Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большинство психотерапевтических методик применяется в вербальных формах (словесных) - в форме диагностической беседы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психотерапевтические методы возникли и развиваются внутри конкретного теоретического направления, используют его методологию и отличаются от других методов нюансами понимания модели личности и теории невроза, также набором специфических оригинальных техник. Например, психоанализ, психоаналитическая психотерапия, юнгианский анализ, краткосрочная психодинамическая психотерапия, ит.д. Практическая подготовка социальных работников предусматривает овладение методами, приёмами разнообразных тренингов, вмешательства в ситуацию. Умение слушать, беседа, психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия – всё это способствует профилактике возникновения и развития психопатологических состояний клиентов, особенно таких, как самоубийство, убийство и др. Основной принцип терапевтической работы – создание доверительных отношений с клиентом. Психотерапевтическая беседа – эта форма лечения, которую осознанно и неосознанно применяет каждый психосоциальный работник или врач. Принцип выбора метода психотерапии определяется нозологией заболевания, остротой его проявления, характерологическими нарушениями личности, связанными с проблемами в семье, наличием комплексных расстройств, и с предрасположением к ним. В настоящее время применяются следующие виды психотерапии: Суггестивная терапия – Терапия в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально – стрессовая психотерапия. Она содержит технику проработки поведения пациента в реальной жизни, его трудностей, его изоляции и способов его приспособления к окружающей обстановке. Социальный работник должен определить те трудности, которые имеются на рабочем месте пациента, в его межличностных контактах, на службе, в семье. Эта форма терапии показана детям, страдающим хроническими соматическими заболеваниями, детям – инвалидам. Семейная психотерапия – применяется при расстройствах психики, обусловленных Семейными проблемами. Объектом лечения становится не отдельный человек, а целом система семейных отношений. Аутогенная тренировка – показана при различных видах вегетативных неврозов. Терапии предшествует объяснение индивиду её принципов. Конечная цель аутогенной тренировки – развитие у индивида способности регулировать своё эмоциональное состояние, быстро снимать напряжение, вызывать изменение функций в своём организме в желаемое направление. Этот тип терапии близок к восточным техникам самонаблюдения – медитации. Это достигается пассивным длительным самонаблюдением; ребёнок, подросток учатся достигать состояния, связанного с релаксацией – ощущение тепла, тяжести, прохладного лба, ровного дыхания. Аутогенная тренировка показана также здоровым детям и др. Разговорная терапия – эффективна при различных жизненных ситуациях. Метод основан на толковании, объяснении. Гештальттерапия и психодрама – применяются при характерологических нарушениях. Смысл её состоит в осознании пациентом реального настоящего (компьютерные игры, зависимость от игр). Психодрама показана подросткам с высокой степенью внушаемости, впечатлительности. В ходе терапии с использованием психодрамы производится постепенная подготовка ребёнка к самостоятельности. Поведенческая психотерапия – применяется при фобиях. Наиболее частые фобии у детей – страх тёмной комнаты, закрытого пространства, посещение врача – стоматолога, страх наказания даже при малейшей провинности и др. Методики лечения страха основаны на классической выработке условного рефлекса при систематической десенсибилизации с раздражителем (вызвавшем страх) с помощью техники привыкания, уговаривания. Новое желательное поведение формируется путём условного положительного подкрепления (усиления). Неправильное поведение должно игнорироваться без всякого подкрепления. Существенное значение имеет техника выработки эффекта самоподкрепления. Одним из вариантов положительного подкрепления являются приёмы накопления символов: звёзд, значков, жетонов. Они являются средством положительного немедленного подкрепления в случае успешного выполнения действий. В случае неправильного поведения система символов выступает в качестве негативного средства – наказания (сумма символов уменьшается). Глубинная психотерапия и психоанализ – используются как варианты краткосрочной психоаналитической и психодинамической терапии. Выявление и раскрытие негативной информации происходят во время беседы с обсуждением проблемы. Глубинная психотерапия возможна лишь на этапе частичного разрешения межличностного конфликта. Примерный курс лечения составляет 80 часов и проводится в течении 1-2 лет по 1-2 часа в неделю. Психоанализ может быть использован при условии стабильности жизненной ситуации и социальной обеспеченности. Он противопоказан подросткам и детям со слабостью своего «Я», больным психозом с тяжёлыми расстройствами личности. Особенно трудна работа с асоциальными детьми. Их жизненный отрицательный опыт, приобретённые негативные способы защиты, делинквентное поведение, инфантилизм при формировании своей судьбы требуют создания иной среды – с эмоциональной поддержкой, пониманием, одобрением. Для делинквентного поведения характерны нецензурная брань, пьянство, воровство, избиение с нанесением физических повреждений, за которые в отличие от взрослых дети и подростки не несут уголовной ответственности. Отсюда, разработка вариантов и создание такой психоэмоциональной поддержки в каждом конкретном случае осуществляются специалистами социально – психологической службы при участии воспитателей, педагогов, врачей, органов юстиции и правопорядка.
