Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и предмет МП. Особенности муниципального права как отрасли.

Поиск

Понятие и предмет МП. Особенности муниципального права как отрасли.

Понятие.

Местное самоуправление можно понимать в следующих аспектах:

1) Местное самоуправление – это одна из основ конституционного строя

2) Местное самоуправление можно рассматривать как деятельность населения и органов власти по решению вопросов местного значения

3) Местное самоуправление – деятельность населения и органов местного самоуправления по осуществлению власти

Конституция РФ не устанавливает определения понятия местного самоуправления. Существует два определения закрепленных в нормативных актах.

1) В ФЗ № 131 2003 г. «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено: Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях установленных ФЗ – законами субъектов РФ, самостоятельные и под свою ответственность решения населения непосредственно и\или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

2) «Европейская хартия местного самоуправления» вступила в силу с 1 сентября 1998 года: Местное самоуправление - это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.

Предмет МП. Предметом муниципального права являются отношения связанные с регулированием МС. Данные отношения можно объединить в несколько групп. Деление в данной классификации осуществляется по институтам:

1)Организационные основы: терминология, принципы МС, правовая основа МС, полномочия ОГВ в сфере МС

2)Территориальные основы: административно-территориальное деление, муниципально-территориальное устройство, виды и статус муниципальных образований, образование, преобразование, упразднение муниципальных образований.

3)Компетенция муниципальных образований: вопросы местного значения. Полномочия органов местного значения, осуществление отдельных государственных полномочий.

4)Функциональные основы МС: ОМС, статус ОМС, статус выбранных лиц МС.

5)Участие населения в осуществлении МС: местный референдум, муниципальные выборы, институт отзыва, собрания, конференции, сходы граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление и др.

6)Экономические основы МС: муниципальная собственность, местный бюджет, местные налоги и сборы и другие.

7)Ответственность МС

8)Гарантии МС.

Данные отношения имеют ряд особенностей:

1)Они осуществляются на особом территориальном уровне (на муниципальном уровне).

2) Обязательным субъектом данных отношений всегда будет являться население.

3) Данные отношения носят комплексный характер. Некоторые нормы муниципального права, регулирующие имущественные, финансовые, земельные и иные отношения одновременно являются нормами гражданского, финансового, земельного и иных отраслей права.

Особенности МП как отрасли. МП выступает одновременно и как комплексное межотраслевое образование, вбирающее в себя нормы разных отраслей права, и как обособленная по предмету регулирования часть российского права.

Предпосылки становления отрасли МП.

1.До 1993г. Признавались ОГВ на местах. Но уже сложилась устойчивая система отношений, связанная с МС, но не была урегулирована и не признавалась Конституцией. КРФ 1993г. Закрепила МС как одну из основ конституционного строя, принцип самостоятельности и гарантирования его государством.

2.Количественное и качественное наращивание нормативного регулирования по поводу местного регулирования. Наращивание нормативного материала на федеральном и региональном уровне.

3.Развитие науки МП.

Особенности юридических способов и методов регулирования муниципальных отношений.

МП, как и иные отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью обязывания, дозволения и запрета. Отношениям обязывания и запрета свойственен императивный метод и юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае являются властные предписания. При отношениях дозволения используется диспозитивный метод, который предполагает выбор варианта поведения, но в рамках закона. Основанием возникновения правоотношений, как правило, выступает договор. Кроме императивного и диспозитивного метода в МП используются свои методы правового регулирования: метод гарантий (ФОГВ, ОГВ $ РФ обязаны обеспечивать Муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности) и метод саморегулирования (самостоятельность МС в пределах своей компетенции).

Методы муниципального права

Для муниципального права характерно применение императивного и диспозитивного метода. В тех случаях, когда речь идет об отношениях обязывания или запрета основанием возникновения таких отношений, как правило, является властные предписания, поэтому в данных случаях применяются императивный метод. Императивный метод по большому счету не дает свободы выбора для сторон. Основанием отношений дозволения, как правило, является договор, при таких отношениях используется диспозитивный метод (есть свобода выбора, она должна быть в рамках закона). Для муниципального права свойственно применение этих двух методов в совокупности и поэтому муниципальное право относится как к отрасли частного, так и к отрасли публичного права.

Муниципальному праву свойственны и свои методы:

Метод саморегулирования. Он связан с самостоятельностью местного самоуправления.

