Тема 9. Конституционный суд РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Конституционный суд РФ.



Примерный план работы

Глава 1. Конституционный Суд РФ—как орган конституционного контроля.

1.1. Порядок формирования Конституционного Суда РФ.

1.2. Структура и регламент деятельности Конституционного Суда РФ.

Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ.

2.1. Подведомственность дел Конституционному Суду РФ.

2.2. Иные полномочия Конституционного Суда РФ.

Методические рекомендации

Первая глава курсовой работы по данной теме может носить преимущественно теоретический характер. В ней следует рассмотреть такие вопросы как: требования предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ, гарантии деятельности судьи, основания прекращения полномочий, регламент работы палат Конституционного Суда РФ.

Вторая глава курсовой работы должна носить практическую направленность, при ее написании необходимо делать ссылки на действующее законодательство в области регулирования компетенции Конституционного Суда, а также правовые позиции самого Суда о подведомственности дел, изложенные в его судебных актах. Подведомственность дел Конституционному Суду РФ следует рассматривать в следующей последовательности: Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними: Субъекты права на обращение с запросом. Критерии допустимости запроса. Пределы проверки. Итоговое решение по делу и его юридические последствия. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ вступивших в силу международных договоров РФ: Субъекты права на обращение с запросом. Критерии допустимости запроса. Пределы проверки. Итоговое решение по делу и его юридические последствия. Рассмотрение дел по спорам о компетенции: Субъекты права на обращение с ходатайством. Критерии допустимости ходатайства. Пределы проверки. Итоговое решение по делу и его юридические последствия. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан: Субъекты права на обращение с жалобой. Порядок оформления и подачи жалобы. Критерии допустимости жалобы. Правовые последствия принятия жалобы к рассмотрению. Пределы проверки конституционности законов. Итоговое решение по делу. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов: Проверка конституционности законов по запросам судов как вид конституционного судопроизводства. Субъекты права на обращение с запросом. Содержание запроса. Предмет запроса и последствия его внесения. Пределы проверки и виды итоговых решений. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации. Субъекты права на обращение с запросом. Критерии допустимости запроса. Пределы толкования. Итоговое решение по делу и его юридические последствия. Рассмотрение иных категорий дел: Рассмотрение Конституционным Судом РФ вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Рассмотрение дел о соблюдении конституционных требований при проведении референдума РФ. Послания Конституционного Суда Российской Федерации.

Рекомендуемая литература см. список дополнительной литературы к теме №12.

 

Тема 10. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

Примерный план работы

Глава 1. Гарантированность местного самоуправления как одного из принципов конституционного строя Российской Федерации.

1.1. Понятие и значение местного самоуправления в механизме осуществления власти в России.

1.2. Система местного самоуправления (прямое и представительное самоуправление).

Глава 2. Компетенция местного самоуправления.

2.1. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

2.2. Гарантии местного самоуправления.

Методические рекомендации

В первой главе студенту следует сосредоточиться на сопоставлении различных теоретических подходов к определению местного самоуправления, содержания деятельности местного самоуправления в науке конституционного права, а также выявления места местного самоуправления в механизме осуществления публичной власти в России. Далее следует подробным образом рассмотреть формы осуществления местного самоуправления, составляющие систему местного самоуправления и порядок их реализации, со ссылкой на действующие нормативно-правовые акты в этой области.

Во второй главе исследуется компетенция местного самоуправления, что предполагает подробное раскрытие таких вопросов как: вопросы местного значения, передача и исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий, компенсирование расходов, связанных с исполнением отдельных государственных полномочий, исполнение местного бюджета. В завершении работы следует рассмотреть гарантии местного самоуправления и порядок их реализации. Гарантии целесообразно рассматривать в такой последовательности: правовые, финансово-экономические, культурные.

Рекомендуемая литература см. список дополнительной литературы к теме №14.