Существуют три (3) основных психотерапевтических направления, которые получили наибольшее признание и возникшие на их основе методы: 1) Психодинамическое (динамическое, психоаналитическое); 2) Бихевиоральное (поведенческое); 3) Гуманистическое (экзистенциально – гуманистическое, опытное). 1. ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛУЧАЕМ. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т. п. Индивидуальная социальная работа имеет общие и специфические черты, к которым можно отнести особенности работы с клиентом в процессе изменения, интервьюирование, установление контракта, планирование, оценку и другие элементы индивидуального взаимодействия. Взаимодействие в индивидуальной работе со случаем происходит через систему последовательных действий. После того как между социальным работником и клиентом заключён контракт, начинает осуществляться система последующих действий. 2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. Консультирование в социальной работе – это один из видов помощи клиенту при разрешении его трудной жизненной ситуации. Как отмечает Р. Нельсон – Джоунс, термин «консультирование» применяется в нескольких случаях: - как особый вид отношений помощи; - как репертуар возможных действий; - как психологический процесс. Процесс консультирования осуществляется в ситуации «один на один», где с одной стороны находится профессионал, с другой – клиент. 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ. Термин «Групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определённых профессиональных знаний и квалификаций, где социальная группа понимается как особая форма индивидуальной работы. Сегодня наблюдается тенденция в методах групповой психотерапии, методы которой применяются в социальной работе. В этой вязи употребляются два понятия: - «групповая терапия» и «групповая работа». Групповую терапию традиционно связывают с практической деятельностью социального работника, призванного уменьшить страдания клиента, улучшить степень индивиду- ального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействие группы на клиента. Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. 4. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Семья в социальной работе рассматривается как мультиперсональный субъект, как особый тип клиента. Понимание проблем клиента осуществляется через изучение семейных связей и отношений. С другой стороны, семья рассматривается в теории и практике социальной работы как некое единство, целостность со своими структурными особенностями, мифами, традициями, ролями, ценностями и стереотипами поведения. 5. ТЕХНОЛОГИЯ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛЯМ СУПЕРВИЗИИ. Кризисно – ориентированная индивидуальная социальная работа направлена на разрешение личностных кризисов и восстановление социального функционирования индивида. В социальной работе принято понимать, что кризис – составная и естественная часть человеческой жизни. Ситуационные факторы и факторы развития являются условиями проявления кризиса в жизни человека. К ситуационным факторам кризисов относят такие факторы, которые приводят к нарушению социальных контактов индивида, не позволяют ему осуществить институционализированные интересы, реализовать личностные потребности. К такой группе кризисов можно отнести ситуацию болезни родных, смерть близких, потерю работы, развод и друг. факторы, нарушающие социальное функционирование индивида. Кризис как фактор развития выступает в ситуации поиск новой идентичности и стиля жизни. Супервизия – «процесс интеракции, главная цель которого заключается в том, чтобы один человек (супервизор) общался с другим человеком (супервизируемым), чтобы помочь ему более эффективно оказывать помощь другим людям». Одной из первых, кто стал заниматься проблемами обучения социальных работников основами супервизии, стала В. Робинсон, которая заметила, что стажёры переносят свой личный опыт на установление контактов с клиентами. Изучение технологии установки первичных контактов становится целью исследователя, другая задача – «предотвратить использование приёмов, пригодных только для предыдущих ситуаций». 1) Потребность в супервизии возникает в результате развития практики профессиональной помощи. Можно выделить несколько основных мотивов супервизии, оформившихся в процессе развития практики социальной работы. 2) Административный мотив супервизии связан с оптимальным развитием социальных служб как организации, призванных эффективно функционировать в системе оказания социальных услуг. 3) Другим важнейшим компонентом супервизии является защита потребителей, в связи с чем требуется периодическое наблюдение за деятельностью социальных работников, контроль выполнения ими технологических процедур оказания помощи клиентам. 4) Потребность в супервизии необходима самим как социальным работникам на этапе профессионального становления, так и опытным специалистам в работе со сложными случаями. 6. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЁЖЬЮ. Социальная работа с детьми и подростками имеет свою специфику. Во многих странах мира, включая Россию, долгое время социальная работа с детьми и подростками была направлена на социализацию и развитие, поэтому в ней преобладали технологии профилактики и социально – педагогического сопровождения. Причём социальная работа с детьми и подростками не ограничивалась только детьми «группы риска», спектр её деятельности имел более широкие формы, и под её влияние попадали дети из благополучных семей. Как считают многие исследователи, такая работа носила техно – прагматический характер, выражающийся в принципе «дети – наши самые важные ресурсы». 7. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ. 8.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. 9.ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СУИЦИДА. 10.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЛОГИЧЕСКИМ ЗАВИСИМЫМ И ЗАВИСИМЫМ ОТ АЛКОГОЛЯ. 11. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРИЗЫВНИКАМИ. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В АРМИИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.122 (0.009 с.) |