Объекты анализа и прогнозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты анализа и прогнозирования



СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

 

методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов, обучающихся по направлению

подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»

профиль «Статистика»

 

 

Составители: П.М. Килин, Н.И. Чекмарева, И.С. Кузнецов

 

Тюмень

ТюмГНГУ


УДК 311.1, 311.42

 

Социальная статистика: метод. указ. по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика» / сост. П.М. Килин; Н.И. Чекмарева; И.С. Кузнецов. Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ, 2012. – 19 с.

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экономики, организации и управления производством

 

«31» _ мая _ 20__ года, протокол № _ 6 _.

 

Аннотация

 

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика». Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Приведено содержание основных разделов и тем курсовых работ по дисциплине, требования к содержанию разделов и оформлению курсовой работы, рекомендуемая литература.

 

 

Общие положения

 

Курсовая работа по дисциплине « Социальная статистика » выполняется студентами направления 080100.62 «Экономика» (профиль “Статистика”) после изучения названного курса и по результатам прохождения ими производственной практики. Наряду с лекциями, практическими занятиями и выполнением контрольных работ написание курсовой работы способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Как составная часть статистики курс « Социальная статистика » отражает теорию и методологию анализа и прогнозирования динамики экономических процессов, конкретизирует правила сбора, обработки и анализа статистических данных применительно к последней. Предметом социальной статистики является количественная сторона массовых социальных явлений и процессов, происходящих в экономике, в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Дисциплина «Социальная статистика» относится к циклу специальных дисциплин и имеет своей целью сформировать представление о принципах изучения массовых явлений, об изменениях в социальных процессах; знать методы построения и анализа основных статистических показателей и уметь использовать в профессиональной деятельности основные методы обработки и анализа статистических данных; предоставить студентам теоретические знания и практические навыки в анализе развития общества, социальной диагностике, выявлении различных социальных тенденций, а также прикладные знания по разработке и регулированию социальных программ различной направленности.

Задачи дисциплины определяются поставленной целью и состоят в следующем:

- ознакомление с особенностями системы приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе;

- овладение категориями социальной статистики, основными статистическими методами анализа социальных явлений;

- изучение способов практического применения результатов произведенного анализа и источников получения социальной статистической информации;

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать методологию сбора и обработки необходимой статистической информации, источники получения необходимых данных, включая Internet, систему показателей социальной статистики (статистика социальной структуры населения, трудовых коллективов и т.д.), особенности изучения общественного мнения.

Уметь интерпретировать социологические данные для оценки ситуации в обществе, делать выводы об уровне эффективности текущих социальных и экономических процессов в обществе, дать оценку возможным вариантам социального развития общества и его составных частей, применять методики статистического, экономического и психологического обоснования, осуществлять базовые коммуникационные мероприятия, использовать на практике знания и навыки в прогнозировании и разработке различных социально-экономических программ.

 

Выполнение курсовой работы предполагает закрепление полученных студентами знаний, развитие самостоятельных творческих навыков работы с литературой, статистическими и методическими материалами, а также приобретение практического опыта статистических исследований и работы по анализу и прогнозированию социально-экономических показателей.

Задачи курсовой работы сводятся к приобретению студентами следующих навыков:

- применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа временных рядов;

- выявлять тренды (тенденции роста) экономики в условиях конкретных регионов и комплексов;

- проводить экономико-статистический анализ динамических рядов показателей развития экономики отраслевых, межотраслевых и региональных комплексов РФ;

- экономически обосновывать прогнозы развития предприятий, отраслей, комплексов и регионов России, внедрения инноваций и принимать решение об их целесообразности;

- теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему.

Выполнение курсовой работы является одним из важных моментов подготовки к дипломному проектированию. Взаимосвязь курсового и дипломного проектирования обеспечивается продуманным выбором направления развития конкретного предприятия (комплекса, региона, страны) на стадии курсового проектирования, освоения методики экономического обоснования принятия решений.

