Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ социально-экономического положенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с фактическими показателями за предшествующие периоды. При этом обязательным условием анализа изменения стоимостных показателей является их разложение на натуральную и ценовую составляющие. Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер жизни муниципального образования, выявление резервов роста. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании. Основными исходными данными для проведения экономического анализа являются данные, получаемые от органов государственной статистики, других органов государственной власти и местного самоуправления. Во исполнение постановления Правительства РФ от 28.10.95 «О развитии системы муниципальной статистики» и в целях обеспечения органов местного самоуправления необходимой статистической информацией Государственный комитет РФ по статистике постановлением от 09.01.98 № 2 утвердил примерный перечень статистических показателей, характеризующих различные стороны социально-экономического положения муниципального образования. Работа с этой системой показала ее сложность и неприспособленность для оперативного анализа. В Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) разработана система показателей социально-экономического положения муниципальных образований, наиболее часто используемых в практической работе местных органов управления, создан компьютерный банк этих данных и организован обмен показателями. Показатели разделены на представляемые ежегодно, ежеквартально и ежемесячно (приложение 1). Согласно действующему законодательству, органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять органам Госкомстата всю необходимую статистическую информацию в установленном объеме и формах. Со своей стороны, органы местного самоуправления заинтересованы в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации по территории муниципального образования, для чего устанавливают с ними договорные отношения на подготовку такой информации. На безвозмездной основе осуществляется обмен статистической информацией между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Кроме статистических показателей, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и др. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности. Впрочем, такой же подход необходим и к статистическим показателям (известное изречение о статистике как одной из форм лжи). Анализ специфических показателей для каждой сферы жизнедеятельности муниципального образования осуществляют соответствующие отраслевые подразделения администраций. На их основе экономическая служба администрации осуществляет сводный анализ социально-экономического положения территории. Среди сводных показателей, комплексно характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, можно отметить следующие: - показатели, связанные с населением: численность, демографический состав, миграция, занятость; - показатели, связанные с уровнем жизни населения: заработная плата, пенсии, среднедушевой доход, величина прожиточного минимума по основным группам населения, доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, динамика потребительских цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, определяющие жизненный уровень населения, сумма вкладов населения в банках, объемы продаж населению ценных бумаг и валюты; - показатели работы промышленности, строительства, транспорта, связи, других отраслей экономики на территории муниципального образования: количество предприятий по формам собственности, объемы производства в натуральном и денежном выражении, производительность труда, средняя заработная плата, прибыль, рентабельность, дебиторская и кредиторская задолженность, другие экономические показатели; при этом отдельно должны быть установлены показатели работы предприятий муниципального сектора экономики; - объем розничного товарооборота по продовольственным и непродовольственным товарам, объем оказания платных услуг населению; - объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ, источники их финансирования, ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов, жилых домов и объектов социального назначения, объемы незавершенного строительства, в том числе по объектам, финансируемым за счет средств муниципального образования; - движение форм собственности на территории муниципального образования, показатели приватизации собственности, в том числе муниципальной собственности, доходы от приватизации; - финансовые показатели: суммарный объем финансовых ресурсов территории, в т.ч. поступление налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, исполнение расходной части местного бюджета, дебиторская и кредиторская задолженность муниципального образования и др. Качество анализа в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
2.2. Текущее планирование и прогнозирование
Переход российской экономики на рельсы рыночных отношений одновременно ознаменовал переход от директивных методов планирования к индикативным и возрастание роли прогнозов в планировании. В условиях наличия на территории муниципального образования хозяйствующих субъектов различных форм собственности и организационно-правовых форм единственным документом, характеризующим в сводном виде показатели дальнейшего развития муниципального образования, может быть прогноз. Для муниципального хозяйства в целом, отдельных муниципальных предприятий и учреждений социальной сферы может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения. Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. В основу прогноза кладутся показатели социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, а также дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущим годом. Эти показатели доводятся до сведения муниципального образования органами государственной власти. Разработка прогноза социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, по которым производился анализ социально-экономического положения. В прогнозе должны быть сформулированы основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти цели конкретизируются по направлениям. Отдельные показатели прогноза определяются с использованием разных методик и с различной степенью детализации. Разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно. Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они будут определять налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Формально у муниципальной власти нет административных рычагов, побуждающих градообразующие предприятия вкладывать материальные и финансовые средства в содержание и развитие территории. Однако градообразующее предприятие как работодатель объективно заинтересовано в обеспечении населения коммунальными и социальными услугами, и это может быть предметом договора с администрацией. Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий. Сложнее прогнозировать показатели развития малых и средних предприятий и индивидуального бизнеса, основой здесь являются данные динамики прошлых лет и экспертные оценки. Ряд показателей определяется в прогнозе на основе анализа темпов прироста (снижения) за предыдущие годы, при расчете стоимостных показателей учитываются дефляторы цен. Показатели социального развития, такие как обеспеченность населения жильем, жилищно-коммунальными услугами, учреждениями здравоохранения, культуры, социального обеспечения, определяются с учетом фактически сложившихся в муниципальном образовании условий, которые должны сопоставляться с имеющимися социальными нормативами. При определении ввода объектов производственного и социального назначения учитывается степень их строительной готовности и ожидаемые объемы капитальных вложений. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрацией разрабатывается комплексный план социально-экономического развития территории. В комплексном плане на основании предложений (заявок) отраслевых структурных подразделений администрации и предварительного распределения бюджетных средств устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т.д. Естественно, сумма отраслевых заявок всегда будет превышать возможности бюджета, поэтому необходимо организовать компетентное и непредвзятое рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Существенной составной частью годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Чаще всего, в целевые программы к годовому плану включаются относительно небольшие мероприятия, требующие единовременных затрат (ремонты, приобретение имущества, проведение каких-то разовых мероприятий и т.п.). Более масштабные целевые программы, рассчитанные на ряд лет, должны рассматриваться в рамках стратегического плана развития территории. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему должны быть утверждены представительным органом местного самоуправления вместе с бюджетом.
Стратегическое планирование — это разработка целевых ориентиров развития муниципального образования на перспективу, оценка необходимых экономических и других ресурсов для достижения поставленных целей и формирование политики, направленной на мобилизацию и рациональное использование этих ресурсов. По своим задачам и методам их решения стратегическое планирование существенно отличается от текущего и в известной мере противоположно ему, поскольку решение стратегических задач требует отвлечения части ресурсов от задач текущих. В условиях финансового кризиса большинство руководителей муниципальных образований полностью занято решением неотложных текущих задач и не ориентировано на перспективу. В СССР существовала четкая система пятилетних планов и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития для страны в целом и для каждой территории. Эти планы и прогнозы, хотя и не выполнялись, все же служили ориентирами при принятии текущих решений. В ряде развитых зарубежных стран с рыночной экономикой также разрабатываются государственные программы перспективного развития, в том числе на региональном и местном уровне. Одна из наиболее известных программ такого рода — это стратегический план структурной перестройки экономики крупнейшего металлургического центра США — Питтсбурга в связи с прогнозируемым спадом металлургического производства, рассчитанный на 40 лет и в основном уже реализованный. В России в настоящее время обязательная разработка стратегических планов и перспективных программ развития ни для страны, ни тем более для муниципальных образований не предусмотрена какими-либо нормативными документами и сегодня такие планы — это скорее исключение, чем правило. Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последствиям для муниципального образования, особенно в тех случаях, когда требуется структурная перестройка экономики территории в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением потребности в продукции градообразующего предприятия или превращением его в неконкурентоспособное в результате старения технологии и оборудования, сокращением государственного заказа на оборонную продукцию и др. Следствием таких событий являются массовая безработица в муниципальном образовании, резкое снижение жизненного уровня населения и рост социальной напряженности. Отсюда одна из важнейших задач стратегического планирования — предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих мер. В зависимости от стоящих задач стратегические планы (концепции) и прогнозы могут быть среднесрочными (3-4 года) и долгосрочными (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок должен разрабатываться стратегический план. Но и в долгосрочных программах всегда должна выделяться среднесрочная перспектива. Стратегические установки, сформулированные в концепции, конкретизируются в комплексной перспективной программе социально-экономического развития. Структура концепции (стратегического плана) социально-экономического развития муниципального образования может быть следующей: 1. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации Прежде всего, должна быть проанализирована имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматривается роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. В частности, предметом анализа и оценки должны быть: - демографические показатели, качество и уровень жизни населения; - величина и эффективность использования экономического потенциала территории, диспропорции в развитии; - экологическая ситуация; - действующая система муниципального управления и ее эффективность. 2. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития. Здесь рассматривается стратегический выбор муниципального образования. Две крайние позиции в этом вопросе могут быть следующими: а) сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия) и б) полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия). В реальной жизни, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий данного муниципального образования. