Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление муниципальным имуществомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, органы местного самоуправления самостоятельно управляют объектами муниципальной собственности, которые могут: - закрепляться за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на правах оперативного управления; - передаваться в залог или в доверительное управление; - сдаваться в аренду или передаваться на баланс другому юридическому лицу; - быть внесены в уставный капитал нового юридического лица; - приватизироваться. Во многих муниципальных образованиях создана солидная нормативная база для управления муниципальным имуществом. Приняты общие положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, частные положения о порядке сдачи в наем и в аренду муниципального жилья, сдачи в аренду и в субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности, и распределении средств от сдачи в аренду, о порядке исчисления арендной платы, об использовании нежилых подвальных помещений в муниципальных жилых домах, о порядке коммерческой продажи объектов муниципальной собственности на конкурсах и аукционах, о порядке проведения конкурсов и аукционов, о порядке выкупа муниципальных нежилых помещений, типовые учредительные документы и уставы муниципальных предприятий и учреждений, типовые договоры с их руководителями, программы приватизации муниципального имущества и др. Приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», принятым в 1997г. С точки зрения условий приватизации обычно объекты муниципальной собственности разбиваются на категории: - объекты и предприятия, приватизация которых запрещается; - объекты и предприятия, приватизация которых может осуществляться по индивидуальному решению представительного органа местного самоуправления; - объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется администрацией по программам, ежегодно утверждаемым представительным органом. Рассмотрим некоторые экономические проблемы, возникающие в процессе управления муниципальным имуществом и его приватизации. 1. Решение вопросов передачи объектов в муниципальную собственность. Основная доля ведомственного жилья, объектов инженерной инфраструктуры городов и объектов социального назначения к настоящему времени уже передана в муниципальную собственность. Но часть объектов еще находится в собственности предприятий и при передаче их в муниципальную собственность возникают серьезные проблемы: - проблема финансирования. Существующая практика такова, что, подписывая акт приемки объектов в муниципальную собственность, орган местного самоуправления далеко не всегда получает дополнительные доходы в бюджет для финансирования их содержания. Отказ от приемки тоже опасен, поскольку многие предприятия в условиях финансового кризиса реально не в состоянии содержать жилые дома, детские сады, другие объекты, которыми пользуются жители муниципального образования. Нередки случаи, когда предприятия просто «бросают» социальные объекты, имущество которых разворовывается. Здесь не может быть общего рецепта, и в каждом конкретном случае орган местного самоуправления обязан принять решение с учетом всех экономических и социальных факторов; - проблема износа. По закону владелец должен передать объект в муниципальную собственность в состоянии, пригодном для эксплуатации. На деле зачастую передаются ветхие жилые дома, требующие срочного капитального ремонта или даже сноса и переселения жильцов, изношенные инженерные сети, котельные и др. Муниципальное образование вправе отказаться от приема в собственность подобных объектов, но в отдельных случаях, сознавая безвыходность ситуации, соглашается на это. Такая практика отрицательно сказывается на финансовом состоянии муниципального образования. Следует отметить также проблему передачи из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность отдельных «доходных» объектов, жизненно важных для территории (гостиницы, рестораны, аптеки и т.п.). Региональные власти по понятным причинам часто препятствуют этому. Поскольку закон здесь на стороне местного самоуправления, самым надежным способом решения вопроса является обращение в суд. 2. Определение условий сдачи в аренду и обоснованное установление и дифференциация ставок арендной платы за использование нежилых помещений и другого муниципального имущества. Здесь проблема состоит в поиске баланса интересов между желанием увеличить доходы бюджета от аренды и опасности свертывания важных видов хозяйственной деятельности в связи с высокими затратами на арендную плату. Надежным средством решения этой проблемы является широкая дифференциация ставок арендной платы в зависимости от района расположения