Проанализируйте факторы, влияющие на процесс формирования современной политической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проанализируйте факторы, влияющие на процесс формирования современной политической культуры.



В политическом процессе действует целый ряд институтов. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, в определенной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса, а именно: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политических партий, общественных организаций и движений, церкви, средств массовой информации, влияние бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Деятельность государства по определению моделей политического поведения, формирования и закрепление национальных политических символов через принятие законодательных актов определяет важнейшие параметры политической культуры. Когда государство берет на себя идеологические функции, она непосредственно активно включается в процесс формирования политической культуры.

Активное участие церкви в повседневной политической жизни и выработка ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также является одним из путей формирование политической культуры общества. На политическую культуру многих западных стран глубоко повлияла протестантская церковь. Она настаивала на стремлении людей к жизни, ориентированного как на личное убеждение, так и на религиозную убежденность. Верующий обязан был работать, создавать своим трудом богатство, подчиняться закону и творить добро.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникационная деятельность средств массовой информации (СМИ). НЕ случайно их называют «четвертой властью». По этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения. Использование СМИ для формирования политической культуры является эффективным, так что они способны влиять на максимальное количество людей в кратчайшие оттенки времени.

Не вызывает сомнений, что в странах с рыночной экономикой одним из путей формирование политической культуры является влияние бизнеса на политические отношения. Стихия общественно-политических движений в как показывает опыт многих стран, нередко порождает идеи, установки, модели поведения, прочно входят в национальной политической культуры. Это еще один путь формирования политической культуры.

 

Нельзя не назвать еще один из путей формирования политической культуры – это учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях. Ведь именно в учебных заведениях происходит значительная часть политического воспитания, целью которого является прежде подробное информирование о политической системе и ее нормы.

Исторический опыт во многом определяет качество политической культуры, тем более, что он включает в себя и политический опыт страны. Особенно большую роль играют исторические события со значительными последствиями: войны, революции, национальные кризисы и т.д.

Геополитические факторы также значительно влияют на процесс формирования политической культуры. Специфика геополитического положения США определила очень важен для формирования их политической культуры следствие: США практически не знали войн. Вплоть до конца XIX в. они не имели регулярной армии, отсюда отсутствие жестких, милитаристских традиций в политической культуре. Деятельность, связанная с военной сферой, рассматривается американцами как своего рода бизнес.

Особую роль в формировании политической культуры играют экономические факторы. Как свидетельствует исторический опыт, на уровень политической культуры общества напрямую влияют: экономическая стабильность в обществе, достаточно разработанная система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, экономическая свобода (в разумных пределах), сильные позиции среднего класса и тому подобное.

 


52. Сформулируйте политические решения для преодоления мирового экономического кризиса.

Народ это эссе, поэтому пишем что нибудь от себя. Я тут сделаю только базовую теорию.

В современной литературе различаются два вида экономических кризисов: кризисы реального сектора и финансовые кризисы. Под первыми, прежде всего, следует понимать нарушение баланса между производимым объемом товаров и тем, который население готово приобретать по установленным ценам. К финансовым кризисам обычно относят события, в результате которых ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.п.) резко теряют существенную часть своей стоимости на рынке. С точки зрения авторов настоящей работы, финансовый кризис – это в первую очередь резко возникший дефицит оборотных финансовых средств. Позднее мы рассмотрим этот тезис подробнее.

Как мы можем понять, что финансовый кризис имеет место? Его показателями в финансовой системе можно считать:

13. неустойчивость курсов ценных бумаг;

14. нестабильность и падение курса национальной денежной единицы;

15. инфляцию;

16. резкое несоответствие доходов бюджета его расходам;

17. взаимные неплатежи экономических субъектов;

18. несоответствие денежной массы в обращении потребностям денежного обращения.

А может ли финансовый кризис иметь последствия в реальном секторе? Разумеется, может. Именно поэтому финансовые кризисы, принимающие глобальные масштабы, принято называть финансово-экономическими. Как правило, проблемы финансовой системы отзываются в других секторах экономики, в результате кризис принимает всеобщий характер, обретая новые черты:

4. нарастающий спад производства;

5. скопление нереализованных товаров на рынке;

6. сильное падение цен;

7. крушение системы взаимных расчетов;

8. крушение системы взаимных расчетов;

9. крах банковской системы;

10. разорение промышленных и торговых фирм;

11. резкий скачок безработицы.

