Создание конституции США началось уже сразу после объявления независимости




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание конституции США началось уже сразу после объявления независимости



· 4 октября 1776 года – провозглашены статьи Конфедерации

· 15 ноября 1777 года – статьи Конфедерации приняты на конгрессе представителей штатов

· 1 марта 1781 года – статьи Конфедерации окончательно приняты всеми штатами

Принятие статей конфедерации проходило с трудом, потому что штаты не доверяли друг другу и старались по возможности ограничить компетенцию центральных органов власти. В итоге статьями Конфедерации было создано не государство, а союз 13 свободных государств:

— свободные жители каждого штата (за исключением бродяг, нищих, беглых преступников) пользуются в других штатах всеми правами местных жителей без ограничения права передвижения и вывоза собственности

— ежегодно в первый понедельник ноября начинает работу Конгресс США. Каждый штат избирает туда от 2 до 7 представителей, но имеет только один голос

— Конгресс решает квалифицированным большинством в 9 голосов следующие вопросы:

· ּ объявление войны и мира (но штаты могут самостоятельно вступать в войну в случае прямой агрессии)

· ּ заключение международных договоров

· ּ чеканка монеты (печатание денег не объявлено полномочием конфедерации, потому что национальной валютой США считается цент, а не доллар)

· ּ вопросы бюджета и займов

· ּ назначение главнокомандующего, определение контингента войск, строительство военного флота

— Конгресс решает простым большинством голосов:

· ּ регулирование торговли между штатами, системы мер и весов

· ּ отношения с индейцами

· ּ назначение должностных лиц армии и флота

· ּ организация почты

— Конгресс может избирать Комитет штатов – высший орган власти на период между съездами, включающий по одному представителю от штата, причем один из членов Комитета назначался председателем и назывался президентом. Конгресс не может решать те вопросы, которые Конгресс решает квалифицированным большинством Объективно такая разобщенность (Вашингтон называл статьи Конфедерации «веревкой из песка») была невыгодна для развития государства, но изменить статьи Конфедерации было очень трудно – для этого требовалась ратификация всеми штатами. Создание сильной центральной власти стало целью американской верхушки

Для этого прежде всего нужно было ликвидировать внутреннюю опасность, которая исходила от армии: солдаты, только что победоносно закончившие войну с Англией, начинали бунтовать, требуя земли. В июне 1787 года был принят Большой ордонанс конфедерации о заселении новых территорий, который позволил захватывать западные земли; это одновременно удовлетворяло требования масс и позволяло направить их энергию на пограничные войны с индейцами. Ордонанс стал основой для расширения территории США, продолжавшегося до конца XIX века.

61.Конституция США 1787г. Билль о правах 1789 – 1791гг.

По достижении независимости внутри США резко обострились социальные конфликты. Низы были убеждены, что революция не выполнила перед ними своих обязательств. Фермеры и городские мелкие собственники в свою очередь настаивали на широком выпуске бумажных денег, надеясь рассчитаться с кредиторами.

В 1786 – 1787 гг. лидеры федералистского движения понимали необходимость существования сильного национального правительства, надежно защищающего интересы собственности и верхнего класса.

В США существовало явное разделение на социальные классы («богатые» и «бедные», «меньшинство» и «большинство») и неустранимые противоречия между ними.

Первая Конституция США стала известна как «Статьи Конфедерации» 1781 года, предусматривающие суверенитет, свободу и независимость каждого штата, право иметь свой парламент, свое правительство, конституцию. Таким образом, американская революция определила победу Штатов над Англией. С этого времени руководящей силой США стала буржуазия и крупные землевладельцы, стремившиеся к разоружению революционной армии и переложению всех тягот восстановления экономики на трудящихся.

Но массовые народные движения захватили армию, выявив слабость центральной власти. Тогда буржуазия и плантаторы решились на изменение государственного строя. Это было поручено Учредительному конвенту в 1787 году, который создал Конституцию. Они не ликвидировала политическую автономию штатов, но создала сильную центральную власть – федерацию.

Конституция 1787 г. была результатом возросшего в тот период истории США федералистского движения. Она защищала интересы двух господствовавших тогда групп – северо-восточной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев Юга, достигших компромисса и единства. Принципом конституционного устройства провозглашалась республиканская форма правления, как для общего государства, так и для штатов, основанная на верховенстве законодательной власти. Закреплялся принцип федеративного государственного устройства, основанного на признании самостоятельности штатов.

