ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный долг Российской Федерации в 2007-2010 годах



Наименование 1.01.2008 1.01.2009 1.01.2010 1.01.201
Внешний долг РФ, млрд. долларов США 44,9 40,6 37,64
Внутреннего долга, млрд. руб. 1064.88 1301.15 1499.82 2094,73

*Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации

Особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами выступают государственные гарантии и поручительства. Под государственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе РФ признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом – получателем гарантии – своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателями государственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.

Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.

Государственные (муниципальные) гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе, после проверки финансового состояния получателя гарантии. В договоре о предоставлении гарантии указывается обязательство, которое ею обеспечивается. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга. Задолженность возникает в этом случае не в момент предоставления гарантий, а лишь в случае возникновения неплатежа. Давая гарантии, государство берет на себя риск непогашения или несвоевременного погашения всей (или части) суммы займа и процентов по нему. При благополучно складывающейся конъюнктуре реальная сумма долга может и не возрасти.

Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации – еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном кодексе РФ.

Управление государственным и муниципальным долгом

Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания к управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики и поэтому существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга.

Управление государственным долгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательства государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ.

Целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.

Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих:

· Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы:

1. Задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба - особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов.

2. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение банков-кредиторов.

3. Кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.

4. Кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).

· Долги перед некоторыми странами - бывшими участниками СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

· Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

В таблице 16 представлена структура государственного внешнего долга на период с 2007 по 2010 года.

Таблица 16

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации, млрд. долларов США.

 

Наименование на 1.01.2008, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2009, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2010, млрд. долларов США Уд. вес, % на 1.01.2011, млрд. долларов США Уд. вес, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 52,0 44,9 40,6 37,64
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 3,1 5,96 1,8 4,01 1,4 3,45 0,999 2,65
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,3 6,35 2,2 4,9 1,9 4,68 1,82 4,84
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,9 3,65 1,5 3,34 1,4 3,45 1,3 3,45
Коммерческая задолженность 0,8 1,54 0,7 1,56 1,2 2,96 0,83 2,21
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,5 10,58 5,0 11,14 4,6 11,33 3,79 10,07
Еврооблигационные займы 31,9 61,35 28,6 63,7 27,7 68,23 26,24 69,71
ОВГВЗ 4,9 9,42 4,5 10,02 1,8 4,43 1,78 4,73
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте 0,6 1,15 0,6 1,34 0,6 1,48 0,88 2,34

*Источник: Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации

 

Многократное преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящего управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, что предполагает необходимость замещения внешнего долга внутренним. В этой связи приоритет осуществления государственных заимствований должен быть отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

В таблице 17 представлен объем государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2007-2010 годах.

 

Таблица 17.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.008 с.)