Характеристика условных взаимосвязанных этапов процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика условных взаимосвязанных этапов процесса обучения



Этап Преподавание Учение Результат обучения
I 1. Объяснение цели и задач обучения.   2. Объяснение нового учебного материала. Собственная деятельность по формированию мотивов учения. Восприятие новых знаний, умений. Положительные мотивы учения.   Формирование представления о новом учебном материале.
II 3. Управление процессом осознания и приобретения новых знаний и умений (дополнительная информация, демонстрация и др.).   4. Управление процессом познания научных закономерностей на основе анализа деятельности учеников. Сопоставление новых знаний со знаниями и умениями, приобретенными ранее     Выявление причинно-следственных связей (при выполнении физических упражнений учеником) Самоанализ действий   Формирование понятий об изучаемом материале
III 5.Управление процессом овладения практическими умениями. 6. Организация исследовательской деятельности. Многократное повторение изучаемого материала   Взаимо и самоанализ выполняемого задания, самостоятельный поиск ошибок и путей их исправления Формирование умений реализовывать знания на практике, выявлять достоинства и недостатки работы
IV 7. Проверка и оценка изменений в обученности и развитии учеников. Самоконтроль, самооценка достижений Уверенное применение на практике усвоенных знаний

 

Логика учебного процесса обеспечивает возможность оптимального усвоения знаний и формирования умений реализовывать их в практической работе.

 

Вопросы:

1. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите основные его компоненты.

2. Дайте характеристику педагогических противоречий.

3. Назовите и дайте характеристику закономерностей педагогического процесса.

4. Раскройте сущность педагогического взаимодействия.

5. Что общего и различного в общей и частной дидактике?

6. Охарактеризуйте функции процесса обучения.

7. Каковы задачи каждого этапа процесса обучения? Обоснуйте последовательность поэтапного решения образовательной задачи на учебно-тренировочном занятии.

8. Раскройте закономерные связи между структурными элементами процесса преподавания и учения. Что способствует установлению связей и что затрудняет их проявление?

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Проанализируйте следующую ситуацию.

В общеобразовательной школе учитель физической культуры проводил открытый урок в 5 классе. При обсуждении открытого урока присутствующие отметили недостатки в работе учителя:

- Не обеспечен в полной мере порядок в подгруппах мальчиков и девочек при очередном выполнении учебного задания, ученики, не задействованные в работе, отвлекались, не наблюдали за выполнением физического упражнения одноклассником, не достаточно внимательно слушали замечания учителя о допущенных учеником ошибках, сами повторяли многие ошибки, отмеченные учителем. У многих учеников не было спортивной формы.

- Трудно добиться того, оправдывался учитель, чтобы все занимающиеся были в одинаковой спортивной форме, а отношение к выполнению учебных заданий на уроке физической культуры – это результат воспитания детей в семье.

Согласны ли Вы с данным утверждением учителя?

§ Согласен с учителем, так как …………………………

§ Не согласен с учителем, так как ………………………

§ Воспитательные возможности урока физической культуры в общеобразовательной школе проявляются в……………………………………………………………………..

2.1. Попытайтесь осмыслить некоторые особенности своей личности, способствующие педагогическому взаимодействию или затрудняющие его, о которых Вы сможете судить, ответив на предложенные вопросы. В условиях общения с партнером, который менее, чем я, компетентен в обсуждаемом вопросе, который не сразу меня понимает и не всегда со мной согласен, я проявляю (всегда, часто, скорее часто, скорее редко, никогда): доброжелательность, выдержку, честность, бескорыстие, готовность сотрудничать, выслушать мнение партнера, искать другие способы изложения своих мыслей, организации разговора.

2.2. Выбрав одно из личностных качеств, найдите обоснование его значимости для педагога. Ваш оппонент должен найти

 

обоснование его незначительности для педагога. Слушатели решают, кто убедительнее выступал и имеет больше возможностей добиться взаимодействия с ними.

3. Руководствуясь схемой характеристики этапов процесса обучения, охарактеризуйте задачу одного из учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта, пути ее решения в процессе преподавания и учения на всех этапах (звеньях) учебно-тренировочного занятия. Укажите, в какой мере задача учебно-тренировочного занятия решена, каковы причины ее успешного или неудачного решения на всех этапах процесса обучения.

 

Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время:

1. Анализ учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта. Технология выполнения задания представлена в приложении № 2. Ответьте на вопросы № 1, 2 учебного задания.

 

Литература: основная – 3, 20, 23, 24, 25; дополнительная – 1, 2, 5, 11, 19, 21, 22, 27, 32, 35, 36.

