Общая характеристика источников конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика источников конституционного права



1. Конституционное право основано на материальных и юридических источниках.

Материальные источники– это фактически условия жизни общества, свойственные ему политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного.

Юридические источники – это те формы, в которых выражены конституционно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником конституционного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.

Нормативно-правовые акты издаются различными органами: прежде всего главным образом это представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления. В меньшей степени они могут издаваться Президентом Российской Федерации и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Конституционно-правовые акты получают также разное наименование и обладают различной юридической силой, действуют на всей территории государства или на территории его субъекта, местного самоуправления.

Особое место среди источников конституционного права принадлежит Конституции Российской Федерации,которая является Основным законом государства и одновременно основным источником конституционного права, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.

К числу источников, в которых устанавливаются конституционно-правовые нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы Российской Федерации. Федеральный закон является наиболее распространенной формой источника государственного права. Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Федеральные конституционные законыпринимаются по вопросам ведения Российской Федерации, отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия, невозможностью использования по отношению к ним вето Президента; его особая юридическая сила в том, что федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону (ч. 3 ст. 16 Конституции).

Федеральный закон, как мы уже говорили, самый распространенный источник конституционного права. Однако, в отличие от федеральных конституционных законов, которые относятся к числу основных источников конституционного права, федеральные законы будут источниками конституционного права только в том случае, когда они содержат нормы конституционного права. К числу таких законов относятся: Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», «О политических партиях», все федеральные законы о выборах и др.

В качестве источников конституционного права выступают отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации.Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам. Указы, чтобы быть источником конституционного права, также должны содержать нормы конституционного права. Например, указы Президента о назначении референдума; об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента Российской Федерации были утверждены Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства российской Федерации (14 ноября 2002 г.), Положения о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища (21 июля 1997 г.) и др.

Источниками этой отрасли права могут быть также отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания.Это, прежде всего, Регламент Государственной Думы (22 января 1998 г.), Регламент Совета Федерации (30 января 2002 г.).

К числу источников конституционного права в настоящее время относятся акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерациипо вопросам, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации. Содержащиеся в них положения имеют нормативно-доктринальный характер и являются обязательными для тех органов, которым они адресованы. Это может повлечь за собой пересмотр или отмену неконституционных актов. Значительная роль принадлежит Конституционному Суду в осуществлении нормативно-доктринального толкования Конституции Российской Федерации, в нормативной интерпретации многих конституционных норм при рассмотрении дел о соответствии Конституции РФ других видов нормативных правовых актов.

Еще одним видом источников федерального уровня являются отдельные постановления Правительства Российской Федерации и некоторых федеральных органов исполнительной власти. К их числу следует отнести: постановления Правительства РФ от 1 ноября 2002г., которым было утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание; постановление также от 1 ноября 2002 г., которым утверждалось Положение о выдаче иностранным гражданам вида на жительство. К числу таких источников следует отнести Положение о миграционной карте, утвержденное совместным приказом МВД РФ, МИД РФ, ГТК РФ, ВПС РФ, МПС РФ от 11 ноября 2002 г.

Итак, названные нормативные акты относятся к той группе источников конституционного права, которые содержатся в нормативных правовых актах государственных органов Российской Федерации.

Следующую группу источников конституционного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других ее субъектов; законы, принимаемые этими органами по вопросам государственно-правового значения – о выборах высших должностных лиц и представительных органов, о статусе депутатов представительных органов, о структуре исполнительных органов соответствующего субъекта. Это также и регламенты представительных органов субъектов и положения о комитетах и комиссиях этих органов.

Что касается органов местного самоуправления, то нормативные правовые акты конституционно -правового характера принимают, как правило, представительные органы. Это и регламенты их работы, это и положения об их рабочих органах. Это, конечно, уставы соответствующих муниципальных образований.

Особое место среди источников конституционного права принадлежит актам референдумов.В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»: «На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации». Референдумы могут проводиться и по другим вопросам государственно-правового и конституционно – правового значения, как на уровне Федерации, так и в пределах субъекта Федерации или соответствующего муниципального образования.

К числу особых видов источников конституционного права следует отнести Декларации, которые можно отнести к актам, имеющим учредительный характер. В таких документах формулируются, как правило, отдельные принципы конституционного строя, имеющие существенное значение для дальнейшего развития государственно-правовых институтов. Первыми такими документами были – Декларация прав народов России, принятая 15 ноября 1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским Съездом 25 января 1918 г., составившая затем первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой были включены в главу II Конституции Российской Федерации 1978 г. Это и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.

Следующую особую группу источников конституционного права составляют договоры.Исторически первым является Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 г. Это был учредительный и государствообразующий Договор, заключенный РСФСР, Украинской ССР, белорусской ССР и ЗСФСР об объединении в единое союзное государство – Союз ССР. Для современной России характерным является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 31 марта 1992 г. (термином Федеративный договор охватываются три самостоятельных договора), который является действующим и в настоящее время при соблюдении требований, содержащихся в ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции Российской Федерации. Практике Российской Федерации также известны и внутрифедеративные договоры. Такие договоры заключались между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами, в которых разграничение полномочий определялось с учетом особенностей соответствующего субъекта. Первым был Договор заключен с Татарстаном 15 февраля 1994 г. В итоге было подписано 46 таких договоров. В настоящее время практика заключения таких договоров прекращена, а многие из них уже денонсированы.

В соответствии со статьей 15 Конституции, источником конституционного права могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в том случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В настоящее время такими международно-правовыми актами являются: Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Организацией объединенных наций; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и некоторые другие. Главное в данном случае в том, что международно-правовые акты могут быть источниками государственного права Российской Федерации только в том случае, если они ратифицированы компетентными государственными органами Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация не может заключать международные договоры в случаях, предусмотренных статьей 79 Конституции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.006 с.)