Методологической основой курсового проектирования являются законодательные акты Российской Федерации по экономике в целом, по регионам и отраслям России, международные стандарты СНС (системы национальных счетов), международные стандарты по финансам и бухгалтерскому учету, положения общей теории статистики, теории математической и прикладной статистики, положения теории, методологии и практики методических работ в РФ по социально-экономической и финансовой статистике. Для написания курсовой работы рекомендуется использовать отчетные данные по предприятию (региону, комплексу, стране) за ряд лет, статистические сборники Росстата, учебную и специальную литературу, периодические издания, монографии, брошюры, статьи.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

1. Получение задания и консультация по сбору материалов с руководителем.

2. Изучение настоящих методических указаний.

3. Составление плана работы и изучение литературы по теме курсовой работы.

4. Сбор исходных материалов (статистических данных по временным рядам) на предприятиях (комплексах, регионах), в статистических органах страны.

5. Обработка и анализ собранных материалов.

6. Написание курсовой работы, проведение экономико-статистических расчетов и обоснований.

7. Оформление курсовой работы.

8. Сдача курсовой работы на проверку, исправление замечаний руководителя (при их наличии).

9. Защита курсовой работы.

На любом этапе предусматривается возможность консультирования с руководителем по курсовому проектированию при возникновении вопросов и сложных моментов в процессе курсового проектирования.

 

Тематика курсовых работ

 

Образец плана и пояснения к курсовой работе по общей теме дисциплины “Социальная статистика”.

Тема курсовой работы:

«Статистический анализ и прогнозирование развития объекта

_______________________________________________»

(наименование региона, социально-экономического комплекса)

 

Курсовая работа включает следующие разделы:

Введение

1. Характеристика объекта (региона, социально-демографического или социально-экономического комплекса)

1.1. Социально-демографическая и социально-экономическая

характеристика региона (комплекса).

1.2. Анализ динамики социально-демографических и социально-экономических показателей региона (комплекса).

2. Экономико-статистический анализ показателей состояния и развития объекта.

2.1.Выявление и характеристика тренда (основной тенденции) изменения факторных и результативных показателей развития объекта.

2.2.Измерение колеблемости в рядах динамики.

2.3. Автокорреляция в рядах динамики. Построение моделей авторегрессии.

2.4. Корреляция рядов динамики и проведение регрессионного анализа показателей. Построение многофакторной регрессионной модели.

2.5.Индексный факторный анализ развития социально-экономических процессов.

3. Прогнозирование развития объекта (региона, комплекса).

3.1. Построение линий регрессии анализируемых (факторных и результативных) показателей развития предприятия (региона, комплекса) и статистическая оценка ее теоретических показателей.

3.2.Расчет прогнозных показателей факторных и результативных признаков по линии тренда.

3.3. Расчет прогнозных показателей результативных признаков по линии регрессии и экономическое обоснование вариантов развития объекта (региона, комплекса).

3.4.Расчет социально-экономической эффективности развития объекта.

Заключение.

Список использованных источников

Приложения

 

Во введении на 2-3 страницах доказывается актуальность темы (обосновывается роль объекта (региона, социально-демографического или социально-экономического комплекса), отражаются основные проблемы его развития, подчеркивается необходимость осуществления анализа и прогнозирования его показателей, кратко излагается их суть); формулируются цель и задачи исследования, раскрывается структура работы, определяются ее основные этапы, информационная база, объект и методика исследования).

В первой главе дается краткая история развития объекта (региона, комплекса), характеристика его социально-экономической структуры, показателей уровня и динамики основных элементов его воспроизводственного потенциала (численность населения и трудовых ресурсов, занятость и безработица, производство и потребление материальных благ и услуг, уровень и качество жизни и т.д.).

Анализ социально-экономических показателей производится за последние 10-15 периодов (лет). Изучаются тенденции изменения показателей демографических и социально-экономических процессов, национального богатства и национального дохода региона (комплекса). Для выявления тенденций развития предприятия рассчитываются показатели динамики (базисные и цепные темпы роста и темпы прироста) и делаются выводы о росте и развитии объекта (региона, комплекса) и о направленности его изменений за рассматриваемый промежуток времени. Динамика показателей может быть представлена графически.

