Тема IX. Воспитательный процесс, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема IX. Воспитательный процесс,



ЕГО ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ

Задачи занятия: 1. Рассмотреть сущность воспитательного процесса и его особенности. 2. Раскрыть требования каждого принципа воспитания. 3. Дать общую характеристику методов и средств воспитания.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – сущность воспитания и его особенности, требования каждого принципа воспитания, общую характеристику методов воспитания.

Уметь – руководствоваться принципами воспитания, анализировать эффективность реализации принципов воспитания в педагогической деятельности, выбирать сочетание методов воспитания в заданной педагогической ситуации.

В целостном педагогическом процессе важную роль играет воспитательный процесс.

Воспитание – это целенаправленная специально организованная деятельность по формированию личности, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения).

Воспитательный процесс характеризуется наличием четкой воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой реализации этого плана через организацию, средства и методы.

Под целями воспитания понимаются точно сформулированные результаты, которые планируется получить в конце намеченного временного периода – десятилетия, года, учебной четверти и т.п.

Под содержанием воспитательного процесса понимают систему взглядов, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть ученики в соответствии с потребностями общества, поставленными целями и задачами.

К определению содержания воспитания в отечественной педагогике сложились три подхода. Первый подход - традиционный, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определяется целью воспитания – всесторонне и гармоническое развитие личности и конкретизируется в задачах нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Второй подход, сложившийся в 90-е годы ХХ века, предлагает содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, культуру семейных отношений и общения. Суть третьего подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения - отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям: к человеку, жизни, обществу, труду, природе.

Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания не отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном подходе содержание воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников. В современных подходах – формирование базовой культуры или ценностных отношений – делается попытка описать содержание воспитания с позиции личностно ориентированной педагогики.

Особенности воспитательного процесса: длительность воспитания (формирование жизненных позиций и разнообразных личностных свойств -процесс достаточно медленный) и отдаленность результатов (иногда на месяцы и годы); многообразие параллельно решаемых задач, что требует их логического взаимоподчинения; многообразие трудно учитываемых влияний со стороны всех, с кем доводиться контактировать воспитуемому; субъективное, не всегда адекватное осмысливание личного жизненного опыта воспитанником; необходимость обязательного сочетания воспитания с добровольным и планомерным самовоспитанием.

Принципы воспитания – это основные положения, в которых выражены требования к воспитательному процессу.

Система принципов воспитания:

1. Общественная направленность личности. Этот принцип предписывает необходимость воспитывать у подрастающего поколения долг и ответственность перед обществом.

2. Связь воспитания с жизнью. Принцип требует, основываясь на высокой нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может встретиться, и, главное, быть способным бороться и преодолевать эти трудности, отстаивая свои убеждения и интересы.

3. Связь воспитания с трудом, с практической деятельностью. Этот принцип требует подготовки воспитанника к разнообразной реальной трудовой деятельности. Большое значение в реализации этого принципа имеет вовлечение воспитанников в общественно-полезный труд, общественную деятельность, разнообразные полезные дела, формирование при этом соответствующего положительного отношения к ним.

4. Комплексный подход к постановке и решению задач воспитания. Принцип требует в каждом занятии параллельного решения ряда воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Принцип требует всестороннего изучения и учета в воспитательной работе уровня развития, подготовленности воспитанников, их личного опыта и т.п.

6. Воспитание личности в коллективе. Принцип требует включения воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных социальных отношений взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, способности руководить и подчиняться.

7. Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого. Принцип требует при выполнении всех педагогических действий не унижать личные достоинства и поддерживать самоуважение воспитанника.

8. Опора на положительные качества в личности воспитанника. Принцип требует при исправлении нравственных недостатков опираться на имеющиеся у воспитанника положительные свойства и качества личности.

9. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью подопечных. Принцип требует побуждения воспитанников к самостоятельности и пробуждению инициативы.

