Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая власть: понятие, источники и ресурсы. Легальность и легитимность власти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Загадки и парадоксы политической власти, выступающей одновременно и целесообразной силой, и злой волей, занимали умы философов и писателей. Поэтому власть играет двойственную, амбивалентную роль, то будучи необходимым и целесообразным механизмом общения людей, управления обществом, то выступая в качестве злой и дегуманизированной, сакральной силы. Большинство идей и концепций, трактующих политическую власть, а также определения категории «власть» в ранней истории политической мысли связаны с необходимым порядком и согласием между людьми, управлением и целесообразным регулированием человеческих отношений. Затем уже в Новое время идея целесообразности механизма государственной власти находит более развернутое обоснование в теории «общественного договора». Но еще со времён Античности в политической мысли постоянно присутствует и осуждение власти как таковой. Аристотель (и позднее Монтескье) отмечал опасность злоупотребления властью, отчуждения ее от рядовых граждан, когда обладающие властью используют ее для своей частной пользы вместо общего блага. В одном из диалогов Платона говорится: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью». Примерно так же спустя две с лишним тысячи лет, в 1887 г. высказался британский политик Лорд Актон: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда - дурные люди... Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть - самая постоянная и активная сила». Почти все мыслители прошлого, рассуждая о власти, не дают ей четкого определения, хотя и признают, что власть - условие политики, а также науки об этой сфере деятельности человека. Власть - это главная проблема, основной нерв, особый болевой центр политики. Н. Макиавелли («Государь») писал, что политика - совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее. Э. Хейвуд («Политика») отмечал, что политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами. Таким образом, власть находится в центре политики и является ключом к пониманию едва ли не всех других ее аспектов. С властью связана смысловая группа парных сопоставлений: власть и - мощь (могущество), влияние, господство, авторитет, убеждение, принуждение (насилие). Этимологически понятие «власть» происходит от древнегреческого слова «кратос». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. Многозначность понятия власти обусловливают и разные ее определения. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются марксистская, веберовская, бихевиористская, реляционистская и другие теории. Такое многообразие объясняется тем, что авторы строят свои теории на разных исходных основаниях. Волевые концепции, например, рассматривают власть как потенциальную способность или возможность навязывать волю какого-либо политического субъекта другим. Такой подход особенно характерен для традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер прибегают к волевой способности в самых разных, порой полярных определениях власти (например, как «воли экономически господствующего класса» К. Маркса или «энергии и воли сверхчеловека» Ф. Н ицш е и т.д.). Классическое определение категории «власть» дает М. Вебер, который понимает ее, как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая зависимость основывается». Во многих «волевых» определениях и подходах к власти ставится вопрос о средствах ее реализации и способах ее «распредмечивания», следовательно, инициирует ее инструментально-силовое понимание, связанное также с англо-американской традицией. Такой же трактовки власти как реальной силы и средств реализации воли придерживаются и сторонники бихеовиристской «силовой» модели власти американской школы «политического реализма», которые и во внутренней (Д. Кэтлин) и в международной (Г. Моргентау) политике пропагандируют точку зрения на публичную власть как на силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определенные ресурсы и (при необходимости) использующего даже прямое насилие и принуждение. Бихевиористские концепции власти рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди властвуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее на уровень личности с субъективной мотивацией (Г. Лассуэлл). Близки к бихевиористскому подходу психологические интерпретации власти, объясняющие субъективную мотивацию политического поведения через сознание и подсознание людей - психоанализ. По мнению приверженцев этой идеи, власть возникает как взаимодействие воли к ней - одних и к готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Б. Эдельман). Широкое признание в современной политической теории получили системный и структурно-функциональный способы интерпретации власти, которые мы можем увидеть в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Кро- зье и др. Системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает ее как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Власть, по Парсонсу, понимается как аналогичный деньгам символический посредник, циркулирующий внутри политической системы, но способный перемещаться оттуда в три функциональные подсистемы общества - экономическую, социальную и культурную. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системность власти обуславливает ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы. Сторонники структурного функционализма рассматривают власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанной на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. В Гражданскую войну сибирские крестьяне воевали против «белых» и против «красных» пока не убедились, что без власти жить нельзя. Власть - это еще и свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния. Власть предполагает занятие руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций. Право использовать власть, какие-либо негативные санкции по принципу обмена или даже принуждения, чтобы закрепить главенство одного решения над другим, Парсонс квалифицировал как авторитет. Взгляд на власть как отношение двух воль и влияний, при котором одна сторона навязывает другой свое решение сформировали интеракционистские концепции власти, согласно которым властное отношение выполняет роль своего рода стабилизатора в совокупной системе общественных отношений, пронизывая ее всю насквозь, регулируя конфликты, упорядочивая постоянно возникающие противоречия по поводу распределения материальных ресурсов (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.) и обеспечивая тем самым социальное равновесие. На таких же основаниях базируются реляционистские (от франц. слова «relation» - отношение) определения власти, рассматривающие ее как отношения между двумя партнерами, при которых один из них оказывает определяющее влияние на второго. В данном случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Итак, все эти различные трактовки феномена власти не исключают друг друга - они фиксируют разные и совершенно реальные ее аспекты. В политологической литературе нередко выделяют как минимум три таких аспекта. В соответствии с директивным аспектом власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение указания верховного властителя, будь то человек или институт. Важно и функциональное измерение, т.