Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное предприятие как исполнитель муниципальных услуг: плюсы и минусы

Поиск

 

Ппредыдущей главе мы рассматривали вопрос о том, кто и почему должен платить за муниципаль­ные услуги. Предметом данной главы является вопрос о том, кто должен исполнять эти услуги.

Исполнение муниципальных услуг составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления. Для этого органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать пред­приятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, определять цели, усло­вия и порядок их деятельности, регулировать цены и тарифы на их продукцию и услуги, утверждать уставы, назначать и снимать руководителей, заслушивать отчеты об их деятельности.

Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснаб­жению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жи­лого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротуше­нию и др.

Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

- необходимость бесперебойного и гарантированного по объему и минимальным стандартам качества ис­полнения некоторых важнейших муниципальных услуг;

- локальный (местный) монополизм предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

- обеспечение социальной справедливости и предотвращение дискриминации потребителей услуг (по рай­онам проживания, по категориям потребителей);

- возможность влияния муниципальной власти на цены и тарифы.

Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть осуществлять оказание муниципальных услуг силами муниципальных предприятий. Так, в ряде городов обсуждался вопрос об акционировании «Водоканалов», но лишь немногие отважились на этот шаг.

Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновре­менно не видеть их существенные недостатки.

Большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги (см. предыдущую главу) и поэтому получают дотации из бюджета. Они объективно не заинте­ресованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокра­щению бюджетных дотаций. Им выгоднее оставаться на иждивении. Поэтому за экономической деятельностью муниципальных предприятий необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль.

Муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрица­тельно относится к появлению любого конкурента, который возможно будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.

В силу изложенного, и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды при оказании муниципальных услуг с участием предприятий различных форм собственности.

 

Конкуренция при исполнении муниципальных услуг

 

Наряду с муниципальными предприятиями, значительная, а иногда и подавляющая часть муниципаль­ных услуг во всех странах выполняется частными, в том числе малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а за органами муниципальной власти сохраняется только контроль. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгод­ных муниципальных заказов. Зарубежные города доверяют частным компаниям такие важнейшие сферы, как городской транспорт, водоснабжение, очистку бытовых стоков и даже метрополитены.

В российских городах острая конкуренция между муниципальным и частным секторами наблюдается в сфере автобусных перевозок, обеспечения населения хлебобулочными изделиями, аптечном обслуживании, оказании ритуальных услуг и др. Возрастает роль частных предприятий в эксплуатации жилого фонда, вывозе бытового мусора. Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.

Сильные стороны частного сектора:

- возможность выполнения сложных задач;

- использование успешного опыта других предприятий;

- предоставление таких услуг, которые требуют быстрой реакции на изменения рынка;

- использование инновационных технологий;

- предоставление услуг различным слоям населения;

- предоставление услуг, которые быстро устаревают (информационные, консультационные);

- желание рисковать;

- профессиональный опыт и др.

Наряду с этим, существует ряд препятствий для успешного участия частного сектора в предоставле­нии муниципальных услуг:

- потеря рабочих мест в муниципальном секторе;

- нарушение привычного порядка работы с клиентами;

- потенциальная зависимость от подрядчиков;

- отсутствие интереса или инициативы со стороны частного сектора;

- недостаток у частных предприятий необходимых навыков и финансовых ресурсов;

- противостояние со стороны влиятельных лиц, включая руководителей и служащих муниципального сек­тора;

- недоброжелательность со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству.

Местной администрации более выгодно использовать частный сектор лишь при определенных услови­ях:

- когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно оценить после ее выполнения;

- когда есть конкуренция между подрядчиками;

- если муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения.

Но при этом местные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий:

- гарантированное предоставление важнейших услуг;

- доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене;

- справедливость по отношению к различным классам потребителей;

- обеспечение минимальных стандартов качества.

Муниципальные услуги различаются в зависимости от качества, количества, содержания. Если требо­вания по цене и качеству отсутствуют, частное предприятие постарается получить максимальную прибыль при минимальных затратах и будет предоставлять услугу не во всех районах муниципального образования или только определенным потребителям.

Оригинальная идея по развитию конкуренции выдвинута в администрации Томска. Предложен меха­низм рыночной конкуренции поставщиков теплоэнергии в единые городские тепловые сети. Победителями должны быть организации, предложившие лучшие условия по стоимости и надежности подачи тепла. Предло­жение еще нуждается в опытной проверке, но оно наглядно демонстрирует, какие резервы заложены в конку­рентном механизме.

Администрация муниципального образования может использовать потенциал частного сектора в раз­личных формах. Основные из них:

- полная или частичная передача прав владения из муниципального в частный сектор (продажа, лизинг, концессия);

- привлечение частного сектора для предоставления услуг на контрактной основе;

- предоставление частному предприятию исключительного права вести конкретную деятельность на опре­деленной территории (строительство, реконструкция, эксплуатация, техническое обслуживание) и др.

На рис.3 /8/ показаны условия конкурентоспособности муниципального и частного секторов при оказа­нии услуг населению. При этом совместно используются два критерия. Первый критерий (по вертикали) опре­деляет

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.009 с.)