Конституция Российской Федерации как источник муниципального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Российской Федерации как источник муниципального права



Конституция – основной источник муниципального права. Статья 12 Конституции задает самостоятельный характер местного самоуправления. Статья 3 Конституции устанавливает, что одной из форм осуществления власти народа является её реализация посредством органов местного самоуправления. Также местное самоуправление закрепляется в главе 8 Конституции, где местное самоуправление получает развитие в качестве одного из элементов гражданского общества. Глава 8 определяет территориальные границы местного самоуправления, закрепляет статус местного сообщества, устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Главенствующее положение в системе юридических норм, регулирующих МС, занимают конституционные нормы. Конституционные нормы представляют собой совокупность юридических принципов и предписаний, которые определяют политико-правовую природу МС, закрепляют основные права граждан в области МС, регулируют основы правового статуса органов МС и их взаимоотношения с государством.

Государство, разрабатывая новую Конституцию, уделило много внимания МС (глава 8)

Группы норм: - закрепляют МС как основы Конституционного строя. Обладают особой юридической силой. (ст.12. В Российской Федерации признается и гарантируется МС. МС в пределах своих полномочий самостоятельно. ОМС не входят в систему ОГВ) (п.2 ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через ОГВ и ОМС)

- Регулируют широкий круг правовых отношений в том числе и м-п. Связанные с деятельностью МС по обеспечению прав и свобод гражданина (ст. 18, 24.2, 32, 33, 40.2, 41.1.2., 43.2.3., 97.2);

18-Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

32- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

-глава 8 – регулирует непосредственно м-п отношения.

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Если сравнить число норм о МС, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и о какой-либо другой отрасли права, кроме конституционного, то можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем в других отраслях права.

 

Федеральное законодательство как источник муниципального права. Его особенности

Делятся на:

1) Напрямую определяющие статус мс

-базовое комплексное регулирование мс (131)

-отдельные аспекты мс (государственная регистрация уставов)

-акты фоив (ГД и СФ)- об обеспечении конституционных прав население на мс в нпа субъектов; проект внесения изменений в 131

-подзаконные акты фоив

-акты президента (о гарантиях мс)

-правительства (ведение реестра мо)

-министерств и ведомств (приказ минюста о доступности сведений реестра)

2) определяющие комплексный характер МП

-организационные основы (184)

-территориальные основы (ГрК)

-компетенция МО (ЗАТО)

-функциональные основы (ЖК)

-участие населения в осуществлении мс (о гарантиях избирательных прав граждан)

-экономические основы (НК)

-Ответственность мс (ГК ч.2)

-Гарантии МС (ГПК)

-акты фоив (ГД и СФ)- меры по стабилизации фармацевтического рынка; предложение о формировании концепции ФБ.

-подзаконные акты фоив

-президента (об оценки эффективности оивs и омс го и мо в области энергоснабжения)

-правительства (субсидии на реформирование финансов)

-министерств и ведомств (Приказ Минфина о бюджетной классификации)

Нормы Конституции о МС развиваются в федеральном законодательстве. Федеральное законодательство о МС имеет ряд особенностей:

Особенностью федерального законодательства является то, что до 1 января 2009 года в РФ действовало 2 закона с одним и тем же названием «Об общих принципах организации МС»- от 28.08.95, 6.10.03. В период с 8 октября 2003 до 1 января 2004 был переходный период. 131 ФЗ более жестко подошел к порядку регистрации уставов муниципальных образований, установил общие критерии определения границ муниципальных образований, расширил вопросы участия населения в осуществлении мс, определил порядок наделения омс отдельными государственными полномочиями.

Законы, посвященные мс, можно распределить по следующим основаниям:

-законы, регламентирующие исключительно статус мс (базовые законы).- 131, от 21.07.05 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

-законы, регулирующие отельные аспекты местного самоуправления «об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме»; «о муниципальной службе в РФ».

-отраслевые законы- не регулируют местное самоуправление, но закрепляют полномочия органов мс в различных сферах жизнедеятельности (оборона, градостроительство, здравоохранение).

 

Законодательство субъектов Российской Федерации как источник муниципального права

МС осуществляется в пределах, установленных КРФ и ФЗ, и лишь в отдельных случаях, предусмотренных ФЗ, МС регулируется законами субъектов РФ. 4 группы: * Конституции республик, уставы субъектов федерации; * Законы законодательных органов субъектов федерации – Закон о МС; * Указы губернатора, Постановления Правительства; * Решения Уставных судов

131-ФЗ нацеливает субъекты РФ на принятие рада НПА в разных сферах правового регулирования:

В области организации МС и обеспечения государственных гарантий прав населения на осуществление МС;

-коап -закон о проведении референдума -закон об обращениях -муниципальная служба в субъекте

В области административно-территориального и муниципально-территориального устройства;

-границ территорий мо

-административные центры СП, мр, где расположены представительные органы.

-порядок изменения границ и преобразования

В области регулирования прав, обязанностей и ответственности ОМС и д/л МС при осуществлении отдельных государственных полномочий.

-установление перечня отдельных государственных полномочий омс

-наделение конкретными госполномочиями омс мо.

В области регулирования экономической основы МС.

-перечень имущества для осуществления полномочий

-требования к формированию, утверждению и контролю мб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.007 с.)