Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционное право как отрасль российского права.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция №1. Конституционное право как отрасль российского права. План темы: 1. Понятие КП как отрасли права и его место в системе РП. 2. Предмет КП. 3. Метод конституционно-правового регулирования (КПР) 4. Конституционно-правовые нормы (КПН) 5. Конституционно-правовые отношения (КПО) 6. Система КП. Подотрасли КП и конституционно- правовые институты (КПИ) Литература по теме: 1. Тихомиров Ю. А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // правоведение. 1992. №6. 2. И т.д.
I. Значение термина: 1. Конституционное право как юридическая наука (в учебнике); 2. КП как учебная дисциплина; КП как отрасль права. Как наука КП – система научных знаний об отрасли КП. В одиночку изучить все области науки КП невозможно. Как учебная дисциплина КП – вспомогательная часть юридической науки КП, содержащая материал для эффективно овладения студентами сведений, составляющих основное содержание предмета отрасли КП. Признаки КП как отрасли: 1. Ядро всей системы права, занимает ведущее положение во всей системе права. 2. КП охватывает своим регулированием такие общественные отношения, которые имеют важнейшее значение для общества и государства в целом. 3. КП содержит правовой материал, являющийся исходным при формировании юридических режимов всех остальных отраслей права. Любая отрасль при формировании юридического режима исходит из конституционных принципов. 4. КП имеет системообразующее значение в рамках российского права. 5. Центральное место КП в системе российского права носит объективный характер, обусловленный наличием большой группы общественных отношений, которые никакая другая отрасль права регулировать не может. Как отрасль права КП – совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих конституционно-правовые отношения.
II. Предмет КП Слишком широкая т. з.: Проф. В. Ф. Коток считал, что предмет КП - общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества и выражающие суверенитет народа и суверенность нации. Слишком узкая т.з.: Проф. А. И. Лепешкин считал, что предмет КП – общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти. Предмет КП: А. Основы конституционного строя Б. Основы правового положения личности В. Территориальная организация государства Г. Система органов в государстве. Двуединство регулирования: основы и подробности. КП включает в себя основы. Таким образом, предмет КП – объединенные четыре его элемента – из этого следует исходить при определении. III. Метод КПР Метод конституционно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет КП. Отвечает на вопрос «КАК?». Особенности метода КПР: 1. С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы, определяющие развитие политической, социальной, экономической, духовной жизни общества. 2. На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне. 3. Общественные отношения, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде. 4. Целостное регулирование КПО (в то время, как другие отрасли регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни). 5. Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПН. Начала в конституции – подробности в остальных законах. IV. Конституционно-правовые нормы не отделяются от юридических норм – это юридические нормы, регулирующие КПО. Как и другие нормы они исходят из государства, но имеют неповторимые особенности. Их особенности: 1. Конституционный характер (учредительные, первичные, важнейшие); 2. Определенный характер (более высокая юридическая сила, опорный характер); 3. Программный характер (имеют фиктивный характер: правовое государство, социальное государство – показывают, к чему следует стремиться); 4. Структурные особенности: для Конституции – преобладание только диспозиций (констатация факта – Москва – столица, Президент - Главкомверх), иногда - наличие скрытых гипотез; также нельзя утверждать об отсутствии санкции: отрешение от должности Президента. Виды КПН: СМОТРЕТЬ ПО УЧЕБНИКУ – ВЗЯТЬ РАЗНЫЕ КРИТЕРИИ. V. Конституционно-правовые отношения (КПО) – общественные отношения, регулируемые КПН. Структура КПО: СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ. 1. Содержание – права и обязанности их участников. 2. Субъекты КПО – участники КПО: Народ РФ, нации и национальные группы, субъекты РФ, административно-территориальные единицы, государственные органы, должностные лица, общественные объединения, физические лица, иностранные государства… 3. Объекты КПО – предметы или объекты реальной действительности, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения: государственная территория, материальные ценности, поведение людей (права, свободы, обязанности), личные неимущественные права (честь, достоинство, действия государственных органов), иные объекты. VI. Система КП. Подотрасли и правовые институты. Система КП представляет собой научно обоснованное и последовательное распределение КПН на определенные группы. Профессор А. Н. Кокотов: Система КП: а. Государственное право в единстве с муниципальным правом (сопоставить государственное и конституционное право) Государственное право: а. Парламентское право Гражданско-публичное право (попарно в корреляции, так как одно порождает другое): в. Право общественных объединений и политических партий
Недостатки: 1) Разделение конституционного и государственного права; 2) Вольное обращение с понятием права. Только три группы норм в КП с потенциалом к «отпочковыванию».
