Лекция 1. Социология как наука об обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Социология как наука об обществе



Лекция 1. Социология как наука об обществе

Примерный план лекции:

1. Предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Научно-теоретические подходы к пониманию объекта и предмета социологической науки.

3. Основные функции социологии.

4. Структура социологического знания.

5. Взаимосвязь социологии с другими науками.

Основные понятия:

Предметная область науки, объект социологии, объект социологического исследования, междисциплинарный характер знаний, функции науки, структура социологического знания, микросоциология, макросоциология, фундаментальная социология, прикладная социология, теории среднего уровня, конкретные социологические исследования, общесоциологические теории.

Цель лекции:

Выяснить специфику предметной области науки и метода социологии как науки о законах, закономерностях и механизмах возникновения, развития, функционирования общества в целом, социальных институтов, групп, общностей, личности.

Рекомендуемая литература:

1. Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России / И. Ф. Девятко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 35 – 37.

2. Кастельс, М. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. – 2001. – № 1. – С. 35 – 66.

3. Орлов, Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г. П. Орлов// Социологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 109 – 116.

4. Оспанов, С. И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление / С. И. Оспанов // Социологические исследования. – 1998. – № 3. – С. 62 – 72.

5. Подвойский, Д. Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д. Г. Подвойский // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 3 – 12.

6. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

7. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.

8. Современная западная социология: словарь / сост.: Ю. Н. Давыдов [и др.]. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

9. Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 5 – 16.

Учебные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Овчар, Н. А. Специальные социологические теории (теории среднего уровня): учеб. пособие / Н. А. Овчар, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 80 с.

2. Игнатенко, Т, И. Объект и предмет социологии, ее структура и функции: метод. указания / Т. И. Игнатенко, Г. Б. Старков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 16 с.

3. Социология как наука об обществе (рабочая тетрадь № 1): методические указания / сост. Н. В. Дулина, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 20 с.

 


Лекция 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

Примерный план лекции:

1. Постановка социальной проблематики в античной философии.

2. Социальная проблематика в средневековой философии.

3. Социальная мысль в эпоху Возрождения.

4. Концепция «естественного состояния» в социальной философии Нового времени.

5. Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии.

Основные понятия:

Социологическая мысль, религиозное и мирское мировоззрение, социальная философия и социальная теория, общество и государство, общественный договор, правовое государство, разделение властей, гражданское общество.

Цель лекции:

Соединить воедино звенья цепи исторического развития социальной мысли, повлиявшей на развитие социальной теории, а затем и социологии.

Рекомендуемая литература:

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. Т. 4 / Аристотель. – М.: Мысль, 1984. – 830 с.

2. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Прогресс: Универс, 1992. – 609 с.

3. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с.

4. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб: Издательство «Лань», 2002. – 384 с.

5. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М.: Мысль, 2001. – 478 с.

6. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М.: Мартис, 1995. – 203 с.

7. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб: Ольга, 1996. – 286 с.

8. История западной социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов [и др.]. – Минск: высшая школа, 1993. – 319 с.

9. История теоретической социологии в 4-х тт. ТТ. 1, 2. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 1997–1999.

10. Платон. Собрание сочинений. В 4 тт. Т. 3. / Платон. – М.: Мысль, 1993.

Учебные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Кравцов, М. Ю. История социологии. Общесоциологические теории: учебное пособие / М. Ю. Кравцов / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 72 с.

2. Тащилкин, Ю. Е. Общая социология: учебное пособие / Ю. Е. Тащилкин / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – 52 с.

 


Лекция 3. Социологические концепции XIX столетия

Примерный план лекции:

1. Огюст Конт – родоначальник социологии. Социологический позитивизм О. Конта.

2. Классические социологические теории.

Основные понятия:

Особенности философского и социологического знания об обществе; социологический проект О. Конта; классические социологические теории (Г. Спенсер, К. Маркс, психологическая школа, Ф. Тённис, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер), социальный факт, идеальный тип, социальное действие, солидарность.

Цель лекции:

Показать историческую необходимость и достаточность появления новой науки – социологии, раскрыть сущность ее классических теорий.

Рекомендуемая литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон / общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Политика», 1992. – 608 с.

2. Беккер, Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков / пер. с англ. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. – 896 с.

3. История социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов и др.; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – Мн.: Высшая школа, 1993. – 319 с.

4. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 576 с.

5. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж Ритцер. ‑ СПб.: Питер, 2002. – 688 с.

6. Смелзер, Н.Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

7. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии / отв. редакторы Ю. Н. Давыдов, Г. В. Осипов. – М.: Наука. – 1986. – 512 с.

Учебные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Кравцов, М. Ю. История социологии. Общесоциологические теории / М. Ю. Кравцов / Учебное пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 72 с.

2. Общая социология: учебное пособие / под ред. Т. И. Игнатенко, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 88 с.

3. Тащилкин, Ю. Е. Общая социология: учебное пособие / Ю. Е. Тащилкин / ВолгГТУ. – Волгоград, 2008. – 52 с.

 


Лекция 1. Социология как наука об обществе

Примерный план лекции:

1. Предпосылки возникновения социологии как науки.

2. Научно-теоретические подходы к пониманию объекта и предмета социологической науки.

3. Основные функции социологии.

4. Структура социологического знания.

5. Взаимосвязь социологии с другими науками.

Основные понятия:

Предметная область науки, объект социологии, объект социологического исследования, междисциплинарный характер знаний, функции науки, структура социологического знания, микросоциология, макросоциология, фундаментальная социология, прикладная социология, теории среднего уровня, конкретные социологические исследования, общесоциологические теории.

Цель лекции:

Выяснить специфику предметной области науки и метода социологии как науки о законах, закономерностях и механизмах возникновения, развития, функционирования общества в целом, социальных институтов, групп, общностей, личности.

Рекомендуемая литература:

1. Девятко, И. Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России / И. Ф. Девятко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 35 – 37.

2. Кастельс, М. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. – 2001. – № 1. – С. 35 – 66.

3. Орлов, Г. П. Категории социологии: проблема классификации / Г. П. Орлов// Социологические исследования. – 1997. – № 10. – С. 109 – 116.

4. Оспанов, С. И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление / С. И. Оспанов // Социологические исследования. – 1998. – № 3. – С. 62 – 72.

5. Подвойский, Д. Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки / Д. Г. Подвойский // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 3 – 12.

6. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.

7. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, 2006. – 480 с.

8. Современная западная социология: словарь / сост.: Ю. Н. Давыдов [и др.]. – М.: Политиздат, 1990. – 432 с.

9. Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2007. – № 9. – С. 5 – 16.

Учебные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Овчар, Н. А. Специальные социологические теории (теории среднего уровня): учеб. пособие / Н. А. Овчар, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 80 с.

2. Игнатенко, Т, И. Объект и предмет социологии, ее структура и функции: метод. указания / Т. И. Игнатенко, Г. Б. Старков / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 16 с.

3. Социология как наука об обществе (рабочая тетрадь № 1): методические указания / сост. Н. В. Дулина, Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 20 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.013 с.)