Предмет конституционного права РФ как отрасли права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет конституционного права РФ как отрасли права.



Предмет конституционного права РФ как отрасли права.

 

Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

 

Понятие отрасли конституционного права.

 

Исследование любого общественного явления должно начинаться с выяснения его понятия и его специфики. Не составляет исключение в этом плане и конституционное (государственное) право Российской Федерации.

Однако, прежде всего, следует обратиться к выяснению содержания самого термина – «государственное право». Этот термин имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки права, учебной дисциплины.

Государственное право как отрасль правапредставляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Государственное право как наука– это совокупность научных знаний, теорий, обобщающих данную область общественных отношений и представляющих собой самостоятельную отрасль правовой науки Российской Федерации. Это значит, что предметом науки государственного права является не только нормативный материал, но и реальное претворение в жизнь государственно-правовых норм.

Что касается государственного права как учебной дисциплины, то ее можно охарактеризовать как систему знаний о государственном праве как отрасли права и как науки права. Объектом государственного права как учебной дисциплины являются раскрытые наукой и регулируемые отраслью права общественные отношения, а также систематизация имеющихся данных.

И отрасль права, и отрасль науки, и учебная дисциплина государственного права Российской Федерации в качестве своего общего объекта имеют один и тот же круг общественных отношений, благодаря чему носят одно и то же наименование. Вместе с тем, в каждой из указанных трех разновидностей, государственное право имеет свой объект, свою функцию.

 

 

Порядок принятия новой Конституции.

Почти все время, в течение которого происходили конституционные реформы, шла разработка новой Конституции РФ. I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образовал Конституционную комиссию. Её председателем стал Председатель Верховного Совета РСФСР на тот момент Б.Н.Ельцин. Вместе с группой экспертов-юристов Конституционная комиссия занималась дополнениями Конституции 1978 г. и созданием текста новой Конституции.

Конституционная комиссия выпустила свой проект конституции. Также Президент в мае 1993 г. решил представить свой проект на рассмотрение Конституционного совещания. В ходе бурной полемики доработка этих проектов привела к существенному сближению их положений.

Проект Конституции, выносимый на всенародное голосование, был готов в начале ноября 1993 г. На референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция получила требуемое большинство голосов. Но не будет преувеличением сказать, что это было скорее голосование требуемого большинства народа за Конституцию с тем, чтобы не было тяжелых последствий. Б.Н.Ельцин в своем обращении к гражданам России накануне 12 декабря прямо сказал: "Не примем ее - получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании. Неужели мы не устали от всего этого?" День всенародного голосования указом президента был объявлен государственным праздником – Днём Конституции РФ.

 

 

Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года.

 

Декларация о государственном суверенитете РСФСР — политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР (в дальнейшем — в Российской Федерации). Декларация была принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года.(Фактическая дата подписания декларации 11 июня.) Помимо провозглашения суверенитета РСФСР и намерения создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР, в декларации также утверждались:

приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР;

равные правовые возможности для всех граждан, политических партий и общественных организаций;

принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв РСФСР.

Декларация подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельциным.

С 1992 года день принятия Декларации, 12 июня, — государственный праздник Российской Федерации.

 

Правовой статус человека и гражданина.

Лы РФ (депортация).

Депортированное лицо должно покинуть террито-

рию РФ немедленно на основании соответствующего

решения компетентных органов.

Некоторым категориям лиц может быть предо-

ставлено политическое убежище.

Политическое убежищепредоставляется в РФ

иностранным гражданам и лицам без гражданства,

в отношении которых в стране их постоянного про-

живания осуществляется преследование или возник-

ла реальная угроза стать жертвой преследования за

общественно-политическую деятельность и убежде-

ния, отвечающие принципам, признанным мировым

сообществом.

Политическое убежище не может быть предостав-

лено лицам, поддерживающим идеи расовой и нацио-

нальной розни, возбуждающие антигуманные настрое-

ния и идею превосходства какой-либо группы людей.

Оно предполагает наличие у лица, которому предо-

ставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей

граждан РФ, если иное не установлено федеральны-

ми законами или международным договором РФ.

Убежище предоставляется на основании заявле-

ния лица и Указа Президента РФ о предоставлении

политического убежища. Этот Указ вступает в силу

со дня его подписания. а также: 1) проживают на территории РФ со дня

получения вида на жительство и до дня обраще-

ния с заявлениями о приеме в гражданство РФ

в течение 5 лет непрерывно, при этом срок про-

живания на территории РФ считается непрерыв-

ным, если лицо выезжало за пределы РФ не более

чем на 3 месяца в течение 1 года; 2) обязуются

соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

3) имеют законный источник средств к существо-

ванию; 4) обратились в полномочный орган иност-

ранного государства с заявлениями об отказе от

имеющегося у них иного гражданства; 5) владеют

русским языком.

Упрощенный порядок установлен для совершен-

нолетних дееспособных лиц в случаях: 1) состояния

лица в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

2) усыновления ребенка, являющегося гражданином

РФ; 3) наличия высоких достижений в области на-

уки, техники и культуры, а также обладания профес-

сией, представляющей интерес для РФ; 4) наличия

заслуг перед народами, объединенными РФ, в осу-

ществлении общечеловеческих идеалов и цен-

ностей; 5) получения убежища на территории РФ

в установленном порядке; 6) состояния в прошлом

лица или хотя бы одного из его родственников по

прямой восходящей линии в гражданстве РФ по рож-

дению.

