Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов.



В характеристике российского федерализма важным является уяснение статуса основных субъектов федеративных отношений: Российской Федерации как целого и субъектов РФ как составных частей целого.

Принципы российского федерализма предопределяют основы конституционно-правового статуса Российской Федерации, основными элементами которого являются:

федеральная учредительная власть;

государственный суверенитет;

территориальное верховенство России (при этом территория РФ имеет не только внутреннее, государственно-правовое, но и международно-правовое значение, включает в себя не только территории всех субъектов РФ, но и такие пространства, как территориальное море, внутренние воды, воздушное пространство);

единое федеральное гражданство;

государственный язык;

федеральный бюджет, федеральная государственная собственность, единые таможенная, денежная, кредитная и налоговая системы;

единая правовая система;

система федеральных органов государственной власти, единые судебная система и система органов прокуратуры;

единая внешняя политика, членство в межгосударственных объединениях;

единые Вооруженные Силы;

конституционное закрепление предметов исключительного ведения Российской Федерации;

наличие государственных символов России: герба, гимна, флага, столицы.

Таким образом, статус Российской Федерации включает важнейшие черты ее федеративной государственности. Он характеризуется прежде всего тем, что Российская Федерация является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим на всей своей территории полнотой государственной власти, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с федеральной Конституцией находятся в ведении субъектов РФ.

Для любого федеративного государства чрезвычайно важно достижение гармонии в отношениях частей (субъектов федерации) и целого (самой федерации). Большинство федераций мира с точки зрения статуса их составных частей симметричны, т. е. состоят из однопорядковых субъектов. В некоторых же федеративных государствах субъекты федерации обладают различным объемом правомочий – асимметричные федерации. Абсолютно симметричных федераций с юридической точки зрения не существует, и во всех федеративных государствах имеют место те или иные элементы асимметрии.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что в Конституции РФ закреплен симметричный характер федерации. Более того, конституционный текст содержит целый ряд положений о равноправии субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5, ч. 2 ст. 72, ст. 77 и др.).

Поскольку все субъекты РФ являются государственными образованиями, общие начала их конституционно-правового статуса созвучны основным элементам статуса Российской Федерации:

собственная система государственной власти, в том числе учредительной (самостоятельность регионов в этой сфере не безгранична, органы государственной власти субъектов РФ являются составной частью единой системы государственной власти России);

собственная правовая система (но являющаяся составной частью правовой системы РФ);

собственные предметы ведения (наряду с возможностью участия в решении общефедеральных вопросов);

собственная территория (но только суша; границы между субъектами РФ могут быть изменены по их взаимному согласию, но с утверждением этого решения Советом Федерации);

свои собственность, бюджет, система региональных налогов и сборов (но в рамках федерального регулирования основ имущественных отношений);

участие в международных и внешнеэкономических связях, право на сотрудничество друг с другом (но с участием или под контролем федерального центра, в частности отношения субъектов РФ с иностранными государствами или их составными частями регламентируются Федеральным законом от 04.01.99 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»);

собственная государственная символика (но используемая наряду с государственными символами РФ).

Давая характеристику общих элементов конституционно-правового статуса субъектов РФ, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, набор этих составляющих нормативно не закреплен, и в различных источниках возможны различные подходы; во-вторых, не все элементы статуса РФ могут быть автоматически «спроецированы» на статус субъекта РФ (в частности, обладание государственным суверенитетом, наличие собственных Вооруженных Сил, систем некоторых государственных органов и др.; все субъекты РФ являются неотъемлемой составной частью Российской Федерации, и поскольку суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, невозможно существование в рамках Российской Федерации каких-либо еще суверенных образований; государственный суверенитет неделим, и на одной территории не может быть двух суверенов); в-третьих, в определении содержания своего статуса субъекты РФ не полностью свободны и самостоятельны и связаны они прежде всего положениями основ конституционного строя России, которые являются едиными для всего государства и могут быть изменены только через принятие новой Конституции РФ.

Несмотря на бесспорное наличие общих черт в характеристике правового статуса субъектов РФ и равноправия субъектов РФ, существуют определенные различия как отдельных групп субъектов РФ, так и отдельных субъектов РФ независимо от принадлежности к той или иной группе. Даже некоторые нормы Конституции РФ и других федеральных правовых актов позволяют говорить о фактически асимметричной федерации в России. Так, ч. 2 ст. 5 Конституции РФ определяет статус республик как государств, имеющих свою конституцию в отличие от других субъектов РФ; ч. 2 ст. 68 дает право республикам устанавливать свои государственные языки, хотя национальных языков в РФ намного больше, чем республик, которых в России 21; основные законы республик (конституции) в отличие от уставов других субъектов РФ могут быть приняты путем проведения республиканских референдумов (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ, подп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); ч. 3 ст. 66 дает возможность автономной области и автономным округам иметь специальный именной федеральный закон о соответствующей автономии.