Во второй главе на основе изучения литературы делается обзор основных направлений статистического анализа социально-экономических показателей и на основе фактических данных по исследуемому объекту (региону, комплексу), изучается изменение его показателей за последние периоды с использованием основных методов статистического анализа динамических рядов (выявление и характеристика основной тенденции развития (тренда), измерение колеблемости в рядах динамики, выявление и измерение сезонных колебаний, выявление и измерение автокорреляции в рядах динамики, построение моделей авторегрессии, исследование корреляции рядов динамики взаимосвязанных показателей объекта, индексный факторный анализ, корреляционно-регрессионный и дисперсионный анализ, эконометрическое моделирование). Выбор методов и экономико-статистических моделей развития (математических зависимостей и формул, таблиц и графических изображений и доказательств адекватности выравненных рядов фактическим) производится с учетом особенностей развития объекта и динамики его показателей. Вывод о наиболее подходящей эконометрической модели для прогнозирования развития объекта на перспективу обосновывается на основе проведенного анализа в этой главе.

В третьей главе на основе выше проведенного анализа выявляется влияние будущих изменений факторных признаков на величину результативных экономических показателей и делается прогноз на 3-5 лет перспективного периода двумя-тремя методами. По первому методу экстраполяции на основе выявленных тенденций (линии тренда) определяются прогнозные показатели, характеризующие каждый из признаков объекта (объем выпуска услуг, доходы и потребление на душу населения, численность работников и т.д.). По второму методу корреляционно-регрессионного анализа зависимости показателей результативного признака (Y) от показателей факторных признаков (Х) и времени (t), строится линия регрессии и рассчитываются теоретические значения Y на перспективу. Третий метод может состоять в использовании индексного метода и различных экономико-математических и эконометрических моделей, соответствующих объекту исследования. Проводится экономический анализ вариантов прогноза и оценка их эффективности и реализуемости. Глава завершается выводами об экономической целесообразности реализации оптимального варианта развития региона (комплекса) в перспективе.

В заключении на 2-3 страницах кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в результате курсовой работы, начиная с первой главы.

Список используемых источников включает источники и литературу (в алфавитном порядке), которые были использованы при написании курсовой работы (отчетные материалы хозяйственных органов (региона, комплекса), статистические сборники и бюллетени, монографии, статьи, руководящие документы, методические указания, приоритетные национальные проекты, федеральные и региональные программы и др.).

В приложениях помещаются материалы, использование в тексте которых затрудняет восприятие из-за большого объема (схемы, таблицы, алгоритмы и др.). Таблицы, данные которых являются основным материалом для раскрытия темы курсовой работы, помещаются в тексте в соответствии с логикой изложения и должны быть проанализированы в основной части работы.

Исходными данными для выполнения курсовой работы является материал, собранный студентом во время подготовки к написанию курсовой работы:

- общая характеристика объекта статистического исследования и основные показатели его развития;

- основные социально-экономические показатели развития объекта за последние 10-15 лет;

- прогнозные (основные социально-экономические показатели на предстоящие 3-5 лет), выполненные различными организациями;

- выполнение планов развития объекта за последние 2-3 года;

- текущие и перспективные планы (программы) технического и социально-экономического развития объекта;

- данные по конкретным (выбранным студентом) показателям временных рядов, определяющих связи между факторными и результативными признаками рядов распределения, характеризующих социально-демографические и социально- экономические процессы региона (комплекса).

Источниками информации служат:

- статистические сборники и бюллетени федеральной службы по статистике РФ, газеты и журналы с публикациями социально-экономических показателей;

- материалы пояснительных записок к годовым отчетам предприятий, компаний, отчеты федеральных и территориальных органов управления и их подразделений (департаментов, фондов, управлений и т.д.);

- национальные проекты и их реализация на территории региона;

-планы и программы развития компаний, федеральных и территориальных органов управления и их подразделений (департаментов, фондов, управлений и т.д.);

- отраслевые и региональные периодические издания;

- законодательные акты, отраслевые и региональные руководящие документы.

