Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективное направление в Русской социологии хiх – начала хх вв.

Поиск

Суб-я соц-гия – (конец 1860-х г - конец 1920-х г в России). Представители: П. Лавров, Н. Михайловский. Основ. задача соц-гии - изучение мотивов деят-ти личности. Особое место Лавров выделял «солидарности» - действия направленные на общие интересы людей. Осн-ой двигатель истории, по Л., - действия критически мыслящих личностей. Лавров и Михайловский выдвигали идею сущ-ния правды-истины(объективной) и правды-справедливости(субъективной). Михайловский – объективная точка зрения для соц-гии непригодна: соц-г оценивает явл-я с нравственных, а потом уже познавательных позиций. Суб-й метод – это не произвольного толкования явл-й общ-ной жизни, явл-я надо осмыслить научно, а для этого нужно опир-ся на объективную правду науки. Но объективный анализ соц-ных явл-й дополняется субъективными оценками социолога. Суб-й метод направлен на более полный учет помыслов и чувств людей. С др. стороны, суб-й метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми» - выявление общ-ного устройствв, при кот-м каждая личность, все классы, сословия могут удовлетворять свои потребности, свободно действовать и развив-ся. Критически мыслящие личности с индивидуальностями - главные действующие лица в общ-ве, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общ-го устройства. Л. выдвинул «формулу прогресса»: 1)прогресс, как развитие в чел-ом сознании идеи истины и справедливости 2) как физическое, нравственное, интеллект-е развитие индив-в 3) развитие солидарности, на основе критического отношения к себеи окруж. действит-ти – это высшая форма прогресса. В основе развития лежат соц-ные процессы: разделение труда, борьба нового общ-ного уклада со старым. Общ-во в своем развитии должно создавать условия для всестороннего развития каждой личности.

Географическое направление в русской социологии: Л. И. Мечников.

Возникло в начале 1870-х. Развитие общ-ва, причины войн и революций, чел-кие обычаи, нравы имеют "естественное происхождение" и определяются географической средой. От климата зависят особенности хар-ра, привычки, привязанности людей. "Народы жарких климатов робки, народы холодных климатов отважны". Мечников Л.И. (1838-1888) полагал, что определяющим фактором в развитии общ-ва явл-ся вода. Китай, Египт развивались из-за великих рек – «речная» цивилизация. Средиземноморская цивилизация – на морских пространствах. Океаническая цив-ция – с открытием Америки. Соц-гия, по Мечникову, высшая наука, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого чел-ка и приурочивать их все к служению человечеству.

М. М. Ковалевский и его роль в истории русской социологии.

Ковалевский(1851-1916) - один из первых пришел к мысли о необходимости учета совокупности факторов воздействующих на соц-ные явл-я – многофакторный подход. К. внес большой вклад в разработку генетической соц-гии(зарождение, становление и развития наиболее устойчивых соц-ных образований (рода, семьи, общины) на основе сравнительно-историч-го метода). Главная задача генетт-й соц-гии, по К.,- выделение сходных у разных народов, на одной ступени развития, обычаев и учреждений - этим дать материал для создания общей социологией картины общего прогрессивного развития челов-ва. Развивал идеи прогресса – выдвинул закон: прогресс объективен и универсален, состоит в росте солидарности в общ-ве. Придерживался эволюционного пути прогресса, революции считал опасными и ущербными. Придерживался принципа исторического детерминизма - субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли. Связывал соц-гию с истор-ми науками, сравнительно-истор-ким методом. Благодаря соц-ии можно определить общие тенденции развития. Ученики Ковалевского – П. Сорокин, Н. Тахтарев, Н.Кондратьев, Н. Николаев. Работы Ковалевского способствовали определению места соц-гии в системе гуманитарных наук, приращению соц-ческого знания и ее признанию другими научными направлениями. Он много сделал для постановки обучения соц-гии молодых людей.

В. Г. Плеханов и его работа “К вопросу о роли личности в истории”.

Плеханов (1856-1918) – марксист. Его интересовали насущные потребности русской жизни, которые толкали революционеров на путь политической борьбы. Метод изучения явл-й - марксистско-гегелевская диалектика. Сущность метода: при изучении чего-либо нельзя останавливаться ни на каком положительном выводе, надо искать противоположных первому выводу качества. Материализм, монизм(одно начало), историзм и принцип практики – основы методологических установок. Предмет исследований: масса исторических фактов, наблюдений, накопленная к тому времени статистикой. Ядро социологической концепции:1) классовая модель общества, в которой выделены экономический базис и основанная на нем классовая структура общества; 2) нацеленность на радикальное изменение социального порядка революционным способом; 3) подчиненный социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов. В работе «К вопросу о роли личности в истории» (1898) он пишет, что в области идей, гений раньше других схватывает смысл новых, нарождающихся общественных отношений. Но очень важна роль общественной среды в истории всякого великого открытия.

Личности благодаря особенностям характера могут влиять на судьбу общества, иногда влияние очень значительно, но возможность влияния, его размеры определяются организацией общества, общественные отношения. Влияние личности возможно только если она займет необходимое для этого положение в обществе. Талантлевой личности требуется соблюдений 2-х условий: 1.талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи 2. существующий общественный строй не должен заграждать дорогу личности, имеющей особенность, нужную в это время.

П. А. Сорокин: русский период творчества.

П. Сорокин (1889-1968) – его творч-ю деят-ть делят на 2 периода – русский (1910-22г.) и американский. Соц-гия изучает жизнь и деят-ть людей в общ-ве. Соц-я изуч. Общ-во с трех позиций: 1) его строения и состава 2) данных в нем процессов 3) происхождения и развития общ-ва. С. разделил соц-гию на теоретическуюи практическую. Теоретич-яизучает взаимод-я людей с точки зрения сущего, она подразделяется на: 1) социальную аналитику, изучающую строение, простейшего соц-ного явл-я, и сложных соц-х единств, как комбинацию простейших соц-х явл-й. 2) соц-ную механику: взаимод-я людей. 3)соц-ю генетику- поиск истор-х тенденций в развитии общ-ва. Пр актическаяизучает чел-кое взаимод-е с точки зрения должного. Главные формы взаимод-я соц-х групп:1)взаимод-я двух, одного и многих, многих и многих 2) взаимод-е сходных и несходных лиц взаимодействие, одностороннее/ двухстороннее, длительное/ мгновенное, организ-е/ неорг-е, солидарное/ антагонистическое, сознательное/ бессознат-е. Все соц-е группы – семья, класс, партия - представляют собой взаимод-е двух или одного со многими или многих со многими. Чел-кое население распадается на более тесные группы. Условия возник-я, сохран-я и распада групп: 1)космические или физико-хим-кие: простые раздражители: звук, температура, цвет итд, сложные раздражители: климат, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи. 2)биолог-кие - потребности: питания, половая, самозащиты и др физиологические потребн. 3)соц-но-псих-кие: идеи, чувства, материальная культура окруж-я чел-ка, дух-я атмосфера, полит-кие объед-ния и др. Общ-ная жизнь - непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. Население расслаивается на группы, оно не представляет чего-то единого. Расслоение: 1) по семейной принадлеж-ти 2)госуд-ной 3)расовой 4)професс-ной 5)имущественной 6)религиозной 7)правовой 8)партийной.

Зависимость от внешних (космических и биолог-х) условий восприним-ся нами как отсутствие свободы. Рост влияния соц-но-псих-х факторов на наше поведение восприним-ся как рост нашей свободы. С ходом истории влияние соц-но-псих-х сил растет, поэтому растет и наша свобода.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.007 с.)