Метод гарантии. Государство предоставляет некие гарантии местному самоуправлению.

Особенностью муниципального права является то, что ни один из этих методов не используется в качестве основного. Получается, что в муниципальном праве происходит синтез методов. Всё идет от того, что муниципальное право - это комплексная отрасль.

А почему? – а потому что местное самоуправление самостоятельно! – ответ на все времена.

Императивный метод в МП- решение органа мастного самоуправления; диспозитивный- реализация прав собственника омс.

 

Муниципально-правовые нормы: понятие, виды, особенности. Система муниципального права

Понятие. МП нормы – это нормы права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, которые возникают в процессе реализации и функционирования МС.

М-п нормы- правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или дл и обеспеченные принудительной силой государства.

Виды:

1) По характеру содержащихся предписаний: -закрепляющие –управомачивающие –обязывающие –запрещающие

2)По методам правового регулирования: -диспозитивные –императивные –поощрительные –рекомендательные

3) По территории действия: -федеральные -субъектов –местные

4) По системе муниципального права:- содержатся в общей -особенной -специальной части

5) По функции муниципального права: -регулятивные -охранительные

6) По времени действия -постоянные -временные

7) По юридической силе -законы -подзаконные акты

8)По предметам ведения мс -управления местной собственностью и финансами -опредляющие порядок установления уставов мо

9) По кругу принимаемых объектов -населением мун.образов. –долж.лицом мс –омс -огв по вопросам совместного ведения.

Система МП – его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение.

В теории существует несколько точек зрения относительно системы МП.

Традиционная. Объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

В системе МП можно выделить общую и особенную часть. Общая: организационные, территориальные, экономические основы МС. Особенная: компетенция и конкретные полномочия в различных сферах.

 

Федеральное законодательство как источник муниципального права. Его особенности

Делятся на:

1) Напрямую определяющие статус мс

-базовое комплексное регулирование мс (131)

-отдельные аспекты мс (государственная регистрация уставов)

-акты фоив (ГД и СФ)- об обеспечении конституционных прав население на мс в нпа субъектов; проект внесения изменений в 131

-подзаконные акты фоив

-акты президента (о гарантиях мс)

-правительства (ведение реестра мо)

-министерств и ведомств (приказ минюста о доступности сведений реестра)

2) определяющие комплексный характер МП

-организационные основы (184)

-территориальные основы (ГрК)

-компетенция МО (ЗАТО)

-функциональные основы (ЖК)

-участие населения в осуществлении мс (о гарантиях избирательных прав граждан)

-экономические основы (НК)

-Ответственность мс (ГК ч.2)

-Гарантии МС (ГПК)

-акты фоив (ГД и СФ)- меры по стабилизации фармацевтического рынка; предложение о формировании концепции ФБ.

-подзаконные акты фоив

-президента (об оценки эффективности оивs и омс го и мо в области энергоснабжения)

-правительства (субсидии на реформирование финансов)

-министерств и ведомств (Приказ Минфина о бюджетной классификации)

Нормы Конституции о МС развиваются в федеральном законодательстве. Федеральное законодательство о МС имеет ряд особенностей:

Особенностью федерального законодательства является то, что до 1 января 2009 года в РФ действовало 2 закона с одним и тем же названием «Об общих принципах организации МС»- от 28.08.95, 6.10.03. В период с 8 октября 2003 до 1 января 2004 был переходный период. 131 ФЗ более жестко подошел к порядку регистрации уставов муниципальных образований, установил общие критерии определения границ муниципальных образований, расширил вопросы участия населения в осуществлении мс, определил порядок наделения омс отдельными государственными полномочиями.

Законы, посвященные мс, можно распределить по следующим основаниям:

-законы, регламентирующие исключительно статус мс (базовые законы).- 131, от 21.07.05 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

-законы, регулирующие отельные аспекты местного самоуправления «об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме»; «о муниципальной службе в РФ».

-отраслевые законы- не регулируют местное самоуправление, но закрепляют полномочия органов мс в различных сферах жизнедеятельности (оборона, градостроительство, здравоохранение).

 

Поселения как вид МО. Требования к установлению границ поселений.

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых МС осуществляет населением непосредственно или через ОМС.

Городское поселение – это город или поселок, в которых МС осуществляется непосредственно или через ОМС

Межселенная территория – это территория, находящаяся вне границ поселения.

-территория субъекта рф разграничивается между поселенриями

-территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов.

