Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итоги конституционных реформ в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституционная реформа РСФСР 1989 г. имела глубокие социальные, политические, экономические и духовные предпосылки, символизировавшие начало смены общественного строя. Влияние материальных условий на конституцию неудивительно, поскольку последняя выступает лишь формой, «в которую законодатель облекает произошедшие изменения в облике государства и права или которые он желает учредить, основываясь на содержании уже состоявшихся общественных отношений» [13, с.62]. Основные нововведения конституционной реформы сводились к учреждению Съезда народных депутатов РСФСР – высшего органа государственной власти; преобразованию однопалатного Верховного Совета РСФСР в двухпалатный; созданию Комитета конституционного надзора РСФСР; реформированию избирательной системы путем обеспечения реальной состязательности и альтернативности выборов. Во многом эта реформа была отголоском аналогичной союзной реформы, которая выразилась в принятии в 1988 г. Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закона «О выборах народных депутатов СССР». Конституционное законодательство 1989-1993 г. проходило в условиях активного стремления различных политических сил к принятию новой Конституции России. Основная цель такого стремления была очевидной: отражение в новой конституции принципиально изменившихся политических, экономических и духовных реалий, которые пока получали оформление в виде поправок к Конституции 1978 г. Отсюда вытекали иные цели принятия Конституции России, проявившиеся впоследствии: необходимость отразить после распада Советского Союза факт существования подлинно суверенной России; желание повысить авторитет Основного закона; стремление Президента РФ легализовать укрепление своей власти. Очередная конституционная реформа в Российской Федерации приходится на май 1991 г., она касается президентства и еще ряда вопросов государственного строительства. Прежде всего, это принятый Верховным Советом республики Закон от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» [3]. Он регулирует по-новому многие вопросы. Согласно ст. 2, имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организации). В Законе имеется целый раздел (II) «Право частной собственности». 25.12.1990 г. Верховным Советом РСФСР принимается Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [4]. Акт сориентирован на поддержку и создание основ инициативной деятельности граждан и их объединений, направленной на получение прибыли. В Законе определяется статус различных видов предприятий и организационных форм предпринимательства, включая семейные предприятия, товарищества, акционерные общества и др. На тот же период приходится комплекс актов, направленных на изменение социально-экономических отношений в деревне, включая развитие там частного хозяйства и поддержку сельских тружеников: Законы от 22.11.1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], от 23.12.1990 г. «О земельной реформе» [6]. 17.03.1991 г. состоялись референдумы Советского Союза и РСФСР. На первом подавляющее большинство голосов отдано за сохранение Советского Союза. С учетом итогов референдума 24.04.1991 г. Верховный Совет РСФСР принимает Закон о Президенте РСФСР [7]. А 24.05.1991 г. III Съезд народных депутатов РСФСР принимает Законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления». Основные позиции данной конституционной реформы состоят в следующем: Конституция дополняется главой 13-1 «Президент РСФСР», полномочия Президента, согласно конституционным новеллам, многообразны; Президент руководит Советом Министров - Правительством РСФСР, назначает его Председателя с согласия Верховного Совета, а членов Правительства назначает и освобождает от должности по представлению Председателя Правительства, принимает отставку Правительства с согласия Верховного Совета; кроме того, Президент РСФСР обладал традиционными для этого поста полномочиями - награждение орденами и медалями, вопросы гражданства, помилования и т.д.