В учебной и научной литературе все субъекты РФ традиционно распределяются на три основные группы: республики (государства); края, области, города федерального значения (территориальные образования); национально-территориальные образования (автономная область и автономные округа). Это также дает основание говорить о различиях в их правовом статусе. Да и сама конституционная возможность изменения субъектом РФ своего статуса (ч. 5 ст. 66) предполагает различия в статусе отдельных регионов. Все подобные положения, внутренние противоречия российского законодательства дают почву для обоснования разностатусности составных частей России, прежде всего республик, по сравнению с другими субъектами РФ.

Таким образом, статус субъекта РФ включает не только традиционный набор прав, обязанностей, но и принадлежность к определенному виду субъектов. В то же время статус субъекта РФ включает все права, зафиксированные не только в Конституции РФ, но и в иных правовых актах.

Статус отдельных субъектов РФ может уточняться также в федеральных законах и иных правовых актах. В качестве примеров можно привести Закон РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», федеральные законы об особых экономических зонах (в Калининградской, Магаданской областях и др.), постановления Правительства РФ о федеральных целевых программах экономического, социального, культурного развития отдельных регионов и т. д.

Характеристика конституционно-правового статуса таких субъектов РФ, как автономные округа, имеет определенные особенности. Главная из них заключается в том, что все автономные округа, за исключением Чукотского, входят в состав края или области (Чукотский автономный округ в 1992 г. с соблюдением конституционных процедур вышел из состава Магаданской области и в соответствии с законом является непосредственно входящим в состав Российской Федерации). Такие субъекты РФ называют «сложносоставными», «составными», «сложноустроенными», «матрешечными» и т. п. С учетом того, что два субъекта РФ – Тюменская область и Красноярский край – включают в свой состав по два автономных округа, факт сложноустроенности предопределяет специфику статуса 16-ти российских регионов (более 1/5 всех субъектов РФ). Получается, что один равноправный субъект является частью другого, столь же равноправного (а отсюда возникают проблемы территории, формирования органов государственной власти, нормотворчества, взаимоотношений между собой и с федеральным центром и т. п.).

Рассмотрение статуса сложносоставных субъектов РФ невозможно без учета правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.1997 № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области».

Конституционный Суд, в частности, указал, что вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов РФ и договорами между их органами государственной власти. Включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию и она поглощается краем, областью (хотя автономный округ является субъектом РФ и одновременно составной, хотя и особой частью края, области). Речь идет лишь о различном уровне властных полномочий.

Вхождение автономного округа в край, область означает также признание населения округа составной частью населения края, области, а это предопределяет право населения автономного округа участвовать в формировании органов государственной власти края, области и соответствующую обязанность органов государственной власти округа обеспечить реализацию этого права.

Состояние вхождения автономного округа в состав края, области определяет особенности статуса не только округа, но и края, области, в которые он входит. Такое вхождение ни в коей мере не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ (в частности, не ущемляет его возможности участвовать в договорном процессе с другими субъектами РФ, а также с федеральным центром), не ставит его в зависимое положение от края, области; более того, такое состояние порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения (в том числе и отношения с другими субъектами РФ и федеральными властями) с учетом интересов друг друга.

Анализ конституционно-правового статуса субъектов РФ с точки зрения их равноправия невозможен без учета двух принципиальных положений. Во-первых, «равноправие» не есть «полноправие». Конституционная возможность заключения договоров между Российской Федерацией и ее субъектами не уравнивает субъектов этих договоров. Не может быть договора между Российской Федерацией и ее субъектом как равноправным с ней государством (тем более что Конституция допускает возможность заключения договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов). Не может часть целого быть равна этому целому а тем более превалировать над ним. Субъекты РФ равноправны не с Россией, а между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Во-вторых, в Конституции РФ речь идет именно о равноправии, но не о равенстве субъектов РФ, о равенстве в правах, но не о равенстве фактическом. Как не могут быть равны фактически граждане государства (хотя все они равноправны, равны юридически), так не могут быть равны фактически и составные части государства (даже на одном видовом их уровне). Субъекты РФ не равны по размеру территории, численности населения, национальному составу, экономическому потенциалу и т. д. (в частности, на Москву приходится 0,3 % территории, но почти 10 % населения Российской Федерации, более 1/3 доходов федерального бюджета). Тем не менее совершенно очевидно, что в едином федеративном государстве все субъекты РФ должны иметь равные права, равные возможности в реализации политических, социально-экономических и иных прав своих народов и каждой личности. И равенство это должно проявляться главным образом во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, в предоставлении субъектам одинакового объема прав и полномочий по предметам их ведения и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Тенденция выравнивания статуса субъектов РФ стала одной из очевидных, проявившихся тенденций во внутрифедеративных отношениях в современной России.