10. Преемственность и единство педагогических воздействий. Принцип требует от педагога организации единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник. Успешность реализации принципа возможна лишь при условии согласованности в работе школы, семьи, внешкольных учреждений.

11. Систематичность и непрерывность воспитательного процесса. Принцип требует четкого планирования и грамотного управления воспитательным процессом.

В педагогике средствами воспитания принято называть учебный и другие виды труда (совместные дела, направленные на устройство жизни школы, класса), занятия в кружках, игру, искусство, физическую культуру и спорт, общение, организацию коллективной деятельности учеников во внеучебное время (праздники, соревнования, экскурсии и др.). Коллективная деятельность, организуемая педагогом совместно с учениками, выступает как объект воспитания (некоторая целостность, выделенная в качестве области деятельности педагога) и как субъект воспитания (ученики, участвуя в коллективной деятельности, пополняют свой жизненный опыт, становятся носителями новых знаний о жизни, о людях, об обществе). В процессе совместной деятельности учеников формируется коллектив, который в зависимости от этапа развития в большей или меньшей степени выступает как объект и субъект воспитания. Аналогичную роль играет семья, выступая в роли мини-коллектива социокультурной среды.

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.

К группе методов формирования нравственного сознания воспитанников относят:

· информационные: разъяснение норм и правил поведения; этический рассказ (краткое повествование о достойных формах поведения); совет воспитанникам по организации своих действий; внушение (преодоление критического отношения к словам и действиям педагога силой его авторитета); пример (опора на реальные образы или образцы нравственности; может быть личным, взятым из жизни или литературным); этическая беседа (совместное обсуждение вопросовнравственности); лекции на этические темы;

· дискуссионные: диспуты и читательские конференции по наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопросам.

· поисковые: библиографический, биографический, краеведческий поиск;

· взаимного просвещения: политинформации, доклады, сообщения.

К группе методов организации жизни и деятельности и формирования положительного опыта воспитанников относят:

· педагогическое требование (категорично сформулированные правила действий и поведения, выраженные прямо, решительно, в виде указания, приказа или мягко, косвенно, в виде совета, просьбы, намека) в сочетании с разнообразными формами контроля со стороны педагога, взаимоконтроля или самоконтроля.

· методы, обеспечивающие упражнение и приучение: четкость и упорядоченность деятельности (предполагают такую организацию деятельности воспитанников, при которой они не должны оставаться без дела в руках и без мысли в голове); тематические игры (сутьих - в воспроизведении роли и поведения взрослых людей в разнообразных жизненных обстоятельствах); соревнование (организация деятельности таким образом, чтобы конечный результат достигался высоконравственным способом, и воспитуемые постоянно упражнялись бы в выполнении соответствующих нравственных норм; режимные упражнения ( разумное чередование по времени в течение суток видов деятельности, досуга и отдыха);

· методы организации положительного опыта: поручения (организаторские, шефские, общественно-политические, трудового характера, учебные, спортивные), ставящие воспитанников в положение ответственных исполнителей или организаторов посильных для них дел и видов деятельности; общественные обязанности; создание педагогических ситуаций (обстоятельств), вынуждающих воспитанников совершить определенные положительные нравственные действия: проявить инициативу, оказать помощь, поступиться личным интересом для пользы команды и т.п.

К группе методов коррекции относят: побуждение (поощрение) – способ выражения общественной одобрительной оценки действий и поступков воспитанников, стимулирующих положительную инициативную творческую деятельность; торможение (наказание) – способ выражения осуждения, отрицательной оценки действий и поступков.

Следует помнить, что хороших и плохих методов не бывает. Основой воспитательной работы является не отдельные методы, а их система, которая варьирует и изменяется в зависимости от множества обстоятельств: воспитанности учеников, их личностного развития, психологической готовности к восприятию нравственных норм, взаимоотношений с педагогом, взаимоотношений в коллективе, индивидуальных особенностей учеников и др.

 

Вопросы:

1. Раскройте сущность процесса воспитания и охарактеризуйте особенности, отличающие его от процесса обучения.