В общем, Президент получил достаточно широкие права. Вместе с тем Съезд и Верховный Совет имели определенные возможности влияния на него. Был учрежден на конституционном уровне пост вице-президента РСФСР, призванного осуществлять по поручению Президента отдельные его полномочия и замещать Президента в случае его отсутствия (ст.121-7). Конституция определила Совет Министров - Правительство РСФСР - как орган исполнительной власти, подотчетный Президенту РСФСР. Ряд важных решений принимается в области национально-государственного устройства. Поэтому производятся «терминологические изменения в тексте Конституции РСФСР»: слова «автономная республика» заменяются на слова «республика в составе РСФСР». Постепенно в СССР в интересах повышения роли населения и местных выборных органов в управлении территориями и местной жизнью популярность приобретает идея местного самоуправления. При российской конституционной реформе 24.05.1991 г. принимается принципиально иное решение. Ст. 137 Конституции, посвящавшаяся местным органам государственной власти, получает новую редакцию, согласно которой органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах являются «соответствующие Советы народных депутатов». Еще одно важное решение коснулось исполнительных органов на местах. До этого они именовались исполнительными комитетами и являлись органами соответствующих местных Советов. Гл.18 Конституции - об исполкомах - получает название «Местная администрация». Теперь местная администрация не является органом Совета, хотя и подотчетна ему (ст.146), и акты главы администрации Совет может отменять (ст.149). Как формировать администрацию - должен определить закон (ст.147). Глава администрации сам назначает руководителей структурных подразделений, а закон должен назвать тех из них, которых утверждает Совет (ст.148). В принципе очевидно ослабление позиций местных представительных органов по данной реформе. Конституция подчеркивает единство судебных органов Российской Федерации. Глава 21 «Суд и арбитраж» получает название «Судебная система РСФСР». Первым в числе органов, составляющих судебную систему, назван Конституционный Суд РСФСР. Он определен в ст. 165 Конституции как высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Кроме Верховного Суда РСФСР в этой же статье дается характеристика Высшего Арбитражного Суда РСФСР, который является высшим экономическим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РСФСР [1]. Конституция предусматривает, что должен быть специальный закон, определяющий статус столицы РСФСР, структуру и компетенцию органов власти и управления г.Москвы. М.С.Горбачев и другие руководители Советского Союза пытаются не только сохранить, но и укрепить страну, несмотря на откровенно сепаратистские шаги ряда республик. Идет интенсивная работа над Союзным договором. Но с каждым последующим его вариантом Союз выглядит все слабее и слабее, и скорее как конфедеративное, т.е. международно-правовое, нежели федеративное, т.е. государственно-правовое, объединение. В августе 1991 г. руководство России выступает против действий Государственного комитета по чрезвычайному положению в стране. Попытка последнего кончается крахом. Президент Советского Союза возвращается к исполнению функций. Однако по существу союзное руководство парализовано. Президент РСФСР и Верховный Совет РСФСР предпринимают ряд шагов по укреплению власти в Российской Федерации. При этом Президент, если считает необходимым, берет на себя управление отраслями, на данный момент находившимися в союзном ведении. Назвать это конституционным процессом было бы, конечно, большим преувеличением. Но и не стоило бы отрицать роль таких шагов в формировании новых решений конституционного значения в России. Были приведены лишь отдельные примеры. Однако в целом ситуация очевидна - все больше и больше вопросов переходит в ведение РСФСР. А внутри системы российских органов происходит существенное усиление роли Президента РСФСР, причем как на общегосударственном уровне, так и в управлении территориями. Нельзя не вспомнить и ряд решений того периода, важных для развития политических отношений и статуса личности. Несмотря на конституционную отмену руководящей роли Коммунистической партии, она остается влиятельной силой в стране. Немаловажное значение имеет то, что партия по-прежнему имеет первичные организации в государственных органах, на предприятиях и в учреждениях; они продолжают быть ощутимым фактором влияния на их работу, тем более что руководители в большинстве еще остаются членами Компартии. Поэтому Президент РСФСР издает Указ от 20.07.1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» [11]. Акт по существу привел к организационному развалу Компартии Советского Союза, абсолютно не приспособленной к тому, чтобы действовать через территориальные первичные структуры. Что касается личности, отметим два важных документа. 