Виды конституционного контроля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды конституционного контроля



Они могут классифицироваться по различным основаниям.

1.Предварительный или последующий. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

2. Внутренний и внешний. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон. Внутренний контроль, как правило, – предварительный, хотя есть примеры и последующего внутреннего контроля (ниже в п. 4 настоящего параграфа мы покажем это на примере Кубы). Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев – последующий, однако может быть и предварительным. Например, все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете – высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства.

3. Консультативный или постановляющий. Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой – юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу либо, реже, возвращается на рассмотрение издавшего органа. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.

4. Обязательный или факультативный. . В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта.

5. Абстрактный или конкретный. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности.

6. Полный или частичный. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

7. Формальный или материальный. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

Органы Конституционного контроля.

В зависимости от конституционных решений такими органами могут быть:

– глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо (чаще всего) в ходе осуществления других своих функций;

– специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными (например, конституционная юстиция во многих европейских странах), либо квазисудебными органами (например, Конституционный совет во Франции и ряде других стран, воспринявших французскую конституционную модель).

Что касается судебного конституционного контроля, то известны две его основные разновидности, условно называемые американской и европейской.

При американской системе конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел (конкретный последующий контроль). Если суд признает закон неконституционным и дело затем доходит до верховного суда, решение последнего по вопросу о конституционности закона обязательно для всех судов. Закон, признанный верховным судом неконституционным, формально продолжает действовать, но ни один суд применять его не станет. Неконституционный закон, таким образом, лишается судебной защиты, то есть, формально действуя, по существу утрачивает юридическую силу.

Европейская система предполагает учреждение специальных судебных или квазисудебных органов конституционного контроля. Такими органами являются, например, Конституционный суд в Италии, Конституционный трибунал в Польше, Конституционный совет и частично Государственный совет во Франции. Органы конституционной юстиции осуществляют абстрактный конституционный контроль, причем иногда в сочетании с конкретным. Признание ими закона неконституционным чаще всего прекращает всякое действие закона, означает по существу его отмену.

Главное отличие такого органа как конституционный совет от конституционного суда заключается в том, что в советах обычно применяется не публичная процедура, а закрытая, основанная на письменном производстве. Соответственно они не рассматривают индивидуальных конституционных жалоб (Франция).

 

 

11. Способы, порядок принятия и изменения конституции.

Принятие Конституции.

1.Октроирование - дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале прошлого века часто именовались хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик XVIII предоставил на основе собственной власти. После Второй мировой войны октроированными стали называть конституции, дарованные метрополиями своим колониям при изменении формы колониального господства или при освобождении от него.

2. Принятие по договору - Обычно это были договоры между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли всего народа. Они свидетельствовали о таком соотношении политических сил, при котором монарх уже не был в состоянии даровать собственную конституцию. Одним из первых таких договоров был Конституционный акт Вюртемберга 1819 года, в преамбуле которого указывалось, что «он будет в качестве источников иметь нашу резолюцию (Короля. – Авт.) и контрдекларацию земель, образующих решение по следующим вопросам».

3. Принятие на референдуме - большинство ныне действующих конституций являются народными, как их называли в XIX веке. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием, или конституантой (от франц. constituante – составляющий, образующий; так именовалось учредительное собрание во Франции в 1789–1791 гг.), – выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента. Обычно учредительное собрание распускается после выполнения своей задачи и поэтому может быть признано национальным представительством особого рода.

Изменение конституций.

Гибкие конституции – изменяются путем принятия обычного закона. Так изменяются частично писаные конституции (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль) либо определенные части писаных (Индия).

Гибкие конституции – это обычно неписаные или смешанные, как в Великобритании.

Жесткие конституции - изменяются парламентом одного и того же созыва квалифицированным большинством в палате или палатах, и конституции, изменяемые повторным голосованием через определенный срок, но парламентом того же созыва. К таким конституциям можно отнести германский Основной закон, изменяемый решением 2/3 голосов в каждой из обеих законодательных палат.

Особо жесткие конституции – Если требуется утверждение изменений на референдуме или голосование в парламенте следующего созыва, или утверждение поправок органами субъектов федерации, или применение каких-либо других процедур, ратифицирующих внесенные изменения (Япония, США).