Если с диагностикой финансово-экономических кризисов особых трудностей не возникает, то с установлением корневых причин данного класса явлений дела обстоят гораздо сложнее. Отчасти это происходит потому, что современная экономика отвергает саму идею о том, что капитализм может когда-либо закончится. Отчасти, вероятно, и потому, что эксперты и чиновники всячески стараются избежать ответственности за нынешнее кризисное положение подавляющего большинства стран.

Пути решения:

· Совершенствование законодательной базы

· Контроль со стороны государства приоритетных секторов экономики

· Неконфликтные отношения с соседними странами и мировым сообществом в целом

53. Проанализируйте значение в международных отношениях нефтянного ресурса. Приведите примеры воздействия этого фактора на изменение международных отношений.

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Относится к каустобиолитам

На сегодняшний день нефтяные ресурсы представляют собой самые важные ресурсы во всех аспектах нашей жизни в виду своих свойств и редкости.

Нефтяные ресурсы важный фактор в развитии международных отношений. Некоторым странам он обеспечивает относительную стабильность как внутри страны, так и вне ее.

В последние годы нефть становится основной причиной многих международных конфликтов. Например, арабская весна, последствия которой негативно повлияли на обстановку в мировом сообществе. Начиная с 31 января 2011 отмечен рост мировых цен на нефть по фьючерсным контрактам. Согласно высказывавшимся тогда предположениям аналитиков это было вызвано опасениями, что происходящие волнения в конечном итоге могут охватить весь арабский мир[164][165]. Из-за событий в Египте отменён проход нефтяного каравана через Суэцкий канал[166].

Особо бурный рост цен на нефть вызвали волнения в Ливии. К 23 февраля они достигли 100 долларов за баррель — наивысшей цены с октября 2008 года. Ливия объявила о том, что не в состоянии выполнить ряд экспортных контрактов. Ливийские порты частично закрыты, отгрузка нефти практически остановлена. Остановлена также работа газопроводаGreenstream, связывающего Ливию с Италией. Более того, по сообщению журнала Time, правитель Ливии Муаммар Каддафи отдал приказ взорвать трубопроводы, по которым нефть перекачивается на внешние рынки[167][уточнить].

На время Арабской весны в 2011 году отмечен пик миграции из стран охваченных ею, в Евросоюз тогда бежало около 140 тыс. человек

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года, когда ОАПЕК, в которую входили все арабские страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия, заявила в ходе Октябрьской войны, что она не будет поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в этом конфликте с Сирией и Египтом, это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцатидолларов за баррель.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть.

 

54. Проанализируйте сценарии глобализации и дайте краткую характеристику основных.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем[1].

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов

Глобализация тесно связана с процессом централизации субъектов управления (централизации власти).

В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО,МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает всё большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причём регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем.

 


19. Сформулируйте наиболее предпочтительный, на Ваш взгляд, путь политических преобразований.

Политическая система по своей природе изменчива и динамична. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и глубины. Даже та политическая система, которая, на первый взгляд, находится в состоянии стагнации, все равно претерпевает определенные изменения, которые, вследствие их медленности, трудно обнаружить. Изменения, как быстрые, так и медленные,—это существенная характеристика политической системы, важнейшая закономерность ее функционирования.

Источник динамизма политической системы заключен в сосуществовании в обществе множества больших и малых социальных групп, имеющих различные, а иногда и противоположные интересы. Вследствие этого отношения между ними являются противоречивыми и конфликтными. Каждая из конфликтующих групп имеет свои специфические цели и стремится к их осуществлению. Средства для достижения своих целей политические субъекты, как правило, используют любые, выбирая при этом в данный конкретный момент наиболее эффективные и беспроигрышные. В политической литературе выделяют три основных способа изменения политических систем. К ним относятся реформы, революции и перевороты. Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении основ существующего социального строя. Реформы - это эволюционный путь изменения экономических, политических и духовных отношений общества. При этом качественные изменения в тех или иных областях общественной жизни имеют постепенный и ненасильственный характер.

