Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иноверцам разрешалось ездить только на ослах

Поиск

Мусульманское право.

Мусульманское право было тесно связано с религией. Основным источником права признавался Коран – священная книга мусульман. Его автором считается Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем – шариат. Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариата». Существовали дополнения к Корану, которыми являлись сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда и толкования авторитетных мусульманских законоведов.

Согласно мусульманскому праву, существовали следующие линии поведения человека:

1) обязательное;

2) рекомендуемое;

3) безразличное;

4) порицаемое;

5) запрещаемое.

Следует отметить, что система обязательств мусульманского права отличается большой продуманностью и довольно четкой для того времени регламентацией. Обязательства из договора распадаются на две группы:

1) договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи;

2) договоры товарищества, поклажи, поручения.

Характерной чертой мусульманского права является правило, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). Что касается семейных отношений, то мусульманское право исходит из безусловного преобладания прав мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не со стороны женщины. Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества. Отличительной чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего.

Уголовное право. По характеру ответственности все преступления можно разделить на два вида:

1) те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью (сюда можно отнести кражу и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и др.;

2) те, которые он может искупить уплатой штрафа – убийство (умышленное и неосторожное), случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и др. Процессуального права как такового шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий должен был решить его в один день.

41.Английская буржуазная революция XVII в. Основные этапы.

При рассмотрении данного вопроса отметим, что в начале XVII в. развитие капитализма в Англии сдерживалось жесткими средневековыми правилами. Наиболее острое недовольство вызывала система так называемых монополий. В то время, как английская буржуазия выступала за свободную конкуренцию, монархи продолжали продавать патенты на монопольное производство и продажу различных товаров и изделий. Такого рода экономическая политика ежегодно приносила короне большие доходы. В деревне феодальные отношения ограничивали возможность распоряжения земельной собственностью. Правление первых Стюартов отмечено стремлением опираться в своей борьбе с парламентом на католических монархов континентальной Европы. Такая политика была приемлема для деловых кругов Англии, которые представляли основную поддержку правителей. Далее их правление было отмечено сближением со старым колониальным соперником Англии – Испанией. Это вызвало недовольство купцов и судовладельцев. В 1625 г. на престол вступил Карл I он унаследовал абсолютистские взгляды отца, который отказывался признавать за парламентом какие-либо права. В 1637 г. в Шотландии вспыхнуло восстание, вызванное стремлением Карла I распространить абсолютистские порядки и на это королевство. В результате названных событий парламент несколько раз созывался. Однако ситуация продолжала ухудшаться. И в ноябре 1640 г. монарху пришлось созвать заседавший затем до 1653 г. новый, так называемый Долгий парламент. Деятельность Долгого парламента была воспринята монархом как сигнал к немедленному переходу в контратаку. Карл I потребовал, чтобы палата общин выдала главарей оппозиции. Получив отказ, король попытался сам арестовать своих противников. В этот решающий момент население Лондона защитило оппозиционеров. Карл I понял, что борьба с парламентом предстоит трудная, поэтому бежал на север страны, где рассчитывал получить поддержку верной ему феодальной знати. В Англии началась буржуазная революция. Ее особенностью было то, что буржуазия в союзе с новым дворянством боролась против монархии, против феодального дворянства и против господствующей церкви. Летом 1642 г. Карл I объявил парламенту войну. Начало войны было ознаменовано победами королевских войск – плохо вооруженная и необученная армия парламента не выдерживала их натиска. Однако в 1645 г. в генеральном сражении при Незби парламентская армия наголову разбила королевское войско.

В результате поражения Карл I бежал в Шотландию, и вскоре был выдан английским должностным лицам. Власть в стране фактически перешла в руки армии. Индепенденты, как представители движения радикальной средней буржуазии и джентри, воспользовались этим, чтобы расправиться с оставшимися сторонниками монарха. В сложившейся ситуации они считали возможным установление республики. Представители военных масс требовали предания Карла I суду.

Результатом долгих событий, связанных с буржуазной революцией в Англии, проводится ряд изменений в государственном устройстве Англии. Так, в марте 1648 г. была упразднена палата лордов «как бесполезное и опасное для английского народа» учреждение. После судебного разбирательства Карла I приговорили к смертной казни 30 января 1649 г. его казнили «как тирана, изменника, убийцу и врага добрых людей этой нации». В марте 1649 г. принимается Акт об отмене королевского звания. В нем указывалось, что королевская власть «бесполезна, тягостна и опасна для свободы, общественной безопасности и публичного интереса английской нации». 15 мая 1640 г. Англия официально провозглашается республикой.

Образование и развитие политических партий в Англии.

К 18 веку в Англии были приняты три важных конституционных законов Habeas Corpus Act, Билль о правах, Акт об устроении. Эти акты составили писанную часть английской конституции. Важную часть английской конституции составляют неписаные (условные) нормы, которые утвердились в практике и стали конституционными прецедентами. Специфика английской конституции заключалась в том, что это неписаный закон, он не представлен каким-то единым документом.

В развитии государственно-политической системы Англии можно выделить такие тенденции как:

1) возвышение парламента

2) становление кабинета министров

3) институализация политических партий

Полномочия и прерогативы монарха:

1) король являлся главой государства (личность короля признавалась священно и неприкосновенной)

2) король обладал правом законодательной инициативы

3) король обладал правом вето на принимаемые парламентом законы (но право сохранилось до 1746 года)

4) король руководил церковью, обладал правом назначения церковной должности

5) у короля. Сохранялись внешнеполитические прерогативы (объявление войны, заключение мира, назначение послов)

6) король так же предоставлял право подданства, а так же даровал почетные принципы и звания

7) король возглавлял армию и флот

В целом в 18-19 веках продолжается процесс ограничения власти монарха в пользу парламента и формирующегося кабинета министров.

Статус парламента и его полномочия

Парламент состоял из двух палат. Верхняя палата - лордов, нижняя - общин.

Палата лордов формировалась из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. К середине 18-ого столетия входило около 500 светских и религиозных аристократов.

Палата общин формировалась на основе избирательного права.

Депутаты избирались сроком на 7 лет (до 1716 года сроком на три года), число депутатов палаты общин менялось в 18 веке - 558, в 19 веке - 656 человек. Для избрания в палату общин существовал высокий имущественный ценз, а так же возрастной (21 год). Избирательно законодательство было серьезно изменено в 19 столетии (см п. 4).

Палата общин выбирала спикера, а так же существовал секретарь палаты (чиновник, отвечающий за протоколы и акты).

Заседания парламента проходили тайно, лица, разглашавшие парламентские прения подвергались преследованию. Парламент являлся законодательным органом власти причем первое место в законодательной процедуре принадлежало палате общин. К примеру, только палата общин могла инициировать такие важные финансовые законы как налогообложение, или расходование государственных средств.

Существовало несколько видов законов - биллей.

1-ый вид - частный билль (один из самых распространенных законов того времени в Англии, он касался местных дел, требующих государственного вмешательства, голосовался в палате общин);

2-ой вид - публичный билль (публичный билль вносил в парламент кабинет министров, закон проходил в три чтения в нижней палате парламента, данный закон обязательно должен был рассматриваться в каждой палате парламента, после чего закон поступал на утверждение монарха.

Депутаты парламента имели полномочия запросов правительства, в 18-ом столетии эти запросы носили формальных характер (члены правительства могли отвечать, а могли и не отвечать на эти запросы), но с 1869 года парламентский запрос стал важным конституционным инструментом осуществления контроля парламента за исполнительной властью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.011 с.)