Межмуниципальное сотрудничество: понятие, виды, особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межмуниципальное сотрудничество: понятие, виды, особенности.



МУС- совокупность муниципально-правовых отношений на основе добровольности и самостоятельности между местными сообществами по поводу создания ими в установленных законом формах объединений мо и взаимодействия посредством функционирования этих организаций по поводу решения задач, представления и защиты общих интересов на региональном, федеральном и международном уровнях.

Это форма самоорганизации органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления местного самоуправления, а также в целях реализации вопросов местного значения. Межмуниципальное сотрудничество рассматривается в двух направлениях:

публичное направление, частное направление

К публичным формам относятся:

создание советов муниципальных образований субъекта РФ

создание единого общероссийского объединения муниципальных образований

создание иных объединений муниципальных образований с учетом особенностей территориальной и организационной основы местного самоуправления

Частное направление:

Создание межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций

Создание совета муниципальных образований является наиболее распространенной формой межмуниципального сотрудничества. Подобные советы должны создаваться в каждом субъекте РФ по инициативе органов местного самоуправления муниципального образования. Организация и деятельность таких советов осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона о некоммерческих организациях применительно к ассоциациям. Данные советы являются объединением не юридических лиц, а муниципальных образований от имени которых выступают органы местного самоуправления. Целью создания таких советов является выражение и защита интересов населения муниципального образования. Несмотря на вхождение такой совет муниципальные образования сохраняют свою самостоятельность и совет муниципальных образований не отвечает по обязательствам самих муниципальных образований.

Правовое положение совета определяется его учредительными документами. Что касается общероссийского объединения муниципальных образований, то оно представлено делегатами от советов муниципальных образований субъектов федерации. Создание общероссийского объединения муниципальных образований не обязательно, между тем в России существует Конгресс муниципальных образований РФ. Цели создания общероссийского объединения совпадают с целями создания советов муниципальных образований в субъекте федерации.

Что касается частного направления, то органы местного самоуправления могут создавать межмуниципальные хозяйственные общества и некоммерческие организации.

Межмуниципальные хозяйственные общества могут создаваться только в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В соответствии с гражданским кодексом органы государственной власти и местного самоуправления не вправе создавать хозяйственные общества за исключением случаев предусмотренных федеральным законом.

Также органы местного самоуправления могут создавать межмуниципальные некоммерческие организации, которые создаются только в форме автономных некоммерческих организаций.

Решение об учреждении межмуниципальных обществ принимают представительные органы муниципальных образований. От имени муниципальных образований в качестве учредителей и участников данных обществ выступают органы и должностные лица местного самоуправления

35. Понятие и структура представительного органа муниципального образования

Представительный орган муниципального образования - это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения, и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. Если численность жителей поселения обладающих избирательным правом составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а все его полномочия осуществляет сход граждан.

Непосредственное наименование представительного органа определяется законом субъекта РФ. Представительный орган состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение может составлять формирование представительного органа муниципального района. Он может формироваться двумя способами:

На основе муниципальных выборов (общий способ)

Если в течении одного года представительные органы не менее чем 2/3 поселений входящих в состав муниципального района выдвинут предложение о том, что представительный орган муниципального района будет состоять из депутатов представительных органов поселений и из глав этих поселений, то такой порядок формирования должен быть предусмотрен уставом муниципального района. Норму представительства в этом случае будут определять представительные органы поселений. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа поселения.

Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования. Закон 2003 года устанавливает минимальную численность депутатов (посмотреть статью 35).

Возглавляет представительный орган председатель. Как правило, председатель представляет орган в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, созывает заседания представительного органа, председательствует на заседаниях представительного органа, подписывает документы представительного органа, назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата, других работников представительного органа, дает поручения депутатским комиссиям и комитетам и осуществляет иные полномочия.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в его отсутствии исполняет полномочия председателя.