-территории всех поселений, кроме городских округов входят в состав муниципальных районов.

-территория населенного пункта долждна полностью входить в состав территории муниципального района.

-территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

-территория одного поселения не может входить в состав территории другого поселения.

-границы сельского поселения в состав которого входят 2 и более НП как правило устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех нп, входящих в его состав. Административным центром поселения является населенный пункт, в котором находятся органы местного самоуправления этого поселения.

 

Муниципальный район: понятие, порядок формирования. Требования к установлению границ муниципального района. Особенности взаимодействия органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района

Понятие. Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой МС осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно или ОМС, которые могут осуществлять отдельные госполномочия.

Могут входить сельские населенные пункты с численностью населения 100 человек, не являющиеся самостоятельными МО и не входящих в состав городских, сельских поселений.

Один из населенны пунктов, входящих в состав МР, с учетом местных традиций, и сложившейся социальной инфраструктуры наделяется статусом его Административного центра. В нем должен располагаться ПОМР.

Все поселения, которые не являются городскими округами в обязательном порядке входят в состав муниципального района. Границы МР устанавливаются с учётом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения. Границы МР устанавливаются с учётом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений входящих в его состав.

Закон предусматривает, что между поселением и муниципальным районом можно заключать соглашения о передачи части полномочий. С передачей полномочий, передается и бюджетные средства для исполнения этих полномочий.

Вхождение поселения в состав муниципального района называется двухуровневой системой территориальной организации МС. Городской округ явялется исключением из этой системы.

АЦ МР может считаться город (поселок), имеющий статус ГО и расположенный в границах МР.

 

Статус наукограда.

ФЗ «О статусе наукограда РФ»;

Постановление Правительства РФ от 25.11.2004 г. «Об утверждении порядка рассмотрения предложений о присвоении МО статуса наукограда РФ и прекращении такого статуса».

Наукоград – МО со статусом городского округа, имеющие высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом (НПК).

НПК – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с госприоритетными направлениями развития науки, технологии и техники РФ.

Наукограды: Пущино, Дубно, Королёв, Петергоф, Кольцово (Новосибирская область) и другие.

Наукоградом может стать любое МО, даже сельское поселение. При присвоении статуса наукограда МО автоматически получает статус городского округа и для этого не надо принимать никакого закона субъекта.

МО, претендующие на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим требованиям:

Научно-производственный комплекс должен быть расположен на территории данного МО;

Численность работающих в НПК должна составлять не менее 15% численность работающих на территории всего МО;

Объем научно-технической продукции НПК в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов на территории этого МО;

Организации, входящие в НПК должны являться юр лицами.

Статус наукограда присваивается МО Правительством РФ. Срок этого статуса устанавливается также Правительством РФ. Досрочное прекращение статуса наукограда может быть в случае:

Несоответствия результатов деятельности НПК задачам, определенным Правительством РФ;

Мотивированного ходатайства ПОМО о досрочном прекращении такого статуса.

Кроме того, статус наукограда может быть прекращен в случае исключения из числа госприоритетных направлений деятельность НПК. В этом случае статус наукограда может быть прекращен не ранее 5 лет со дня присвоения такого статуса.

Статус наукограда прекращается досрочно Правительством РФ. Если до присвоения статуса наукограда МО было городским поселением, то после прекращения этого статуса МО продолжает оставаться городским округом. Если же до присвоения статуса наукограда МО являлось сельским поселением, то после прекращения статуса МО теряет статус городского округа и становится сельским поселением. Поскольку наукоград является городским округом, то его ОМС решают вопросы местного значения, установленные Законом 2003 года для городского округа. При этом присвоение статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета дополнительных расходов в виде субвенций. Порядок финансирования определяется Правительством.

Инфраструктура наукограда- совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Статус наукограда может быть присвоен и сельскому поселению, в этом случае оно автоматически становится городским округом.

В наукограде предоставляется социальная защита работникам, высвобождаемым из организаций научно-производственного комплекса, а также защита работников при досрочном прекращении статуса наукограда. Медицинская помощь населению наукограда оказывается из средств федерально бюджета.

 

26. Понятие и признаки закрытого административно-территориального образования. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях Закон РФ от 14.07.92 «Об ЗАТО».

ЗАТО- территориальное образование, имеющее омс, впределах которого расположениы промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

С одной стороны –это ато, а с другой- мо.