3. Восстановлениев гражданстве РФ - возник-

новение у лица гражданства РФ в упрощенном по-

рядке в случае его утраты по каким-либо невинов-

ным основаниям.

В гражданстве РФ восстанавливаются иностран-

ные граждане и лица без гражданства, ранее имев-

шие гражданство РФ и проживающие на террито-

рии РФ в течение не менее 3 лет.

Основания приобретениягражданства РФ:

1) по рождению; 2) в результате приема в граждан-

ство РФ; 3) в результате восстановления в граждан-

стве РФ; 4) по иным основаниям.

1. По рождениюгражданство приобретается,

если на день рождения ребенка: 1) оба его родите-

ля или единственный его родитель являются граж-

данами РФ; 2) один из его родителей имеет граж-

данство РФ, а другой родитель является лицом без

гражданства, или признан безвестно отсутствую-

щим, или место его нахождения неизвестно; 3) один

из его родителей имеет гражданство РФ, а другой

родитель является иностранным гражданином, при

условии, что ребенок родился на территории РФ,

в ином случае он станет лицом без гражданства;

4) оба его родителя или единственный его родитель,

проживающие на территории РФ, являются иност-

ранными гражданами или лицами без гражданства,

при условии, что ребенок родился на террито-

рии РФ, а государство, гражданами которого явля-

ются его родители или единственный его родитель,

не предоставляет ребенку свое гражданство; 5) ро-

дители ребенка неизвестны, а сам он находится на

территории РФ, при условии, если родители не

объявятся в течение шести месяцев со дня обнару-

жения этого ребенка.

2. Приемв гражданство РФ может быть в общем

и упрощенном порядке.

В общем порядке гражданство РФ принимают же-

лающие принять гражданство РФ иностранные

граждане и лица без гражданства, которые достиг-

\/ли возраста 18 лет и обладают дееспособностью,

СО входит.

—*- Черты правового статусаавтономного округа (об-

ласти): 1) конституционно-правовое положение авто-

номного округа (области) является одновременно со-

вокупностью статуса части субъекта РФ и статуса

самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-

правовая природа автономных округов (области) та-

кая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный

субъект РФ; 3) автономный округ (область), как пра-

вило, входит в состав края, области, т. е. обладает

единой территорией и населением с субъектом РФ,

в состав которого входит автономное образование.

Двойственный характер правовой природы авто-

номного округа (области) не означает ограничение

этих субъектов РФ в правах по отношению к иным

субъектам РФ. Автономный округ (область) - рав-

ноправный и самостоятельный субъект РФ.

Он обладает собственной территорией и объемом

полномочий, населением, системой государственных органов, уставом, законодательством, адми-

нистративно-территориальными границами и т. п.

Правовое положение автономного округа (обла-

сти) не может быть изменено без предварительно-

го его согласия.

Статус автономного округа (области) такой же, как

и всех других субъектов РФ. В связи с этим на них

распространяются все права субъектов: право на

символику субъекта, на равное положение в отно-

шениях с РФ и т. д.

На автономный округ (область) частично рас-

пространяется влияние органов государственной

власти края, области, в которые они входят, для

этого устанавливаются специальные законы субъек-

тов РФ и заключаются договоры между ними о пре-

делах компетенции.

Автономный округ (область) самостоятельно регу-

лирует вопросы владения, пользования и распоряже-

ния землей, недрами, водными, лесными и другими СМ

природными ресурсами в соответствии с основами СО

законодательства, кодексами, законами РФ.

Конституцией РФ и Договором о разграничении

предметов ведения и полномочий между федераль-

ными органами государственной власти РФ и орга-

нами власти автономной области, автономных

округов в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.)

устанавливается перечень предметов совместного

ведения федеральных органов государственной вла-

сти РФ и органов государственной власти автоном-

ной области, автономного округа, которые могут быть

ими переданы друг другу по взаимному соглашению.

По вопросам своего и совместного с РФ ведения

автономные округа (область) вправе принимать пра-

вовые акты. А также вправе издать специальный

именной федеральный закон, но в настоящее вре-

мя ни один автономный округ (область) еще не вос-

пользовался этим правом.

 


[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – С.574.

[2] Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С.562.

[3] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – С.657.

[4] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – С.576.

[5] Лазарев В. В. Конституционное право. - М.: Новый Юрист, 2002. – С. 325.

[6] Лазарев В. В. Конституционное право. - М.: Новый Юрист, 2002. – С.325.

[7] Прудников А.С. Конституционное право России: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С.565.

[8] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – С.635.

[9] Глотов В. В. Основы конституционного права: Учеб пособие. - Воронеж: Изд-во Воронеж гос. тех. ун-та, 2001. – С.224.

[10] Глотов В. В. Основы конституционного права: Учеб пособие. - Воронеж: Изд-во Воронеж гос. тех. ун-та, 2001. – С.226.

[11] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – С.24.

Предмет конституционного права РФ как отрасли права.

 

Предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.184.215 (0.02 с.)