Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Муниципальное предприятие как исполнитель муниципальных услуг: плюсы и минусыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ппредыдущей главе мы рассматривали вопрос о том, кто и почему должен платить за муниципальные услуги. Предметом данной главы является вопрос о том, кто должен исполнять эти услуги. Исполнение муниципальных услуг составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления. Для этого органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, определять цели, условия и порядок их деятельности, регулировать цены и тарифы на их продукцию и услуги, утверждать уставы, назначать и снимать руководителей, заслушивать отчеты об их деятельности. Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др. Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами: - необходимость бесперебойного и гарантированного по объему и минимальным стандартам качества исполнения некоторых важнейших муниципальных услуг; - локальный (местный) монополизм предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника; - обеспечение социальной справедливости и предотвращение дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей); - возможность влияния муниципальной власти на цены и тарифы. Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть осуществлять оказание муниципальных услуг силами муниципальных предприятий. Так, в ряде городов обсуждался вопрос об акционировании «Водоканалов», но лишь немногие отважились на этот шаг. Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки. Большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги (см. предыдущую главу) и поэтому получают дотации из бюджета. Они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Им выгоднее оставаться на иждивении. Поэтому за экономической деятельностью муниципальных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль. Муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который возможно будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее. В силу изложенного, и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды при оказании муниципальных услуг с участием предприятий различных форм собственности.
Конкуренция при исполнении муниципальных услуг
Наряду с муниципальными предприятиями, значительная, а иногда и подавляющая часть муниципальных услуг во всех странах выполняется частными, в том числе малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а за органами муниципальной власти сохраняется только контроль. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. Зарубежные города доверяют частным компаниям такие важнейшие сферы, как городской транспорт, водоснабжение, очистку бытовых стоков и даже метрополитены. В российских городах острая конкуренция между муниципальным и частным секторами наблюдается в сфере автобусных перевозок, обеспечения населения хлебобулочными изделиями, аптечном обслуживании, оказании ритуальных услуг и др. Возрастает роль частных предприятий в эксплуатации жилого фонда, вывозе бытового мусора. Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач. Сильные стороны частного сектора: - возможность выполнения сложных задач; - использование успешного опыта других предприятий; - предоставление таких услуг, которые требуют быстрой реакции на изменения рынка; - использование инновационных технологий; - предоставление услуг различным слоям населения; - предоставление услуг, которые быстро устаревают (информационные, консультационные); - желание рисковать; - профессиональный опыт и др. Наряду с этим, существует ряд препятствий для успешного участия частного сектора в предоставлении муниципальных услуг: - потеря рабочих мест в муниципальном секторе; - нарушение привычного порядка работы с клиентами; - потенциальная зависимость от подрядчиков; - отсутствие интереса или инициативы со стороны частного сектора; - недостаток у частных предприятий необходимых навыков и финансовых ресурсов; - противостояние со стороны влиятельных лиц, включая руководителей и служащих муниципального сектора; - недоброжелательность со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству. Местной администрации более выгодно использовать частный сектор лишь при определенных условиях: - когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно оценить после ее выполнения; - когда есть конкуренция между подрядчиками; - если муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения. Но при этом местные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий: - гарантированное предоставление важнейших услуг; - доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене; - справедливость по отношению к различным классам потребителей; - обеспечение минимальных стандартов качества. Муниципальные услуги различаются в зависимости от качества, количества, содержания. Если требования по цене и качеству отсутствуют, частное предприятие постарается получить максимальную прибыль при минимальных затратах и будет предоставлять услугу не во всех районах муниципального образования или только определенным потребителям. Оригинальная идея по развитию конкуренции выдвинута в администрации Томска. Предложен механизм рыночной конкуренции поставщиков теплоэнергии в единые городские тепловые сети. Победителями должны быть организации, предложившие лучшие условия по стоимости и надежности подачи тепла. Предложение еще нуждается в опытной проверке, но оно наглядно демонстрирует, какие резервы заложены в конкурентном механизме. Администрация муниципального образования может использовать потенциал частного сектора в различных формах. Основные из них: - полная или частичная передача прав владения из муниципального в частный сектор (продажа, лизинг, концессия); - привлечение частного сектора для предоставления услуг на контрактной основе; - предоставление частному предприятию исключительного права вести конкретную деятельность на определенной территории (строительство, реконструкция, эксплуатация, техническое обслуживание) и др. На рис.3 /8/ показаны условия конкурентоспособности муниципального и частного секторов при оказании услуг населению. При этом совместно используются два критерия. Первый критерий (по вертикали) определяет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.92.56 (0.012 с.) |