Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По сравнению с нормами других отраслей права, нормы конституционного права имеют некоторые особенности. Специфические черты конституционно -правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью. К числу таких особенностей следует отнести: 1) Своеобразие вида конституционно-правовых норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулятивного характера. К таким нормам относятся: нормы-определения, с помощью которых вносится ясность в понятие основных конституционно-правовых институтов и терминов государственного права – в ст. 94 Конституции дается определение Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации; нормы-принципы – значительная часть таких норм содержится в главе I-ой Конституции, которая закрепляет приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, разделения властей, правового государства и т.д. (ст. ст. 3, 4, 8, 10, 13 и др.); в государственном праве есть нормы – цели, нормы – задачи, нормы – программы. Так, в статье 7 Конституции дано определение России не только как социального государства, но и устанавливается положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Существует особая категория норм-разъяснений о времени применения тех или иных положений. Такие нормы чаще всего встречаются в федеральных законах, когда определяется время вступления федерального закона или отдельных его статей в силу. Можно также выделить нормы, в которых адресат четко определен (Президент Российской Федерации) и нормы, которые не имеют четко выраженного адресата (человек и гражданин). Многие государствоведы, проводящие соответствующую классификацию, выделяют и другие особенности коьнституционно-правовых норм. Однако вряд ли можно согласиться с И.А. Конюховой относительно наличия в государственном (конституционном) праве норм-символов. В качестве примера приводятся федеральные конституционные законы от 25 декабря 2000 года о государственных символах Российской Федерации34. Сразу же возникает вопрос: с каких это пор федеральный конституционный закон является символом? Символ – это знак или опознавательная примета. Герб, действительно, эмблема, с помощью которой придается символическое значение, выражающее исторические, национальные и иные традиции владельца, а государственный герб – это официальная эмблема государства и ее описание устанавливается государственно-правовыми нормами. 2) Конституционно-правовым нормам присущ учредительный характер содержащихся в них предписаний.Именно конституционно-правовыми нормами определяется наименование государства, форма его правления, форма государственного устройства. Конституционно-правовые нормы первично устанавливают наименование нормативных правовых актов всех других государственных органов, порядок их принятия, их юридические свойства, порядок их опубликования и вступления в силу; определяют компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления; права, свободы и обязанности человека и гражданина и др. 3) Особый механизм реализации конституционно-правовых норм– также одна из особенностей конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в процессе реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния. Например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации, быть студентом высшего учебного заведения и др. 4) Конституционные нормы отличаются от норм других отраслей права своей структурой.– Обычно правовая норма состоит из трех частей: диспозиции, гипотезы и санкции. Однако, трехчленная структура правовой нормы – это лишь образец. Что касается конституционно-правовых норм, то их специфика состоит в том, что они в своем подавляющем большинстве не содержат всех трех указанных элементов. Структура одних конституционно-правовых норм может соответствовать традиционной модели, структура других, а таких большинство, может быть представлена в виде различных модификаций. Во-первых, подавляющее большинство конституционно-правовых норм состоят из одной диспозиции. Диспозиция присутствует (обязательно) в каждой правовой норме, поскольку определяет само ее существование. Диспозиция составляет сущность правовой нормы, которые мы называли: нормы-определения, программно-целевые, учредительные, нормы-принципы и др. Так, первая статья Конституции Российской Федерации устанавливает: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»; статья 80-я – «Президент Российской Федерации является главой государства» и др. Во-вторых, имеются конституционно-правовые нормы, которые состоят из двух элементов – диспозиции и гипотезы. Гипотеза служит целям установления сферы действия диспозиции. Она как бы обслуживает применение диспозиции, определяет условия, границы ее осуществления. Например, в ч. 4 статьи 105 Конституции сказано: «Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, еслиза него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо еслив течение четырнадцати дней он не был одобрен Советом Федерации». А вот иная формулировка в п. 6 статьи 125 Конституции: «акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» В-третьих, многие государствоведы считают, что наиболее характерной особенностью конституционно-правовых норм является отсутствие в их структуре санкций. Действительно, подавляющее большинство конституционно-правовых норм не имеют санкции. Обычно под санкцией понимают определение юридического последствия, наступающее при нарушении или несоблюдении диспозиции данной правовой нормы. Вопрос о санкции как структурном элементе конституционно-правовой нормы неразрывно связано с вопросом о средствах, способах их охраны со стороны государства. В связи с этим следует отметить два основных варианта защиты конституционно-правовых норм при их нарушении. Прежде всего, о конституционно-правовой санкции можно говорить только в том случае, когда соответствующая санкция закреплена в самой конституционно-правовой норме. Такие нормы с соответствующими санкциями содержатся в Конституции Российской Федерации. К ним следует отнести: отрешение от должности Президента Российской Федерации (ст. 93); роспуск Государственной Думы (ст. 109); отставка Правительства Российской Федерации в случае выражения ему недоверия Государственной Думой (ч. I и ст. 117). Конституционные санкции могут состоять в устранении конституционных нарушений: отмена законов (ч. 3 ст. 115), приостановление действий законов (ч. 2 ст. 85), запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15). Соответствующие санкции также содержатся в федеральных конституционных законах, например в ФКЗ о референдуме Российской Федерации, в федеральных законах о выборах государственных органов Российской Федерации (отмена решения о регистрации, признание выборов по одномандатному округу недействительными и др.). В случае установления фактов нарушения Конституции Российской Федерации или федеральных законов государственными органами субъектов Российской Федерации, Президент Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных федеральным законом, принимает решение о приостановлении решений исполнительных органов субъектов РФ, досрочном роспуске законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и об отрешении от должности высших должностных лиц субъектов Федерации. Из рассмотренного следует, что при нарушении требований Конституции и федеральных законов, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, всегда наступает конституционно-правовая ответственность. Однако, в зависимости от тяжести содеянного при нарушении государственно-правовой нормы и с учетом личности виновника характер содеянного может быть квалифицирован применительно к требованиям административного или уголовного законодательства. Административная ответственность может наступить за нарушение отдельных требований законодательства о выборах и референдума – ст. 5.1–5.25, 5.45-5.52 (например, за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности – штраф на граждан в размере до 15 МРОТ, а на должностных лиц – до 30 МРОТ; подкуп избирателей, участников референдума – штраф на граждан в размере до 25 МРОТ, а на юридических лиц – до 500 МРОТ и др.). Более тяжкие нарушения избирательного законодательства расцениваются как уголовное преступление и ответственность наступает по статьям 141-141.1, 142-142.1 УК РФ (например, воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет; а фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов – вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет). Итак, что же характерно для конституционно-правовых санкций? Во-первых, они применяются в связи с необходимостью обеспечения надлежащего исполнения норм конституционного права; во-вторых, конституционно-правовые санкции применяются не только тогда, когда о субъекте правоотношения можно сказать, что он преступил федеральный закон, но и в том случае, когда можно сказать, что он «не справился с обязанностями», «не оправдал доверия» (отзыв депутатов представительных органов местного самоуправления); в-третьих, конституционно-правовые санкции могут применяться и как санкции, и как не санкции. Так, санкцию в виде отставки Правительства можно рассматривать как возможную меру его ответственности за осуществление полномочий, предоставленных ему Конституцией; в-четвертых, это особая система тех органов, которые вправе решать вопрос о применении конституционно-правовых санкций. Безусловно, санкции не играют ведущей роли в конституционном праве и применение принуждения не являются доминирующим способом конституционно-правового воздействия на общественные отношения. Реализация конституционно-правовых норм происходит преимущественно через беспрепятственное осуществление субъективных прав, выполнение обязанностей и соблюдение запретов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.012 с.) |