Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание конституционного суда рсфсрСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При реформе Конституции РСФСР 27 октября 1989 г. к ведению Съезда народных депутатов РСФСР было отнесено «избрание Комитета конституционного надзора РСФСР» (п. 12 ст. 104). Однако этот Комитет не был создан. А при реформе Конституции РСФСР 15 декабря 1990 г. приведенная формулировка была заменена словами ♦избрание Конституционного Суда РСФСР*. При конституционной реформе 24 мая 1991 г. в ст. 163, определяющей судебную систему, Конституционный Суд РСФСР поставлен на первое место. В ст. 165 Конституции определено, что Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Конституционный Суд состоит из 15 судей. Причины предпочтения конституционного правосудия состоят в следующем: суд — независимый орган государства, не входящий в другие ветви власти. Если орган, причастный к осуществлению конституционного контроля, входит в систему законодательной власти, он становится зависимым от главного органа этой ветви власти — парламента, и тогда чрезвычайно сложно контролировать конституционность его актов. Тем более трудно представить орган конституционного контроля, входящий в систему органов исполнительной власти. Таким образом, суду легче оценивать акты с позиции их соответствия конституции; в суде применяются правила состязательности и доказывания. Судебная оценка актов и действий — это процесс, участники которого находятся в равном положении. А это предполагает более высокую степень объективности при исследовании обстоятельств дела и вынесении судебного решения; по общему правилу, орган конституционного правосудия рассматривает дела по обращениям. Законодательство максимально освобождает суд от инициативы, от «поиска работы», хотя в порядке исключения может допускать по отдельным важным вопросам начало рассмотрения дела по воле самого суда. Кроме того, конституционный суд освобожден от фискальных функций, он не выходит за пределы поступившего обращения, не ведет следствия, не добывает доказательств, исходит из аргументов, представленных сторонами, широко привлекая лишь нормативную основу для вынесения решения; результат рассмотрения дела в органе конституционного правосудия — обязательное и окончательное судебное решение. Если оно признает акт или действия неконституционными, они утрачивают силу с момента вынесения решения. У соответствующего органа нет усмотрения, акт или действие подлежат отмене, их нельзя возобновить повторно, «опрокинув* тем самым решение конституционного суда. Закон о Конституционном Суде РСФСР был утвержден в окончательной редакции 12 июля 1991 г V Съездом народных депутатов РСФСР[1]. В состав Суда избраны 13 из 15 судей Конституционного Суда в конце октября — начале ноября 1991 г. Однако в полном составе Суд так и не был сформирован. Закон 1991 г. гласил, что Конституционный Суд осуществляет судебную власть путем: 1) рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов; 2) рассмотрения в заседаниях дел ©конституционности правоприменительной практики; 3) дачи заключений в установленных настоящим Законом случаях. Конституционный Суд не рассматривает политические вопросы. Конституционный Суд рассматривал дела о конституционности международных договоров РСФСР, имеющих или могущих иметь непосредственное действие на территории РСФСР в качестве правовых норм, если к моменту рассмотрения дела в Суде они не были ратифицированы и не вступили в силу. Нормативными актами, которые могли стать предметом его оценки, были: законы РСФСР и другие нормативные акты Съезда народных депутатов, Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР; иные нормативные акты высших государственных органов, включая нормативные акты Президента и Совета Министров; законы и другие нормативные акты высших государственных органов республик в составе РСФСР (напомним, что на тот момент края, области и другие единицы еще не были официально объявлены субъектами Федерации). Конституционный Суд рассматривал дела о конституционности правоприменительной практики по индивидуальным жалобам граждан РСФСР, СССР, иностранцев, лиц без гражданства, юридических лиц, утверждающих, что их основные права и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории РСФСР. При этом надо было доказать неприменение или недолжное применение нормативного акта, что было результатом сложившегося обыкновения. Кроме того, можно было также доказывать, что акт правоприменения по индивидуальной жалобе хотя принят не в соответствии с обыкновением, но сам способен создать обыкновение правоприменительной практики. По запросу Съезда народных депутатов, Верховного Совета РСФСР или Президиума Верховного Совета, а также высших органов государственной власти республик в составе РСФСР Конституционный Суд мог давать заключения: 1) о соответствии Конституции действий и решений Президента РСФСР, а также прочих высших должностных лиц РСФСР и республик в ее составе, если согласно Конституции РСФСР неконституционность их действий и решений служит основанием для их отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма их ответственности; 2) о соответствии Конституции ратифицированных или вступивших в силу без ратификации международных договоров РСФСР; 3) о соответствии Конституции РСФСР договоров между РСФСР и СССР, РСФСР и другими союзными республиками, РСФСР и республиками в составе РСФСР, а также между республиками в составе РСФСР; 4) о соотношении Конституции РСФСР и законов СССР, а также других нормативных актов высших органов власти Союза ССР. Причем Закон устанавливал, что все перечисленные заключения Конституционный Суд мог давать «по собственной инициативе». Перечисленные полномочия Конституционного Суда РСФСР свидетельствовали о том, что он был в первую очередь органом конституционного контроля. В определенной ситуации Конституционный Суд мог выступить и как государственный суд, поскольку его заключение о несоответствии Конституции действий и решений Президента и иных высших лиц российского государства и республик в составе РСФСР было основанием для приведения в действие механизмов их ответственности. При реформе Конституции РФ 21 апреля 1992 г. в нее была включена ст. 1651, посвященная компетенции Конституционного Суда РФ. Вероятно, учитывая реальности, связанные с объявлением России федерацией, состоящей не только из республик, но и из краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, расширила компетенцию Конституционного Суда. В частности, Конституционный Суд получил право оценивать: акты «федеральных органов исполнительной власти* (т.