Досрочное прекращение полномочий выборных лиц местного самоуправления: основания и порядок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Досрочное прекращение полномочий выборных лиц местного самоуправления: основания и порядок



Полномочия выборного лица местного самоуправления могут прекращаться не только в связи с истечением их срока, но и досрочно. Федеральный закон № 131-ФЗ указывает следующие основания прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления:

1) объективные основания, на зависящие от воли лица: смерть; признание судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявление умершим; призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) отставка по собственному желанию;

3) основания, зависящие от воли соответствующего лица: выезд за пределы РФ на постоянное место жительства, прекращение гражданства;

4) наступление юридической ответственности: вступление в отношении выборного лица местного самоуправления в законную силу обвинительного приговора суда; отзыв избирателями. Следует отметить, что полномочия выборного лица, которому назначено уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, прекращаются, однако это не препятствует ему баллотироваться на назначенных в связи с этим досрочных выборах.

Для депутата представительного органа муниципального образования дополнительным основанием прекращения полномочий является также досрочное прекращение полномочий соответствующего представительного органа. Причем такое прекращение полномочий может быть связано как с ответственностью представительного органа (его роспуск), так и с объективными обстоятельствами (утрата поселением статуса муниципального образования, его преобразование, неправомочность представительного органа в связи со сложением частью депутатов своих полномочий и др.). Самороспуск представительного органа муниципального образования может осуществляться в порядке, определенном уставом муниципального образования. Процедура самороспуска не может быть упрощенной, устав обычно допускает принятие такого решения квалифицированным большинством голосов. Возможно и требование о том, чтобы такое решение принималось депутатами единогласно. В любом случае досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий всех его депутатов.

Для главы муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает следующие дополнительные основания досрочного прекращения полномочий:

1) наступление ответственности: отрешение от должности высшим должностным лицом субъекта РФ (ст. 74), удаление в отставку представительным органом муниципального образования (ст. 74.1);

2) установленная в судебном порядке стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

3) изменение статуса муниципального образования (утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; преобразование муниципального образования; увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшее вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом).

Иные случаи досрочного прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления могут устанавливаться Федеральным законом № 131-ФЗ. Так, в переходный период, связанный с поэтапным введением в действие положений данного Федерального закона, предусматривались случаи досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления в связи с территориальной реорганизацией местного самоуправления.

Досрочно в судебном порядке могут прекращаться полномочия выборных лиц местного самоуправления, которые в нарушение установленных федеральным законом ограничений занимают должности или осуществляют деятельность, несовместимые со статусом выборного лица местного самоуправления. Хотя Федеральный закон № 131-ФЗ не указывает такого основания прекращения полномочий, судебная практика подтверждает эту возможность.

Законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований не могут дополнять перечень оснований досрочного прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления. Уставы муниципальных образований должны воспроизводить соответствующий перечень предусмотренных федеральным законом оснований и могут конкретизировать процедуру прекращения полномочий выборного лица местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

 

43. Контрольно-счетный орган муниципального образования: общая характеристика

Может являться самостоятельным органом мс, входящим в систему омс (Контрольно-счетная палата)

Формируется на муниципальных выборах. Формируется представительным органом муниципального образования.

Контрольные функции могут быть возложены на структурные подразделения представительного органа (ревизионная комиссия)

Полномочия:

Контроль за исполнением местного бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отсчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

Обнародование результатов проверок, осуществляемых контрольным органом

Требовать предоставления необходимой информации и документов от омс и дл мс по вопросам, относящимся к их компетенции.

Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает, что в структуру органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может входить и контрольный орган. Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В зависимости от специфики муниципального образования могут создаваться конкретные направления контроля:

а) контроль за доходами местного бюджета (иногда его разделяют на контроль за налоговыми доходами, контроль за неналоговыми доходами, включая контроль за доходами от управления и распоряжения муниципальной собственностью);

б) контроль за расходами бюджета (расходы в социальной сфере, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сфере межбюджетных отношений и др.);

в) контроль за бюджетным процессом.

Счетная палата Екатеринбургской городской Думы является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, входит в структуру городской Думы и подотчетна ей. Она создается на основании решения городской Думы в целях обеспечения контроля за исполнением бюджета города и использованием муниципальной собственности в соответствии с решениями городской Думы.

