ТОП 10:

Лекция 7. Теории «среднего уровня»



Примерный план лекции:

1. Место теорий «среднего уровня» в структуре социологического знания.

2. Предмет, цели и основные понятия социологии труда.

3. Предмет социологии образования и основные направления исследований.

4. Объект, предмет и задачи социологии управления.

5. Значение теорий «среднего уровня».

Основные понятия:

Теории среднего уровня, уровень конкретных социологических исследований, общесоциологические теории, содержание труда, содержательность труда, удовлетворенность трудом, отношение к труду, характер труда, элитизация образования, социология образования, социология труда, социология управления.

Рекомендуемая литература:

1. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М.: Изд-во Московского ун-та: Изд-во Международного ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 302 с.

2. Антонов, А. И Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. – М.: Грааль, 2000. – 414 с.

3. Ашин, Г. К. Проблемы элитного образования в зарубежной социологии / Г. К. Ашин // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 87–95.

4. Бреская, О. Ю. Социология религии в Восточной Европе: методология и предмет исследования / О. Ю. Бреская // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 97–102.

5. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М.: Socio–Logos, 19093. – 333 с.

6. Василенко, И. В. Философия и социология пола: монография / И. В. Василенко, В. В. Макаров / ВолгГТУ. – Волгоград, 2002. – 188 с.

7. Возьмитель, А. А. Социология религии в России: проблемы и перспективы / А. А. Возьмитель // Социологические исследования. – 2007. – № 2. – С. 110–117.

8. Жидкова, Е. М. Особенности трудовых и управленческих практик на предприятии с преобладанием женского персонала / Е. М. Жидкова // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 44–52.

9. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 485 с.

10. Козина, И. М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе / И. М. Козина // Социологические исследования. – 2007. – № 7. – С. 35–44.

11. Константиновский, Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, О. Я. Дымарская, Г. А. Чередниченко. – М.: ЦСП, 2006. – 264 с.

12. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 340 с.

13. Нечаев, В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 198 с.

14. Романов, П. В. Социология менеджмента и организаций / П. В. Романов. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2004. – 288 с.

15. Селиверстова, И. В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора / И. В. Селиверстова // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 95–103.

16. Удальцова, М. В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / М. В. Удальцова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюсина // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 43–52.

Учебные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Дулина, Н. В. Методы исследования системы ценностных ориентаций / Н. В. Дулина, В. В. Токарев, И. В. Василенко / ВолгГТУ. – Волгоград, 1999. – 36 с.

2. Кравцов, М. Ю. Социальные институты и социальные организации: учебное пособие / М. Ю. Кравцов, Н. А. Овчар, С. Г. Стафеев, Г. Б. Старков, Т. И. Игнатенко, Р. В. Ященко, А. В. Соловьева; под ред. М. Ю. Кравцова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 76 с.

3. Овчар, Н. А. Культура организации: понятие, методы изучения: учебное пособие / Н. А. Овчар / ВолгГТУ. – Волгоград, 2007. – 76 с.

4. Овчар, Н. А. Специальные социологичесукие терии (теории среднего уровня): учебное пособие / Н. А. Овчар, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 80 с.

5. Чигиринская, Н. В. Деловая культура: учебное пособие / Н. В. Чигиринская, Н. В. Дулина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 81 с.

 


Лекция 8. Методология и методы конкретного
социологического исследования

Примерный план лекции:

1. История возникновения эмпирической социологии.

2. Методология социологического исследования.

3. Основные методы сбора первичной социальной информации.

Основные понятия:

Эмпирическая социология; объект и предмет эмпирического социологического исследования; виды исследований; основные методы социологического исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, тестирование, социометрия, деловые игры); количественные и качественные методы исследования; обработка, анализ и интерпретация результатов социологического исследования; социальные факты.

Цель лекции:

Показать место и роль прикладной социологии в системе социологического знания, познакомить с основными методами сбора первичной социальной информации, ее обработки, анализа и интерпретации полученных данных.