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего прогноз разрабатывается для трех сценариев: оптимистического, пессимистического и среднего. Стратегический выбор — наиболее ответственный момент в разработке концепции, ибо он предопределяет все остальные решения. 3. Основные направления реализации стратегических целей. Включает следующие подразделы: а) развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории; б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики; в) социальная политика — демографическая политика, занятость населения, социальная защита отдельных слоев населения, охрана здоровья населения, решение жилищной проблемы; г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства; д) экологическая политика; е) развитие человеческого потенциала территории: система образования, развитие науки, культуры, сферы досуга, забота о подрастающем поколении, содействие самоорганизации населения и становлению структур гражданского общества; ж) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти. 4. Подпрограммы. В составе комплексной программы могут быть выделены подпрограммы по отдельным особо важным для данного муниципального образования проблемам, например, «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение» и др. На основе комплексной стратегической программы органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: - местные программы приватизации; - планы земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов; - концепции генеральных планов, планы планировки и застройки населенных пунктов и др. 5. Механизм реализации концепции социально-экономического развития. Здесь должны быть рассмотрены: - механизмы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии, в том числе нормативно-правовой; - источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, займы, кредиты и т.д.); - механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и др.). Разработка стратегического плана и концепции социально-экономического развития муниципального образования является сложной задачей, требующей привлечения высококвалифицированных специалистов и продуманной технологии работы. Основные этапы разработки стратегического плана следующие: 1. Организационно-подготовительный этап, который включает: - разработку и утверждение структуры концепции; - подготовку необходимых методических материалов; - определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы; - проведение обучения работников (при необходимости); - формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции; - выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов; - составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы формирования концепции, состав группы и его руководителей. 2 этап. Формирование и анализ информационной базы: сбор, систематизация, анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции: статистические данные, предложения населения, прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования, наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города и др. 3 этап. Разработка проекта концепции: собственно формирование проекта концепции в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов социально-экономического развития. 4 этап. Согласование и утверждение концепции: доработка проекта концепции в увязке с возможными объемами финансовых и других ресурсов, общественное обсуждение, юридическая, экономическая, экологическая и социальная экспертиза, уточнение по результатам общественного обсуждения и экспертизы, утверждение концепции представительным органом местного самоуправления. Экспертиза проводится с целью обеспечения высокого качества и научной обоснованности концепции. Основные ее задачи: - проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования; - анализ соответствия задач социально-экономического развития муниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития; - оценка принятых направлений социально-экономической политики; - уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. В приложении 2 приведена примерная схема разработки стратегического плана развития муниципального образования. При принятии решения о начале разработки стратегического плана (или концепции) перспективного развития территории муниципального образования необходимо обратить особое внимание на следующие моменты: а) Формирование в составе администрации самостоятельного структурного подразделения, занятого разработкой стратегического плана и непосредственно подчиненного главе администрации. Возложение этой работы в качестве «дополнительной» на структурные подразделения, занятые решением текущих задач, обязательно проведет к ее провалу. б) Создание, наряду с административной группой, общественного координационного органа по разработке и реализации стратегии развития муниципального образования. Одной из известных форм такого органа является «Агентство развития», учредителями которого, кроме муниципальной власти, могут быть предприятия города и их союзы, коммерческие структуры, банки, фонды экономического развития, профсоюзы, общественные организации, корпоративные организации ученых и экспертов, университеты и др. В составе агентства организуются научные советы и группы по разработке отдельных разделов стратегического плана. Головной структурой агентства может быть имеющийся научный центр, университет, другое учебное заведение, проектная организация и т.д. в) Широкая и постоянная информированность населения о целях и задачах стратегического плана, необходимости и полезности его для каждого жителя, организация сбора и обсуждения поступающих от населения предложений. Люди должны сознавать, что разработка стратегического плана — их общее дело и они — его участники.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные задачи анализа социально-экономического положения муниципального образования 2. Каков порядок разработки прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования? 3. Для чего необходимо стратегическое планирование развития муниципального образования? 4. Назовите основные этапы разработки стратегического плана
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.017 с.) |