Общество и социальные институты. Виды социальных институтов. Социальные роли. Социальный статус. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество и социальные институты. Виды социальных институтов. Социальные роли. Социальный статус.



Общество - совокупность людей:

- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

- характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей. Общество - целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений.

Основное предназначение социальных институтов - обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей.

Социальный институт - это комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, а также развитым социальным контролем за их выполнением.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Существование института окажется бессмысленным, если такая потребность становится незначительной. В результате жизнь такого института довольно быстро прекращается, так, например, произошло с институтом дворянской дуэли.

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация — это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, регулируется и моделируется.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается:

1.Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора, определяется регламент выступлений и т.д.

2. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся привычными. Одновременно начинает складываться система статусов и ролей.

3. Появляются устойчивые лидеры, которые признаются официально, согласно принятому порядку. Каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.

4. Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

В зависимости от содержания и предмета регулирования социальные институты можно классифицировать следующим образом.

1.По степени формализации делятся на:

-формальные, имеют установившиеся, часто законодательно, правила;

-неформальные – правила, регламентированные на уровне традиций, обычаев и т.д., не обязательных для соблюдения с юридической точки зрения, норм (инст. дружбы)

2. По способности удовлетворять общественные потребности:

-политические (государство, политические партии) удовлетворяет потребности общества в безопасности и социальном порядке;

-экономические (инст. частной собственности), удовлетворяет потребность в производстве материальных благ, необходимых людям;

-духовные (инст. религии), удовлетворяет потребность в решении духовных проблем;

-социальные, которые делятся на 2 части:

а) инст. семьи и брака, удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода;

б) инст. образования, включая науку и культуру, удовлетворяет потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

Итак, социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену их членов; способствуют увеличению социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением. Статус — это разносторонняя и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе. Его отражают профессия, квалификация, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийная и профессиональная принадлежность, национальность, вероисповедание, возраст, семейное положение, родственные связи. Кроме того, социальный статус — это совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, а также условий для выполнения этих требований.

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков — это статус и роль.Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе.

Любой статус состоит из ролей, а те—из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример: статус “отец” включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем.

-врожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

-приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

-предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Личный статус – положение человека в малой социальной группе

Главный статус – наиболее характерный для человека статус, по которому его отождествляют другие

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. Дадим определение: модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.

Социальная роль -1) ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус (Ральф Линтон, Джордж Герберт Мид); 2) совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение (статус) в данном обществе; 3) нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

Ролевой набор (ввел Роберт Мертон) – совокупность ролей, связанных с одним статусом.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Ролевое поведение – фактическое поведение того, кто играет роль. Нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково

Классификация ролей:

постоянные и временные;

предписанные и достигнутые;

активные и латентные (скрытые, внешне не проявляющиеся);

по степени интенсивности исполнения, по степени включённости в роль: нулевая стадия, ритуальная роль, углублённое исполнение роли, гипноз, невроз, экстаз, вера в сверхъестественные силы Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств.

Ролевой конфликт –необходимость удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.008 с.)