Рекомендуемая литература:

1. Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С. А. Багренцов, В. М. Львов, В. В. Наумов, К. М. Оганян. – СПб: Изд–во «Лань», Изд–во СПб университета МВД России, 1999. – 640 с.

2. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентам: учеб. пособие для университетов / И. А. Бутенко. – М.: Высшая школа, 1989. – 176 с.

3. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. – М.: Прогресс, 1976. – 496 с.

4. Горшков, М. К. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: Центр социального прогнозирования, 2003. – 312 с.

5. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: учеб. пособие / В. Г.Гречихин. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 232 с.

6. Девятко, И. Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования / И. Ф. Девятко. – М., 1996. – 174 с.

7. Дмитриева, Е. В. Фокус — группы в маркетинге и социологии / Е. В. Дмитриева. – М.: Центр, 1998. – 144 с.

8. Докторов, Б. З. О надежности измерения в социологическом исследовании / Б. З. Докторов. – Л.: Наука, 1979. – 128 с.

9. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. – М.: Наука, 1987. – 255 с.

10. Ковалев, Е. М. Качественные методы в полевых социологических исследованиях / Е. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг. – М.: Логос, 1999. – 384 с.

11. Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов / А. О. Крыштановский; Гос. ун- т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 281 с.

12. Логика социологического исследования / Отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: Наука, 1987. – 174 с.

13. Макаревич, В. Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы / В. Н. Макаревич. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 120 с.

14. Математические методы анализа и интерпретации в социологических исследованиях / В. Г. Андреенков, К. Д. Аргунова, В. И. Паниотто и др. — М.: Наука, 1989. – 173 с.

15. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: наука, 1990. – 224 с.

16. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено / пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 320 с.

17. Применение тестов в социологии / под ред. Г. Г. Воробьева, В. П. Павлова. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – 298 с.

18. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 285 с.

19. Рабочая книга социолога: (2-е изд., перераб. и доп.). — М.: Наука, 1983. – 482 с.

20. Саганенко, Г. И. Надежность результатов социологического исследования / Г. И. Саганенко / под ред. В. А. Ядова. — Л.: Наука, 1983. – 190 с.

21. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. — М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

22. Толстова, Ю. Н. Измерение в социологии: курс лекций / Ю. Н. Толстова. — М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

23. Федотова, Л. Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — М.: Научный мир, 2001. – 214 с.

24. Федотова, Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды: учеб. — метод. пособие по курсу «Методика конкретно-социологических исследований и журналистика» / Л. Н. Федотова. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – 77 с.

25. Хагуров, А. А. Социальный эксперимент: Логико-методологические и социальные проблемы / А. А. Хагуров. — Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1991. – 205 с.

26. Цыба, В. Т. Математико-статистические основы социологических исследований / В. Т. Цыба. — М.: Финансы и статистика, 1981. – 255 с.

27. Чурилов, Н. Н. Проектирование выборочного социологического исследования / Н. Н. Чурилов. — Киев: Наукова думка, 1986. –183 с.

28. Шварц, Г. Выборочный метод. Руководство по применению статистических методов оценивания / Г. Шварц / пер. с нем. — М.: Статистика, 1978. – 213 с.

29. Шляпентох, В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (случайная и неслучайная выборки в социологии) / В. Э. Шляпентох. — М.: Статистика, 1976. – 214 с.

30. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. — Киев: Наукова думка, 1974. – 160 с.

31. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — М.: Наука, 1987. – 248 с.

32. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальное реальности / В. А. Ядов. — М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», 1998. – 596 с.

Учебные пособия и методические указания, разработанные кафедрой:

1. Дулина, Н. В., Токарев, В. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: учеб. пособие / Н. В. Дулина, В. В. Токарев; ВолгГТУ, Волгоград, 1996. – 142 с.

2. Дулина, Н. В. Практикум по социологии: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, О. И. Ситникова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2004. – 132 с.

3. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – 154 с.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.006 с.)