Муниципальный заказ как инструмент экономической политики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальный заказ как инструмент экономической политики



 

Большинство своих хозяйственных функций муниципальное образование может и должно передавать исполнителям (муниципальным и частным предприятиям) через систему муниципального заказа. Бюджетный кодекс РФ трактует муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на по­ставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета. Под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юриди­ческими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета. Муниципальные контракты должны заключаться, как правило, на конкурсной основе. Во многих муниципаль­ных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа.

В различных городах России предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории поселения, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, пе­реработка и утилизация отходов, содержание и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежи­лого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов про­дукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления, в первую очередь, для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения. Можно сказать, что через систему муниципального заказа должна прохо­дить подавляющая часть расходов местного бюджета.

С помощью муниципального заказа решаются различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг муниципальных предприятий, предоставление услуг гражда­нам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имею­щихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Муниципальная власть при выдаче муниципально­го заказа должна учитывать следующие моменты:

- необходимость жесткого контроля за размещением контрактов;

- экономное использование бюджетных средств;

- обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.

В мировой и отечественной практике способы размещения муниципальных контрактов различаются в зависимости от целей и задач решаемой проблемы и в основном сводятся к следующим:

- открытый конкурс (одно- и двухэтапный);

- закрытый конкурс (с ограниченным числом участников);

- размещение по усмотрению заказчика на основе переговоров.

Открытый конкурс – наиболее предпочтительный способ размещения муниципальных контрактов. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификацион­ным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. К недостаткам от­крытого конкурса следует отнести:

- процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным;

- необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок;

- потребуются большие усилия по обеспечению объективности оценки заявок;

- нет достаточного опыта ведения переговоров у сотрудников органов местного самоуправления.

Двухэтапный конкурс — проводится в исключительных случаях, которые оговариваются в поло­жении о муниципальном заказе. Например, когда у заказчика (местной администрации) нет возможности со­ставить подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг; либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах, или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

- сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер);

- форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объек­тов;

- из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены.

Заказчик, как правило, приглашает заинтересованных предпринимателей к участию в конкурсе, публи­куя в печати объявление.

Оплата муниципального контракта учитывает имеющиеся финансовые возможности и может осущест­вляться различными способами: – в денежной форме;

– путем зачета долгов в местный бюджет предприятий, исполняющих услуги; – путем организации взаимозачетных операций между поставщиками и заказчиками; – с использованием ценных бумаг.

Прежде чем сформировать муниципальный заказ, администрация должна провести анализ и выявить потребности муниципального образования в необходимых услугах или работах. Затем подготовить методиче­ское обеспечение муниципального заказа: выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам (конкурс, тендер, аукцион, подрядные торги); выработать критерии отбора подрядчиков и исполни­телей.

К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положитель­ную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципаль­ного контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликви­дации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановле­на.

Рассмотрим в качестве примера процедуру заключения в городе Красноярске конкурсного муници­пального контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт городских дорог, поставку горю­че-смазочных материалов для муниципальных нужд. Главная цель такого размещения контрактов – определе­ние подрядчика для своевременного и качественного выполнения работ и сокращение расходов городского бюджета.

Были определены следующие условия отбора претендентов:

- снижение стоимости выполняемых работ при сохранении установленного качества;

наличие качественной дорожной техники (для муниципального контракта на строительство, реконструк­цию и капитальный ремонт городских дорог);

- соответствие качества поставляемых ГСМ действующим ГОСТам, круглосуточная бесперебойная работа АЗС (для муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд).

Участвующие в конкурсе должны предоставить пакет конкурсной документации, на основе которых конкурсная комиссия принимает решение о выигравшей заявке. В состав конкурсной комиссии включаются представители администрации города во главе с заместителем главы города по экономическим и финансовым вопросам, по необходимости могут включаться специалисты и эксперты. Решение по определению победителя конкурса принимается путем голосования, простым большинством голосов. Итоги конкурса публикуются в местной печати, сообщается победитель конкурса и цена (стоимость) муниципального заказа.

Затем заключаются контракты с выигравшими конкурс подрядчиками. В процессе действия договора осуществляется нормативно-правовой контроль его исполнения, обобщается и анализируется полученная ин­формация, формируется банк данных по исполнителям.

Для организации работ по муниципальному заказу в администрациях ряда городов созданы специаль­ные структурные подразделения. Создание такой службы позволяет экономически грамотно рассматривать и сопоставлять предложения, поступающие от потенциальных исполнителей и отраслевых структурных подраз­делений администрации, проводить единую политику в сфере муниципального заказа, организовывать конкур­сы, подписывать контракты на весь объем муниципального заказа и осуществлять контроль за их выполнением

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.008 с.)