и вида деятельности, сочетающаяся с системой льгот и привилегий. При сдаче помещения в аренду, особенно долгосрочную, могут выставляться следующие условия в разном сочетании: максимальные инвестиционные вложения, сохранение профиля предприятия, трудоустройство работающих в случае реорганизации, удовлетворение имущественных претензий кредиторов, осуществление текущего и капитального ремонта помещений, содержание их в надлежащем состоянии и др. При этом арендатор не имеет права передавать муниципальное имущество или сдавать его в субаренду, вносить в порядке оплаты уставного капитала других предприятий, передавать в залог или другим способом распоряжаться имуществом. Систему ставок арендной платы за нежилые помещения рассмотрим на примере г.Барнаула. Арендная плата за 1 м2 муниципального нежилого фонда определяется как произведение базовой ставки и поправочных коэффициентов, которые учитывают специфику деятельности арендатора, зонирование местоположения помещения, капитальность строительства, цель использования и уровень инфляции. В Барнауле базовая ставка арендной платы за 1 м2 в год равна минимальной месячной оплате труда. К базовой ставке применяются коэффициенты: коэффициент престижности района (от 1 до 5); для отдельно стоящих помещений применяется повышающий коэффициент – 1,25; для подвальных помещений понижающий коэффициент – 0,5. От уплаты арендной платы освобождаются: - муниципальные бюджетные организации; - общества инвалидов;опорные пункты милиции; - комбинаты школьного питания; - специализированные магазины, обслуживающие малоимущие слои населения, участников и инвалидов войны, реализующие хлеб и молоко и др. Средства, полученные от аренды муниципального имущества, распределяются следующим образом: 10% — оставляет себе балансодержатель имущества на возмещение затрат по оформлению договора аренды и контроля за использованием нежилых помещений; 80% — через комитет жилищного хозяйства идет в счет дотаций на содержание муниципального жилого и нежилого фонда; 10% — комитету по управлению муниципальным имуществом. В ряде городов базовая ставка арендной платы основывается на других показателях, например, на рыночной цене 1 м2 жилой или нежилой площади. 3. Определение целесообразности приватизации объекта в сравнении с арендой и совершенствование технологии приватизации. Здесь могут быть реализованы разные подходы для экономически эффективных («доходных») и убыточных объектов. Доходный объект можно продать по высокой цене и получить разовые крупные поступления в бюджет. В то же время арендная плата за этот объект будет пополнять бюджет постоянно и в связи с инфляцией со временем может возрастать. Формально выполненный экономический расчет обычно свидетельствует в пользу приватизации, однако представительный орган местного самоуправления при согласовании программы приватизации на очередной год не может ограничиться таким расчетом и должен взвесить все, в том числе отдаленные последствия приватизации объекта. Для убыточных объектов целью приватизации является сокращение расходов бюджета на их содержание. Цена объекта может быть весьма низкой. Единственным ограничителем выступает социальная значимость объекта. Например, в Новокузнецке депутаты отказались включить в представленный администрацией план приватизации на очередной год убыточный книжный магазин, поскольку это был единственный в городе магазин, специализированный на продаже учебной и методической литературы. В условиях бюджетного дефицита принятие таких решений является нелегкой задачей. Приватизация муниципальной собственности может осуществляться различными способами. Наиболее характерными являются аукцион и коммерческий конкурс. Некоторые города приняли решения о приватизации объектов муниципальной собственности только в форме коммерческого конкурса, что позволяет выдвигать условия приватизации. Наиболее характерными условиями конкурса являются сохранение профиля предприятия в течение определенного времени и сохранение рабочих мест. Некоторые города идут на скидки с продажной цены и рассрочку платежей при соблюдении условий конкурса. При нарушении условий конкурса договор приватизации может быть расторгнут. При приватизации муниципальных предприятий как единых комплексов допускается принятие решения о закреплении в муниципальной собственности определенного пакета акций, либо о выпуске «золотой акции». Средства от приватизации не подлежат налогообложению. Во многих муниципальных образованиях эти средства направляются целевым назначением на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование мероприятий по социальной защите населения, на реализацию соответствующих инвестиционных программ. 4. Приватизация жилья. Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы все жители стали собственниками своих жилых домов и квартир. В идеале муниципального жилья может не быть совсем или оно сохранится в минимальном объеме для социально необеспеченных слоев населения и в качестве резерва. Фактически население, несмотря на бесплатность, приватизировало лишь около половины жилищного фонда. Основной причиной этого являются опасения снятия частного жилья с бюджетных дотаций. Люди не хотят также приватизировать квартиры в ветхих жилых домах в надежде на улучшение жилищных условий. Основным способом решения данной проблемы является работа с населением при четких обязательствах создания одинаковых экономических условий для приватизированного и муниципального жилья, содействие созданию товариществ собственников жилья, наглядная демонстрация их преимуществ. Для осуществления работ, связанных с приватизацией жилья, в муниципальных образованиях создаются соответствующие организационные структуры, чаще всего в форме агентств, имеющих статус муниципального учреждения. Наряду с этим, приватизацию муниципального жилья могут осуществлять и частные агентства. 5. Приватизация встроенных помещений в жилых домах. Многие органы местного самоуправления при приватизации предприятий, расположенных во встроенных помещениях жилых домов, отказывают в приватизации самих помещений, передавая их приватизированным предприятиям в аренду. Определенный смысл в этом есть, поскольку таким способом муниципальная власть сохраняет за собой рычаги воздействия на предприятия. Отрицательным моментом является то, что предприятие, не получив в собственность помещение, воздерживается от серьезных капитальных затрат на его обустройство. Ситуация может измениться при создании товариществ собственников жилья. Приватизированное предприятие, расположенное во встроенном помещении, должно будет устанавливать экономические отношения с товариществом, может стать его участником. Однако и муниципальная власть может участвовать в товариществе как собственник встроенного помещения. Только практический опыт покажет, какие решения окажутся в этих случаях наиболее целесообразными. В целом можно сделать вывод, что при управлении муниципальным имуществом возникает множество сложных проблем. К их решению необходим творческий подход.
4.6. Комплексное управление недвижимостью в муниципальном образовании
До недавнего времени управление земельными ресурсами и управление недвижимым имуществом рассматривались в муниципальных образованиях как две различные задачи, решение которых возлагалось на разные органы: земельный комитет и комитет по управлению имуществом. Недостатком раздельного управления землей и недвижимым имуществом является отсутствие единой системы объективной оценки и взимания платежей за использование недвижимости, что приводит к постоянному занижению ее стоимости (особенно в условиях инфляции) и к сокращению поступлений в бюджет. Осложняется анализ и контроль за реальными денежными потоками в сфере недвижимости, прогнозирование тенденций и ожидаемых поступлений в местный бюджет. Все это снижает роль и значимость недвижимости для муниципального образования. Сейчас становится все более очевидным, что максимальный эффект от использования земли и находящегося на ней недвижимого имущества может быть достигнут при совместном управлении ими. Целями перехода к единой системе управления недвижимостью являются: - создание цивилизованного рынка недвижимости в муниципальных образованиях, обеспечение гарантий имущественных прав на недвижимость; - привлечение инвестиций в недвижимость и, как следствие, увеличение доходов бюджета. Для достижения этих целей в отношении недвижимости местные органы власти должны выполнять две функции: регулирующую и хозяйственную. Задача регулирующей функции – сформировать местную нормативную базу для рынка недвижимости: система налоговых льгот и стимулов, функциональное и правовое зонирование территории муниципального образования и др. Функции регистрации прав собственности на недвижимость, включая земельные участки, в настоящее время переданы специализированным государственным органам Министерства юстиции РФ. Хозяйственная функция состоит в вовлечении недвижимости в хозяйственный оборот: - использование недвижимости в качестве инвестиционного ресурса, а также в качестве стимула для привлечения средств инвесторов в экономику муниципального образования; - повышение эффективности (в т.