е. понимание власти как способности и умения реализовывать фун кци ю общественного управления на практике. Данная функциональность обусловлена тем, что политическая власть представляет собой отношения между теми или иными субъектами и объектами, политическими секторами (отдельные граждане, их организованные группы, партии, государства и т.д.). Коммуникативный аспект власти обусловлен уже тем, что осуществление власти идет путем общения, с использованием языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. Все три перечисленных аспекта власти - совершенно реальны, но всё же не совсем равнозначны. Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. М. Вебер, как уже отмечалось выше, дал не только классическое определение власти («Политика как призвание и профессия»), но и сформулировал ее три идеальных типа. Первый из них он обозначил как индивидуализированную власть, которая обычно осуществляется одним человеком (зачастую харизматическим) и во многом зависит от его личных качеств. Смелость правителя, умение повести за собой людей и соотносить свои силы с противником играли решающую роль. Макиавелли добавил и другие качества, необходимые властителю, - ловкость, изворотливость, способность добиваться цели любым путем, независимо от моральных ограничений. Однако у власти данного типа есть серьезные недостатки - прерывистый характер и отсутствие четких правовых границ. В случае смерти такого правителя, как правило, наступает период политического и иного кризиса (смуты), поскольку такое руководство трудно воспроизвести его наследнику. Следующий идеальный тип - это институционализированная власть. Политические мыслители долго размышляли о том, как сделать осуществление власти непрерывным. Именно этой цели служат различные политические институты и государственные учреждения. Институционализированная власть по существу означает современное государство. Абстрактная власть институтов воплощается в конкретных людях. Итак, третий идеальный тип власти - персонифицированная. В последнее время наблюдается усиление личностного фактора во властвовании. В немалой степени это связано с приходом эры телевидения и позже - Интернета. Раньше многие люди даже могли не знать, как выглядит их правитель. Сейчас политики, можно сказать, вошли в частную жизнь граждан. Дистанция между властью и массами сократилась. Возникло явление, получившее название «государство- спектакль». Ореол властвования оказался подвержен эрозии. Итак, мы рассмотрели основные концепции феномена «власть». К власти вообще очень трудно подойти объективно, так как она, видоизменяется. Поэтому почти каждый известный политолог попытался сказать о власти что-то свое.
Некоторые авторы в учебниках по политологии выделяют вопрос структуры власти. На наш взгляд это очень условная схема, но она позволяет систематизировать и раскрыть ряд понятий связанных с феноменом власти. Тем более эти категории употреблялись в первой части лекции. Обратимся к схеме структуры власти и рассмотри ее основные категории по этой типологии.
Американский политолог Роберт Даль (1915) упростил веберовскую формулу власти: А имеет власть над Б настолько, насколько А может заставить Б сделать то, что он не сделал бы самостоятельно. Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, безопасности, обороны и др. Субъект власти воплощает ее активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и партий. Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мо щн ыми средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях». Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Источники власти определяются самой природой власти. Это все то, из чего власть, условно говоря, черпает властную волю и силу. Источники имеют исторический характер. В современных условиях основную роль среди них могут играть демократические процедуры (рационально-правовые источники), а также традиции, природная одаренность (харизма) лидеров. В политической практике высшей власти достигают, как правило, используя самые различные источники власти: богатство, положение, занимаемое в обществе, организацию, информацию и знания, авторитет, закон, тайные процедуры и др. В советском обществе, например, источником власти выступала доктрина построения коммунизма, своеобразно интерпретированная социальными группами и индивидами. Ресурсы власти в широком смысле представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Классификаций ресурсов существует несколько. Так, в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти делят на экономические, социальные, культурно-информационные и принудительные (силовые). Как считает американский социолог-политолог О. Тоффлер, в ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть предоставляют знания и информация. По другой классификации политологи делят ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные - это материальные и другие социальные блага, с их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Этот же ресурс может быть использован и в качестве наказания. В качестве принудительных (силовых) ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не помогают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Функции власти - это многоуровневая сфера отношений, связанная со стабильностью общества и динамикой его развития. Это показатель ее эффективности, проявляющийся: в выработке стратегии управления обществом; разработке, принятии конкретных решений по основным направлениям развития общества; в оперативном управлении и регулировании общественных процессов; в контроле за важными параметрами стабильности всех государственных структур и организаций. Итак, особенности различных элементов власти: субъекта, объекта, ресурсов, функций и процесса - могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Вместе с тем одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную (духовно-информационную) и политическую. Подчеркнем отличительные признаки политической власти: 1) легальность использования силы в пределах государства; 2) верховенство, обязательность решений для всякой иной власти; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность; 4) моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия решений; 5) многообразие ресурсов. Классификация власти по видам является далеко не единственной. В зависимости от субъектов власть бывает автократической (самодержавной), олигархической (группократия), самоуправленческой (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую и т.