22.11.1991 г. Верховным Советом РСФСР принимается «Декларация прав и свобод человека и гражданина». Она отражает новое видение конституционного статуса личности, не совпадающее с официально продолжавшими действовать нормами Конституции РСФСР. Другой акт - Закон о гражданстве, практически регулирующий все вопросы так, как это должно быть в независимом государстве [8]. Очередные изменения в Конституцию РСФСР вносятся 1.11.1991 г. V Съездом народных депутатов РСФСР. Они незначительны и лишь частично напоминают о происходящих в России процессах. Несколько важных идей в области судопроизводства отражаются в Конституции: институт присяжных заседателей; возможность коллегиального рассмотрения дел тремя судьями по первой инстанции; допустимость рассмотрения дела одним судьей. Ст. 166 гласила: рассмотрение гражданских и уголовных дел в суде первой инстанции осуществляется с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей. Наконец, именно при этой реформе на смену красному цвету Государственного флага РСФСР пришел нынешний трехцветный - бело-лазорево-алый (ст. 181), а в ст. 182 было записано, что Государственный гимн РСФСР утверждается Верховным Советом РСФСР. Для политического, да и конституционно-правового развития, пожалуй, большее значение имело принятое в тот же день V Съездом постановление «О правовом обеспечении экономической реформы» [10]. Президент попросил у Съезда особых полномочий на период проведения экономической реформы с целью стабилизации и улучшения положения в стране. И он получил эти возможности. Постановление давало право Президенту РСФСР регулировать своими указами практически все вопросы хозяйственной деятельности (валютно-финансовой, налогообложения, собственности и т.д.). На практике Президент стал широко пользоваться правовым регулированием экономических отношений и далеко не всегда представлял проекты указов Верховному Совету, что довольно быстро стало одним из поводов к обострению отношений между ними. Усиливая свои позиции, Президент Указом от 6.11.1991 г. формирует Правительство РСФСР «под непосредственным руководством Президента РСФСР». 2.3 Конституционные реформы 1992 г. и противоречивость изменений В декабре 1991 г. соглашением Президентов РСФСР, Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, ратифицированным Верховными Советами всех трех республик, Советский Союз ликвидируется. Создается Содружество Независимых Государств (СНГ). С этого времени РСФСР уже официально самостоятельное суверенное государство, субъект международного права, да еще и правопреемник Советского Союза. Под юрисдикцию России полностью переходят многие сферы экономики, оборона и безопасность, внешние дела и др. Конечно, сразу встают вопросы о том, как развиваться новому государству и в международном аспекте, и в рамках Союза Независимых Государств, и внутри. Принимаются документы, предпринимаются шаги, имеющие конституционное значение, прежде чем проводится очередная конституционная реформа. Законом от 25.12.1991 г. Верховный Совет объявляет новое наименование РСФСР: Российская Федерация – Россия. Очень остро стоит вопрос о внутреннем устройстве страны. Не ясно, что есть Россия как федеративное государство, кто ее субъекты, каковы их права и соотношение друг с другом. В итоге в стране, где всегда отдавалось предпочтение национальному признаку в строительстве Федерации, рождается идея строить ее на сочетании национального и территориального начал. 31.03.1992 г. подписываются три Федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти соответственно республик в составе РФ, автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Причем по настоянию республик в касающемся их Федеративном договоре они названы суверенными республиками Интенсивно идет разработка новой Конституции РФ. Одновременно в апреле 1992 г. в действующую Конституцию РФ вносятся крупные изменения, связанные с фактом распада Советского Союза и существования Российской Федерации как самостоятельного государства, с новым типом Федерации в России. Конституция отражает новое наименование государства, ряд новшеств в характеристике конституционного строя и власти. В ч. 1 ст. 1 добавлено, что Российская Федерация есть суверенное «федеративное» государство. В ст.1 включена ч.2: «Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей». Ст.3 закрепила, во-первых, принцип разделения властей, причем в двух аспектах - между органами законодательной, исполнительной и судебной властей и между уровнями - РФ, ее субъекты, местное самоуправление; во-вторых, принцип подотчетности государственных органов и должностных лиц народу [1]. Раздел II «Государство и личность» сохранил лишь свое название, содержание же его было полностью заменено. Глава 5 с названием «Права и свободы человека и гражданина» имеет в своей основе упоминавшуюся ранее «Декларацию» от 22.11.1991 г. Глава 6 стала называться «Обязанности граждан Российской Федерации». В Конституции отражается субъектный