ч. доходности) использования недвижимости; - повышение ликвидности недвижимости на вторичном рынке; - обеспечение программно-информационной поддержки всех элементов системы управления недвижимостью на основе современных технологий. Важным элементом комплексного управления недвижимостью в муниципальном образовании является установление размеров и обеспечение поступления налогов, иных платежей и сборов от владения, использования и сделок с недвижимостью, о чем было сказано в предыдущем разделе. Мировая практика в основном уже перешла от взимания двух разных налогов (на землю и на недвижимое имущество) к единому налогу на недвижимость. Федеральным законом от 20.07.97 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери» в этих городах введен единый налог на недвижимость, заменяющий налоги на имущество предприятий, на имущество физических лиц (за исключением транспортных средств) и земельный налог. Возможность введения такого налога предусмотрена и в Налоговом кодексе РФ. Налог на недвижимость в Новгороде и Твери является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления. Средства от налога поступают в бюджеты городов (к сожалению, в Налоговом кодексе 1998 года данный налог переведен в разряд региональных). Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Плательщиками единого налога на недвижимость являются: по недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, — юридические и физические лица, обладающие правами на эту недвижимость; по недвижимости, находящейся в частной и иных формах собственности, — собственники недвижимости. В целях перехода на единое управление недвижимостью некоторые города создали в составе администраций структурное подразделение (департамент, комитет) по управлению недвижимостью, упразднив, соответственно, земельные комитеты и комитеты по управлению муниципальным имуществом. В целях обеспечения комплексного подхода к управлению муниципальной собственностью и максимизации эффекта от ее использования в некоторых городах в составе администраций создано специальное структурное подразделение — департамент недвижимости. Департамент принял на себя функции комитетов по управлению имуществом и земельных комитетов. Следующий, более крупный шаг в этом направлении осуществлен в администрации Томска. В состав департамента недвижимости, кроме бывшего комитета по управлению имуществом и комитета по земельным ресурсам и землеустройству, там включены управление градостроительства, управление потребительского рынка (управляет объектами потребительского рынка как имущественными комплексами), финансово-экономическое управление (управляет муниципальными предприятиями и учреждениями, совместными предприятиями, муниципальными ценными бумагами), управление единого городского имущественного кадастра. В ведении департамента находится также бюро технической инвентаризации (БТИ). Особый интерес представляет создание при департаменте недвижимости Томска принципиально новой управленческой структуры — муниципального учреждения «Томское городское имущественное казначейство». Казначейство является единым многофункциональным балансодержателем всех объектов муниципальной собственности города, кроме жилищного фонда. Его основными задачами являются: – контроль за эффективным и целевым использованием объектов муниципальной собственности, сдаваемых в аренду; – контроль за эффективным использованием бюджетных средств на содержание и ремонт объектов муниципальной собственности; – обеспечение сохранности муниципального имущества, в том числе временно пустующих помещений и изъятого имущества; – анализ эффективности использования и систематический учет муниципального имущества. В рамках этих задач Учреждение осуществляет: – контроль за техническим состоянием и эксплуатацией закрепленных за ним зданий и помещений, определение необходимости и возможности ремонта объектов; – экспертизу проектно-сметной документации и актов выполненных арендаторами работ при проведении капитальных ремонтов зданий и помещений, контроль за качеством и объемами выполненных работ; – инвентаризацию и иные проверки выполнения договоров аренды и использования по назначению объектов муниципальной собственности; – ведение реестра муниципальной собственности города, выявление, учет и принятие мер к постановке на свой баланс бесхозяйных объектов муниципальной собственности; – организацию работы по паспортизации и проведению оценки стоимости объектов муниципальной собственности; – контроль за своевременным поступлением арендной платы в бюджет города и за выполнением договоров между арендаторами и организациями, оказывающими коммунальные услуги; – контроль за использованием муниципального имущества в соответствии с требованиями правил. Таким образом, создана структура, призванная действительно в комплексе решать все вопросы управления муниципальной собственностью и обеспечить повышение эффективности ее использования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.015 с.) |