 

Корреляция рядов динамики

При анализе развития объекта важно не только определить тенденции изменения отдельных показателей (объемов выпуска, численности работников, фондов, себестоимости, прибыли и т. д.), но и исследовать зависимости между ними с учетом фактора времени. Эта задача решается методами коррелирования:

- уровней рядов динамики;

- отклонений фактических уровней от тренда;

- последовательных разностей.

Коррелирование рядов динамики правильно показывает тесноту связей между рядами лишь в том случае, если в каждом из них отсутствует автокорреляция.

Для исключения автокорреляции наиболее часто используют коррелирование отклонений от выровненных уровней (трендов) и коррелирование последовательных разностей (см.[1, 2, 3, и др.])

 

4. Методические указания к оформлению курсовой работы

 

Курсовая работа должна представлять собой самостоятельную творческую работу объемом не менее 50 страниц машинописного текста и включать элементы:

- титульный лист;

- план;

- введение;

- 2-3 главы (параграфа), в логической последовательности отражающие содержание работы;

- заключение;

- список литературы (не менее 20 наименований).

 

Курсовая работа оформляется в соответствии с ГОСТами на одной стороне листа формата А4 с соответствующим образом оформленным титульным листом (см приложение 1)

 

5. Рекомендуемая литература

 

а) основная

1.Социальная статистика: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 2009.- 480 с.

2. Статистика: учебник / И.И. Елисеева [и др. ]; под. ред. И.И. Елисеевой.- М.: Проспект, 2011.- 448 с.

3.Практикум по социальной статистике: Учеб.пособие/ Под ред. И.И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 2009.-368 с.

4. Социально-экономическая статистика: учебник / под ред. М.Р. Ефимовой.- М.; Высшее образование, 2009.- 590 с.

5. Килин П.М. Система измерения макроэкономического кругооборота продукта региона. Монография. Изд-во ТГНГУ, 2009,- 170 с.

 

б) дополнительная

7. Октябрьский П.Я.Статистика: учеб. – М: ТК Велби, Изд. Проспект, 2010.- 328 с.

8.Курс социально-экономической статистики: / Под ред. М.Г.Назарова - М.: Финансы и статистика, 2010.- 771 с.

9.Российский статистический ежегодник. Официальное издание. Статистический сборник. Росстат. М., 2000 - 2011.

10.Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. Росстат. М., 2000 - 2011.

11.Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Официальное издание. Статистический сборник. М., Росстат. М., 2000 - 2011.

12.Система таблиц “Затраты-Выпуск” России за 2010 год. Статистический сборник, М., Росстат, 2011, 116 c.

13.Статистика. Учеб. пособие. Под ред. В.Г. Ионина. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Инфра-М, 2011, 384 с.

14. Статистика: учеб. –Под ред. В.Г. Минашкина.- М: ТК Велби, Изд. Проспект, 2009.- 272 с.

15. Теория статистики. Учебник. Под ред. Г.Л.Громыко.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Инфра-М., 2011.- 476 с.

16. Громыко Г.Л. Теория статистики. Практикум.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Инфра-М, 2011.- 205 с.

17. Статистика финансов: / Под ред. В.Н. Салина - М.: Финансы и статистика, 2010.

18.Статистика: учебно-практическое пособие. Под ред. М.Г.Назарова.- М.: КНОРУС, 2011.- 480 с.

19.Статистический ежегодник. Тюменская область. Статистический сборник. В 7-ми частях. Тюменьоблстат., 2004-2011.

20. Национальные счета России в 1996-2010 годах: Официальное издание. Статистический сборник. Росстат России, 2004-2011,- 173 с..

21. Килин П.М. Метод сечения макроэкономического кругооборота продукта региона. Монография. Изд-во ТГНГУ, 2008, 470 с.

22. Руднева Л.Н., Краснова Т.Л., Ёлгин В.В. Основы экономической деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности: Учебник. - Тюмень: Вектор Бук, 2008. – 146 с.