 

Президент РФ.

Президент РФ — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Правовой статус

Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции Российской Федерации.

Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.

Статья 93 конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления <…>», который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны»

Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве.

Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти: на­значает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства), на­значает выборы в Государственную Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

2. Полномочия в правотворческой сфере: активно использует пра­во законодательной инициативы в Государственной Думе, подписыва­ет и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного
вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запро­сом о конституционности отдельных федеральных законов и других
актов.

3. Полномочия в области внешней политики, обороны и нацио­нальной безопасности: осуществляет руководство внешней политикой
РФ, ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами РФ, утверждает военную
доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и осво­бождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и воз­главляет Совет безопасности, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

К этой группе относятся полномочия по введению Президентом на основе федеральных конституционных законов особых право­вых режимов управления на всей территории государства или в отдель­ных местностях — военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности: решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента использовать согласи­тельные процедуры для разрешения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей в федеральных округах и государ­ственных органах. Он возглавляет авторитетный совещательный ор­ган — Государственный Совет РФ.

Глава Российского государства выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей тер­ритории РФ. Указанные акты появились вместе с институтом Президента — в июле 1991 г.

Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не долж­ны противоречить Конституции РФ и федераль­ным законам (ст. 83 Конституции). Они подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательными нормами. Президент эти акты издает самостоятельно.

Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава госу­дарства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. По­следние издаются по таким?ам, как гражданство, предоставле­ние политического убежища, кадровые назначения, награждение госу­дарственными наградами и др.

В современный период сфера правового регулирования, охватыва­емая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. указано, что практика издания указов, восполняю­щих пробелы в правовом регулировании повопосам, требующим за­конодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам и, во-вторых, их действие ограничивается принятием соответствующих законов. Широкое распространение «указное нормотворчество» получило в 1994—1998гг. В современный период роль и область применения указа несколько сократилась.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) право­вые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного ха­рактера.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Консти­туционность актов главы государства может быть проверена Конститу­ционным Судом РФ.

Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию представляет собой официальный документ большой политической значимости, но не содержит норм права и поэтому не носит норматив­ного характера.

Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему пол­номочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Пре­зидент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ до новых выборов Пре­зидента РФ.

Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяж­кого преступления. В этом случае «нижняя» палата — Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное за­ключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, состав­ляющей не менее одной трети от общего числа членов Государствен­ной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдви­жении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает реше­ние об отрешении Президента от должности «верхняя» палата — Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты (119 членов Совета Федерации).

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Прези­дента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президента, то обви­нение считается отклоненным. Заметим, что при совершении главой го­сударства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура во­обще не применяется.

После отрешения от должности Президент РФ, в случае соверше­ния преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

 

Правительство РФ.

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

Компетенция Федерального Собрания и его палат.

Федеральное Собрание России – это парламент России, являющийся представительным и законодательным органом, состоящий из двух палат – Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России – по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти, а Государственная Дума состоит из четырехсот пятидесяти депутатов, она избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший возраста двадцати одного года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может являться одновременно депутатом других представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока действия их полномочий – они не могут быть:

o задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления);

o подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом Для обеспечения безопасности других людей).

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание России – это постоянно действующий орган. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания, хотя Президент России может созвать это заседание ранее указанного срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы прошлого созыва.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Хотя их заседания являются открытыми, все же в предусмотренных регламентами палат случаях они могут проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента России, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат избирает из своего состава председателя и его заместителей, которые ведут заседания соответствующих палат и ведают внутренним распорядком палаты. Каждая из палат образует внутри себя комиссии и комитеты, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения, принимает свой регламент, решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации

В ведении Совета Федерации находится решение следующих вопросов:

1). Утверждение:

а) изменения границ между субъектами РФ;

б) указов Президента России о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

2). Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами территории РФ;

3). Назначение:

а) выборов Президента России;

б) на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

4) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией России. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия не предусмотрен Конституцией РоссиИ.

Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы

К ведению Государственной Думы относится решение следующих вопросов:

1. согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

2. решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ (действует на основании федерального конституционного закона);

4. объявление амнистии;

5. выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает Постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией России. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок принятия не предусмотрен Конституцией России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.077 с.)