Поддержка малого и среднего бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддержка малого и среднего бизнеса



 

Для муниципального образования развитие малого предпринимательства (в дальнейшем этот термин мы будем употреблять по отношению к малому и среднему бизнесу) имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем крупной промышленности. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необхо­димой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения количества рабочих мест на многих крупных предприятиях малый бизнес стано­вится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях. Словом, агитировать за развитие малого бизнеса сегодня никого не нужно. Теоретически — все за, другое дело — реальная практика.

Достаточно известна роль малого бизнеса в зарубежных странах. Во многих даже крупных городах на малых предприятиях производится больше половины всей промышленной продукции, их силами оказывается подавляющая часть услуг населению. Основные преимущества малых предприятий — быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, создание конкурентной среды, сдерживающей рост цен, низкие издержки про­изводства. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при решении опера­тивных вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений – далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограни­ченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов. Венчурные (рисковые) предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца. По имеющимся оценкам, на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия.

Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. В течение нескольких лет в составе Правительства РФ существовал Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (сейчас он влился в состав Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства). Создан Фе­деральный фонд поддержки предпринимательства. Утверждена Федеральная программа государственной под­держки малого предпринимательства, предусматривающая мероприятия по формированию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной, инновационной поддержке малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, информационного, кадрового, научного обеспечения. Банки и страховые компании, финансирующие малый бизнес, получили ряд льгот. Так, банки, предоставляющие не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и стра­ховые компании, которые не менее 50% страховых взносов за отчетный период получили от страхования иму­щественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке, сниженной в полтора раза. В 1999 году вводится в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринима­тельства, призванный кардинально упростить систему его налогообложения.

Существенным элементом государственной поддержки малого предпринимательства может стать ли­зинг. Главное его преимущество по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать собственное дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда можно осуществить, а непосредственно оборудование. Широкое распро­странение лизинга в значительной мере сдерживается двойным обложением НДС: первый раз – при покупке оборудования, второй – при сдаче в аренду.

Ряд российских городов добился серьезных успехов в развитии малого предпринимательства, причем особые результаты достигнуты в Москве, где по имеющимся в печати публикациям малый бизнес дает до 40% поступлений в местный бюджет. Наибольшее развитие малое предпринимательство получило в торговле и об­щественном питании, бытовом обслуживании, посреднических услугах, строительстве, гораздо слабее оно раз­вито в промышленности. Однако, несмотря на очевидные преимущества малого бизнеса, его роль в экономике большинства муниципальных образований, в том числе находящихся в кризисной финансовой ситуации, явно не отвечает имеющимся возможностям, а доля поступлений от него в местные бюджеты не достигает и 10%. Основные причины этого:

- недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения;

- крайне усложненная система налогообложения (до введения единого налога на вмененный доход);

- не менее усложненная система регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократи­ческие преграды, а иногда и коррупция местных чиновников при выделении нежилых помещений в аренду и земельных участков для строительства. Большинство из этих преград может быть устранено силами муниципальной власти при проведении умелой политики поддержки малого предпринимательства как составной части муниципальной промышленной политики.

К числу форм и методов поддержки малого предпринимательства со стороны местной власти можно отнести:

- содействие объединению малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономиче­ских структур и финансово-промышленных групп. Это может обеспечить гарантированные рынки сбыта для малого бизнеса;

- участие в учреждении местных фондов поддержки малого предпринимательства, а также страховых и за­логовых фондов;

- организацию для субъектов малого предпринимательства конкурсов бизнес-планов по решению насущных задач муниципального образования с последующей выдачей муниципального заказа;

- установление налоговых льгот;

- развитие систем взаимного и ипотечного кредитования;

- создание муниципальных или смешанной формы собственности бизнес-инкубаторов;

- создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству, наблю­дательных советов и др.

Сознавая возрастающую роль малого бизнеса и необходимость комплексного подхода к его поддержке, ряд городов разработал и реализует муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Так, программа поддержки малого предпринимательства, разработанная в Кемерово, исходит из сле­дующих основных направлений и принципов:

а) формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;

б) привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;

в) предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказание услуг с предоставлением льгот по арендной плате;

г) обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

д) обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т.п.);

е) оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

ж) создание финансово-кредитного и инвестиционного механизма;

з) организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства.

Приоритетные направления поддержки малого предпринимательства в г. Кемерово:

- производство товаров народного потребления;

- бытовое обслуживание населения;

- строительство;

- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- профилактика и борьба с наркоманией;

- здравоохранение;

- организация школьного питания;

- альтернативные транспортные и жилищно-коммунальные услуги;

- профессиональное бизнес-образование.

Все мероприятия программы, требующие привлечения финансовых ресурсов (кроме собственных средств предпринимателей), осуществляются на конкурсной основе. Ожидаемые конечные результаты от реализации программы:

- увеличение численности занятых в малом предпринимательстве;

- увеличение числа устойчиво работающих субъектов малого предпринимательства;

- создание новых рабочих мест (прежде всего в производственной сфере) за счет внедрения проектов;расширение налогооблагаемой базы;

- повышение собираемости налогов с субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней.

В качестве примера в приложении 6 приведена программа поддержки малого предпринимательства в городе Благовещенске Амурской области. Данную программу можно рассматривать как модельную для разра­ботки аналогичных программ в муниципальных образованиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.009 с.)