 

в) методические указания

 

1. Килин П.М., Краснова Т.Л., Курушина Е.В. Методические указания к выполнению курсовой работы по диcциплине “Анализ временных рядов и прогнозирование”для студентов специальности 080601 “Статистика” очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

2. Килин П.М. Методические указания по изучению курса «Анализ временных рядов и прогнозирование» для студентов специальности 080601 «Статистика» очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

3. Килин П.М. Методические указания по изучению курса «Статистика транспорта» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях (на трубопроводном транспорте)» очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

4. Килин П.М. Методические указания к выполнению курсовой работы по диcциплине “Статистика транспорта”для студентов специальности 060800 “ Экономика и управление на предприятиях (на трубопроводном транспорте)” очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

5. Килин П.М. Методические указания по изучению курса «Макроэкономическая статистика» для студентов специальности 080601 «Статистика» очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

6. Килин П.М. Методические указания по изучению курса «Национальное счетоводство» для студентов специальности 080601 «Статистика» очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

8. Килин П.М. Методические указания по изучению курса «Общая теория статистики» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях природопользования» очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

9. Килин П.М. Методические указания по изучению курса «Статистика промышленности» для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях природопользования» очной формы обучения. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2008

 

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Менеджмента и бизнеса

 

Кафедра экономики, организации и управления производством

 

Курсовая работа

 

по учебной дисциплине « Социальная статистика »

 

на тему:_________________________________________________

 

 

Выполнил: студент:___________________

(Ф.И.О., группа, № зачетной книжки)

_______________________

 

Руководитель:________________________

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)

 

____________________________________

 

Тюмень

 

 

Содержание

 

1.Общие положения…………………………………………………………..3

2.Тематика курсовых работ…………………………………………………..5

3. Методика анализа показателей развития объекта (предприятия, межотраслевого комплекса)……………………………………………….....9

4. Методические указания к оформлению курсовой работы …………………………………………………………………………..……..14

5. Рекомендуемая литература …..……………………………………….…..15

 

 

Учебное издание

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

 

методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов, обучающихся по направлению

подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»

профиль «Статистика»

 

 

Составители

д.э.н. Петр Мартемьянович Килин

к.э.н. Наталья Ивановна Чекмарева

Иван Сергеевич Кузнецов

 

 

В авторской редакции

 

 

Подписано в печать ____________. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 1,2.

Тираж 30 экз. Заказ № ____.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

 

методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов, обучающихся по направлению

подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»

профиль «Статистика»

 

Составители: П.М. Килин, Н.И. Чекмарева, И.С. Кузнецов

Ответственный секретарь РИС   _________________ Сайдимова Э.Р., (подпись)     Подписи и контактные телефоны авторов _____________ Килин П.М.. (подпись) «____»______________20__ г.   _____________ Чекмарева Н.И. (подпись) «____»______________20__ г.   _____________ Кузнецов И.С. (подпись) «____»______________20__ г.   тел. 41-68-36     Председатель учебно-методической комиссии ИМиБ ________________Краснова Т.Л. (подпись) «___»______________20___ г.   Зав. кафедрой Экономики, организации и управления производством ________________ Руднева Л.Н. (подпись) «___»______________20__ г.   Протокол № 6 от 31.05.2012 г.    

 

Тюмень

ТюмГНГУ

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

 

методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов, обучающихся по направлению

подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика»

профиль «Статистика»

 

 

Составители: П.М. Килин, Н.И. Чекмарева, И.С. Кузнецов

 

Тюмень

ТюмГНГУ


УДК 311.1, 311.42

 

Социальная статистика: метод. указ. по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика» / сост. П.М. Килин; Н.И. Чекмарева; И.С. Кузнецов. Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ, 2012. – 19 с.

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экономики, организации и управления производством

 

«31» _ мая _ 20__ года, протокол № _ 6 _.