Вся территория ЗАТО является территорией мо со статусом городского округа. ЗАТО может быть признано и сельское поселение, в этом случае сельское поселение автоматически становится городским округом.

При установлении и изменении границ ЗАТО, требования законов об учете мнения населения не применяются. Решение о создании, преобразовании, реорганизации ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства.

В ЗАТО предусмотрена единая структура омс. В обязательном порядке глава администрации ЗАТО назначается по контракту.

Поскольку ЗАТО- городской округ, то омс решают вопросы местного значения, предусмотренные ст.16 131-фз. Но помимо этого омс ЗАТО имеют дополнительные полномочия по сравнению с теми, которыми обладают иные омс.

ОМС координируют деятельность предприятий, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны, иных служб при угрозе возникновения ЧС. Разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварии на предприятиях. По согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешения на въезд граждан в ЗАТО и выезд из него. Выступают заказчиками на стороительство и ремонт жилья, расположенного на территории ЗАТО, осуществляют иные полномочия.

В ЗАТО предусмотрены особые процедуры при формировании местного бюджета, особенности землепользования, собенности при предоставлении социальных гарантий и компенсаций гражданам, проживающим в ЗАТО, особенности при приватизации и совершении иных сделок с недвижимостью на территории ЗАТО. В обязательном порядке ЗАТО предоставляются дополнительные расходы из федерального бюджета.

 

Вопросы местного значения: понятие, особенности, порядок установления; порядок изменения перечня вопросов местного значения. Права органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения

Компетенция МО: вопросы местного значения; полномочия омс по решению вопросов местного значения; отдельные государственные полномочия; права мс по решению вопросов не отнесенным к вопросам местного значения.

ПКС от 18.05.11 по жалобе Савостьянов- вопросы местного значения- основные жизненные потребности.

131 ФЗ разграничивает вопросы местного значения между конкретными видами мо. (поселений, мр, го, гфз- законами Москвы и Питера)

Наиболее отличительным является перечень вопросов муниципальных районов- ст.15. Их законодатель называет вопросами местного значения межпоселенческого характера. Формально вопросами местного значения являются лишь те вопросы, которые сод-ся в ст.14-16. Круг иных дел, решаемых на муниципальном уровне нельзя называть вопросами местного значения. Перечень вопросов местного значения, сод-ся в данных статьях является исчерпывающим. Иными законами и нпа вопросы местного значения уст-ся не могут. Изменение перечня вопросов мз может осуществляться только путем внесения изменений в эти статьи (муниципальные выборы, публичные слушания, установление модели организации местной власти- вопросами местного значения не являются).

Перечень вопросов местного значения должен в обязательном порядке содержаться в Уставе мо. В 2007 были изменения в 131 ФЗ «изменения в Устав мо не подлежат вынесению на публичные слушания. Если эти изменения связаны с изменением федерального законодательства в части вмз и полномочий омс.

ОМС обязаны решать вмз

Решение вмз осуществляется за счет средств местного бюджета

ОГВ вправе оказывать финансовую поддержку при решении вмз в виде субвенций. (Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства. В отличие от дотаций, С. выдаются на определённые цели при условии участия средств местных бюджетов.)

Если вмз должен решаться омс и огв совместно, то в этом случае огв обязаны оказывать финансовую поддержку омс. – Это подтвердил КС в жалобе ГО город «Чита».

В первоначальной редакции 131 ФЗ не содержал исчерпывающего перечня вмз. Закон регламентировал. Что омс за счет собственных средств могут устанавливать в уставах мо неограниченное кол-во вмз. Но на сегодняшний день перечень- исчерпывающий. Однако, 131 ФЗ дополнен ст.14.1,15.1,16.1., где устанавливается право омс решать иные вопросы неотнесенные к вопросам местного значения (опека и попечительство, создание музеев, создание муниципальных вузов)- он неограничен, но их решение осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета, без какой-либо помощи со стороны государства. Если вмз омс решать обязаны, то решение вопросов, не отнесенным к вопросам местного значения является правом омс.

Вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения

Создание музеев

Создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования

Участие в осуществлении финансирования и софинансирования капитального ремонта домов, находящихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005.

Участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству

Условия для реализации прав местных национально-культурных автономий

Создание муниципальной пожарной охраны

Условия для туризма

Иные вопросы исключительно за счет средств местного бюджета

 

Особенности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Отказ от осуществления отдельных государственных полномочий

Основанием для отказа от исполнения государственных полномочий является нарушение порядка наделения указанными полномочиями признанные судом.