Задачи Счетной палаты:

анализ обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета города;

организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета города (в том числе целевых бюджетных фондов) по объемам, структуре и целевому назначению;

внешняя проверка отчетов об исполнении бюджета города;

контроль за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств и использования муниципальной собственности;

финансовая экспертиза проектов решений городской Думы, предусматривающих расходы за счет средств бюджета города

контроль за поступлением в бюджет города средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью

контроль за состоянием и обслуживанием муниципального долга, законностью, рациональностью и эффективностью использования муниципальных заимствований,

контроль за своевременностью движения средств бюджета в кредитных организациях

представление в городскую Думу заключений о ходе исполнения бюджета города и результатах контрольных мероприятий.

Деятельность Счетной палаты осуществляется в соответствии с ее регламентом.

Счетная палата состоит из председателя палаты, его заместителя и специалистов (в том числе аудиторов). В структуре Счетной палаты может быть образована коллегия Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты избирается городской Думой на срок четыре года, им может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт руководящей работы (альтернативно) в органах государственной власти, местного самоуправления, государственного контроля, экономики или финансов не менее трех лет.

Председатель Счетной палаты: осуществляет руководство деятельностью палаты; издает организационно-распорядительные документы по вопросам деятельности палаты; выдает задание специалистам; утверждает заключения по результатам контрольных мероприятий; представляет на заседание городской Думы для утверждения годовой план работы палаты; представляет палату на заседаниях городской Думы, депутатских комиссий и рабочих групп при рассмотрении информации о ходе исполнения бюджета города и результатах проверок и контрольных мероприятий, а также по другим вопросам, касающимся задач палаты; представляет на заседание городской Думы отчеты о работе палаты.

Заместитель председателя Счетной палаты назначается на должность постановлением городской Думы на срок четыре года по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном городской Думой. Заместителем председателя палаты может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее экономическое или юридическое образование и опыт профессиональной деятельности (альтернативно) в органах государственной власти, местного самоуправления, государственного контроля, экономики или финансов не менее трех лет.

Специалисты палаты по распоряжению председателя палаты выполняют работу по определенным направлениям деятельности палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей бюджета, объединенных единством назначения; организуют и непосредственно осуществляют проверки и контрольные мероприятия, проводимые палатой; составляют и подписывают заключения, акты и иные документы по результатам экспертиз и контрольных мероприятий палаты; по поручению председателя палаты принимают участие в рассмотрении вопросов, касающихся функций Счетной палаты на заседаниях городской Думы, депутатских комиссий и рабочих групп; выполняют иные служебные обязанности.

Коллегия Счетной палаты разрабатывает и утверждает методики проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий, методики подготовки отчетов и информационных сообщений, направляемых городской Думе и главе города; рассматривает годовой и квартальные отчеты палаты, годовой и квартальные планы работы палаты, вопросы проведения внеплановых контрольных мероприятий, привлечения к работе палаты специалистов на договорной основе, иные вопросы, предусмотренные регламентом палаты, решениями городской Думы. Руководит работой коллегии председатель Счетной палаты. Состав коллегии утверждается городской Думой. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание коллегии правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов коллегии.

Контрольные полномочия палаты распространяются в соответствии с законодательством на: органы местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения города; коммерческие и некоммерческие организации и их объединения вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, а также общественные объединения, если они получают, перечисляют, используют средства бюджета г. Екатеринбурга (в том числе целевых бюджетных фондов), пользуются объектами муниципальной собственности или управляют ими, а также имеют предоставленные в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества в пределах использования этих средств или льгот, использования или управления объектами муниципальной собственности.

44. Избирательная комиссия муниципального образования как муниципальный орган: порядок формирования, полномочия

Избирательная комиссия муниципального образования - это избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования.

Достаточно своеобразным является положение избирательной комиссии муниципального образования среди других органов местного самоуправления, установленное Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". С одной стороны, избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, с другой - избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления. Возможно, такой дуализм связан с построением вертикали избирательных комиссий в Российской Федерации.

Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти-одиннадцати членов с правом решающего голоса.

Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

При проведении местных референдумов избирательные комиссии муниципальных образований действуют в качестве комиссий референдума.

Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств регионального и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о региональном бюджете на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом, а также уставами муниципальных образований.

Общие условия формирования избирательных комиссий муниципальных образований определены в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно региональным законом в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания, законодательном органе власти соответствующего субъекта Федерации; иных общественных объединений; избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования; собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном органе власти субъекта Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Федерации. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования:

осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

осуществляет иные полномочия в соответствии федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.149 (0.029 с.)