 

Аннотация

 

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 080100.62 «Экономика». Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Приведено содержание основных разделов и тем курсовых работ по дисциплине, требования к содержанию разделов и оформлению курсовой работы, рекомендуемая литература.

 

 

Общие положения

 

Курсовая работа по дисциплине « Социальная статистика » выполняется студентами направления 080100.62 «Экономика» (профиль “Статистика”) после изучения названного курса и по результатам прохождения ими производственной практики. Наряду с лекциями, практическими занятиями и выполнением контрольных работ написание курсовой работы способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Как составная часть статистики курс « Социальная статистика » отражает теорию и методологию анализа и прогнозирования динамики экономических процессов, конкретизирует правила сбора, обработки и анализа статистических данных применительно к последней. Предметом социальной статистики является количественная сторона массовых социальных явлений и процессов, происходящих в экономике, в неразрывной связи с их качественным содержанием.

Дисциплина «Социальная статистика» относится к циклу специальных дисциплин и имеет своей целью сформировать представление о принципах изучения массовых явлений, об изменениях в социальных процессах; знать методы построения и анализа основных статистических показателей и уметь использовать в профессиональной деятельности основные методы обработки и анализа статистических данных; предоставить студентам теоретические знания и практические навыки в анализе развития общества, социальной диагностике, выявлении различных социальных тенденций, а также прикладные знания по разработке и регулированию социальных программ различной направленности.

Задачи дисциплины определяются поставленной целью и состоят в следующем:

- ознакомление с особенностями системы приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе;

- овладение категориями социальной статистики, основными статистическими методами анализа социальных явлений;

- изучение способов практического применения результатов произведенного анализа и источников получения социальной статистической информации;

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать методологию сбора и обработки необходимой статистической информации, источники получения необходимых данных, включая Internet, систему показателей социальной статистики (статистика социальной структуры населения, трудовых коллективов и т.д.), особенности изучения общественного мнения.

Уметь интерпретировать социологические данные для оценки ситуации в обществе, делать выводы об уровне эффективности текущих социальных и экономических процессов в обществе, дать оценку возможным вариантам социального развития общества и его составных частей, применять методики статистического, экономического и психологического обоснования, осуществлять базовые коммуникационные мероприятия, использовать на практике знания и навыки в прогнозировании и разработке различных социально-экономических программ.

 

Выполнение курсовой работы предполагает закрепление полученных студентами знаний, развитие самостоятельных творческих навыков работы с литературой, статистическими и методическими материалами, а также приобретение практического опыта статистических исследований и работы по анализу и прогнозированию социально-экономических показателей.

Задачи курсовой работы сводятся к приобретению студентами следующих навыков:

- применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа временных рядов;

- выявлять тренды (тенденции роста) экономики в условиях конкретных регионов и комплексов;

- проводить экономико-статистический анализ динамических рядов показателей развития экономики отраслевых, межотраслевых и региональных комплексов РФ;

- экономически обосновывать прогнозы развития предприятий, отраслей, комплексов и регионов России, внедрения инноваций и принимать решение об их целесообразности;

- теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему.

Выполнение курсовой работы является одним из важных моментов подготовки к дипломному проектированию. Взаимосвязь курсового и дипломного проектирования обеспечивается продуманным выбором направления развития конкретного предприятия (комплекса, региона, страны) на стадии курсового проектирования, освоения методики экономического обоснования принятия решений.

Методологической основой курсового проектирования являются законодательные акты Российской Федерации по экономике в целом, по регионам и отраслям России, международные стандарты СНС (системы национальных счетов), международные стандарты по финансам и бухгалтерскому учету, положения общей теории статистики, теории математической и прикладной статистики, положения теории, методологии и практики методических работ в РФ по социально-экономической и финансовой статистике. Для написания курсовой работы рекомендуется использовать отчетные данные по предприятию (региону, комплексу, стране) за ряд лет, статистические сборники Росстата, учебную и специальную литературу, периодические издания, монографии, брошюры, статьи.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

1. Получение задания и консультация по сбору материалов с руководителем.

2. Изучение настоящих методических указаний.