е., по существу, любых министерств и ведомств); конституции и уставы субъектов РФ, иные акты представительных и исполнительных органов субъектов; договоры между субъектами (ранее это был предмет только заключений Суда); конституционность политических партий и иных общественных объединений; споры о компетенции между федеральными органами, между ними и органами субъектов; давать заключение о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия — по представлению государственной медицинской комиссии; о наличии оснований для отрешения от должности такого лица, а также должностного лица субъекта РФ. В приведенных конституционных новеллах проявляется природа Конституционного Суда как органа конституционного нормоконтроля, но одновременно и как государственного суда (поскольку такие вопросы, как оценка конституционности политических партий и иных общественных объединений, оценка способности должностного лица оставаться на должности, заключение о наличии оснований для отрешения от должности и т.п., не являются нормоконтролем). В 1992—1993 гг. обострились отношения между Президентом РФ, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ, с другой. Эти государственные органы не могли найти взаимопонимания по вопросам стратегии государственного руководства и экономических реформ. В этих условиях Конституционный Суд РФ и особенно его Председатель В.Д. Зорькин предпринимали усилия для поиска путей сотрудничества названных органов в рамках Конституции РФ. Эти усилия в декабре 1992 г привели к временному примирению. Однако довольно скоро начался новый виток напряженных отношений. Дважды в 1993 г. (март и сентябрь) Конституционный Суд оценивал действия Президента как противоречащие Конституции. Конечно, это сильно осложнило отношения Президента и Конституционного Суда, поставило под угрозу само его существование. Президент изложил свое мнение о действиях Конституционного Суда в Указе от 7 октября 1993 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации». По мнению Президента, Конституционный Суд оказался «в глубоком кризисном состоянии. Дважды в течение 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации своими поспешными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд Российской Федерации бездействовал». Мы уже говорили во втором разделе книги, что как раз действия Президента ставили страну на грань опасного развития событий. Тем не менее Президент принял решение «констатировать невозможность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в неполном составе и не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации» (п. I Указа). Таким образом, это был запрет на деятельность Конституционного Суда. Кроме того, Президент предложил будущему Федеральному Собранию «рассмотреть в качестве первоочередного вопрос об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации» (п. 2). Итак, само существование Конституционного Суда было поставлено под угрозу. Дело в том, что в своем проекте Конституции РФ, представленном в конце апреля — начале мая 1993 г, Президент хотя и сохранял Конституционный Суд, но существенно сужал его полномочия, а ряд его прежних прав передавался стоявшему над всеми судебными органами Высшему судебному присутствию. Конституционное совещание не поддержало эту идею, по его проекту Конституционный Суд сохраняет свои полномочия, хотя тоже урезанные: Готовя для вынесения на референдум страны окончательный проект конституции, Б.Н. Ельцин всерьез задумывался о ликвидации Конституционного Суда, с возможным возложением его функций на специальную коллегию в составе Верховного Суда РФ. Однако окружение смогло убедить Б.Н. Ельцина в необходимости сохранения Конституционного Суда. Разумеется, теперь он должен был забыть о праве давать заключения о соответствии деятельности высших должностных лиц государства Конституции, тем более делать это по своей инициативе. Конституционный Суд еще долгое время не смог работать. Причины были и организационные — теперь Суд состоял из 19 судей и, следовательно, к имеющимся 13 судьям надо было добавить еще 6, и правовые — шла разработка Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, который был принят обеими палатами Федерального Собрания, а затем подписан Президентом РФ 21 июля 1994 г.
Рекомендованная литература: Нормативно-правовые акты 1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 № 1-І // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/591/ 2. О судебной системе: Закон ЛНР от 30.04.2015 №18-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/939/ 3. О создании судов Луганской Народной Республики: Закон ЛНР от 30.04.2015 №19-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/943/ 4. О статусе судей: Закон ЛНР от 22.05.2015 №29-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/985/ 5. О Верховном Суде Луганской Народной Республики: Закон ЛНР от 29.05.2015 №35-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1130/ Базовая литература 1. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2009. - 592 с. 2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2010. 3. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. М., 2011 4. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России [Электронный ресурс]. - Городец: Формула права, 2003 г. -(Система Гарант). 5. Конституционный судебный процесс в России [Текст]: учеб. пособие / С. Э. Несмеянова. - М.: Риор: Инфра-М, 2013. - 203 с. 6. Фартыгин А.Л. Конституционное правосудие в Российской Федерации: Учебное пособие. - Челябинск: УрАГС, 2007. - 559 с. Вспомогательная литература 1. Беляев В. П. (канд. юрид. наук; доц.). Судебный конституционный контроль: некоторые теоретические аспекты / В. П. Беляева // Вестник Саратовской государственной академии права. 2005. № 4. С. 134-140. 2. Бондарь Н. С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества / Н. С. Бондарь // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 55-64. 3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Н.А. Чертова и др.; под ред. А.С. Прудников, Б.С. Эбзеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 672 с. - (Dura lex, sed lex). 4. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс [Текст]: учеб.пособие для студ.вузов / Н.В. Витрук. - М.: Закон и право,Юнити, 1998. - 383 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.011 с.) |