; · должны научиться работать с социально – политической научной и публицистической литературой и периодикой; · участвовать в обсуждении социально-политических проблем, аргументированно отстаивать в дискуссии свою точку зрения, прогнозировать события и их результаты; · грамотно и критически анализировать и использовать статистические данные, обрабатывать их, систем
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.136 (0.013 с.) |