2. Какие факторы оказывают влияние на воспитательный процесс? В чем проявляются трудности и противоречия процесса воспитания?

3. Какова сущность содержания воспитания, и какие существуют подходы к его определению?

4. Перечислите все принципы воспитания и раскройте содержание педагогического требования в каждом из них.

5. Раскройте сущность методов формирования нравственного сознания и их значение в формирование личности.

6. Раскройте сущность методов организации жизни и деятельности воспитанников и формирования с их помощью нравственного поведения.

7. Охарактеризуйте методы коррекции.

8. Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться изолированно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами воспитания, взаимодействовать с ними? Покажите, от чего зависит выбор методов воспитания.

9. Охарактеризуйте понятие «средства воспитания». Приведите примеры взаимодействия методов и средств воспитания.

 

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Определите конкретные качества личности и обязанности человека по выделенным направлениям.

Гражданин Семьянин Работник
     
     

 

2. Раскройте и объясните содержание понятий «умственное воспитание», «нравственное воспитание», «физическое воспитание», «эстетическое воспитание», «трудовое воспитание».

3. Приведите примеры реализации принципов воспитания в опыте работы знакомых Вам учителей, тренеров.

4. В чем заключается различие между понятиями «методы воспитания» и «методы обучения»?

5. Объясните содержание терминов, характеризующих сознание и поведение: «взгляды», «убеждения», «умение», «навык», «привычка».

6. Определите педагогические требования к использованию методов побуждения и торможения. Приведите примеры их выполнения или невыполнения в опыте работы знакомых Вам учителей физической культуры, тренеров.

 

Литература: основная – 3, 20, 23, 24, 25; дополнительная – 1, 5, 6, 11, 17, 18, 29, 32.

 

 

ТЕМА X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Задачи занятия: 1. Рассмотреть систему образования в РФ. 2. Раскрыть типы образовательных учреждений и их организационную структуру. 3. Рассмотреть основы внутришкольного управления.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – основные положения государственной политики в области образования, типы образовательных учреждений и их организационную структуру, основы внутришкольного управления.

 

Система образования в РФ

Основные положения государственной политики в области образования установлены в Законе РФ «Об образовании».

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

§ Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

§ Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

§ Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

§ Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

§ Свобода и плюрализм в образовании.

§ Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Система образования, согласно Закону РФ «Об образовании», представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования – обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности.

 

Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

Основным типом учреждений системы образования являются организации, обеспечивающие содержание образования, обучения и воспитания и реализующие одну или несколько образовательных программ. По организационно-правовым формам они могут быть государственными (федеральные, региональные, муниципальные) и негосударственными (учредители – частные лица, учреждения общественных и религиозных организаций). На все учреждения системы образования, независимо от их организационных форм и подчиненности, распространяется законодательство в области образования.

Типы учреждений системы образования: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования); специальные (коррекционные) для учащихся с различного рода отклонениями; дополнительного образования (музыкальные и художественные школы, дома творчества и др.); для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; другие образовательные учреждения (аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры и т.д.)

Краткая характеристика общеобразовательной школы (три ступени):

1. Начальная школа (продолжительность обучения - 3-4 года). Обязательная ступень. Цели: обеспечение становления личности, целостного развития ее способностей; формирование умения и желания учиться. Характеристика учебного процесса: учебные предметы имеют характер интегрированных курсов, закладывающих первоначальные представления о природе, обществе, человеке, труде. Могут вводиться факультативные занятия.

2. Основная школа (продолжительность обучения - 5 лет). Обязательная ступень. Цели: закладка основ общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения в общественную жизнь; обеспечение развития личности, ее способностей к социальному самоопределению; глубокого усвоения основ наук; формирования научного мировоззрения. На этом этапе вводятся дополнительные предметы по выбору, но обязательные предметы охватывают 75-80% учебной нагрузки; обучение может вестись по разноуровневым программам.

