Экономические механизмы отбора и реализации инвестиционных проектов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические механизмы отбора и реализации инвестиционных проектов



 

С вопросом привлечения средств для инвестиций тесно связан другой важнейший вопрос — отбор из поступивших инвестиционных предложений наиболее эффективных и подлежащих первоочередной реализа­ции, процедуры их рассмотрения и утверждения. Если инвестор сам исполняет свой проект, то проблемы отбо­ра не возникает. Однако при множестве инвесторов в роли распорядителя средствами муниципального займа может выступать местная администрация.

Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финан­сирования инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ утверждается представительным органом местного самоуправления.

В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности обеспе­чение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность в обсуждении инвестицион­ных проектов.

Среди наиболее важных критериев отбора выделяют следующие:

- рентабельность (финансовая или социальная);

- соблюдение социальных нормативов;

- результаты анализа предыдущих (аналогичных) проектов;

- социальная значимость проекта;

- возможность самофинансирования или внебюджетного финансирования;

- скорость отдачи (появления результатов).

Постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 рекомендуется учитывать определенные требо­вания к предприятиям, претендующим на получение муниципальных инвестиций:

- ведение реестра акционеров независимым регистратором;

- наличие на предприятии бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- переход на международные стандарты бухгалтерского учета;

- отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;

- переход на уплату НДС и акцизов по мере отгрузки;

- существенное снижение неденежных форм расчетов, вплоть до полного отказа от бартера.

В случае инвестирования из средств местного бюджета эти требования могут изменяться в зависимости от заинтересованности местных властей в реализации тех или иных инвестиционных проектов.

Далее проводится отбор представленных инвестиционных проектов. Бизнес-план должен быть под­вергнут всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций.

Оценивается ряд параметров бизнес-плана, среди которых особое значение имеют:соответствие представленного бизнес-плана требованиям заимодателя;

- производственно-финансовый план и его экономическая эффективность;

- наличие платежеспособного спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках (преимущество за проектами, в которых сбыт продукции уже согласован – на протокольном или договорном уровне);

- соответствие продукции современному научно-техническому и экологическому уровню и ее конкуренто­способность;

- анализ текущего состояния предприятия-заявителя проекта и оценка его потенциальных возможностей для реализации проекта (научно-техническая готовность, анализ производственной программы, анализ схемы реализации проекта и др.).

После проведения экспертизы бизнес-планов местные органы власти проводят конкурсный отбор ин­вестиционных проектов по следующим критериям:

- соответствие целей проекта приоритетным стратегическим направлениям развития муниципального обра­зования;

- значимость проекта для решения народнохозяйственных задач, определенных в приоритетных федераль­ных и региональных программах (возможность привлечения не только муниципальных средств, но и средств из федерального, регионального бюджетов, а также внебюджетных средств);

- возможность сохранения или создания новых рабочих мест;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала и возможность максимального использования существующих основных фондов при реализации проекта.

Если предприятие-заявитель соответствует всем предъявляемым требованиям и выигрывает конкурс, с ним заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Но при этом возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В качестве указанного обеспечения могут выступать залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительст­во третьих лиц, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.

В договоре обязательно указываются такие условия:

- сумма и целевое назначение местных бюджетных средств;

- проценты за пользование средствами, графики и порядок их уплаты;

- обязательства заемщика по целевому использованию средств;

- порядок корректировки принятых обязательств в зависимости от размеров фактически выделенных средств бюджета;

- сроки и порядок их возврата;

- способ обеспечения заемщиком обязательств по возврату средств бюджета и уплаты процентов за пользо­вание ими;

- обязательства заемщика по предоставлению информации для ведения мониторинга использования средств бюджета и кредитоспособности заемщика;

- порядок контроля за целевым использованием средств бюджета, своевременной уплатой процентов за пользование ими и возвратом основного долга.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписыва­ется обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ


ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

Многие задачи экономического развития муниципальным образованиям выгодно решать в коопе­рации. Кооперация позволяет удешевлять стоимость продукции для муниципальных нужд за счет увеличения серийности производства, обеспечивать поставку комплектующих деталей и узлов, топливно-энергетических ресурсов, технологий. В условиях кризиса неплатежей кооперационные связи одновременно позволяют осуществлять взаимозачеты, сокращая потребности в денежных средствах.

Одним из направлений межмуниципальной кооперации является совместное строительство и содержа­ние объектов, обслуживающих несколько соседних муниципальных образований. К числу таких объектов мо­гут относиться водозаборные и водоочистные сооружения, объекты по очистке бытовых стоков, полигоны для захоронения бытовых отходов, мусороперерабатывающие заводы, накоторые объекты социального назначения (больницы, дома культуры и т.д.). К сожалению, в России опыта такой кооперации почти нет. Между тем для зарубежных стран межмуниципальная кооперация является обычным явлением. Широко известны, в частности, школьные округа, границы которых не совпадают с границами муниципалитетов, а также водохозяйственные и иные межмуниципальные округа.

