Лекция 20 Расходы на социальное обеспечение и социальную политику




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 20 Расходы на социальное обеспечение и социальную политику



Социальная политика — сфера деятельности государ­ства, связанная с решением проблем, относящихся к жиз­ни людей. Социальная полити­ка направлена на реализацию социальных функций госу­дарства.

В расходы бюджетов включаются следующие виды зат­рат:

♦ содержание домов-интернатов для престарелых и ин­валидов;

♦ содержание учреждений по обучению инвалидов;

♦ социальная помощь;

♦ финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков.

Законодательные аспекты общенациональной социальной стратегии закреплены более чем в 200 правовых актах, из них 95% направлены на обеспечение льгот отдельным категориям населения. Расходы консолидированного бюджета РФ на социальную политику представлены в таблице № 18.

Таблица №18.

Расходы консолидированного бюджета РФ на социальную политику

Г.г.

  № Показатели 2009 г. 2010 г.
Млрд. руб. В % к итогу млрд. руб. в % к итогу
1.
2. Социальная политика в том числе: 319,1 404,1
3. Содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости 39,7 12,4 50,6 12,5
4. Социальная помощь 45,7 14,3 66,4 16,4
  Молодежная политика 3,6 1,1 4,3 1,0
5. Пенсии военнослужащим 60,3 18,9 64,8
6. Пенсии и пособия в правоохранительных органах 35,7 11,1 40,1
7. Прочие мероприятия в области социальной политики 134,1 42,0 153,6

 

 

Лекция 21.Особенности расходов на содержание органов власти и управления

 

Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием РФ, исполнительную власть осуществляют Президент и Правительство РФ, судебную – суды РФ. В соответствии с функциональной классификацией расходы бюджета на управление включают расходы на государственное управление и местное самоуправление, поскольку согласно со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

К расходам на государственное управление относятся расходы, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационных функций, обеспечивающие функционирование системы законодательной и исполнительной власти, финансовых и фискальных органов, управление государственной собственностью, прочие государственные расходы.

Ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджета соответствующего уровня. Сумма и удельный вес расходов на управление в общем объеме расходов федерального бюджета на 2008-2010 гг. представлены в таблице №6.

В структуре расходов на управление, как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ значительную часть составляют расходы, связанные с деятельностью финансовых и налоговых органов, а также органов исполнительной власти. Это связано с важной ролью названных органов в процессе исполнения бюджетов и обеспечении контроля за использованием бюджетных средств, а также в связи с развитием института казначейства.

В 2002 г. Правительство РФ одобрили Концепцию административной реформы, реализация которой повлекла за собой внесение изменений и дополнений в ряд федеральных законов: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

Изменения прежде всего направлены на обеспечение системности и согласованности законодательных норм, касающихся статуса органов государственности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводимой государственной политики стабилизация межбюджетных отношений. Государственная Дума РФ приняла новый законопроект «О системе государственной службы в Российской Федерации», который направлен на повышение эффективности государственного управления, предполагает структурные и качественные изменения, как системы органов государственной власти, так и расходов на содержание органов управления.

 

Таблица №12Расходы федерального бюджета РФ на управление в 2007-2010 гг., млн руб.

 

Показатель
Госуправление и местное управление В том числе
Функционирование главы государства
Функционирование законодательных (представительных) органов власти
Функционирование исполнительных органов государственной власти  
Прочие расходы на государственное управление

 

Расходы на управление условно можно подразделить следующим образом:

· расходы непосредственно управленческого аппарата – содержание представительных и исполнительных органов государственной власти федерального, субъектного и местного уровней РФ (источником служат бюджетные и внебюджетные государственные фонды);

· расходы на управление государственными предприятиями, которые обеспечиваются в основном за счет собственной предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, не исключает бюджетной поддержки в той или иной форме;

В состав управленческих расходов входят:

1. оплата труда (зарплата, надбавки, прочие денежные пособия);

2. начисления на фонд оплаты труда

3. расходы на текущее содержание аппарата (командировочные расходы и др.);

4. эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;

5. техническое оснащение (офисная техника, транспорт и др.);

6. капитальное строительство;

7. информационное обеспечение (почтово-телеграфные, телефонные, телефаксные и другие подобные расходы);

8. печатно-издательская деятельность;

9. представительские расходы;

10. содержание служб безопасности органов государственной власти;

11. ведомственные расходы на дошкольное, школьное и высшее образование, науку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

12. ведомственные расходы на здравоохранение;

13. ведомственные расходы в области искусства, спорта, средств массовой информации и др.;

14. прочие расходы.

Все управленческие органы имеют утвержденные штатные расписания административно-управленческого персонала, т.е. перечень структурных подразделений и должностных наименований с указанием количества штатных единиц и окладов по каждому наименованию. Для типичных учреждений устанавливаются типовые структуры и штаты. Их утверждают соответствующие органы власти и должностные лица.

Различаются основные должностные оклады и дополнительная зарплата по определенным показателям (классность, секретность, выслуга, лечебные и др.). Отдельным работникам могут быть установлены отдельные доклады

Расходы на судебную власть

Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в России «осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть в Российской Федерации на практике осуществляется через федеральную судебную систему. С учетом специфики вопросов, рассматриваемых судами, федеральная судебная система разделяется на следующие основные ветви: общие суды военные суды – ветвь, возглавляемая Высшим арбитражным судом РФ; арбитражные суды – ветвь, возглавляемая Высшим арбитражным судом РФ; Конституционный Суд РФ и конституционные суды республик в составе РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным судам общей юрисдикции является, согласно Конституции, Верховный Суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор над деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим конституционный контроль и принимающим окончательное решение о конституционности нормативно-правовых актов.

· Контрольные вопросы

1.Перечислите основные виды расходов на управление

2.Основы планирования и финансирования бюджетных расходов.

3.Каковы особенности расходов на обеспечение правопорядка и безопасности страны?

4.Назовите основные разделы и статьи расходов на судебную власть.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.006 с.)