2.7. График самостоятельной работы

График организации самостоятельной работы студентов очного отделения по учебному плану по дисциплине «Конституционное право РФ»

Общее количество часов по плану - 288
144 – аудиторная работа Самостоятельная работа – 144 ч.
Формы аудиторных учебных занятий (час.) Виды самостоятельной учебной работы (час.)
№ темы   лек. практические занятия Подготовка к семинарам Рубежные письменные работы (по модулям дисциплины) Подготовка рефератов, кроссовордов и пр. (по выбору студентов) Подготовка и защита курсовой работы (по выбору студентов)
               
       
         
       
       
         
       
         
       
       
       
       
         
       
       
       
       
         
       
       
       
       
итого            
  Формы контроля самостоятельной работы студентов 1.Выборочная и фронтальная проверка выполнения индивидуальных и тестовых заданий на семинарских занятиях в течении семестра. 2.Проведение контрольных срезов (3 раза в семестр) 3.Защита рефератов (на семинарах и консультациях). 4.Защита курсовых работ

График организации самостоятельной работы студентов заочного отделения по учебному плану по дисциплине «Конституционное право РФ»

сокращенная программа – группы ЮЗС, ЮЗВ

Общее количество часов по плану – 288
26 – аудиторная работа Самостоятельная работа – 262 ч.
Формы аудиторных учебных занятий (час.) Виды самостоятельной учебной работы (час.)
№ темы   лек. практические занятия Подготовка к семинарам, выполнение индивидуальных заданий Самостоятельное изучение тем курса Выполнение тестовых заданий Подготовка и защита курсовой работы
               
         
   
     
     
     
         
         
         
         
         
         
         
         
     
         
         
         
         
         
         
         
итого            
  Формы контроля самостоятельной работы студентов 1.Выборочная и фронтальная проверка выполнения индивидуальных и тестовых заданий на семинарских занятиях. 2.Защита курсовых работ 3. Устный экзамен по дисциплине

График организации самостоятельной работы студентов заочного отделения по учебному плану по дисциплине «Конституционное право РФ»

полная программа – группы ЮЗ

Общее количество часов по плану – 288
28 – аудиторная работа Самостоятельная работа – 260 ч.
Формы аудиторных учебных занятий (час.) Виды самостоятельной учебной работы (час.)
№ темы   лек. практические занятия Подготовка к семинарам, выполнение индивидуальных заданий Самостоятельное изучение тем курса Выполнение тестовых заданий Подготовка и защита курсовой работы
               
         
   
     
     
     
         
         
         
         
         
         
         
         
     
         
         
         
         
         
         
         
итого            
  Формы контроля самостоятельной работы студентов 1.Выборочная и фронтальная проверка выполнения индивидуальных и тестовых заданий на семинарских занятиях. 2.Защита курсовых работ (2 сем.) 3. Устный зачет (1 сем.) и экзамен (2 сем.) по дисциплине

Список дополнительной учебной литературы

По отдельным темам курса

См. в п. 7 Рабочей программы

 

РАЗДЕЛ III.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Преподаватель ВУЗа должен содействовать усвоению студентами новых знаний, глубоко и доступно излагая программный материал, обеспечивая его всеми необходимыми методическими рекомендациями по организации самостоятельной деятельности и т.п.

В обеспечении качества обучения и воспитания студентов, подготовки в конечном итоге нужного специалиста многое зависит от того, как организован образовательный процесс, как он оснащен материально-технически, информационно-технологически, учебно-методически; каков сам вуз, его имидж, опыт и традиции; каков потенциал профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, какова морально-психологическая и деловая атмосфера в нем, какие педагогические устои здесь выработаны. Среди отмеченных условий и предпосылок, необходимых для качественной подготовки специалиста-юриста, как и всякого иного специалиста высшей квалификации, решающее значение принадлежит научно-педагогическому составу вуза в целом и каждому преподавателю в отдельности, т.е. тем, кому дано не только учить, но и оценивать, аттестовывать студента по всем параметрам учебы и практики, тем самым оценивать и самого себя.