3. Средняя (полная) общеобразовательная школа (2 года). Цели: завершение общеобразовательной подготовки; создание условий для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в общественную жизнь. Обязательная нагрузка уменьшается по сравнению со второй ступенью за счет увеличения предметов по выбору; по решению совета школы могут вводиться классы профильного обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, экономический и др.); трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Управление предполагает деятельность, направленную на выработку решений, организацию ее хода, контроль, регулирование процесса деятельности в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление деятельностью учебных заведений (школа, вуз и др.) представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, направленное на достижение поставленной цели на основе познания его объективных закономерностей.

Эффективность управления деятельностью учебных заведений предполагает умения руководствоваться рядом основополагающих идей по осуществлению управленческих функций. Эти идеи являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. Их называют принципами управления. В теории и практике внутришкольного управления к принципам относят следующие:

§ Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами (ориентация на развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей).

§ Системность и целостность в управлении (ориентация как на целостность, в которой можно выделить составные части, так и на их взаимосвязи; это способствует созданию системы, не повторяющей свойств составных частей или компонентов).

§ Рациональное сочетание централизации и децентрализации (рациональное сочетание администрирования и инициативы учителей и учащихся).

§ Единство единоначалия и коллегиальности в управлении (ориентация на преодоление субъективности и авторитаризма в управлении образовательной системой).

§ Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами (ориентация на преодоление неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации).

Взаимодействие участников педагогического процесса (директора, его заместителей, ответственных за разные направления работы, учителей, учащихся и др.) осуществляется также на основе руководства следующими принципами: педагогического анализа сложившейся ситуации; целеполагания (постановка целей) и планирования (принятия решений); организации и управления педагогическим процессом, включающих в себя оценку, отбор, обсуждение годичных и текущих учебных планов, качества учебной работы, развития творческой инициативы учителей, повышения их квалификации, организации экспериментальной работы и др.; использования разнообразных форм контроля с целью регулирования качества усваиваемых учениками знаний, умений и навыков, их воспитанности и др. Руководство принципами способствует успешной совместной деятельности педагогов и учеников, направленной на гармоничное развитие личности каждого ученика, на самоопределение и создание условий для саморазвития.

Коллектив педагогов может достигать поставленной цели не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованности, дифференциации и координации совместной с учениками деятельности. Это условие нашло отражение в выделении структурных компонентов педагогической системы, тесно связанных с функциональными компонентами, но имеющих разные уровни. Первый уровень структурных компонентов педагогической системы характеризуется деятельностью директора образовательного учреждения, обеспечивающей функционирование педагогической системы; второй уровень – деятельностью директора совместно с заместителями и ответственными за разные направления работы; третий – деятельностью главным образом учителей, воспитателей, классных руководителей; четвертый – деятельностью органов ученического самоуправления с помощью и под контролем педагогического коллектива.

Основное место в управляемой педагогической системе занимает ученический коллектив, в котором можно выделить два уровня управления: по вертикали – общий ученический коллектив и коллектив групп или классов, и по горизонтали, где управляемая система представлена кружками, спортивными секциями и др. Управляемая педагогическая система отражает единство и многообразие видов деятельности педагогов и учеников.

Педагогу необходимо представлять возможные способы воздействия на учеников, взаимодействия с коллегами и учениками с целью управления педагогической системой, т.е. методы обучения и воспитания учеников. Эффективность комплекса методов и каждого метода в отдельности зависит от их соответствия конкретной педагогической ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и учениками. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, стимулирования, самовоспитания и др. педагог должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики обученности, воспитанности, индивидуального развития и др.

Способы управления педагогической системой называют методами управления. Выбор их зависит от цели деятельности образовательного учреждения. Условно их классифицируют: по объекту управления (федеральные, региональные); по субъекту управления (административные, хозяйственные); по целям (стратегические, тактические, оперативные); по механизму влияния (организационно-педагогические, организационно-распорядительные); по стилю (авторитарный, демократический, либеральный); по времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).