В Основном законе США воплотились их политическая культура и мировоззрение, которые вмещали в себя богатые конституционные традиции Старого Света, прежде всего Англии, а также политическую философию всего европейского Просвещения.

Конституция предстала не только как договор между разными группами верхнего класса, но и как компромисс (соглашение) между ним и политически активными слоями граждан США.

В Конституции США реализовалось разделение властей, как организация главных ветвей власти. Исполнительная власть и законодательные полномочия были предоставлены Президенту США, переизбираемому каждые четыре года. Он имел право издавать президентские указы и обладал обширными возможностями контроля (право законодательного вето и назначения членов Верховного суда).

Но и законодательная ветвь получила возможность контролировать исполнительную власть: Сенат давал президенту «совет и согласие» по вопросам правительственных и судебных назначений, а Конгресс мог отстранить президента от должности в случае серьезных нарушений им государственных законов и морально-этических норм. Президент считался главнокомандующим армией и флотом. Он руководил деятельностью всех должностных лиц США, а с согласия Сената мог заключать международные договоры и назначать любых представителей власти на свое усмотрение.

Законодательные полномочия принадлежали Конгрессу, который еще делился на две основные палаты: сенат и Палату представителей. Они должны были выражать интересы богатого меньшинства и малоимущего большинства. Сенат защищал интересы собственности и воплощал принцип равного представительства штатов. Он предотвращал недочеты или ошибки нижней и заботился об интересах элиты. Залогом умеренности сената являлись его малочисленность и длительный срок полномочий сенаторов. Право избрания сенаторов было вверено не рядовым избирателям, а законодательным собраниям штатов.

Схема организации нижней палаты была более демократичной в сравнении с сенатом, но менее демократичной в сравнении с нижними палатами законодательных собраний штатов. Введенный федеральной Конституцией шестилетний срок полномочий сенаторов США являлся уступкой общественному мнению. Для них существовал обязательный срок гражданства (не менее 9 лет) и возрастной ценз (не менее 30 лет).

Палата представителей избиралась на два года населением штатов соответственно его численности и на основании требований, установленных и данном штате. Она могла издавать финансовые законы, возбуждать дела против высших должностных лиц. А сенату был дан приоритет в делах внешней политики.

Обе палаты обладали полной организационной самостоятельностью и почти равными правами в сфере законодательства.

Судебная власть предоставлялась Верховному суду федерации и нижестоящим судам, созданным по законам, принятым Конгрессом. Судей Верховного суда назначал президент с согласия Сената.

Американский Билль о правах

Конфликт федералистов и республиканцев характеризовывал отношение их предшественников (федералистов и антифедералистов) к Конституции 1787 г. и политическим принципам, восторжествовавшим на завершающих этапах Американской революции. Конституция 1787 г., которая должна была защищать интересы верхнего класса и социальный порядок, с точки зрения Федералистской партии не полно отвечала своему предназначению. Причиной этому было наличие в конституции Билля о правах, одобренного Конгрессом США.1

 

Этот перечень основных гражданских и политических прав американцев Мэдисон внес на рассмотрение Конгресса США в 1789 г. Закрепление в нем гражданских прав и свобод было не только необходимым, но и должно было стать одной из гарантий общего правового строя государства, предупреждением злоупотреблений со стороны законодателя. Билль о правах создал высокую степень общегосударственного демократизма. Поправки создавали сферу общефедерального контроля и законодательства в отношении гражданских прав и свобод. Впервые в сфере политического законодательства они были построены как запреты и ограничения, налагавшиеся и на законодателей.

В Билле о правах были закреплены основные демократические права и свободы политического характера (свобода вероисповедания, слова, печати, собраний, петиций). Народу гарантировалась гражданская и личная неприкосновенность (личности, жилища, имущества). Также гарантией гражданской свободы должно было стать право ношения оружия.

Цикл поправок был посвящен судебным и уголовно-правовым гарантиям: гражданам предоставлялось право на разбирательство в суде присяжных, без суда никто не могло лишаться жизни, свободы или собственности.

В совокупности с тем, что было провозглашено в Конституции, Билль о правах закрепил на конституционном уровне высокую степень демократизма сформировавшегося американского нового государства.

62.Эволюция государственного строя США в XIX в.

В 19 веке происходит расширение компетенции верховного суда. Верховный суд кроме статуса высшей судебной инстанции приобретает право конституционного надзора. Данное право не было предусмотрено в конституции США. Это право суд присвоил через судебный прецедент, вынеся решение о неконституционности акта конгресса. Со временем эта практика была признана целесообразной и Верховный суд США приобрел исключительное право проверки законов и иных нормативных актов на их соответствие конституции.