Конст смешанного типа - Например, для внесения поправок в бóльшую часть положений Конституции Республики Мальта 1974 года требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для принятия обычного закона достаточно простого большинства присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением 2/3 всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.

Способы внесения поправок:

1.Инкорпорирование - простая замена прежних положений вновь утвержденными либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).

2. прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции, который остается неизменным, несмотря на то что часть его уже перестала действовать.

Пересмотры конституций бывают полные и частичные. Особенно важны полные пересмотры, проводимые на основе положений действующего основного закона. Значение этого института несомненно, поскольку он позволяет легитимно ввести новую конституцию с новыми параметрами при соответствующем изменении соотношения политических сил. Частичный пересмотр означает относительно небольшую по объему замену, исключение или дополнение текста конституции, не затрагивающие всей совокупности положений, которые образуют ее концептуальную основу. Полный пересмотр – это принятие новой конституции в соответствии с правилами, предусмотренными прежней конституцией или принятие новой редакции конституции при сохранении ее прежней даты.

В большинстве конституций нет оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых содержатся такие ограничения либо по существу, либо по времени осуществления. Ограничения по существу чаще всего касаются формы правления в стране. В Германии не допускаются поправки, затрагивающие разделение Федерации на земли и принципы сотрудничества земель, а также такие принципы, как неприкосновенность достоинства человека, прав человека, обязательность для всех ветвей власти основных прав, представляющих собой непосредственно действующее право, демократический, социальный и федеративный характер государства, народовластие, связанность законодательства конституционным строем, а исполнительной власти и правосудия законом и правом, право немцев на сопротивление любым попыткам устранить конституционный строй (ст. 79, а также ст. 1 и 20 Основного закона).

Отмена конституций.

Речь здесь пойдет о жестких конституциях, ибо в случае гибких какой-либо проблемы не существует.

Чаще всего конституции отменяются в результате революций. Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Иногда в новых основных законах содержится упоминание о юридической отмене предшествующего акта. Так, Конституция Бельгии в ст. 137 устанавливает: «Основной закон от 25 августа 1815 г. отменяется».

Встречаются случаи, впрочем не очень часто, когда в действующей конституции указывается, что она должна быть отменена в результате какого-либо события. Такие конституции относятся к числу временных; тем не менее такая отмена возможна. Фактически отмена конституций имеет место при их полном пересмотре. В новые конституции часто переходят многие положения прежних. Обычно сохраняется терминология, подчас структура, фразеология, хотя в последнее время все больше наблюдаются черты схожести конституционных актов различных стран.

12. Ответственность в конституционном праве.

Институт ответственности в конституционном праве выполняет функцию охранительного и защитного механизма, не допускающего нарушения его норм и обеспечивающего восстановление нарушенных правил. Ответственность в кп связывается с нарушением конст-прав норм, определяемым в науке как конституционно правовой деликт. Особенности предмета регулирования и субъектов конституционного права влияют на содержание и формы ответственности в данной отрасли национального права. Так для конст права характерна позитивная ответственность как ответственное состояние в связи с наделением субъекта субъекта конституционно-правовых отношений определенными полномочиями, обязанностями, вытекающими из его статуса.

ответственность в конст праве часто выступает не только в качестве юр ответственности, но и как ответственность политическая, являющаяся следствием действий или бездействий соответствующего органа или лица, не отвечающих требованиям политической целесообразности или социальной эффективности. Юр ответственность в конст праве всегда связана с нарушением определенной конст-прав нормы, но санкция часто сформулирована в нормах других отраслей права. Выделяется особый вид ответственности – конституционно- правовая ответственность. С ней связаны особые санкции, не выходящие за рамки конст права.

Конст-прав отв – это применение к лицу, органу, государству, виновному в нарушении предписаний конст-прав норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающейся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. Эта отв имеет 2 основания - нормативное и фактическое. Нормативное – это норма конст права, предусматривающая отв. Фактическое основание – это во первых правонарушение, во вторых – правоприменительный акт – применение к нарушителю мер гос воздействия. Основанием конст отв является конст правонарушение. За нарушение конст норм наступает не только конст-правовая, но и уголовная и админ отв, за нарушение конст обязанностей ее несут граждане.