К основным организационным формам управления деятельностью учебного заведения относят: Совет общеобразовательного учреждения; педагогический совет (школы, другого общеобразовательного учреждения); организация системы методической работы, как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей; предметные методические объединения преподавателей; самообразовательная работа педагогов.

 

Вопросы:

1. Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения.

2. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства РФ.

3. Что включает в себя система образования?

4. Назовите типы и виды учреждений системы образования в РФ.

5. Охарактеризуйте принципы управления педагогическими системами и пути их реализации. В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие.

6. Охарактеризуйте условия успешного управления педагогической системой коллективом педагогов.

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Раскройте основные положения государственной политики в области образования, установленные в Законе Российской Федерации «Об образовании».

2. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений.

Типы и виды образовательных учреждений Краткая характеристика современных образовательных учреждений
   

 

3. Что должен проанализировать директор школы, классный руководитель, учитель физической культуры перед составлением плана предстоящей работы? Что должны знать ответственные лица, чтобы обосновать (доказать правильность) своего плана работы, дифференцировать виды работы, координировать деятельность педагогов и учеников?

 

Литература: основная – 3, 9, 20, 24; дополнительная – 5, 11, 30, 32.

 

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине «Педагогика»

 

I. Общие основы педагогики

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции.

2. Задачи педагогики как науки.

3. Основные педагогические понятия: воспитание в широком и узком значении, развитие, обучение, образование. Раскрыть взаимосвязи между ними.

4. Сущность образования и воспитания как общественных явлений, их социальный и исторический характер.

5. Система педагогических наук и их взаимосвязь.

6. Смежные с педагогикой науки (проиллюстрируйте это примерами).

7. Преемственность теории и истории педагогики. Использование в современной педагогике актуальных идей выдающихся педагогов прошлого.

8. Понятие методов педагогического исследования, значение их использования в педагогической работе. Классификация методов педагогического исследования.

9. Методы теоретического исследования, их назначение и характеристика.

10. Методы эмпирического исследования, их назначение и характеристика.

11. Логика и этапы научно-педагогического исследования.

12. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности. Взаимосвязь воспитания и развития личности.

13. Возрастная периодизация, ее значение и характеристика. Роль деятельности в формировании личности и ее виды на разных возрастных этапах.

14. Индивидуальные особенности личности и их учет в педагогическом процессе.

15. Понятие педагогического процесса, основные его составляющие. Движущие силы педагогического процесса.

16. Основные характеристики педагогического процесса (целенаправленность, двусторонность, целостность).

17. Функциональные компоненты педагогического процесса, их характеристика.

18. Закономерности педагогического процесса. Привести пример учета той или иной закономерности в практике физического воспитания.

 

II. Дидактика

19. Предмет дидактики, ее задачи. Общаядидактика и частные дидактики, их взаимосвязь.

20. Основные категории дидактики. Раскрыть взаимосвязи между ними.

21. Функции процесса обучения.

22. Характеристика деятельности педагога и учащихся в процессе обучения.

23. Звенья (этапы) процесса обучения. Привести пример звеньев процесса обучения на учебно-тренировочном занятии.

24. Понятие содержания образования, исторический характер его развития. Компоненты содержания образования.

25. Государственный образовательный стандарт. Характеристика компонентов государственного образовательного стандарта.

26. Учебный план и учебная программа, их назначение и требования к содержанию. Охарактеризуйте особенности программы по Вашей спортивной специализации и связь ее с другими учебными предметами.

27. Понятия принципов и правил обучения, их роль в учебном процессе. Общие требования к реализации принципов обучения.

28. Характеристика принципа воспитывающего и развивающего обучения, правила его реализации.

29. Характеристика принципов сознательности и активности обучения, связи теории с практикой, правила их реализации.

30. Характеристика принципов систематичности и последовательности, научности обучения, правила их реализации.

31. Характеристика принципа наглядности обучения, правила его реализации.

