Выборы как политический институт. Избирательные системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборы как политический институт. Избирательные системы



Выборы - это все формы индивидуального или коллективного доступа к власти (на определенный срок) и замещения должностей путем избрания голосованием президента, парламентариев, депутатов и т.д., что наделяет избранных лиц правом принимать решения.

Проблематика выборов включает в себя важнейшие политологические категории, которыми мы пользуемся в практической деятельности: избирательная система, избирательный (электоральный) процесс, избирательная кампания, политическое поведение (специфика электората) и др. Институт выборов регламентируется специальными законами, где фиксируются: ограничения избирательных прав по возрасту, полу, гражданству; различаются типы голосования: свободное или обязательное (в Австралии, например, за абсентеизм, т.е. неучастие в выборах, может быть наложен штраф); прямое или непрямое; равное или неравное (количественная разница голосующих при «нарезке» избирательных округов). Непрямые выборы реализуются через коллегии выборщиков (США). В большинстве стран мира нормой стали всеобщие прямые выборы как единственный способ непосредственного выражения суверенитета народа на национальном уровне (президентские и парламентские выборы). Наряду с ними существуют институты региональных, местных выборов, а также избрание наднациональных органов (Европарламент).

В различных учебниках подробно раскрыты функции выборов, из которых выделяют три главные: управляемые назначают своих управителей; официально оформляется расстановка политических сил (коалиции партий); признается легитимность публичных властей или они лишаются ее. Демократические свободные выборы субъектов власти предусматривают 3 условия: 1) свободу выдвижения кандидатур - как следствие образования партий; 2) свободу избрания - всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек - один голос»; 3) свободу голосования - тайное голосование, равенство всех в получении информации и возможности вести агитацию во время избирательной кампании.

Избирательные системы прошли длинный эволюционный путь, и в результате представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти - мажоритарную и пропорциональную. Вместе с тем большинство демократических стран, особенно в Европе, сочетают эти два подхода, т.е. предусматривают смешанный - в различном соотношении - способ голосования.

При мажоритарной (от лат. major - большой) системе в один или два тура

- ее еще называют системой относительного большинства - от каждого избирательного округа избирается один кандидат. Победителем на таких выборах в один тур считается получивший наибольшее число голосов (закон почти всегда закрепляет необходимый для этого процент принявших участие в выборах). Если выборы проходят в 2 тура, в первом из них успеха добивается кандидат, набравший абсолютное большинство (50+1 бюллетень) голосов. В ином случае во 2-й тур выходят 2 кандидата с относительной поддержкой избирателей.

Президентские выборы, как правило, предусматривают 2 тура.

При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил, так как система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных по партийным спискам голосов и фиксацию минимального процентного порога, чтобы быть представленной в органах власти. Пропорциональной системы придерживаются значительное число стран, таких как Бельгия, Финляндия, Швеция, Австрия, Италия и др., где существует несколько вариантов пропорционального представительства, а значит подсчета голосов, подкрепленных весьма сложными математическими выкладками. Принцип округления количества голосов при подсчете позволяет различать разновидности пропорциональных систем. Вместе с тем обе системы имеют как сторонников, так и противников. Одни считают, что мажоритарная система позволяет укрепить власть. Сторонники пропорциональной системы полагают, что она способна представить полный спектр политических предпочтений избирателей, содействовать развитию многопартийности. Третьи предлагают использовать смешанные способы голосования. Смысл дискуссий по избирательным системам состоит в том, что предпочтительнее для данного общества: сильное правительство или более представительное правление.

По мнению американского политолога Майкла Уоллерстайна, наиболее стабильны и дееспособны три модели сочетания формы правления и избирательных систем по мажоритарным и пропорциональным принципам.

1. Вариант, обеспечивающий сильное правительство, - это парламентская форма правления с мажоритарной системой. Она ограничивает количество конкурирующих партий двумя и дает самой влиятельной из них большее количество мест в законодательном органе (Великобритания).

2. Совмещение президентской республики с мажоритарным принципом голосования (США) показывает, что партии избранного президента не обязательно одновременно иметь большинство в парламенте. Эта система предопределяет слабость самих партий.

3. Парламентская модель с пропорциональным представительством (страны Западной Европы, исключая Англию и Францию) приводит к власти коалиционные правительства.

А вот комбинация президентства с пропорциональной системой (ряд стран Восточной Европы и Латинской Америки) наименее устойчива в политическом плане. Если парламент не избирает правительство, то нет необходимости и в формировании правящей коалиции. Президент сам назначает правительство, но парламент не обязан поддерживать кабинет министров. В этом и состоит причина постоянных конфликтов между президентом и парламентом.

Российская Федерация как президентско-парламентская республика прошла период эволюции от неустойчивой многопартийности и смешанного принципа голосования к пропорциональной системе. Эта модель позволяет иметь сильного президента, опирающегося на доминирующую партию в Федеральном собрании. При таком представительстве малые партии, создав коалиции, могли бы оказывать заметное политическое влияние и содействовать формированию парламентского большинства. Однако либеральные оппозиционные партии (СПС, «Яблоко») не могут прийти к соглашению, и ведущей партией власти является «Единая Россия» со слабой оппозиционностью «Справедливой России» и КПРФ. Скорее всего, на период проводимых в России реформ такая конструкция вполне оправданна, хотя и ограничивает демократию.

2 2. Местное самоуправление как социально-политический институт

Конституция Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - это особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально финансовая независимость.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражено в Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления -- широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.

Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления.

Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.

1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

2. Местное самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. Признавая это право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправления, обеспечивается судебной защитой, иными гарантиями, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.

3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Предусмотренное законодательством территориальное общественное самоуправление дает гражданам реальную возможность самоорганизовываться по месту их жительства на части территории муниципального образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.009 с.)