д. По широте влияния выделяются: мегауровень - международные организации, например ООН, НАТО и т.д.; макроуровень - центральные органы государства; региональные и микроуровневые структуры. По своим функциям власть делится на законодательную, судебную и исполнительную. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти ее типологизи- руют на тоталитарную, авторитарную, демократическую и т.д. Эта классификация совпадает с типологией политических систем и режимов. Подробнее об этом речь пойдет в следующих главах. Отношения власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Многие политологи считают, что политическое господство является важнейшей формой политики, а изучение системы политического господства - одной из первейших задач политологии. Политическое господство означает структурирование в обществе отношений власти и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны и исполнительской деятельности - с другой. Политическое господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Политическое господство как институциализированная власть может по- разному оцениваться в обществе. Положительная оценка власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие граждан подчиняться означает ее легитимность. В основе легитимности власти лежат два принципа: 1) способность власти создавать у населения веру в то, что существующие институты являются наилучшими из возможных; 2) формирование убеждения в правомочности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества (на основе согласия или консенсуса). По словам М. Дюверже, легитимен любой режим, отвечающий народному консенсусу. Если власть есть сравнимый с деньгами символический посредник, то может происходить ее девальвация (снижение). Чем надежнее выполнение обязательств, тем выше цена власти; чем хуже выполняются обязательства, тем ниже доверие к власти. Когда участники политических отношений - прежде всего управляемые - не уверены в исполнении руководителями своих обязательств, то происходят кризисы власти, т.е. легитимности. Исследуя источники легитимности власти, М. Вебер выделил три типа господства по характеру их внутреннего оправдания: - традиционное - на основе авторитета исконных нравов и извечного закона; - харизматическое - оправдание авторитетом; - рационально-легальное - в силу авторитета рациональных установлений и правил. Типология социальных действий стала главной для веберовской концепции легитимного господства. В реальной политической жизни легитимности присущ смешанный характер, но для исследовательской цели Вебер выделил идеальные типы легитимности. 1. Традиционная легитимность, обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться любой власти, вере в непоколебимость и священность существую щи х порядков. Как, например, в монархической России. 2. Харизматическая легитимность, основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется и создается культ его личности. Харизматический способ легитимности часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиций или же на демократически выраженную волю боль ши нства. 3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Политическая практика современности дополняет классические веберовские типы новыми способами легитимации власти. Один из них - идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. В бывших социалистических странах использовалась классовая легитимность. На рубеже XX - XXI в. молодые постсоветские государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегали к националистической легитимации власти, зачастую с религиозным фактором, и устанавливали этнократические режимы с представителями во власти одной, коренной нации. Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако отношение к власти может быть не только с позиции норм нравственности (ценностным), но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Инструментальное отношение между властью и гражданами характеризуется понятием ее эффективности. Эффективность власти - это ее результативность, характеризующая степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий и запросов граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Кроме перечисленных, отметим еще одну категорию, связанную с властью. Ближайшей к термину «господство» многие политологи, вслед за М. Вебером, считают категорию авторитета, которая характеризует способность убеждать других людей к подчинению не вопреки, а с их согласия. Это специфический способ проявления власти, крайне неустойчивая форма правления. В самом общем виде авторитет определяется как средоточение власти. По этому поводу известна афористическая формула Цицерона: «Власть в народе, авторитет в сенате». Авторитет оказывается способностью политических руководителей выявлять, концентрировать и усиливать важнейшие моменты общего согласия. В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным, традиционным или легальным. Персональный авторитет основывается на личных характеристиках человека. Однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета - компетентность. Это настолько важное качество, что ученые предлагают выделить подвид персонального авторитета - компетентный авторитет. Традиционным, по М. Веберу, называется авторитет, легитимность которого обусловлена верой в святость власти и других законов. Легальный авторитет стремится на рациональных основаниях - вере в законность применяемых правил и праве тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды. Источник авторитета в таком случае - легальные нормы, законы, статусные права. Итак, мы обозначили основной круг категорий и понятий, связанных с феноменом власти как многомерным явлением. Феномен власти и неравенства ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько дискуссий, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.016 с.) |