Право конституционного надзора Верховного Суда предполагает:

1) суд может проверить любой закон на предмет его соответствии конституции

2) если суд признает закон противоречащим конституции то такие нормативно-правовые акты признаются утратившими юридическую силу.

3) толкование законов по средством дачи разъяснения должностным лицам и рядовым гражданам.

Верховные суды штатов приобрели аналогичное право по отношению к законодательству своего штата.

Формирование федеральной администрациии

Федеральная администрация (исполнительная власть) и конгресс (законодательная) пребывали в столице США - первоначально городе Нью-Йорке, затем в Филадельфии (1790-1800), с 1800г столицей стал г. Вашингтон. Исполнительную власть осуществляет президент и федеральная администрация (президент возглавляет исполнительную власть США). Первоначально федеральная администрация (правительство) было представлена несколькими гос секретарями (министрами). Однако реально правительства реально не существовало и все решения президент принимал единолично.

Первые федеральные ведомства, департаменты были созданы в конце 18 (XVIII) столетия. К ним относились: департамент финансов, военных дел, иностранных дел, в 19 веке появляется департамент внутренних дел, юстиции и др. В 19 (XIX) столетии сложилась следующая практика: конгрессмен победивший на выборах партии имел право рекомендовать от 100 до 250 чиновников в Федеральную администрацию

64.Государственный строй США в первой половине XX в. «Новый курс» Рузвельта.

США в первой половине XX в. «Великая депрессия» 1929-1932гг. и «новый курс Ф. Рузвельта». Его значение – создание оптимальной модели общества, сочетающей демократические свободы с активным государственным вмешательством в социально-экономические процессы.

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Обратимся к наиболее значительным из них.

Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

Становление этой тенденции в значительной мере связано с проведением политики "нового курса" президента Ф.Рузвельта и созданием антикризисного механизма.

Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929 году, привел к падению производства до 56 % отдокризисного, банкротству 40 % банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального дохода на 48 %. Правящая элита во главе с президентом Гувером, исповедуя принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких существенных мер.

В 1932 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от демократической партии. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса, вошедшую в историю под названием "Нового курса". Она включала в себя мероприятия по стабилизации денежной системы страны, поддержке промышленности и сельского хозяйства, сокращению безработицы и выполнению ряда социальных программ.

Для этого была проведена девальвация доллара, запрещен вывоз золота за границу, укрупнена банковская система, банки получили крупные кредиты. Промышленность была разделена на 17 групп, деятельность некоторых из них регулировалась нормативными актами - так называемыми "кодексами честной конкуренции", которые определяли: квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены,условия кредита, рентабельность, уровень заработной платы и пр. Контроль за их деятельностью возлагался на "Национальную администрацию восстановления промышленности" (НИРАотангл. аббревиатуры).

В области сельского хозяйства задачей созданной "Администрации регулирования сельского хозяйства" (англ.аббревиатура - ААА) стало сокращение посевных площадей, поголовья скота и поднятие цен на сельхозпродукцию до уровня 1909-1914 гг.

В целях сокращения безработицы была создана "Администрация развития общественных работ". Безработных направляли в специально созданные "трудовые лагеря", занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов.

Серьезным изменениям подверглось трудовое право и социальное законодательство. В 1935 г. был принят закон Вагнера, легализовавший в общефедеральном масштабе деятельность профсоюзов. Запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках. Предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договора и не принимать на работу рабочих, не состоящих в профсоюзах (принцип "закрытого цеха"). Признавалось право забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Нарушители закона подвергались судебному преследованию.

В 1935 г. был принят также общефедеральный закон о социальном обеспечении. Были установлены выплаты пенсий по старости гражданам США от 65 лет, имеющим определенный ценз оседлости и определенный уровень заработка. Для формирования пенсионного фонда были установлены налоги на предпринимателей в 1 % от выплаченной зарплаты и на доходы работников в 1 %. И тот и другой налоги должны были увеличиваться на 0,5 % каждые три года.

В 1938 г. принимается закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени и минимальный уровень заработной платы.

В период после Второй мировой войны в США предпринимались неоднократные попытки ревизии "нового курса", но основные принципы государственного регулирования экономики и социальных отношений не только сохранились и получили дальнейшее развитие, но и были восприняты многими развитыми государствами мира.

65.Образование ФРГ. Конституция 1949г.