 

 

ТЕМА V. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Задачи занятия: 1. Сформировать понятия о сущности и значении дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе. 2. Рассмотреть пути реализации каждого принципа обучения.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – требования каждого из принципов обучения.

Уметь – раскрыть требования и показать пути реализации каждого из принципов при обучении.

 

В педагогической деятельности следует учитывать законы и закономерности воспитания и обучения.

Закон отражает устойчивые существенные связи между явлениями, предметами, их составными элементами, между свойствами внутри предмета или явления, выражающие порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Связи, проявляющиеся лишь при определенных условиях, характеризуют закономерности. Принципы обучения отражают способы использования законов и закономерностей.

Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими-либо процессами.

Принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в процессе обучения, определяя содержание, методы, приемы, организационные формы обучения в соответствии с поставленными на занятиях целью и задачами. Принципы обучения отражают закономерности учебного процесса, проявляющиеся в связях и зависимостях между всеми структурными элементами учебного процесса и категориями дидактики.

Отдельные стороны применения в педагогической работе того или иного принципа обучения называют правилами. Правила обучения – это описание деятельности педагога в определенных условиях для достижения поставленной на занятиях цели. Правилами называют также конкретные указания педагогу, как нужно поступить в той или иной педагогической ситуации.

Исторически сложилась следующая система принципов обучения:

1. Единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения (воспитывающего и развивающего обучения).

2. Сознательности и активности обучения.

3. Наглядности обучения.

4. Доступности обучения.

5. Прочности обучения.

6. Систематичности и последовательности обучения.

7. Научности обучения.

8. Связи теории с практикой.

Все принципы обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они развиваются, обогащаются, разрабатываются новые принципы по мере того, как в педагогической теории и практике проявляются новые ориентиры и требования к подготовке учеников к жизни в обществе, определяющие позиции педагогического мастерства.

Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения обусловлен необходимостью овладения учащимися системой научных знаний, практических умений и навыков (образование), преобразования заложенных природой задатков в разнообразные способности в процессе целенаправленной организованной учебно-воспитательной работы (развитие), приобщения учеников к общечеловеческой культуре, формирования у них научного мировоззрения, общественно-ценных личностных качеств (воспитание).

С целью реализации этого принципа большое значение приобретает соблюдение следующих правил:

§ Конкретизация педагогом образовательных, воспитательных, развивающих задач с учетом умственного и общекультурного развития учеников. Например, на уроке физической культуры в 5 классе решается задача: обучить разбегу в прыжках в длину. С целью реализации принципа единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения учитель физической культуры решает следующие частные задачи: сформировать понятие о связях и зависимостях между разбегом и толчком, требующих от каждого поиска своего темпа, позволяющего увеличивать скорость разбега и освоить ритм последних трех шагов; развивать наблюдательность с целью формирования умений сравнивать выполнение учебного задания разными учениками и находить оптимальный вариант как образец действий для себя; воспитывать ответственность, проявляющуюся в поиске учениками образца действий и поведения для себя.

§ Разработка соответствующего поставленным задачам содержания учебной работы, включающей в себя теоретический, фактический и практический материал.

§ Выбор методов, приемов и средств обучения, организация учебной работы группы и отдельных учеников, способствующих решению поставленных задач.

§ Воспитательное влияние оказывают личностные качества педагога, побуждающие к организации своей работы и поведения, а также использование положительного влияния отдельных учеников и коллектива занимающихся.

Принцип сознательности и активности предполагает осмысливание учениками учебного материала, понимание его сущности, причин, следствий изучаемых явлений, развитие способности использовать в практической деятельности приобретенные знания, умения и навыки. Этому способствует развитие у учеников эмпирического и теоретического мышления со всеми его разновидностями – формально-логического, диалектического, конкретно-исторического, образно-эмоционального. Реализации этого принципа способствует побуждение учащихся к умственной активности на уроках и учебно-тренировочных занятиях, соблюдая следующие правила обучения:

§ Добиваться ясного понимания целей и задач предстоящей работы.

§ Обучать так, чтобы предотвращать механическое, не осмысленное выполнение учебных заданий.

§ Использовать сочетание вопросов репродуктивного и творческого характера.

§ Обсуждать причины успехов и неудач в процессе учебной и учебно-тренировочной работы, обучая анализу и синтезу, индуктивному и дедуктивному подходу к изучению явлений.

§ Учитывать возрастные возможности учеников в их познавательной и двигательной деятельности.

§ Учить целенаправленно наблюдать и анализировать самостоятельно собранный фактический материал.