Из числа депутатов в представительном органе создается комитеты или комиссии. Комиссии или комитеты бывают постоянными или временными. Постоянные комиссии в рамках своих направлений осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов, разрабатывают проекты правовых актов, организуют проведение депутатских слушаний и осуществляют иные полномочия. Количество и наименование комитетов или комиссий определяется регламентом представительного органа, но, как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету, по муниципальной собственности, по муниципальному хозяйству, по социальной защите, здравоохранению, по развитию образования и науки, по местному самоуправлению и так далее.

Численный состав комитета (комиссии) не может быть, как правило, менее 3х депутатов. Депутат не может быть членом более двух комиссий. Депутат может быть председателем только одной постоянной комиссии. Председатель представительного органа и его заместитель не могут быть председателями комиссий. Для подготовки рассматриваемых вопросов комитет или комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, научных учреждений, специалистов, ученых и других.

Деятельность временного комитета или комиссии ограничивается конкретным сроком или выполнением определенных задач.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат в себя, как правило: юридический отдел, организационный отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

4. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно:

в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

в случае преобразования муниципального образования

в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Статья 35.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

1. Депутаты представительного органа муниципального образования, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в части 3 настоящей статьи.

2. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования.

3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе муниципального образования, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в части 3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

7. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 - 6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

 

36. Компетенция представительного органа муниципального образования

Компетенция ПО включает в себя исключительные полномочия:

Исчерпывающие

Ни один орган или дл не могут их осуществлять

Перечень не может быть сокращен или дополнен уставом мо, либо иным мпа.

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решениювопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Общие полномочия устанавливаются ФЗ и УМО:

утверждение структуры МА

создание контрольного органа

формирование избирательной комиссии МО

назначение муниципальных выборов

внесение инициатив об изменении границ и преобразовании мо

37. Формы деятельности представительного органа муниципального образования

Организация работы осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа.

Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются его заседания. Новый созыв представительного органа является правомочным, если избраны 2\3 депутатов от установленного числа. Каждое конкретное заседание представительного органа может считаться правомочным, если на нем присутствует не менее 50% депутатов от установленного числа.

Заседание представительного органа должно проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Вновь избранный представительный орган собирается на свое первое заседание в срок определенный уставом муниципального образования, однако этот срок не может превышать 30ти дней со дня избрания представительного органа в правомочном составе.

Заседания представительного органа могут быть очередными, внеочередными, открытыми, закрытыми, в отдельных случаях регламенты могут предусматривать выездные заседания.

Порядок созыва и проведения очередных заседаний устанавливается регламентом представительного органа.

Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Внеочередные заседания могут проводиться по письменному предложению главы муниципального образования, а также, как правило, по письменному предложению председателя представительного органа, постоянной комиссии или комитета, депутатов в количестве не менее 1\3 от установленного числа.

На открытых заседаниях вправе присутствовать глава муниципального образования, глава местной администрации, представители населения муниципального образования, аккредитованные представители СМИ и даже прокурор.

На закрытых заседаниях представители средств СМИ и населения присутствовать не вправе. Регламентом представительного органа определяется время заседания, время выступлений с докладами, время выступлений в прениях.

Следующей формой работы являются депутатские слушания. Депутатские слушания – это обсуждение наиболее важных, насущных вопросов местного значения вне рамок заседаний представительного органа. Депутатские слушания организует председатель представительного органа, либо постоянные комитеты (комиссии). По решению представительного органа депутатские слушания могут быть выездными. Обычно депутатские слушания проводятся открыто, гласно и освещаются в СМИ. В решение о проведении депутатских слушаний указывается: тема депутатских слушаний, место, время и продолжительность их проведения. При проведении депутатских слушаний ведется протокол, его хранение обеспечивается аппаратом представительного органа. При его проведении приглашаются все депутаты представительного органа. Предложения, полученные в ходе слушаний обобщаются и учитываются в дальнейшей работе представительного органа, комитетов и комиссий. Обобщенные предложения, полученные в ходе дс по решению представительного органа могут публиковаться в СМИ.

