Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Выборы, как политический институт: виды, принципы, функции
Похожие статьи вашей тематики
Существуют разные виды выборов:
1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.
Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти — от местных органов до президента. Выборы — способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимациии и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил в государствах, штатах, землях и т. д., определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт. Наконец, выборы — это форма контроля населения за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей и само правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей. Готовность общества к проведению выборов — важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы. Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь имеют место обман и спекуляции на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны при наличии законодательства об избирательных системах и существовании гражданского общества как совокупности негосударственных образований, реализующих интересы граждан (партии, профсоюзы, клу-бы избирателей, различные ассоциации, союзы, центры, фонды и пр.). Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования. В основе законодательной регламентации выборов лежат три основных принципа.
Первый — это обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита рас-ходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себя финансирование пред выборных кампаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов. Второй принцип — это так называемый принцип лояльности. В соответствии с ним кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий. Третий принцип — это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход пред выборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, сформулированные философами-просветителями
. Од-нако в полной мере они не соблюдались никогда, поскольку политические элиты стремились не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент своего господства, как выборы. Наиболее известные методы ограничения действия перечисленных принципов — это прежде всего цензы, манипулирование с границами и численностью из-бирательных округов. При наличии всеобщего избирательного права для многих стран характерно манипулирование с избирательными округами. Это делается, чтобы увеличить представительство более консервативных сельских районов за счет промышленных, центральных районов — в ущерб окраинным и т. д. Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право предполагает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти. В свою очередь оно может быть прямым и кос-венным. Прямые выборы означают непосредственное избрание гражданами депутатов. При косвенных выборах граждане сначала избирают выборщиков, которые затем завершают избирательный процесс. Путем двуступенчатых выборов избираются, в частности, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Пассивное избирательное право — это право быть избранным. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание.
Так, для того чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь тридцати пяти лет и проживать на территории страны не менее четырнадцати лет. Сенатором этой страны может стать человек не моложе тридцати лет, являющийся гражданином США в течение девяти лет. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Во многих странах для регистрации в качестве кандидатов на избрание необходимо внесение определенной суммы денег в качестве избирательного залога. Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются следующие способы: - кандидатов выдвигают партии, общественные организации и избиратели путем подачи петиции. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей; - сам кандидат подает заявление, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями; - выдвижение кандидатов осуществляется через первичные выборы, или праймериз. Таким путем определяют наиболее популярных кандидатов, которые затем выходят на общие выборы. Первичные выборы широко применяются в США. Распространенное явление в ходе избирательных кампаний — абсентеизм. Этим термином обозначают уклонение избирателей от участия в голосовании. Причины неявки на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к результатам, протест части избирателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания. В некоторых странах борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Эти страны — Австрия, Бельгия, Голландия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на госслужбу и т. д. В Австрии за уклонение от голосования граждане даже подвергаются четырехнедельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается в перечисленных странах как важный гражданский долг
Особенности избирательной системы РФ.
Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.
Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.
Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.
Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу.
Мажоритарная система – избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.
Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.
Принципы избирательного права (требования, предъявляемые к проведению выборов, при несоблюдении которых выборы могут быть признаны не состоявшимися):
1. Всеобщность выборов – все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
2. Равное избирательное право – все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
3. Прямые выборы – избиратели голосуют на выборах «за» или «против» непосредственно.
4. Тайное голосование - избиратель проявляет свою волю без всякого контроля над ним, давления или запугивания, с правом никому не сообщать о своем выборе.
51 Электоральные системы и их характеристики
Избирательная система — совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, на основе которых определяются результаты голосования. В данное время наиболее распространены 3 типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
При мажоритарной системе принимаются в расчет только голоса, которые поданы за кандидата, получившего большинство голосов. Существует 3 вида этой системы:
Абсолютного большинства
Относительного большинства
Квалифицированного большинства
В первом случае победителю необходимо собрать больше половины голосов в данном избирательном округе. На практике этого тяжело достичь и поэтому голосование происходит обычно в 2 тура. Во второй тур допускаются те кандидаты, которые набрали в первом туре больше голосов. Во втором туре подсчет производится по принципу относительного большинства.
При системе относительного большинства победившим считается кандидат, собравший больше голосов, чем его противники по отдельности (голосов может быть меньше половины). При равенстве голосов вопрос решается жребием. Если в округе один кандидат, то голосование не проводится.
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать предварительно установленное большинство, которое больше половины. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Недостатки:
Не обеспечивается принцип всеобщего избирательного права (голоса за проигравших кандидатов не учитываются).
Маленькие партии остаются без представительства.
В поведении депутатов могут превалировать региональные интересы, а не общегосударственные.
Избирательные округа могут быть поделены так, что получится несоответствие между количеством голосов и полученными местами в парламенте.
Руководитель государства — президент, который выбирается непосредственно населением, может не представлять абсолютное большинство электората.
Достоинства:
Устойчивые личные позиции депутата в округе укрепляют его влияние в парламенте и его независимость.
Возникновение условий для установления устойчивого расклада сил в парламенте.
Пропорциональная избирательная система:
мандаты распределяются между партиями в соответствии с количеством голосов, отданных за каждую, существует 2 вида:
пропорциональная система на общегосударственном уровне. Округа не выделяются и гражданам предлагают голосовать за партии в масштабе всего государства. На основе полученных результатов распределяют места в парламенте.
Вариант многомандатных округов. Места распределяются в зависимости от влияния партий в масштабах избирательного округа.
При пропорциональной системе кандидаты выделяются только политическими партиями, а избиратель голосует за список партии.
Существует 2 системы списков:
"Связанных" ("жестких") списков.
"Свободных" ("гибких") списков.
В первом случае избиратель голосует за список целиком, распределение мандатов идет в порядке перечисления кандидатов в списке.
Во втором случае избиратель голосует не только за список, но и может выразить свои отношения к кандидату (устанавливает очередность списка).
Достоинства:
Более полное представление в парламенте политических партий.
Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.
Недостатки:
Резкое ослабление связи между избирателями и парламентариями.
Зависимость депутатов от партийно – аппаратных структур.
Представительство в парламенте сил, не пользующихся серьезной поддержкой по всей стране.
Смешанная существует в 2 вариантах:
Избиратель получает 2 бюллетеня (один — за кандидата по округу, второй — за партию).
Есть системы, когда голосование за партийные списки считается состоявшимся тогда, когда хотя бы один кандидат этой партии получил победу на прямых выборах в избирательном округе.
|
52 Политическая культура: структурные компоненты, функции и типы
Политическая культура –это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.
Идеологический компонент. Любой гражданин соотносит свои политические знания, убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Все это называют инструментальным аспектом политической культуры.
Идеологический компонент
| Политические знания
| · Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе
| Политические ценности
| · Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость)
| Политические убеждения
| Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения):
· демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности;
· социалистическая демократия;
· тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства
| Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе.
Эмоционально-психологический компонент
| Политические институты
и структуры
| · Государство как орган принуждения либо
· как организующий и регулирующий инструмент
| Нормативная система
| · §Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему
| Политические события
| Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений
| Отдельные
политические роли
| Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в плане лояльности или рациональности и т.д.;
отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги);
отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т.е. определение своего места в политической системе
|
|