Субъекты конституционно-правовой деятельности.

1.Государство в целом (как субъект возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями гос органов).

2. Государственные органы и должностные лица, в том числе выборные

3. Общественные и религиозные объединения

4. Граждане.

Меры конст-прав отв:

1.Возмещение вреда, причиненного действиями органов гос власти или их должностных лиц.

2. Отрешение или досрочное освобождение от должности

3. Отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах гос власти и местного самоуправления

4. Приостановление и принудительная ликвидация общественных или религиозных организаций.

5. Отмена решения о приеме в гражданство (в рф. Субъекты –граждане).

Способы привлечения к конст-прав отв:

1.Судебный порядок

2. Принятие решения компетентным гос органом

3. Привлечение к отв путем использования форм непосредственной демократии.

 

13. Конституционный строй: понятие и структура. Понятие конституционализма.

Общественный строй (или устройство) – это исторически сложившаяся и развивающаяся конкретная система общественных отношений, другими словами – организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

а) экономические отношения,

б) социальные отношения (в узком смысле слова),

в) духовно-культурные отношения,

г) политические отношения.

Тенденция к социализации конституционного права находит свое выражение прежде всего в том, что многие конституции стали регулировать основы общественного строя более или менее целостным образом, то есть включать нормы, обращенные ко всем четырем вышеуказанным подсистемам общественного строя. Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года содержит нормы, регулирующие общественный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в части I «Права и обязанности граждан», главы которой именуются соответственно: «Гражданские отношения», «Этик.о-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения». В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики. Но конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя. Таким образом – конституционный строй можно определить как устройство государства и общества, закрепленное нормами конституционного права. Нормы конституционного права, закрепляющие основы устройства общества и государства, образуют институт конституционного строя, имеющий сложную структуру.

Конституционализм – система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, конст-прав отражение таких идей и политико-правовая практика их реализации. . Другое определение – это способ организации и осуществления публичной власти, обеспечивающий верховенство права, свободу человека, широкое участие граждан в принятии государственно-значимых решений как через представительные органы, так и непосредственно, и исключающий монополизацию власти. Конституционное государство – это идеал, конституция – правовой атрибут и обязательное условие конституционализма, а результат воплощения названного идеала – конституционный строй, характеристики которого ориентированы на признаки конституционного государства. Конституционализм конкретен времени и месту.

 

14. Общая характеристика принципов конституционного строя.

Принципы конституционного строя составляют основные идеи, определяющие конституционный строй конкретного государства и получившие прямое и косвенное закрепление в конституции. Это формальные его характеристики. Перечень и содержание таких принципов зависят от сферы общественных отношений, в которой они складываются, и модели организации власти. Можно выделить следующие группы принципов:

1.Определяющие источник власти и ее принадлежность.

2. Закрепляющие место человека в обществе и государстве, его участие в осуществлении власти.

3. Складывающиеся в сфере соотношения власти и права.

4. Отражающие влияние на власть типа экономических и социальных отношений.

5. Устанавливающие модель организации власти.

6. Определяющие форму государственного устройства и начала территориального распределения власти и некоторые другие.

Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, обычно начинаются с конституционных характеристик государства, в которых определяются форма правления (монархия или республика), форма государственного устройства (унитарное государство или федерация), политический режим (демократия), иные важные характеристики: правовой, социальный характер государства и т. п.

В ст. 1 австрийского федерального конституционного закона 1920 г. установлено, что «Австрия является демократической республикой», т. е. указан демократический политический режим и форма правления — республика, а в ст. 2 этого же Закона установлено, что «Австрия является федеративным государством», т. е. указана форма государственного устройства — федерация.

Другие основы конституционного строя в конституциях зарубежных стран выражаются в закреплении равноправия граждан. Например, ст. 10 Конституции Бельгии устанавливает, что «в государстве не существует никаких сословных различий»; ст. 3 Основного закона ФРГ — что «все люди равны перед законом, мужчины и женщины равноправны». Часто в конституциях указывается на принцип приоритета международного права. Например, ст. 29 Конституции Ирландии гласит, что «Ирландия подтверждает свою преданность идеалам мира и дружеского сотрудничества между народами, основывающиеся на международной справедливости и морали»; ст. 4 Конституции Республики Молдова — что «при наличии несоответствия между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы».