23мая 1949г. в западной оккупационной зоне была основана Федеративная Республика Германии. В этот день парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу основного закона страны. Проект основного закона ФРГ был подготовлен комитетом немецких специалистов. Конституционного права, действовавшим на основе указаний премьер-министров земель, в свою очередь уполномоченных губернаторами западных оккупационных зон. Название Федеративная Республика Германии было придуманное Теодором Хейсом, будущим первым президентом страны. Согласно основному закону, главой государства является Федеральный президент. Президент выполняет, прежде всего, представительные функции, избирается специально созываемым Федеральным собранием (в него входят депутаты бундестага и такое же число делегатов избираемых земельными парламентами) сроком на 5 лет. Исполнительная власть на Федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр. Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949гг. только для западной Германии, в 1990г. стала основным законом для всей Германии. Конституция 1949г. провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати собраний и т.д.).

66.Государственный строй Франции в первой половине XX в.

После Первой мировой войны Франция сохранила большую многопартийность, и в этой связи обостряется борьба за избирательные реформы. Уже в 1919 г. предпринимается неудачная попытка учреждения системы пропорционального представительства, и в 1927 г. вновь восстанавливается мажоритарная система. Выборы проводились в два тура, и каждый избирательный округ мог избирать лишь одного депутата. Если ни один из кандидатов не получал большинства, то проводился второй тур выборов, и избранным считался тот, кто получил относительное большинство голосов. По этой схеме, например, на выборах 1928 г. только 133 депутата победили в первом туре, а остальные 429 – во втором.

В этом плане возрастает значение структуры избирательных округов: в рабочих районах они насчитывали тысячи избирателей, в сельских же – десятки тысяч. Это не могло не отразиться на результатах выборов, что приводит к падению роли парламента. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Постепенно за советом министров закрепляется право издания нормативных актов в виде декретов – законов, которые должны были формально уточнять и дополнять законы, а фактически устанавливали новые законы и даже изменяли или отменяли парламентские законодательные акты. Законом от 8 декабря 1939 г. декреты-законы превращаются в постоянный институт военного времени.

И, тем не менее, Третья республика характеризуется частыми правительственными кризисами. С 1920 по 1940 г. сменилось 42 кабинета. Срок существования правительства, как правило,

не превышал полугода, и даже исчислялся днями. В обстановке «министерской чехарды» возвышается роль высшего чиновничества.

К 1926 г., например, в административном аппарате работало 800 тысяч чиновников, что составило 2 % от населения страны.

Вплоть до Второй мировой войны государственная и партийная система Третьей республики продолжала сохраняться в своей основе. Изменения затронули лишь партийную жизнь. В декабре 1920 г. из Социалистической партии выделяется левое крыло, образуя Коммунистическую партию Франции.

С активизацией деятельности фашистской партии, которая

в феврале 1934 г. предприняла фашистский переворот, образуется Народный фронт, окончательно сформировавшийся в 1936 г. Его Программа требовала ликвидации фашистских организаций, национализации военной промышленности, контроля над банками, введения 40-часовой рабочей недели, установления дружеских отношений с СССР, создания коллективной европейской безопасности.

В 1936 г. Народный фронт на выборах одерживает победу,

в результате чего в правительство вошли представители от социалистов и радикал-социалистов. Однако коалиционное правительство раздирали противоречия, приведшие к расколу левых и либеральных сил.

В результате этого в 1938 г. правое крыло разрывает с Народным фронтом и происходит ликвидация правительства.

67.Развитие английского права в XIX в.

• Развитие источников английского права в XIX веке

• К XIX в. в Англии сложилась довольно развитая политическая система. Изменения в классовой структуре общества отразились и на социальной базе основных политических партий -- тори и вигов. Тори были партией помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохранить, по возможности больше старого. Виги представляли интересы промышленной буржуазии.

• Борьба за власть между тори, и виги отражала борьбу за политическое господство между пропиленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией,- с другой.

• Тори правили до 1830 г. Находясь столь длительный срок у власти, тори пытались изменить соотношение сил в государственной структуре общества в сторону усиления исполнительной власти, в частности королевской прерогативы. Формально король по-прежнему считался, глава государства и в его руках сосредоточивалась вся правительственная власть: он представлял страну в международных отношениях, объявлял войну, заключал мир, назначал и отзывал послов, главнокомандующим вооруженными силами. От его имени действовали кабинет министров и парламент. Он назначал и увольнял министров, мог досрочно распустить палату общин, назначить новых членов в палату лордов. Однако реально ни одну из своих многочисленных прерогатив король осуществить не мог. Неписаная Конституция установила совсем иное положение -- монархия была лишена своего реального содержания. Деятельность кабинета министров и его главы -- премьер-министра не регулировалась законом, а целиком определялась неписаными правилами.