3. Составление плана работы и изучение литературы по теме курсовой работы.

4. Сбор исходных материалов (статистических данных по временным рядам) на предприятиях (комплексах, регионах), в статистических органах страны.

5. Обработка и анализ собранных материалов.

6. Написание курсовой работы, проведение экономико-статистических расчетов и обоснований.

7. Оформление курсовой работы.

8. Сдача курсовой работы на проверку, исправление замечаний руководителя (при их наличии).

9. Защита курсовой работы.

На любом этапе предусматривается возможность консультирования с руководителем по курсовому проектированию при возникновении вопросов и сложных моментов в процессе курсового проектирования.

 

Тематика курсовых работ

 

Образец плана и пояснения к курсовой работе по общей теме дисциплины “Социальная статистика”.

Тема курсовой работы:

«Статистический анализ и прогнозирование развития объекта

_______________________________________________»

(наименование региона, социально-экономического комплекса)

 

Курсовая работа включает следующие разделы:

Введение

1. Характеристика объекта (региона, социально-демографического или социально-экономического комплекса)

1.1. Социально-демографическая и социально-экономическая

характеристика региона (комплекса).

1.2. Анализ динамики социально-демографических и социально-экономических показателей региона (комплекса).

2. Экономико-статистический анализ показателей состояния и развития объекта.

2.1.Выявление и характеристика тренда (основной тенденции) изменения факторных и результативных показателей развития объекта.

2.2.Измерение колеблемости в рядах динамики.

2.3. Автокорреляция в рядах динамики. Построение моделей авторегрессии.

2.4. Корреляция рядов динамики и проведение регрессионного анализа показателей. Построение многофакторной регрессионной модели.

2.5.Индексный факторный анализ развития социально-экономических процессов.

3. Прогнозирование развития объекта (региона, комплекса).

3.1. Построение линий регрессии анализируемых (факторных и результативных) показателей развития предприятия (региона, комплекса) и статистическая оценка ее теоретических показателей.

3.2.Расчет прогнозных показателей факторных и результативных признаков по линии тренда.

3.3. Расчет прогнозных показателей результативных признаков по линии регрессии и экономическое обоснование вариантов развития объекта (региона, комплекса).

3.4.Расчет социально-экономической эффективности развития объекта.

Заключение.

Список использованных источников

Приложения

 

Во введении на 2-3 страницах доказывается актуальность темы (обосновывается роль объекта (региона, социально-демографического или социально-экономического комплекса), отражаются основные проблемы его развития, подчеркивается необходимость осуществления анализа и прогнозирования его показателей, кратко излагается их суть); формулируются цель и задачи исследования, раскрывается структура работы, определяются ее основные этапы, информационная база, объект и методика исследования).

В первой главе дается краткая история развития объекта (региона, комплекса), характеристика его социально-экономической структуры, показателей уровня и динамики основных элементов его воспроизводственного потенциала (численность населения и трудовых ресурсов, занятость и безработица, производство и потребление материальных благ и услуг, уровень и качество жизни и т.д.).

Анализ социально-экономических показателей производится за последние 10-15 периодов (лет). Изучаются тенденции изменения показателей демографических и социально-экономических процессов, национального богатства и национального дохода региона (комплекса). Для выявления тенденций развития предприятия рассчитываются показатели динамики (базисные и цепные темпы роста и темпы прироста) и делаются выводы о росте и развитии объекта (региона, комплекса) и о направленности его изменений за рассматриваемый промежуток времени. Динамика показателей может быть представлена графически.

Во второй главе на основе изучения литературы делается обзор основных направлений статистического анализа социально-экономических показателей и на основе фактических данных по исследуемому объекту (региону, комплексу), изучается изменение его показателей за последние периоды с использованием основных методов статистического анализа динамических рядов (выявление и характеристика основной тенденции развития (тренда), измерение колеблемости в рядах динамики, выявление и измерение сезонных колебаний, выявление и измерение автокорреляции в рядах динамики, построение моделей авторегрессии, исслед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.195 с.)