Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к понятию политической системы. Структура политической системы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура пол.систем. Подходя к понятию Категория "политическая система" заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При ее осмыслении могут возникнуть познавательные трудности и вопросы. В самом широком смысле политическая система - совокупность отношений по поводу участия в политической власти. Пол.система представляет собой совокупность гос.и обществ.организаций, объединений, правовых и пол.норм, принципов организации и осуществления власти в обществе. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы. Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность гос.и негос.институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия: личность, малые социальные группы, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования – не удачн.. Системный подход преодолевает правовую и институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые -американский политолог и социолог Парсонс. Дэвид Истон – американский ученый, использовал системный подход в политике. Его научная деятельность положила начало системным теориям политики и политической власти. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействи е между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Пол.система – как взаимодействие, посредством кот.в общ-ве авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе превращаются в конфликты и напряженности в общ-ве, и это распределение – нужно принять как обязательное Задача пол.системы – обеспечение самосохранения, стабилизации. Процесс функционирования – взаимод-е 3 элементов: «вход» -подаются требования или солидарность гражданами властей, «конверсия» - переработка мнений в решения, «выход» - решения в виде законов, актов. Т.о – пол.система – постоянно изменяющ, динамичная Структурно-функциональный – Алмонд. Принцииальное знчение приобретают неформальные (неинституциональные) образования. Соединить воедино все элементы и обеспечить их взаимодействие могла только пол.культура – занимает в структуре пол.системы центральное место. Учитываются психологические, личностные аспекты пол.взаимоотношений. это была более конкретная трактовка системы, кот.позволяла встроить в ее модель деятельность партий, групповых объединений, активность отд.граждан Пол.система призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь. Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества. Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти (способы и методы осущ-я власти…). Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия. Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики (пол.сознание, культура, социализация). Культурная подсистема – комплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности. Признаки пол.системы: -устойчивая взаимосвязь различных элементов пол.жизни -упорядоченность пол.отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития -пол.сист. имеет культурное основание – общность ценностей, пол.символов, убеждений -характерно одноврменное реагирование всех элементов на внешней воздействие Функции политической системы. Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: · преобразования, · адаптации и сохранения системы. Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) выражение интересов; 2) обобщение и иерархизация интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация. Вторая группа включает две основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры. Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие: Политическое руководство обществом - предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Регулятивная функция.- связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами. Легитимация. -достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам. В современном мире существуют многообразные политические системы. В соответствии с цивилизационным подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную. Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно-радикальные), традиционные, популистские, авторитарно-консервативные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы: · тоталитарную, · авторитарную, · демократическую
Трактовка политической систему Г. Алмондом. Алмонд Структурно-функциональный подход к изучению пол.системы– Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. Принципиальное значение приобретают неформальные (неинституциональные) образования. Соединить воедино все элементы и обеспечить их взаимодействие могла только пол.культура – занимает в структуре пол.системы центральное место. Учитываются психологические, личностные аспекты пол.взаимоотношений. это была более конкретная трактовка системы, кот.позволяла встроить в ее модель деятельность партий, групповых объединений, активность отд.граждан. по его мнению, каждая система имеет свою структуру, но выполняет одинаковые функции. В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая различные функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов. Первый блок, так называемый «уровень процесса», связан со «входом», то есть с воздействием среды на политическую систему, Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций: 1) выражение интересов (групповые объединения); 2) объединения и систематизации интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы). На том же уровне у Алмонда происходит по сути и «конверсия» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов. Во втором блоке, «уровне системы», происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения (функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, функция рекрутирования сторонников или противников системы, функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций.. В завершающем третьем блоке, «уровне управления», решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их «добыванием», как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь «цикл» замыкается, поскольку результаты деятельности «блока управления», регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы. Это была более конкретная трактовка системы, кот.позволяла встроить в ее модель деятельность партий, групповых объединений, активность отд.граждан. Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.66.30 (0.009 с.) |