В многонациональных зарубежных странах, в странах, где имеются исторические области, в конституциях закрепляются некоторые принципы государственного (территориального) устройства, статус языков. В ст. 2 Конституции Испании сказано, что «Конституция основана на нерушимом единстве испанской нации, едином и неделимом отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними . Статус государственных и других языков закреплен в конституциях многонациональных государств. В Бельгии на основе языковой принадлежности образованы лингвистические регионы — составные части бельгийской федерации: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель — столица, и регион немецкого языка. В конституциях многих стран СНГ установлены принципы политического и идеологического плюрализма (разнообразия). Наиболее ярко принцип политического плюрализма выражен в ст. 5 Конституции Республики Молдова: «Демократия в Республике Молдова осуществляется в условиях политического плюрализма, несовместимого с диктатурой и тоталитаризмом».

Конституции некоторых зарубежных стран в качестве основы конституционного строя провозглашают постоянный нейтралитет, т. е. отказ от участия в войнах, кроме нападения на собственную страну, неучастие в военных блоках и т. п. Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» является составной частью Конституции Австрии. Среди стран СНГ нейтралитет провозглашен в Конституции Республики Молдова. Статья 11 этой Конституции называется «Республика Молдова — нейтральное государство» и устанавливает, что Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет и что она не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.

Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, являются теми принципами, на основе которых строится все последующее содержание конституции. Никакие иные нормы конституции не могут противоречить основам конституционного строя и могут истолковываться только в соответствии с ними.

 

15. Институт защиты конституционного строя.

 

Конституционно-правовые средства и способы защиты конституционного строя, будучи отраженными в нормах конституционного права, образуют соответствующий институт. Его нормы закрепляют правовые и организационные средства, обеспечивающие неприкосновенность и защиту конст строя, и предусматривают ответств за действия, представляющие для него угрозу. К числу таких средств относятся: ограничения для изменения конституции, признание узурпации власти тягчайшим преступлением и допустимость сопротивления попыткам насильственно устранить конституционный строй (право на сопротивление, запрет обществ объед призывающих к насильственному свержению конституционного строя, поддержание режима конст законности. Среди способов защиты конст строя выделяются следующие: введение чрезвычайного положения (военного, осадного), федеральное вмешательство (интервенция). Их применение сопровождается ограничением прав и свобод, приостановлением, роспуском, отставкой определенных органов, должностных лиц и некоторыми другими мерами.

Примеры:

в ч. 3 ст. 20 германского Основного закона, согласно которой «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом». Отсюда следует, во-первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют конституционный строй (например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т.п.). В ч. 3 ст. 79 Основного закона содержится прямое запрещение вносить в него, в частности, такие изменения, которые затрагивают разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве, ст. 1, обязывающую государство уважать и защищать достоинство и права человека, и ст. 20, две части которой уже цитировались в этой главе, а остальные две части гарантируют принцип народовластия и право немцев на сопротивление попыткам устранить конституционный строй. Характерным примером способа защиты конституционного строя в данной области может служить ч. 1 ст. 8 Испанской конституции: «Вооруженные силы, включающие Сухопутные войска, Военно-морской флот и Воздушные войска, имеют задачей гарантировать суверенитет и независимость Испании, защищать ее территориальную целостность и конституционный строй».

В некоторых конституциях, например в Германии, запрещено вносить такие поправки, которые бы затронули связанность законодательства конституционным строем, а так же право немцев на сопротивление любым попыткам устранить конституционный строй (ст. 79, а также ст. 1 и 20 Основного закона). Так, в ст. 20 германского Основного закона после положений о демократическом, социальном и федеративном характере государства, о народе как источнике власти и разделении властей, о связанности законодательства конституционным строем, а исполнительной власти и правосудия законом и правом ч. 4 устанавливает: «Все немцы имеют право на сопротивление каждому, кто попытается устранить этот строй, если другие средства невозможны». Несомненно, идея данного конституционного положения навеяна опытом гитлеризма, пришедшего к власти конституционным путем и затем уничтожившего конституционный строй.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.013 с.)