Грамотное и продуманное учебно-методическое обеспечение процесса преподавания является важным компонентом успешного изучения любой учебной дисциплины на юридическом факультете, и, безусловно, сказанное в полной мере относится и к конституционному праву РФ.

Преподавателю, читающему курс конституционного (государственного) права, необходимо включать в процесс занятий материал из практической юридической деятельности, ориентировать студентов на теоретическое осмысление вопросов государственно-правовой практики.

Курс «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» изучается в течение двух семестров. В целях усвоения студентами материала настоящей учебной дисциплины проводятся лекции, семинары, контроль за самоподготовкой студентов, письменные (курсовые) работы, консультации, зачеты и экзамены.

Курс «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных и юридических наук. Конституционное (государственное) право Российской Федерации неразрывно связано с философией и политикой. От преподавателя в этой связи требуется обращение к передовым достижениям философии при изучении проблемных вопросов данной дисциплины и их связь с реальной политической обстановкой в государстве, что помогает студенту более осознанно подойти к изучению конституционно-правового регулирования общественных отношений составляющих предмет конституционного (государственного) права Российской Федерации. Преподавателю данного курса также надлежит в ходе занятий (особенно семинарских) обращаться к злободневным политико-правовым проблемам, возникающим в стране и показывать связь с конституционно-правовым регулированием соответствующей области общественных отношений. Совместно со студентами анализировать причины возникновения конституционных кризисов и предлагать возможные пути их преодоления.

Весьма значимым является умение преподавателя формировать у студентов навыки предстоящей профессиональной деятельности: владеть ораторским искусством, правильно понимать значение юридических терминов и определений, умело их использовать, обладать высоким уровнем правосознания и правовой культуры, способностью пропагандировать правовые знания.

Методические советы преподавателю по подготовке и проведению лекций.

 

Традиционно подготовка вузовской лекции предполагает определение цели изучения материала по данной теме; составление плана изложения материала; - определение основных понятий темы; подбор основной литературы к теме.

При подготовке лекции важно временное планирование, определение четко по времени каждой структурной часть лекции и строгое выполнение этого времени в аудитории. Чтобы загруженность материалов вопросов плана лекции была более-менее равномерной, необходимо уже при этой работе определять места с отсылкой к самостоятельному изучению студентами части материала или повторения проблемы, вынесенной в лекцию.

При планировании лекционных вопросов необходимо хорошо продумать и четко обозначить связки между располагаемым в них материалом, чтобы лекция получилась логически выстроенной и органичной. Часть материала рационально давать через схемы, начерченные (лучше заранее) на доске. Схемы можно использовать для лучшего усвоения, например, вопросов о структуре механизма государства или правовой системы общества.

При этом нужно помнить, что схема несет большую смысловую нагрузку и выстраивать ее необходимо продуманно и четко. В идеале, разумеется, необходимо использовать современные технические средства обучения, там, где позволяет оборудованная аудитория. На доску целесообразно вынести основные термины и понятия темы.

Читая лекцию, желательно разделять в тексте вопросы плана, чтобы у студентов в конспекте выстроилась четкая структура материала, чтобы легче было ориентироваться в конспекте при подготовке к семинару и экзамену. Содержание вынесенных на доску основных терминов и понятий по ходу лекции необходимо обязательно раскрыть.

Основные положения и выводы лекции рекомендуется повторять, ибо они и есть каркас любого конспекта. Интонации голоса лектора должны быть рассчитаны на помещение и акустику лекционной аудитории, дикция четкая, размеренная.

В лекционном материале должна быть связь с жизнью, особенно с современностью.

Закончить лекцию необходимо хорошо продуманным четким выводом.

 

 

Методические советы преподавателю по подготовке и проведению семинарских занятий.