состав Российской Федерации на момент внесения изменений, в том числе и новые названия ряда субъектов. При этом провозглашается, что изменение конституционно-правового статуса субъектов, а также их разделение и объединение могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства избирателей в них с утверждением Съездом народных депутатов России. В связи с подписанием Федеративного договора в Конституции была более полно сформулирована статья о предметах ведения органов государственной власти России и включены в нее специальные статьи о вопросах совместного ведения Российской Федерации и соответственно республики, автономной области и автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Существенно расширялись имевшиеся главы о республике, об автономной области и автономном округе. И с учетом того, что субъектами Федерации объявлены территориальные образования, в Конституцию включена отдельная глава о них (9-1 «Край, область в составе Российской Федерации»; в декабре 1992 г. появилось добавление «Город федерального значения»). Соответственно к имевшемуся в Конституции разделу VI о высших органах государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации добавился раздел 7-1 об органах государственной власти и управления других субъектов, состоявший из двух глав, - о Советах народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и об администрации этих субъектов. При этой реформе права субъектов были существенно расширены. В частности, предусматривалось, что они являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Территорию субъекта нельзя было изменить без его согласия, причем для этих целей надо было выявлять волю населения путем проведения местного референдума. Одновременно в Конституцию включен ряд норм, усиливающих вертикальные связи в рамках Федерации. В частности, объявляя края, области, автономную область, автономные округа субъектами Федерации, Конституция одновременно давала право Верховному Совету РФ, на основании заключения Конституционного Суда РФ, досрочно прекратить полномочия их Советов в случае неоднократного нарушения ими законодательства РФ (ст. 86-1) [1]. То же мог сделать каждый вышестоящий Совет в отношении нижестоящего. Ряд конституционных новелл коснулся органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Причем регулирование достаточно противоречиво и отражает борьбу взглядов на тот момент относительно позиций различных органов. Однако одновременно усиливаются и позиции Президента РФ. Теперь появляется формулировка - издает свои акты «по вопросам, отнесенным к его ведению». Это позволяло Президенту расширительно толковать свои возможности, в том числе не дожидаться закона, на основе и во исполнение которого мог появиться его указ, распоряжение, а то и восполнять своим актом отсутствие закона. Продолжается «отсечение» от государственной власти местного самоуправления. В Конституции еще остается общая норма о том, что представительные органы России и субъектов Федерации составляют систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации (ст.85). Теперь - в развитие предшествующей реформы (от 24 мая 1991 г.) - из системы представительных органов как органов государственной власти указанные Советы исключаются. Противоречивость регулирования проявилась в том, что в новой редакции ст.138, специально посвященной местному самоуправлению, названные местные Советы определяются как «представительные органы власти», однако из статьи исключено указание на Советы как на «главное звено системы местного самоуправления». Таким образом, здесь скорее можно увидеть тенденцию к ослаблению, нежели к усилению местных представительных органов. Крупные изменения при реформе 21.04.1992 г. коснулись Конституционного Суда РФ. Они направлены на возвышение его роли в государстве. В ч.1 ст.165 уточняется характеристика этого органа. Ранее говорилось, что он является высшим судебным органом конституционного контроля в России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Теперь читаем: Конституционный Суд РФ - высший орган судебной власти по защите конституционного строя Нельзя не обратить внимания еще на одно новшество при реформе 21.04.1992 г. - оно касается действия Конституции РФ. Согласно ст.185 в новой редакции, изменение и «дополнение» Конституции производит Съезд народных депутатов РФ «законом» (до этого – «решением» Съезда), принятым большинством не менее двух третей от общего числа «избранных» народных депутатов России. Было также предусмотрено «временное приостановление действия отдельных статей Конституции» - в таком же порядке. Как известно, 1992 г. был первым годом экономических реформ в стране, особенно выразившихся в либерализации цен. Отпущенные «на свободу», они взметнулись вверх, быстро обозначив довольно нищенское состояние большей части населения, у которой была низкой заработная плата и к тому же пропали все сбережения в Сбербанке. Между Съездом народных депутатов и Верховным Советом, с одной стороны, и Президентом и руководимым им Правительством, с другой, начались серьезные разногласия, и от месяца к месяцу противостояние между ними обострялось. Собравшийся в декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов отказал Президенту в продлении его особых полномочий на период экономической реформы, данных год назад V Съездом, т.