32. Характеристика принципа доступности обучения, правила его реализации.

33. Характеристика принципа прочности обучения, правила его реализации.

34. Понятие средств обучения, их назначение. Требования к их выбору. Проанализируйте роль одного из средств на учебно-тренировочном занятии.

35. Понятия о методах и методических приемах обучения. Функции методов обучения.

36. Классификации методов обучения. Требования к выбору методов обучения.

37. Характеристика методов обучения по источнику знаний. Привести примеры их использования на учебно-тренировочном занятии.

38. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Привести пример проблемного обучения на учебно-тренировочном занятии, охарактеризовать его значение.

39. Сущность программированного обучения, его достоинства и недостатки; возможности использования в практике обучения физическим упражнениям.

40. Понятие технологии обучения. Показатели технологичности педагогического процесса. Приведите пример проявления технологичности в процессе учебно-тренировочной работы по одному из видов спорта.

41. Виды и формы педагогического контроля. Требования к организации контроля.

42. Характеристика методов педагогического контроля. Оценка и учет результатов учебной деятельности.

43. Понятие организационных форм обучения. Виды организационных форм обучения.

44. Функции организационных форм обучения.

45. Классно-урочная форма организации обучения, ее признаки. Ее преимущества и недостатки перед другими формами организации обучения.

46. Типы и структура уроков.

47. Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения.

48. Дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.

III. Теория воспитания

49. Сущность воспитательного процесса, его особенности.

50. Раскройте основные подходы к определению и структурированию содержания воспитания.

51. Понятие принципов воспитания, их значение. Система принципов воспитания.

52. Понятие средств воспитания, их характеристика и роль в формировании личности.

53. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания. Условия выбора методов воспитания.

54. Характеристика методов формирования нравственного сознания. Привести примеры их использования в учебно-тренировочной работе и отметить причины их эффективности.

55. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Привести примеры их использования в учебное и во внеучебное время, отметить причины их эффективности.

56. Характеристика методов стимулирования и коррекции поведения воспитанников. Раскрыть причины их эффективности.

 

IV. Управление образовательными системами

57. Система образования в РФ. Принципы государственной политики в области образования.

58. Типы учреждений системы образования. Краткая характеристика общеобразовательной школы (3 ступени).

59. Характеристика принципов управления педагогическими системами.

60. Условия успешного управления педагогической системой коллективом педагогов.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Возникновение и развитие педагогики как науки.

2. Сущность основных категорий педагогики и взаимосвязи и зависимости между ними.

3. Место педагогике в системе наук о человеке.

4. Методологический аппарат научно-педагогического исследования.

5. Особенности педагогического исследования процессов воспитания.

6. Характеристика количественных методов исследования в педагогике и их значение.

7. Методологическая культура педагога.

8. Факторы развития личности и взаимосвязи между ними.

9. Деятельность, как фактор развития личности.

10. Учет возрастных особенностей детей школьного возраста в процессе обучения.

11. Особенности воспитания мальчиков и девочек (медико-биологический и психолого-педагогический аспекты).

12. Одаренные и педагогически запущенные дети (медико-биологический и психолого-педагогический аспекты).

13. Сущность педагогического взаимодействия и его влияние на педагогический процесс.

14. Характеристика закономерностей обучения в учебном процессе.

15. Соотношение между культурой и образованием.

16. Характеристика документов, отражающих содержание образования и требования к нему.

17. Принцип сознательности и активности в обучении физическим упражнениям.

18. Соотношение принципов и правил обучения.

19. Классификации методов обучения и их достоинства.

20. Характеристика методов проблемного обучения в общеобразовательной школе.

21. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка.

22. Развитие организационных форм обучения в школе.

23. Характеристика основных и вспомогательных форм обучения в общеобразовательной школе.

24. Особенности воспитания как общественного явления на современном этапе развития общества.

25. Взаимодействие семьи, школы и общества в управлении образовательными системами.

26. Функции организации и управления школой.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.149 с.)