 

38. Общая характеристика правового положения депутата представительного органа муниципального образования

Депутат – это член представительного органа муниципального образования.

В законе «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» под депутатом понимается лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутат представляет интересы не только своих избирателей, но и всего население соответствующего избирательного округа.

Статус депутата основывается на следующих принципах:

Выборный характер. То есть имеется ввиду, что депутат получает свои полномочия исключительно путем избрания. Депутатом на муниципальном уровне может быть избран гражданин достигший 18 лет.

Законность:

Депутат должен избираться на законных основаниях

В своей деятельности должен руководствоваться законом

должен обеспечивать действие закона

Срочный характер осуществления полномочий. Депутат избирается на срок не менее 2-х и не более 5-ти лет. Конкретный срок устанавливается и закрепляется в уставе муниципального образования. Полномочия депутата начинаются со дня избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно (статья 40 ФЗ 2003). Понятие день избрания законодательством не определяется.

Профессионализм депутатского мандата. Связан с постоянным характером деятельности депутата. Правда, сейчас закон установил, что на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности. Если численность представительного органа менее 10 человек - на постоянной основе может работать только один депутат. Депутат представительного органа не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа другого муниципального образования, а также не может исполнять полномочия выборного должностного лица другого муниципального образования. Депутаты осуществляющие полномочия на постоянной основе не вправе:

Заниматься предпринимательской деятельностью

Состоять членом управления коммерческой организации

Заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Входить в состав органов управления попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Гарантии депутатской деятельности

Гарантии – это условия депутатской деятельности, призванные обеспечить её эффективность и её беспрепятственное осуществление. Гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Выделяют:

организационные (помощники, помещения, получение информации)

материальные (страхование депутата, финансирование) и

трудовые гарантии (стаж, сохранение прежнего места работы, право на пенсию)

неприкосновенность (не может быть привлечен к ответственности за высказанное мнение)

Гарантия неответственности означает, что депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанные мнения, позицию, выраженную при голосовании и другие действия соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечению срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрены федеральными законами.

Гарантия неприкосновенности – гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершение иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов устанавливаются федеральными законами. КоАП РФ не содержит какого либо особого порядка привлечения депутата к административной ответственности. Статья 448 УПК РФ устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении муниципального депутата принимается руководителем следственного управления следственного комитета по субъекту РФ. Рассмотрение представления руководителя следственного органа осуществляется судом в закрытом заседании. Суд должен рассмотреть представление не позднее 10 суток со дня поступления представления. Рассмотрение осуществляется при участии руководителя следственного органа, депутата и его защитника. По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях депутата признаков преступления.

Права депутата:Их можно разделить условно на две группы:

1)Работа в представительном органе 2)Работа в избирательном округе

Работа в представительном органе включает в себя: участие в заседаниях представительного органа, участие в работе комиссий и комитетов, участие в депутатских слушаниях, обращение с депутатским запросом и другие.

Работа в избирательном округе включает в себя: рассмотрение обращений, решение вопросов содержащихся в обращении, ведение приема граждан, проведение встреч с избирателями, изучение общественного мнения.

Права и обязанности депутата делятся на 2 группы:

-права и обязанности непосредственно в представительном органе

-в своем округе

В представительном органе реализуются посредством:

Участие в заседании, Участие в работе комитетов и комиссий, Обеспечение исполнения решений представительного органа, Выполнение поручений, Участие в депутатских слушаниях,Участие в работе депутатских групп Депутатское обращение, Депутатский запрос

В избирательном округе:

Принятие депутатом мер по обеспечению прав, свобод, законных интересов населения того округа, в котором избран депутат

Рассмотрение обращений избирателей

Ведение приема граждан непосредственно или через помощников.

Проведение встреч с избирателями

Изучение общественного мнения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.055 с.)