Профессор Саликов М. С.: Подотрасли Конституционного права: 1. Избирательное право 2. Парламентское право 3. Конституционно-судебное право
Конституционно-правовые институты: А. КПИ Основ конституционного строя Б. КПИ основных прав, свобод и обязанностей В. КПИ гражданства Г. КПИ статуса иностранных граждан и лиц без гражданства Д. КПИ федеративного устройства Е. КПИ президентства Ж. КПИ исполнительной власти З. КПИ судебной власти И. КПИ основ местного самоуправления.
Лекция №2. Источники конституционного права.
План темы: 1. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники. 2. Законодательные источники 3. Подзаконные источники 4. Судебные источники 5. Договорные источники 6. Международные источники 7. Международные источники 8. Локальные источники.
Литература: 1. Саликов М. С. Источники КП: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия…. I. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники. Система: 1. Законодательные 2. Конституционные 3. Подзаконные 4. Договорные 5. Судебные 6. Международные 7. Локальные (М/С) Конституционные источники: 1. КРФ 2. Конституции (уставы) субъектов РФ (формальное) + способ принятия. Уставы принимаются представительными органами субъектов, конституции – как угодно. II. Законодательные источники: a. Законы о поправках к КРФ (ЗОП) b. ФКЗ c. ФЗ d. Законы СССР и РСФСР e. Региональные законы (РЗ) f. РЗ о поправкам к конституциям (уставам) субъектов РФ.
Отличие ФКЗ от ФЗ: 1. Более высокая юридическая сила ФКЗ (ч.3 ст.76 КРФ); 2. Принимаются по более сложной процедуре (ч.2 ст.108 КРФ) – именно квалифицированное большинство в парламенте. 3. Принимаются только по вопросам, предусмотренным в КРФ (ч.1 ст.8 КРФ); 4. Президент РФ не вправе применить по отношению к ФКЗ право вето – квалифицированное большинство изначально предполагает отсутствие претензий парламента (ч.3 ст.107).
Действующие ФКЗ: · О референдуме · О государственном гербе РФ · О государственном флаге · О чрезвычайном положении · И т. д. · Нет законов о порядке изменения статуса субъектов РФ
Декларации (носят декларативный характер, провозглашая общие принципы): · О государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990; · О языках народов России от 25.10.1991; · Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.
Подзаконные источники: · Федеральные: o Нормативные указы и распоряжения Президента РФ o Постановления правительства РФ o Акты федеральных органов исполнительной власти · Региональные: o Акты высших должностных лиц субъектов РФ o Акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ o Акты иных ОИФ субъектов РФ (департаментов, управлений). В законах нередко встречаются отсылки ПК подзаконным актам – для подробного регулирования.
Судебные источники: · Федеральные решения КС РФ(только постановления – итоговые решения – около двух десятков в год, а также позитивно-отказные определения) · Региональные решения КУСов субъектов РФ. · Постановления пленумов ВС и ВАС – прежде всего разъяснение смысла и процессуального порядка применения норм. Эти рекомендации для судов общей юрисдикции – ориентир.
Договорные источники: · Внутригосударственные договоры: o Вертикальные договоры и соглашения (между федеральными и региональными органами власти) – прежде всего – о разграничении полномочий между органами: яркий пример – федеративный договор (было три типа в соответствии с тремя типами субъектов: края, города федерального значения, автономные округа и области). В рамках становления новой власти и слабости центра принятие федеративных договоров приводит к дискредитации центрального законодательства. Впоследствии: договоры о прекращении действия договоров и о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. o Горизонтальные договоры и соглашения: договоры между самими субъектами РФ.