Статья 20.(ФЗ 131) Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. По вопросам осуществления омс отдельных государственных полномочий фоив и оив субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:

 

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке

 

Сход граждан

Сход граждан не является аналогом собрания или конференции граждан. Сход можно назвать квази представительным органом муниципального образования. В том МО, где он созывается, отсутствует представительный орган. Можно выделить следующие признаки схода граждан:

Сход проводится только в сельском поселении

Сход проводится в таком поселении, где численность жителей обладающих избирательным правом составляет не более 100 человек

Сход проводится для решения вопросов местного значения. Собрания и конференции проводятся для осуществления инициатив вопросов местного значения.

Сход граждан осуществляет полномочия, в том числе и исключительные представительного органа муниципального образования (пункт 10 статьи 35)

Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Инициаторами созыва схода могут являться глава муниципального образования или группа жителей населения обладающих избирательным правом численностью не менее 10 человек.

Участие в сходе главы поселения или уполномоченного им лица является обязательным. Участие является свободным и добровольным. Жители участвуют в сходе на равных основаниях.

Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе глава муниципального образования или иное лицо избираемое сходом граждан.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе подлежат обязательному официальному опубликованию и исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе оформляются в виде правовых актов. Расходы связаные с подготовкой и проведением сходов производится за счет средств местного бюджета.

 

Правотворческая инициатива

Правотворческая инициатива граждан – это возможность населения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления следующие документы:

Текст проекта муниципального правового акта.

Пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия этого проекта.

Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета.

Список инициативной группы граждан.

Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

Если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета, то он изначально вносится главе местной администрации. Если же этот проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к этим документам. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или ДЛ в течение 3-х месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

 

Публичные слушания

Целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся с обязательным участием жителей муниципального образования. Закон выделяет следующие стадии проведения публичных слушаний:

Инициатива проведения. Инициаторами проведения публичных слушаний являются: Население МО, Представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования

Назначение.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются представительным органом МО. Публичные слушания, проводимые по инициативе главы муниципального образования, назначаются главой муниципального образования.

Заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

Опубликование проекта муниципального правового акта, либо информации о содержании данного проекта для заблаговременного ознакомления с ним жителей МО.

Непосредственное проведение публичных слушаний. Проводятся тем же субъектом, который их назначает.

Опубликование результатов.

Обсуждение результатов ОМС

В обязательном порядке на публичные слушания выносятся:

проект устава муниципального образования и проект изменений в устав муниципального образования. ПС по уставу МО проводятся за исключением случаев, когда изменения в устав вносятся в целях приведения редакции закрепляемых вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с К и ФЗ.

Проект местного бюджета и отчет об его исполнении

Проекты планов и программ развития муниципального образования,

проекты правил землепользования и застройки

вопросы градостроительной деятельности

Вопросы о преобразовании муниципального образования

Публичные слушания также могут проводиться по проектам и иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения. Участниками публичных слушаний являются жители муниципального образования. Как правило муниципальные правовые акты выделяют участников с правом выступления (при подаче заявки за определенное количество дней, у нас 7 дней; или при разрешении, если без заявки) и без такового.

Участники- жители МО, достигшие возраста гражданской дееспособности + регистрация по месту жительства или пребывания.

131 ФЗ не содержит положения о юридической силе решения принятого по результатам ПС. Однако, поскольку ПС являются обсуждением, то решение ПС не может носить обязательного характера и является рекомендательным. Несмотря на рекомендательный характер нельзя исключать возможность действительного, полного, достоверного учета мнения населения. При принятии правового акта, вынесенного на ПС необходимо соблюдать общий принцип организации местного самоуправления- решение вопросов местного значения исходя из интересов населения.- ПУС СВобл. От 30.06.06 по делу о генеральном плане г. Верхние Салды.

 

Опросы граждан

Опрос от референдума отличается по следующим признакам:

Референдум проводится на всей территории муниципального образования, опрос может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на его части.

Решение, принятое на местном референдуме, носит обязательный характер, а опрос проводится для выявления мнения населения, и поэтому результаты опроса носят рекомендательный характер.

Население не может являться инициатором проведением опроса.

С инициативой о проведении опроса могут выступить:

Представительный орган муниц<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.015 с.)