е., прежде всего, права регулировать общественные отношения в отклонение от имеющихся законов. Возможность принятия новой Конституции РФ вновь становится иллюзорной. И VII Съезд принимает Закон от 9.12.1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России». Хотя они отражают многие экономические и политические события, одним из важнейших моментов данной конституционной реформы стало усиление позиций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ по отношению к Президенту и Правительству. Для усиления своего влияния на исполнительную власть депутаты включили в ст. 121-5 п.6-1, согласно которому Президент представляет Верховному Совету РФ предложения об организации, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств РФ.
При учреждении поста Президента в Конституции 24 мая 1991 г. было записано, что Правительство - это орган исполнительной власти, подотчетный Президенту. Теперь же в ст. 122 сказано: подотчетный Съезду народных депутатов, Верховному Совету и Президенту РФ. На момент проведения VII Съезда многие депутаты - и федеральные, и региональные - переходили на работу в исполнительный аппарат. Но при этом они сохраняли свои депутатские мандаты, поскольку занимаемые ими должности не предполагали депутатской несовместимости. Ранее Верховный Совет имел право отменять указы Президента на основании заключения Конституционного Суда РФ (ст.109 п.19). Теперь данное положение было расширено – «указы и распоряжения». Но было также добавлено, что Верховный Совет вправе приостанавливать действие указов и распоряжений Президента до разрешения дел об их конституционности в случае соответствующего обращения Верховного Совета в Конституционный Суд РФ. И еще одно существенное положение: при включении в Конституцию 24 мая 1991 г. главы о Президенте в ст.121-6 было записано, что полномочия Президента не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РФ, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. VII Съезд добавил сюда несколько слов – «в противном случае они прекращаются немедленно». Эта формулировка, конечно, юридически не является четкой. Но она оказалась пророческой и как будто бы предугадывала события, которые произойдут в следующем 1993 году. Одновременно в Конституции были усилены позиции Верховного Совета РФ как постоянно действующего федерального органа. Последней новеллой в реформировании норм Конституции стал Закон от 10.12.1992 г. «О внесении изменений в статью 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России». Принятым Верховным Советом РФ Законом от 4.07.1992 г. была образована Ингушская Республика в составе РФ. Законом от 10 декабря Съезд преобразовал Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую и Чеченскую Республики и отразил их наименования в Конституции РФ. 12.12.1993 г. Конституция РФ была принята на Всенародном референдуме. Для рассматриваемого периода характерны постепенная легализация новых политических, социально-экономических отношений и ценностей, с одной стороны, и десоветизация содержания конституционного законодательства, с другой. Во-первых, демократизация содержания конституционного законодательства, являющаяся следствием демократизации политических процессов в стране. Она выразилась в следующем: в формировании республиканской формы правления путем учреждения поста Президента РСФСР; во внедрении принципа разделения властей; в становлении и развитии идеологического плюрализма и многопартийности. Это отражение в законодательстве элементов рыночной экономики, сопровождающее политику экономической либерализации. Законодательное регулирование рыночных отношений нашло выражение в: закреплении многообразия и равноправия форм собственности; установление и конкретизации принципа недопущения монополизма; создании основ инициативной деятельности и граждан и юрлиц, направленной на извлечение прибыли; приватизации [12, с.82].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.174 (0.012 с.) |