Международные источники (ч.4 ст.15) - три вида: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
Использование Это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35). Например, свобода преподавания, право на образование.
Исполнение Это выполнение возложенных Конституцией обязанностей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч.1 ст.59). Соблюдение Это несовершение запрещенных Конституцией действий. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74).
Применение Это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения). Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.
VI. Толкование Конституции. Причины необходимости толкования: Сложность юридического языка Наличие специальных терминов Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность. Наличие специальной юридической техники. Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995)
Ст. 136 КРФ, например. Вопрос – каким конкретно актом принимается поправка. КС РФ обращается к КРФ: ß Есть ФКЗ и ФЗ. ß Затем он изучает, какой акт выбрать, чтобы его возможности позволили внести поправку ß ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ, он не может внести любую поправку; его функция – служба Конституции, стать частью Конституции он не может. ß ФЗ тоже не может быть формой принятия конституционной поправки: для внесения поправок требуется более сложная процедура; Президент может его отклонить, а по ст.136 КРФ это недопустимо. ß Результат: нужен новый вид акта – Закон РФ о поправке к Конституции РФ. ß Таким образом, Кроме ФЗ и ФКЗ появился ЗОП. Анализ решения КС по делу о толковании ст.137 КРФ. Внесение названия – в статью 65, но каким актом и кем? Кто имеет право изменить наименование Субъекта: РФ или РФ и Субъект, или Субъект. Соответственно, компетенция: ст.71 - Федеральная, ст.72 – совместная, ст.73 – региональная. В федеральной – нет В совместной – нет. Вывод – это делает сам Субъект, это его исключительная прерогатива. НО! Изменение наименования не должно затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Оно не должно затрагивать интересы других субъектов РФ и РФ в целом, интересы других государств. Не должно предполагаться изменение состава РФ и изменения конституционно-правового статуса субъекта. Форма акта – указ Президента. Проблема: правильно ли изменять КРФ Президенту? Возможно, ведь Президент – лишь орудие. VII. КП лекция 2 КП как отрасль права представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих конституционно-правовое отношения.
Широкое толкование предмета Профессор В.Ф. Коток Общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества и выражающие суверенитет народа и суверенность наций.
Узкое толкование предмета Профессор А.И. Лепешкин: Общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти «Властеотношения»
Предмет КП - это регулируемы конституционно-правовыми нормами основы конституционного строя, основы правового положения личности, территориальная организация государства и система органов в государстве.
Метод Метод КПР представляет собой совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет КП (Как? Каким образом?).
Особенности метода КПР С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы и положения, которые определяют развитие политической, социальной, экономической и духовной жизни общества. На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне. Общественные отношения, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде. Целостное регулирование КПО (в то время как другие отрасли права регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни). Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПН.
Место КП в системе Российского права
Виды КПН Самостоятельно (взять разные критерии). Уровень правового регулирования. (Федеральный) (региональный) Структура КПО Содержание Права и обязанности их участников Объекты Объекты КПО – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения Государственная территория, материальные ценности, Поведение людей (права, свободы, обязанности), Личные неимущественные права (честь, достоинство), Действия государственных органов, должностных лиц, Иные объекты.
Система КП. Подотрасли и конституционно-правовые институты (КПИ) Система КП представляет собой научно обоснованное и последовательное распределение КПН на определенные группы.
Профессор А.Н. Кокотов: Государственное право Парламентское право, Право верховного управления, Избирательное право и право референдумов, Конституционно-судебное право, Прокурорско-надзорное право, КПИ государственно-территориального устройства.