Цель семинарских занятий заключается в закреплении лекционного материала по наиболее важным темам и вопросам конституционного (государственного) права Российской Федерации. Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблемных вопросов данной дисциплины и их связь с реальной политической обстановкой в государстве помогает более осознанно подойти к изучению конституционно-правового регулирования общественных отношений составляющих предмет конституционного (государственного) права Российской Федерации, а также способствует развитию у студентов навыков критического мышления в данной области знания, умений работы с учебной и научной литературой, нормативными материалами.

На семинарском занятии желательны дискуссии, коллективные обсуждения проблем, имеющихся в науке, и путей их разрешения. Могут быть заслушаны научные доклады и сообщения студентов. Именно здесь студенты познают азы ораторского искусства, учатся правильно использовать юридические термины и определения, а также правильно задавать вопросы и давать на них ответы. Преподаватель может использовать данный вид учебных занятий для проведения многообразных ролевых (деловых) игр.

Кроме всего прочего, семинары являются формой контроля преподавателя за учебным процессом в группе, успеваемостью и отношением к учебе каждого студента. Студенты работают над моделированием отдельных содержательных блоков курса, принимают участие в контрольных работах, тестированиях, устных опросах и пр.

Преподавателю необходимо обращать внимание студентов, что в ходе подготовки к семинарскому занятию им следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу, необходимые (российские и международные) нормативные правовые акты. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение студентов к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, и преподавателям, и студентам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие студентов в семинарской работе способствует более глубокому изучению содержания конституционного (государственного) права Российской Федерации. В ходе семинарских занятий также отрабатываются умения применять полученные теоретические знания при столкновении с различными юридическими и политическими ситуациями.

 

 

Методические советы преподавателю по проведению устной защиты письменных работ студентов (курсовых работ и рефератов)

 

Курсовая работа и студенческий реферат – это творческие работы студентов, в которых на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников и литературы проводится самостоятельное исследование определенных тем, проблем.

Реферирование широко применяется при организации самостоятельной познавательной деятельности студентов (в ходе подготовки к семинарам, конференциям, олимпиадам и др.), а также при проведении промежуточной аттестации и допуске студентов к экзамену. Рациональная организация реферирования предполагает те же этапы, что и работа над курсовой, а именно: выбор темы, отбор источников и литературы, составление плана, накопление фактического материала, письменное изложение результатов работы, оформление, устное выступление с рефератом. В вузе устное выступление с рефератом чаще всего используется на семинарских занятиях с целью углубить и расширить знания по одному из рассматриваемых вопросов темы, обозначить в нем актуальную проблему, разные точки зрения на неё у исследователей.

Устная защита курсовой работы и реферата заслушивается в рамках регламента в 5-8 минут. Для этого необходимо не повторять азбучных истин, отбросить всё лишнее и логично, убедительно изложить цель проделанной работы, основные положения её содержания, сообщить мнения ученых и собственные выводы по исследуемой проблеме. Защищая ту или иную точку зрения, нужно тщательно подобрать систему аргументов с помощью фактов. Можно иллюстрировать свое сообщение таблицами, схемами и т.п. Отвечать на вопросы нужно спокойно, обоснованно.

При выступлении следует избегать часто встречающихся ошибок: злоупотребление иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями, а также большим количеством фактов и цитат; наличие слов – паразитов: «так сказать», «ну», «вот», «как бы», «типа», «значит» и др; преувеличенно эмоциональная, громкая или, напротив, скованная и невнятная речь; искажение слова, его смысла или неверное ударение.

Основаниями для оценки могут служить: актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы; проявление студентом творческого подхода при решении поставленных задач; способность студента кратко и грамотно изложить суть работы, вести дискуссию по проблеме, аргументировать выводы и суждения; уровень общеисторической подготовки, проявленный при ответе на вопросы; культура оформления письменной работы.

Несомненно, умение анализировать источники, работать с литературой, навыки поиска, обработки и оформления необходимой информации, способность обосновывать собственную позицию помогут студенту в дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.035 с.)