· После окончания наполеоновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это привело к сокращению их производства и к росту безработицы. Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших доходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию. Английская промышленная буржуазия также враждебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабочих и обогащали лендлордов, укрепляя тем самым их господство в парламенте.

· Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.

· Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она покончила с феодальными традициями представительства и способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечила доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией. В связи с принятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

· Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала.

· Среди реформ, осуществленных либералами, следует назвать судебную, в результате которой упростилась система высших судебных учреждений, сложившаяся еще при феодализме. Все высшие суды Англии были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

68.Уголовное право Франции в XIX – начале XX вв.

Во Франции, в отличие от Англии, законодательство периода революции радикально изменило уголовное право по буржуазному типу. Еще в 1791 г. Учредительное собрание приняло первый уголовный кодекс. В первой его части («О наказании») содержалась тщательная регламентация наказаний, которые должны были назначаться только на основе закона. УК отказался от применения типичных для феодальной эпохи членовредительских наказаний. Но в целом, несмотря на некоторое смягчение по

сравнению со средневековым правом, наказания оставались достаточно суровыми. Смертная казнь, приводимая в исполнение публично, назначалась более чем в 40 случаях. Сохранились позорящие наказания: публичный обряд лишения чести, выставление в ошейнике у позорного столба. Применялись каторжные работы, тюремное заключение, ссылка.

Во второй части («О преступлениях и наказаниях») давался полный перечень преступных деяний. По сравнению с феодальным правом исключались религиозные преступления, наказания устанавливались по принципу их соразмерности с преступлениями и т.д. Все преступления по кодексу делились на две группы: против публичных интересов и против частных лиц. Последние в свою очередь делились на преступления против личности и против собственности. Охране частной собственности УК уделил особенно много внимания, ей посвящены 48 из 125 его статей.

На смену ему пришел ^ Уголовный кодекс Франции 1810 г., разработанный при Наполеоне I. Хотя новый кодекс в ряде моментов был шагом назад по сравнению с законодательством периода революции, в целом он был для своего времени прогрессивным документом. В нем отстаивалась идея формального равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Структура УК 1810 г., хотя была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Первая и вторая книги были посвящены общим вопросам наказаний, т.е. представляли собой своеобразную общую часть кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (так называемая особенная часть).

В УК 1810 г. особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст.4). В кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силы и т.п. Но еще не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений и т.п. Покушение приравнивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехзвенную классификацию преступных действий. К первой группе относились наиболее тяжкие деяния - преступления, которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки, наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей группы - полицейские нарушения - были предусмотрены наказания полицейского характера.

Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем были восстановлены пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение. Исправительными наказаниями могли быть тюремное заключение, лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф.

Сурово наказывались кражи, которые часто влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные. Кодекс запрещал союзы и стачки рабочих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг.

На первое место выносились преступления против так называемых публичных интересов частных собственников. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность государства, содержались и специфические статьи, карающие за покушения на особу императора или членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

В последующие годы происходит некоторая либерализация уголовного законодательства. В 1832 г. были отменены отсечения руки, клеймение, выставление у позорного столба. В 1848 г. отменяется смертная казнь за политические преступления, а в 1854 г. - гражданская смерть. В 1885 г. вводится условное освобождение для лиц, отбывших не менее половины срока при условии его хорошего поведения.

Близок по духу к УК 1810 г. и ^ Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. В период расследования дела до суда сохранялось тайное и письменное производство. Следствие осуществлялось осо-быми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широки. Следственный судья производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Судебное разбирательство уголовных дел строилось на принципах гласности, устности и состязательности. УПК предусматривал разграничение следствия и обвинения. Последнее на суде поддерживал не следствен-ный судья, а прокурор. После выступления на суде прокурора адвокат имел право на ответ.

УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым большинством (8 голосов из 12). Председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные.

69.Уголовное право Германии в XIX – начале XX вв.

В мае 1871 г. было введено в действие Уголовное уложение Германской империи. Оно состояло из 3 частей. 1 и 2 части были посвящены общим вопросам уголовного права, 3 — конкретным видам преступлений и наказаний (особенная часть).

