Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Происхождение государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе. Происхождение государства.



1. Понимание тенденций развития любого социального явле­ния невозможно без знания его исторических корней, условий их возникновения и развития. Государство и право появились на определенной ступени развития человечества. Современная ан­тропология считает, что человек современного, кроманьонского типа (неонантроп) существует около сорока тысяч лет. Между тем первые государственные образования появились около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди сов­ременного типа, неонантропы, существовали без государства.

Самые ранние формы объединения предков современного че­ловека — архоантропов и палеоантропов - были связаны с не­упорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные «семьи» или первобытные стада, использу­ющие самые примитивные орудия труда — необработанные палки, колья, камни. Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда — обработанные каменные топоры, копья, скребки и т.п., а также добывать огонь, строить примитивные жилища. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей — первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наиболее естественной формой связи между пред­ками и потомками первобытного человека.

Установление экзогамии, т.е. брачных отношений только меж­ду представителями разных родов и соответственно запрета на крово-смешение внутри рода, явилось одним из важнейших до­стижений родового строя.

Кровнородственный принцип объединения первобытных лю­дей в те времена был единственно возможным. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным, очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге воз­вышала роль женщины. Поэтому род строился на основе матри­архата. Экономика родового строя была присваивающей (люди получали готовый продукт от дикой природы путем охоты, соби ратедьства, рыбной ловли). Полученный продукт составлял об­щую собственность родовой общины. Прибавочного продукта присваивающая экономика, как правило, не давала.

Таким образом, род (или первобытная родовая община) пред­ставлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на ору­дия труда и продукты производства. Из этих условий происте­кали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. Отсюда вытекали соответствующие формы организации общественной власти и управления. В уп­равлении участвовали все взрослые члены рода - как мужчины, так и женщины.

Высшим органом власти было общее собрание, на котором ре­шались вопросы, касающиеся всего рода. Оно избирало старей­шину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью рода. Для решения важных дел собирался совет старейшин - вождей. Но их власть базировалась исключи­тельно на авторитете, уважении членов рода, храбрости как охот­ников и воинов. Споры между членами рода разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и со­стояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказания было изгнание из рода.

Род защищал своих членов от внешних врагов как военной си­лой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления и принуждения, выделенного из общества. Они выполнялись самими членами рода. Это позволя­ет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную демократию. Она не знала ни имущественных, ни социальных различий, ни государственно-политических форм. Такую неполитическую общественную власть этнографы назы­вают потестарной.

2. Порядок во внутриродовых отношениях обеспечивали обы­чаи. Они коренились в исторической преемственности, складыва­лись в процессе длительной практики, передавались из поколения в поколение через легенды, мифы, обряды и т.п. Обычаи вклю­чали в себя непререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, устоявшиеся религиозные процедуры и представления. Обычаи соблюдались в силу привычки, общности интересов членов рода, равенства их положения, отсутствия между ними непримиримых противоречий.

В обычаях родового строя невозможно вычленить традици­онные, нравственные, религиозные и правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. Обычаи носили слит­ный (синкретический) характер первоначальных императивов (повелений). В современной исторической науке и этнографии они получили название «мононормы».

3. На поздних стадиях происходит отпочкование новых родо­вых общин от первоначальных. Связь между ними сохранялась в виде более крупных образований — фратрий (братств) и племен. Развитие племенных объединений совпадает с началом разло­жения первобытно-общинного строя. Племя, как правило, име­ло свою территорию, свое особое имя, язык или диалект, общие религиозные и бытовые обряды. Организация власти в племени основывалась на началах родовой демократий. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в со­став племени. Избирался военный вождь племени. По мере даль­нейшего развития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались к племенным органам.

Развитие общественного производства не могло остановить­ся на первобытном уровне. 10—12 тысяч лет назад начался пере­ход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собира­ние плодов) к производящей (скотоводство, пахотное (плужное) земледелие). Человек научился выплавлять и использовать для изготовления орудий труда металлы. Этот период получил назва­ние неолитической революции, поскольку произошел в период позднего неолита.

Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий труда повлекло за собой серьезные общественные последс­твия. Появилось скотоводство, пахотное земледелие. Это способс­твовало быстрому росту населения, развитию производства, реме­сел, искусства, возникновению городов, письменности и т.д.

Главным следствием неолитической революции явился рост богатства. Земледелие и скотоводство давали избыток продукта (прибавочный продукт). На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопле ние богатства. Излишек продукта создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для.^держания скота и обработки полей. Такую рабочую силу дава­ла война.

Производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, иму­щественному расслоению населения, делению на богатых и бед­ных, рабов и господ, неравноправные касты. У некоторых народов (Древние Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные поли­сы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Евро­пе в первом тысячелетии н.э. разложение родового строя приве­ло к феодализму.

Важным последствием неолитической революции явился пере­ход от родовой к соседской (крестьянской) общине. Обществен­ная собственность материнского рода постепенно переходит в частную собственность отдельных семей. Мужчина становится главой семьи и собственником основных средств и продуктов про­изводства. Матриархат сменяется патриархатом.

С развитием производящего хозяйства территория родов и племен становится ареной деятельности купцов, ремесленников. Здесь возникают города. В это же время происходит переселение различных народов. Теперь на одной и той же территории жили разноплеменные группы населения, отношения между которыми не могли регулироваться обычаями родового строя. Новые усло­вия требовали и новой, территориальной организации, охваты­вающей все население.

Одним из факторов, ускоривших переход родового строя к государству, было возросшее значение войн и военной органи­зации у многих племен. Военная организация постепенно превра­щалась в систему «военной демократии». Это вело к укреплению единоличной власти военных вождей, претендовавших на переда­чу своей власти по наследству, к доминированию власти военного вождя над властью собрания племени, превратившегося в собра­ние военной дружины. У некоторых народов (египтян, шумеров, скифов) в руках военноговождя сосредоточиваются функции вер­ховного жреца и верховного судьи. Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ.

Существенное влияние на процесс образования государства, объединение отдельных родов и племен в единые народы оказала религия. Династии новых властителей стремились утвердить и общие религиозные каноны. Религия утверждала, что вожди полу­чают власть от богов, оправдывала передачу ее по наследству. Та­ким образом, возникновение государства обусловлено действием как объективных (экономических), так и субъективных (войны, религия и т.п.) факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.007 с.)