Классической иллюстрацией к изложенному может служить ряд реформкапитализма в промышленно развитых странах, приведших к значительным прогрессивным изменениям во всех сферах общественной жизни/ В этих странах благодаря реформам произошло заметное повышение уровня жизни людей, улучшение условий их труда и быта. Каждый человек за свой труд здесь получает такую заработную плату, которая позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойную жизнь.

Следующим путем преобразования политических систем является революция. Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) представляет собой радикальное преобразование общества в целом, свержение господствующих классов и политических элит. Она осуществляется на основе нового проекта будущего политического устройства общества. Революционные процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за власть социальных и I политических групп. Революции приводят, таким образом, к утверждению в обществе новой системы ценностей, новых политических i/нститутов и новых форм организации общественной жизни.

Причины, которые порождают революции, многообразны. В качестве основной причины выступает то обстоятельство, что правящие в обществе политические элиты не могут дальше эффективно осуществлять управление социальными процессами в силу своего интеллектуального истощения. Политические элиты теряют доверие и уважение Со стороны народа, а следовательно, лишаются легитимности.

В развитии социальных революций в научной литературе выделяется ряд последовательных этапов: вызревание, взрыв, победа и институционализация. На первом из них происходит обострение социального кризиса. Положение трудящихся масс становится крайне тяжелым. Правящая элита начинает рассматриваться как антинародная. Стихийно или сознательно формируются революционные группы, готовые свергнуть паразитирующую политическую элиту.

Вторым этапом развития революции является взрыв, когда происходит вооруженное столкновение между правящими силами и восставшими. Данный этап характеризуется всеобщим насилием, приводящим, как правило, к человеческим жертвам и значительным материальным разрушениям. Исход борьбы между противоборствующими силами может быть разным. Если революционное движение побеждает, старая политическая система разрушается.

С этого времени начинается третий этап революции - этап победы и консолидации новой политической элиты. Новые политические силы, чтобы закрепиться у власти, должны принять ряд немедленных решений, способствующих стабилизации экономической и политической ситуации. Новое руководство, естественно, сразу же сталкивается с кадровой проблемой. Доверять кадрам прежнего режима опасно, нужно сформировать новый, верный целям и задачам революции, кадровый состав.

Четвертый этап революционных процессов называется институционализацией. На этом этапе происходит создание, укрепление и развитие новых экономических, политических, культурных и других институтов. Укрепляется власть правящей политической элиты, нормализуются международные отношения нового политического режима, в сознание масс внедряется новая идеологическая ориентация.

В общественно-политической практике в качестве способа изменения политической системы используются и политические перевороты. Политические перевороты ведут лишь к изменениям в сфере власти и в первую очередь к персональным перестановкам в составе политической элиты. Они имеют различные формы своего проявления. Это могут быть государственные перевороты, путчи, военные заговоры, контреволюции и т.д. Государственные перевороты, как правило, осуществляет та или иная группировка в составе государственной власти. Путч - это авантюристическая попытка группы лиц, выпавших из правящей политической элиты, захватить государственную власть.

Контрреволюция - это политическое движение, возглавляемое отстраненными от власти лицами или политическими группами. Цель этого движения - свержение новой политической элиты. Исход борьбы между революционными и контрреволюционными силами решает в конечном итоге народ. Во всех случаях побеждает та политическая сила, которую по различным мотивам поддерживают силовые структуры и большинство народа.

Следует заметить, что практически во всех обществах время от времени для изменения политических систем используется терроризм. Терроризм (от лат. terror - страх, ужас) - это движение небольших подпольных групп, хорошо организованных и использующих вооруженное насилие в политических целях. К терроризму могут прибегать различные субъекты политики: правящая политическая элита, политические партии, различные общественные объединения. Терроризм - это метод политической борьбы, который может использоваться объединениями самой разной идеологической ориентации. В борьбе против политической оппозиции к терроризму иногда прибегает и официальная власть. Неофициальные группировки терроризм используют для подрыва существующей власти, насаждения страха и подозрительности в обществе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.024 с.)