Гражданско-публичное право КИП гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства Право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств) Право общественных объединений и политических партий Внутриорганизационное право общественных объединений Конфессионально-публичное право Церковное право Право средств массовой информации Другие институты
Профессор М.С. Саликов Подотрасли КП Избирательное право Парламентское право Конституционно-судебное право
Конституционные источники КРФ Конституции (уставы) субъектов РФ
Законодательные источники 1. Законы о поправках к КРФ (ЗОП) 2. Федеральные Конституционные законы (ФКЗ) 3. Федеральные законы (ФЗ) 4. Законы СССР и РСФСР 5. Региональные законы (РЗ) РЗ о поправках к конституционным (уставам) субъектов РФ.
Лекция №3. Конституция РФ. Вопросы к теме: 7. Общее учение о Конституции; 8. Развитие российского конституционного законодательства, 9. КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойтсва КРФ. Структура КРФ; 10. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра КРФ; 11. Реализация КРФ; 12. Толкование КРФ. Анализ решений КС РФ по делам о толковании ст.136 и ч.2. ст.157 КРФ. Нормативные акты: 1. КРФ 2. ФЗ «О порядке внесения поправок…». 3. Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах применения судами» 4. По делу о толковании… 5. (из УМК) Литература: 1. Авакьян: Конституция России: природа, эволюция, современность 2. Саликов М.С. «Толкование и применение…» 3. Златопольский…. 4. (из УМК)
Общее учение о Конституции. Constitutio (лат.) – установление, устройство. Термин применялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов актов. В средние века оформлял феодальные вольности. Первая конституция в мире (в современном понимании) – Конституция США 1787г. Европейские конституции: Франция и Польша 1791г. Сущность Конституции. Основные подходы: · Классово-политический (Лассаль-Ленин): «Конституция является действительным отношением общественных сил страны». По Ленину ее сущность проявляется в закреплении действительного соотношения сил в классовой борьбе. · Рационалистический Основная роль Конституции состоит в регулировании общественных отношений. Конституция – юридический документ, основной закон страны. Конкретно-историческая ситуация. Предпосылки появления Конституции: v Смена общественно-экономических формаций (феодальный и буржуазный строй); v Стремление буржуазии закрепить завоеванную власть, в том числе правовыми средствами; v Необходимость своеобразной фиксации ухода в историю старой формы правления – монархии и прихода новой – республики. · Необходимость закрепления нового положения личности – гражданина. · Необходимость закрепления обретенных прав и свобод; · Необходимость изобретения нового типа юридического документа, которому бы подчинялись все, включая государство, его органы. ü Нужен новый тип закона – «суперзакон», «закон законов», «Основной Закон». Одно из определений: Конституция – основной закон, выражающий волю и интересы народа и закрепляющий важнейшие начала организации государственных и общественных институтов. Способы принятие конституции: · Референдум · Парламент (в рамках безальтернативного, недемократичекого выбора парламента в СССР этот способ не был демократическим) · Специальным органом (Федеральный конвент США, учредительное собрание во Франции, в Италии) · Октроирование, «дарование» (единоличным актом органа исполнительной власти – монархом, президентом…) · Смешанный способ (принятие парламентом и референдумом, специальным органом и референдумом)
Способы отмены действия Конституций: · Принятие новой Конституции (ординарный) · Ликвидация Конституции в результате государственного переворота
Виды конституций: · По характеру внесения изменения: o Гибкие o Жесткие (изменить сложнее, чем закон) · По характеру закрепления документа: o Писаные o Неписаные (совокупность различных документов) · По реальности закрепленных и регулируемых отношений: o Юридические (нормативные) o Фиктивные (декларативные) · По форме государственного устройства: o Федеративные o Унитарные · По характеристике территории, на которой принят: o Общенациональные o Региональные · По принявшему субъекту: o Народные o Октроированные.
Функции Конституции (по С. А. Авакьяну): Ø Учредительная Ø Организационная Ø Внешнеполитическая Ø Идеологическая Ø Юридическая
Функции Конституции (по М. В. Баглаю): v Континуитет (преемственность государственной власти); v Противодействие радикализму, планам революционного переустройства общества; v Обеспечение единства и неделимости государства.
