Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доходы и расходы местного самоуправленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, доходы местных бюджетов состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам относятся: - местные налоги и сборы; - доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе; - доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; - платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами; - доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; - часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; - доходы от муниципальных ценных бумаг; - штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; - государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; - другие платежи, установленные федеральными и региональными законами. Примечание: Авторы не считают возможным перечислять в данной работе конкретные налоги, акцизы и процентные ставки по ним, подлежащие зачислению в местные бюджеты. Налоговое законодательство постоянно меняется и эта информация стареет. Нам важно оценить лишь общие тенденции. К регулирующим доходам относятся: - отчисления от федеральных и региональных налогов, устанавливаемые ежегодно (или на срок не менее трех лет) законодательством субъектов РФ для каждого муниципального образования индивидуально в целях бюджетного регулирования; - финансовая помощь в различных формах. Особое место в составе доходов местных бюджетов занимают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных и региональных законов (в основном связанных с предоставлением социальных льгот отдельным группам населения) или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета. Органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы основная часть их доходов формировалась за счет собственных источников. Однако фактически для разных муниципальных образований эта доля составляет от 10 до 50%. Бюджетное регулирование со стороны субъекта РФ чаще всего сводится к выравниванию финансового положения муниципальных образований региона, независимо от уровня их собственной доходной базы. При такой ситуации в максимальном проигрыше оказываются так называемые "города-доноры", которые вносят основной вклад в формирование консолидированного бюджета субъекта РФ. Для них становится выгодным иждивенчество и невыгодным наращивание собственной доходной базы, ибо это приведет на следующий год к сокращению налоговых нормативов. В результате этого не увеличивается размер консолидированного бюджета субъекта РФ и с каждым годом становится все труднее обеспечивать финансирование действительно дотационных территорий. Некоторые подходы к решению данной проблемы содержатся во «Временных методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений», одобренных рабочей группой при Минфине России в июне 2000г. В частности, Рекомендациями предусмотрен механизм стимулирования деятельности местных органов власти, направленной на повышение мобилизации доходов в бюджет, увеличение налоговой базы и проведение органами местного самоуправления активной экономической политики. Однако Рекомендации не носят юридически обязывающего характера. Кардинально изменить ситуацию в межбюджетных отношениях можно только путем изменения федерального законодательства с закреплением за местными бюджетами стабильных и надежных собственных источников доходов. К ним могут быть отнесены налог на землю, налог на имущество (или объединенный налог на недвижимость), единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, единый налог на совокупный налог для определенных видов деятельности и налог с продаж. Сама природа этих налогов носит местный, привязанный к конкретной локальной территории характер. Их администрирование наилучшим образом может быть осуществлено именно на местном уровне. Одновременно должен быть радикально сокращен удельный вес регулирующих доходов. Такая работа проводится, но предсказать ее результаты не представляется возможным. Закрепление за органами местного самоуправления перечисленных налоговых источников одновременно будет означать и решение проблемы местных налогов. Известно, что до 1999 года их доля в доходах местных бюджетов составляла в среднем 10-15%, а в отдельных муниципальных образованиях достигала 40%. С вводом нового Налогового кодекса эта доля снижается до 1-2%. Практически утратил свое значение и такой источник финансовых ресурсов, как целевые внебюджетные фонды. Основные статьи доходов, ранее формировавшие эти фонды, в настоящее время консолидированы в бюджете. Во внебюджетные фонды сейчас зачисляются только добровольные взносы и пожертвования юридических лиц и граждан и штрафы за загрязнение окружающей среды, нанесение вреда объектам историко-культурного наследия и памятникам природы. Расходы местных бюджетов, как уже отмечалось, разделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Основными статьями бюджета текущих расходов (без учета расходов на выполнение государственных полномочий) являются: - Финансирование муниципального хозяйства. Различные муниципальные образования расходуют на эти цели от трети до половины расходов бюджета. Столь значительная доля этой статьи расходов объясняется высокой дотационностью жилищно-коммунальной сферы и городского транспорта, наличием многочисленных социальных льгот для отдельных слоев населения. - Финансирование социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная помощь и др.). На эти цели расходуется 30-40% местного бюджета. Всего на перечисленные два главных направления тратится 80 и более процентов бюджетных расходов. - Расходы на управление. - Расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам. - Ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска. - Прочие расходы, в том числе непредвиденные. В бюджете текущих расходов могут выделяться так называемые «защищенные» статьи, сокращение расходов по которым недопустимо ни при каких обстоятельствах. К защищенным статьям обычно относятся расходы на заработную плату, на оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, на питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), на медикаменты, на выплату пособий и компенсаций и др. Однако при существенном недовыполнении доходов бюджета сохранить в целости защищенные статьи не удается, о чем свидетельствуют массовые задержки выдачи заработной платы в бюджетных организациях. Ряд муниципальных образований уже отказался от выделения защищенных статей своих бюджетов. Средства бюджета развития расходуются на капитальное строительство, капитальный ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и неплатежей по текущим расходам большинство муниципалитетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет займов.
Финансовая политика региона
Разрабатывая свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование может ставить перед собой следующие цели: - обеспечить объем текущих расходов бюджета, необходимых для достижения качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов (подробнее см. раздел 3.4); - обеспечить формирование бюджета развития; - обеспечить через субъект Федерации финансирование отдельных государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также финансирование выполнения федеральных и региональных законов (см. раздел 3.5); - обеспечить обслуживание и погашение долговых обязательств; - иметь сбалансированный бюджет. Для реализации этих целей муниципальное образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств. Увеличение доходов местного бюджета может происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников. Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности в бюджетных средствах как на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных полномочий и защита этой потребности перед субъектом РФ. При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Нередки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть: - увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования; - повышение эффективности использования муниципальной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности; - использование в отдельных случаях заемных средств. Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией. Источниками сокращения расходов бюджета являются: - повышение эффективности хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений; - регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий и учреждений, расширение платности муниципальных услуг, устранение необоснованных льгот и привилегий; - привлечение частного капитала к оказанию отдельных видов муниципальных услуг, создание эффективно действующей системы муниципального заказа с использованием конкурсов; - поддержка, а в отдельных случаях прямое финансирование внедрения ресурсосберегающих технологий в муниципальном хозяйстве. Более подробно возможности и условия использования перечисленных источников увеличения доходов и сокращения расходов местного бюджета будут рассмотрены в последующих разделах работы. Важным инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового положения муниципального образования и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости от изменения отдельных факторов. Для решения этой задачи предложено несколько вариантов компьютерных моделей. Так в Томске на практике используется компьютерная модель финансового положения города, разработанная в Рисерч Трайэнгл инститьют, США. Модель предназначена для отработки вопросов планирования и контроля доходов и расходов бюджета. Она позволяет в определенной степени автоматизировать и формализовать процесс составления бюджета на очередной год, а также разрабатывать разные варианты привлечения заемных средств с определением долговой нагрузки на городские финансы. Другая, более сложная модель, разработанная тем же институтом, опробовалась в мэрии Владивостока.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.008 с.) |