ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 9.Дефицит бюджета и источники его финансирования



 

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами».

Данные сбалансированности федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и муниципального образования «г. Набережные Челны» отражены в таблице 13.

Таблица 13.

Основные показатели сбалансированности федерального бюджета, бюджета РТ и г. Набережные Челны в 2007-2010гг.

Показатель 2007г. факт 2008г. факт 2009г. факт 2010г.  
1. Федеральный бюджет        
доходы, млрд. руб. 7 781,12 9 275,93 7 336,77 7 783,78
расходы, млрд. руб. 5 986,56 7 570,88 9 636,82 10 212,42
профицит (- дефицит), млрд. руб. 1 794,56 1 705,05 -2 300,05 -2 428,64
2. Бюджет РТ        
доходы, млн. руб. 87 290,05 114 805,88 117 121,21 103 137,76
расходы, млн. руб. 89 110,53 119 372,93 123 728,12 115 502,60
профицит (- дефицит), млн. руб. -1 820,48 -4 567,05 -6 606,91 -12 364,84
3. Бюджет г. Набережные Челны        
доходы, млн. руб. 4 627,92 5 812,42 5 666,16 4 000,16
расходы, млн. руб. 4 576,53 5 817,98 6 020,47 4 000,16
профицит (- дефицит), млн. руб. 51,39 -5,56 -354,31 0,00

 

В соответствии с бюджетным законодательством РФ, предусматриваются различные ограничения дефицита бюджетов разных уровней:

1. Дефицит федерального бюджета. Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ), вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. В условиях продолжающегося экономического кризиса, действие данных ограничений приостановлено до 1 января 2014г.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ с 30.09.2010, до 1 января 2014 года объемы средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (за исключением средств Фонда национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации), используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета. Использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, за исключением средств Фонда национального благосостояния, используемых на обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также на обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации. Также до 1 февраля 2014 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов местных бюджетов, дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

До 1 января 2013 года в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования) о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) разницы между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить указанные выше ограничения в пределах указанной разницы.

Существует единая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов, которая предусматривает следующие единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Характеристика внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджетов разных уровней отражена в Приложении 3.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета по итогам исполнения 2011г. отражены в таблице 14.

Таблица 14.

Источники финансирования дефицита федерального

Бюджета в 2011г.

Наименование показателя Показатели, утвержденные сводной бюджетной росписью, млрд. руб. Исполнено, млрд. руб. Исполнено, %
Источники финансирования дефицита федерального бюджета – всего: 3 223,76 2 322,31 72,04
1) источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета -1 495,39 421,94 -28,21
2) источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета -231,97 -128,60 55,43
3) изменение остатков средств: 4 951,12 2 028,97  
- увеличение остатков средств 0,00 -31 514,32  
- уменьшение остатков средств 0,00 33 543,30  

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные причины возникновения дефицита бюджета.

2. Назовите положительные черты дефицитного принципа финансирования.

3. Как вы можете оценить сбалансированность бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ?

4. Какие источники финансирования дефицита бюджета вправе применять органы власти разных уровней?

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.009 с.)