Функции Конституции (по М. И. Кукушкину): Носитель конституционно-правовых идей Форма выражения норм КП
Функции Конституции (по А. Н. Кокотову): ü Учредительная ü Регулятивная ü Духовно-мировоззренческая ü Обеспечение общественной устойчивости ü Соединение традиций и модернизации ü Стратегическое целеполагание ü Систематизация законодательства, права.
Развитие российского конституционного законодательства, Лекция №4. Конституционный контроль. Вопросы: 1. Сущность института КСК. 2. Возникновение и развитие КСК в России. 3. КС РФ. Принципы деятельности КС РФ. 4. Статус судей КС РФ. 5. Порядок формирования КС РФ. 6. Полномочия КС РФ. 7. Решения КС РФ. 8. Конституционные (уставные суды) субъектов РФ. Авторы: Кряжков, Лазарев. Сущность института КСК Определение КСК Конституционный судебный контроль – это деятельность судебных органов государства, преследующая цель выявления и пресечения несогласованных с Конституцией, подзаконных и иных нормативных актов. Джон Маршал. Первое дело: Мербери против Мэдисона (1803). ВС присвоил себе новое полномочие. Соответственно, суд стал обладать функцией конституционного контроля, а судебная власть повысилась в статусе. Соответственно, выделились две модели КСК: 1. Американская (централизованная): сами суды принимают решение о неконституционности тех или иных актов. 2. Европейская (централизованная): конституционный контроль сосредоточен в специализированном органе.
Формы КСК:
Возникновение КСК в России. · В советское время полномочиями по отмене неконституционных актов обладали те же самые органы, что их принимали. Были случаи, когда Президиум ВС СССР отменял акты нижестоящих органов. Свои ошибки не признавались. · Комитет конституционного надзора СССР (апрель 1990 – декабрь 1991г.) Этот орган не мог принимать окончательного решения. Например, он впервые признал неконституционность прописки, увольнения по старости или признание решения Президента СССР неконституционным (запрет ездить по Садовому Кольцу), · Конституционный Суд РФ (1991-1994 гг.) Председатель – Зорькин. Признание неконституционным указа Президента о слиянии МБ (будущее ФСБ) и МВД. Недостаток – действия Хасбулатова и Зорькина против Ельцина (объединение судебной и законодатльной власти). Судьба суда очень печальна. После расстрела Белого Дома судьи не работали до февраля 1995 г. · Конституционный Суд РФ (1994 – по настоящее время), после издания ФКЗ от КС РФ.
Статус судей КС РФ. Требования к кандидатам: Срок полномочий судьи КС РФ: Права и запреты:
Судейский иммунитет:
Дисциплинарная ответственность судей: За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм ФКЗ «О КС РФ», ФЗ «О статусе судей», а также положения кодекса судейской этики…:
Полномочия судьи прекращаются ввиду:
Приостановление полномочий судьи может быть произведено:
Порядок формирования КС РФ. Кандидатуры судей предлагают Президенту РФ:
Президент РФ представляет кандидатуры судей Совету Федерации ФС РФ. СФ ФС РФ назначает судей КС РФ. Судья приносит присягу.
Формирование происходит путем жеребьевки. Председатель и заместитель всегда вразных палатах. Председателей палат нет.
Ответственность. Неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ.
Если по истечении 2-х месяцев после опубликования решения КС ВДЛ, ЗПОГВ с-та РФ не принимают соответствующие меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законом.
Особое мнение судьи КС РФ. ñ Судья, не согласный с решением КС, вправе письменно изложит свое особое мнение. ñ Особое мнение судьи приобщается и опубликовывается в «ВКС РФ» вместе с решением КС РФ.
Мнение судьи КС РФ. Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ».
Правовые позиции КС РФ. Правовые позиции КС представляют собой системы выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения Судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих общий характер, т.е. приемлемых и необходимых для решения подобных проблем при рассмотрении последующих дел и обязательный характер, т.е. обладающий той же юридической силой, что и решения КС.