Все преступные действия делились (по тяжести наказаний) на 3 категории: собственно преступления, проступки и полицейские нарушения. Система наказаний включала смертную казнь, лишение свободы, штраф, конфискацию имущества, ограничения в правах.

Уложение строго охраняло государственный строй Германской империи. Так, по ст. 128 лицо, принимавшее участие в обществе, цели которого «скрываются от правительства», подлежало тюремному заключению до 10 лет.

Однако уложение отразило и некоторые либеральные тенденции. Смертная казнь в мирное время предусматривалась лишь в 2 случаях: за убийство главы государства и за умышленное убийство.

Особый отдел Уголовного уложения был посвящен вопросу об умышленных банкротствах, причинивших вред своим кредиторам.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу 1877 г. уголовный процесс строился на принципах состязательности, устности, гласности, независимости судей и участии адвокатов. Потерпевший имел право присоединиться к прокурору в качестве обвинителя. Была установлена свободная оценка доказательств по тяжким преступлениям, действовал суд присяжных.

70. Италия. Установление республики. Конституция 1947 года.

После краха фашистского политического режима и изгнания гитлеровских войск перед итальянским народом встала необходимость решения двух важнейших вопросов государственности страны: о форме правления и о новой конституции. Их решению содействовали организационные мероприятия, проведенные антифашистскими партиями.

20 марта 1946 г. правительство утвердило Закон об Учредительном собрании, которое должно было формироваться на основе демократических выборов (пропорциональная система, участие женщин в выборах). Одновременно с выборами в Учредительное собрание населению Италии предстояло посредством референдума решить вопрос о форме правления.

Выборы в Учредительное собрание показали определенное равновесие в расстановке политических сил: левые получили 45% мест, христианские демократы — 37, крайне правые группировки — 17%. Активную поддержку правые получили от англо-американской оккупационной администрации и продолжавшей играть важную роль в общественно-политической жизни Италии католической церкви.

16 марта 1947 г. состоялись выборы и референдум, на котором итальянцы отвечали на вопрос: “Хотите ли вы установления республики?” Выборы проводились по демократическому избирательному закону. Они были прямые, тайные и всеобщие. Голосование было обязательным. В выборах участвовало 82,8% общего числа избирателей; около 13 млн. из них проголосовали за установление республики, около 11 млн. отдали голоса за монархию.

Конституция была принята Учредительным собранием (453 депутата — “за” и 62 депутата — “против”) 22 декабря 1947 г. и вступила в силу 1 января 1948 г. Она провозгласила Италию демократической парламентской республикой, “основанной на труде”; суверенитет в республике принадлежит народу; “республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра” (ст. 139). Основным законом запрещалось восстановление в какой-либо форме фашистской партии.

В Конституции подчеркивается важность общедемократических принципов — более трети (54) статей посвящены правам и свободам гражданина, таким, как свобода союзов, собраний, слова, вероисповедания, печати; утверждались принципы равноправия граждан; провозглашались права на труд, на отдых, на образование и социальное обеспечение.

Конституция утвердила создание неизвестных ранее Итальянскому государству институтов: президент республики, Конституционный суд, Высший совет магистратуры и ряд других. Конституция объявила также об автономии областей. Отдельной статьей в Конституцию (ст. 7) включены положения Латеранских соглашений 1929 г.

Основной закон позволял устанавливать правительственный контроль над частной хозяйственной деятельностью, предусматривалась возможность экспроприации частной собственности и перевода ее в государственную (но с правом на возмещение ее стоимости). Было объявлено о необходимости ограничения крупной земельной собственности.

В системе органов государственной власти и управления Конституция закрепила принцип разделения властей.

Парламент состоит из двух равноправных палат. Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием сроком на пять лет. Сенат избирается от областей сроком на шесть лет. Имеют место различия в активном и пассивном избирательном праве для депутатов (21 год и 25 лет) и для сенаторов (25—40 лет).

Парламент определен Конституцией как высший законодательный орган Итальянской Республики. Президент республики может перед обнародованием закона потребовать его пересмотра в парламенте, но если последний и во второй раз одобрит закон, он входит в силу и без какого-либо вмешательства главы государства. В полномочия парламента включено также принятие актов, изменяющих Конституцию, для чего применяется усложненная процедура: большинство в две трети голосов парламентариев, раздельное обсуждение по палатам с промежутком в три месяца. В случае простого большинства законопроект выносится на референдум по требованию либо 1/5 депутатов одной из палат, либо пяти областных советов, либо 500 тыс. избирателей.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.033 с.)