Важным средством активизации межмуниципальных экономических связей для России является про­ведение выставок-ярмарок. Ярмарочный бизнес получил за последние годы значительное развитие. Одной из наиболее эффективно действующих ярмарочных структур является Сибирская ярмарка.

Большую роль в налаживании межмуниципальных экономических связей играют союзы и ассоциации городов. Так, в АСДГ реализуется совместно с предприятием “Дельта” проект “Региональный центр «Авто­бус»”, в рамках которого предусматривается поставка в города автобусов ЛиАЗ, ЛАЗ, ПАЗ и запасных частей к ним, фирменное восстановление двигателей “Икарус”, а также поставка запчастей к закупленным городами импортным автобусам. В Ассоциации городов Юга России (АГЮР) реализуется идея единого компьютерного материального склада для организации взаимообмена материальными ресурсами как в виде прямого обмена товарами, так и в более сложных формах, с использованием различных долговых обязательств. Система меж­муниципального обмена товарами может быть наиболее эффективной именно в сочетании с системой обмена долгами. Для организации этой работы в АГЮР создана соответствующая информационная система. Разрабо­тан программный продукт, позволяющий обеспечить сбор информации о должниках и их предложениях по погашению долгов, определены принципы взаимоотношений по обмену долгами.

Новые возможности межмуниципальной кооперации открывает межрегиональная заемно-инвестиционная система, организованная Правительством Москвы. Ее идея состоит в том, что в Москве имеет­ся достаточный объем кредитных ресурсов, а в других городах имеются выгодные инвестиционные проекты, для которых кредитных ресурсов недостает. Совместное финансирование таких проектов при более низких процентных ставках, чем в обычных коммерческих банках, является выгодным для обеих сторон. Для реализа­ции этой идеи была создана межрегиональная заемно-инвестиционная система. В качестве эмитента облигаций городских займов выступило Правительство Москвы в лице Комитета муниципальных займов и развития фон­дового рынка. Отработаны схемы размещения займов, технология и процедуры отбора инвестиционных проек­тов, типовые документы, созданы необходимые организационные структуры. Уже реализуется ряд совместных проектов с администрациями Краснодара, Воронежа, Ростова. Интерес к работе с этой системой проявляют и некоторые другие города.

Многие города активно участвуют в международных экономических связях как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое дру­гое), так и для привлечения инвестиций.

Для реализации внешних экономических связей в администрациях этих городов создаются особые структурные подразделения. Их основные задачи:

- поиск за пределами муниципального образования партнеров для взаимовыгодного экономического со­трудничества;

- формирование пакета заявок на приобретение импортного оборудования и материалов для муниципаль­ных нужд и пакета коммерческих предложений от инофирм на их поставку;

- проведение тендерных торгов по заявкам российских и зарубежных партнеров;

- участие в подготовке и реализации контрактов, заключаемых администрацией по результатам тендерных торгов;

- организация таможенного (консигнационного) склада при муниципальном органе материально-технического обеспечения и эффективное его использование совместно с таможенными органами;- оказание помощи предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэко­номической деятельности.

С предприятиями, поставляющими продукцию на экспорт, администрация города может прорабаты­вать зачетные схемы оплаты импортного оборудования и товаров в счет налоговых платежей в местный бюд­жет.

Еще одно из направлений внешних экономических связей — создание совместных предприятий. Это позволяет муниципальному образованию привлечь инвестиции в создание или реконструкцию предприятия, а зарубежному инвестору получить выгодный заказ и долю в прибылях или часть производимой продукции. В ряде городов созданы представительства инофирм.

Опыт кооперационных и внешних экономических связей муниципальных образований пока еще неве­лик, но достигнутые результаты позволяют надеяться на расширение этой сферы деятельности и повышение ее эффективности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие возможности существуют для организации межмуниципальных экономических связей?

2. Назовите цели управления внешнеэкономическими связями муниципального образования


ПРИЛОЖЕНИЯ


ЛИТЕРАТУРА


Магеррам Али оглы Гасанов

 

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Учебное пособие

 

 

Редактор

 

 

Подписано к печати

Формат 60x84,16. Бумага ксероксная.

Плоская печать. Усл. печ. л. 6,92. Уч.-изд.л. 6,26

Тираж экз. Заказ . Цена свободная

ИПФ ТПУ. Лицензия ЛТ № 1 от 18.07.94.

Типография ТПУ, 634034, Томск, пр. Ленина, 30.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.97 (0.014 с.)