Самостоятельно! Саликов М.С. Правовые позиции КС РФ…. Решение вышестоящей ИК обязательно для нижестоящих ИК. ИК в пределах своей компетенции независимы от ОГВ и ОМС. Решение ИК, противоречащие закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей ИК или судом. Решения и иные акты комиссий, принятые в приделах их компетенции, обязательны для ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, государственных учреждений, ОМС, кандидатов, ИО, ОО. ЦИК является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов в РФ в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством. ЦИК действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Члены ЦИКа должны иметь высшее профессиональное образование. Члены ЦИКа избирают из своего состава председателя, зам. Председателя, секретаря. Полномочия ЦИКа РФ – ст. 21 Общие условия формирования нижестоящих ИК: РИК, МИК, ОИК, ТИК, УИК – формируются на основе предложений – ПП, ИО, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД, в ЗПОГВ субъектов РФ. В ИК может быть назначено не более одного представителя от ПП и других. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 от общего числа. Если ОГВ, ОМС, ИК не назначает в срок состав или часть состава ИК либо если ОГВ, ОМС отсутствует, либо если ИК не сформирована, то ….. ИК субъектов РФ. РИК являются государственными органами субъектов РФ, организующих подготовку и проведение выборов в соответствии с компитенцией, установленной федеральным и региональным законодательством. Срок полномочий РИК – 4 года. РИК – формируется на основе предложений – ПП, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению. Половина членов РИК назначается ЗПОГВ Половина – ВДЛ Полномочия – ст. 24 ОИК Формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и многомондатным избирательным округам. Полномочия ОИК могут возлагаться на иные ИК. Срок полномочий истекает через 2 месяца после опубликования результатов. ОИК – формируется РИК на основе предложений – ПП, ЗПО субъекта, ПО МО, иных ОО, ….. Полномочия – ст. 25 ТИК ТИК действует на постоянной основе. Срок действия – 4 года. Полномочия ТИК по решению РИК могут возлагаться на МИК. 5 – 14 членов. ТИК - формируется РИК на основе предложений – ПП, ЗПО субъекта, ПО МО, иных ОО, а также ….. В пределах одной АТЕ с большим числом избирателей может формироваться несколько ТИК. УИК Формируется в период избирательной компании в срок, установленные законом, для обеспечения процесса голосования…. Полномочия УИК прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов. Если поступили жалобы, то вынесения решения. УИК - формируется РИК на основе предложений – все те же лица. Полномочия – ст. 27 Регистрация избирателей. Регистрации подлежат все избиратели. Основанием для регистрации является факт нахождения их места жительства на соответствующей территории. Регистрация осуществляется: · главой МО · Командиром в/ч · Руководителем ДП, КУ РФ По состоянию на 1 января и 1 июля. При осуществлении регистрации используется ГАС «выборы»: фамилия, дата рождения, место жительства, пол, и др…………………. Образование избирательных округов и участков. В целях проведения выборов образуются… Виды ИзО: 1. Одномандатные ИзО 2. Многомандатные ИзО 3. Единый ИзО. ЗПОГГВ, ПОМС утверждает Схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Требования, предъявляемые к образованию одномандатных и много ИзО: 1. Примерное равенство одномандатных ИзО по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представителей избирателей не более чем на 10 %, а в труднодоступных местах – 30 % 2. Примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат в многомандатных ИзО. Здесь отклонение числа избирателей …………. 3. При образовании ИзО на территории проживания коренных малочисленных народов – 40% 4. ИзО должен составлять единую территорию, не допускается образование ИзО из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий. 5. В случае образования многомандатного ИзО число депутатских мандатов, подлежащих распределению в нем, не может превышать пяти. ИУ образуется (не позднее чем за 45 дней до дня голосования): · Главными МО – в МО · Руководителями ДП · Границы ИУ не должны пересекать границы ИзО. Списки ИУ должны быть опубликованы главой МО не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Гражданство РФ Вопросы:
ФЗ «О гражданстве»
Гражданство - это
Принципы гражданства:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.52 (0.016 с.) |