§ Устанавливать логическую связь между ранее усвоенным учебным материалом и вновь изучаемым.

§ Создавать ситуации, побуждающие к поиску занимающимися причин допускаемых ошибок.

§ Учить выделять главное и второстепенное в изучаемом материале.

§ Учить самооцениванию текущей работы и ее итогов.

§ Использовать задания творческого характера, требующие самостоятельного поиска фактов, их объяснения и обобщения.

Принцип наглядности требует включения в познавательную деятельность непосредственного зрительного восприятия изучаемого явления или предмета, используя также деятельность разных органов чувств (осязания, мышечного чувства, слуха и др.). Основанием к использованию наглядности являются способы освоения человеком объективного реального мира, идущие по пути от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Рационально использованная наглядность может способствовать как углубленному анализу изучаемого явления (например, физического упражнения), так и обобщению выявленных особенностей двигательной деятельности учеников на разных возрастных этапах. Эффективность использования разных видов наглядности (натуральных, изобразительных, символических и др.) зависит от соблюдения таких правил, как:

§ Никогда не ограничиваться в обучении наглядностью, так как наглядность - не цель, а средство обучения, развития мышления занимающихся.

§ Наглядность должна быть подчинена задаче занятия.

§ Наглядность должна быть посильна восприятию занимающихся как по количеству, так и по качеству.

§ Наглядность следует использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.

§ Учитывать подготовленность и возраст занимающихся.

§ Руководить наблюдениями учеников, помогать их систематизировать и анализировать, выявлять причины и следствия наблюдаемых явлений.

§ Используя наглядность, следует развивать наблюдательность, воспитывать культуру мышления, побуждать к творческой деятельности.

§ Учитывая возраст учеников и их подготовленность к восприятию наглядного материала, заменять предметную наглядность символической.

§ Чрезмерное увлечение наглядностью препятствует развитию теоретического мышления.

Принцип доступности обучения требует постепенного увеличения трудностей в учебной работе, что позволяет идти по пути от известного к неизвестному, от общих предметов и явлений к более частным, но с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Реализация этого принципа требует соблюдения следующих правил:

§ Изучать и учитывать познавательные, физические, личностные возможности учеников при определении объема, содержания теоретических знаний и практических умений, правильно распределять учебный материал во времени, определять методы и приемы обучения, соответствующие особенностям учеников.

§ Вести поиск способов установления контактов с каждым учеником, чтобы корректировать выбор методов и средств обучения, позволяющих добиваться оптимальных результатов в его работе.

§ Учитывать влияние на мотивы учебной работы каждого ученика его окружения: товарищей, семьи, взаимоотношений с коллективом, членом которого он является.

§ Облегчать ученикам усвоение теоретических положений и практических действий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.

§ Широко использовать сравнения, сопоставления, аналогии.

Принцип прочности обучения требует такого усвоения знаний, умений и навыков, при котором они долго сохраняются в памяти и по мере необходимости используются в жизни и деятельности.

С целью реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие правила:

§ Использовать разные виды повторения учебного материала (текущего, обзорного, обобщающего), добиваясь осмысленного запоминания учебного материала.

§ Систематически использовать разные виды проверки и оценки знаний, умений и навыков.

§ Организовывать практическое применение усвоенных знаний в самых разнообразных формах: обсуждениях, дискуссиях, в доказательных и аргументированных самостоятельных выступлениях и рефератах.

§ Создавать благоприятную эмоциональную и психологическую обстановку для высказываний учеников в ходе обсуждений вопросов изучаемого материала. В сфере физической культуры и спорта это могут быть обсуждения причин и неудач в овладении элементами техники, тактики выполнения физических упражнений на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и др.

§ Приучать работать каждого ученика в соответствии с его возможностями и в то же время в полную силу.

§ Не приступать к изучению нового материала, не сформировав интереса и положительного отношения к нему.

§ Приучать контролировать свою учебную деятельность и анализировать причины успехов и неудач.

Принцип систематичности и последовательности требует установления связей между материалом прошедших, текущих и предстоящих занятий, рациональное деление материала на смысловые фрагменты, ступенчатое овладение ими при постоянном обращении к целому, сопутствие получению знаний, соответствующих умений и навыков, постепенное наращивание трудностей. Все эти особенности проявляются при соблюдении следующих правил обучения:

§ Обеспечивать усвоение учениками системы знаний, умений и навыков. С этой целью целесообразно разделить содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализовывать, приучать учеников аналогично организовывать свою работу.

§ Не допускать нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения. Стремиться ликвидировать пробелы в знаниях и умениях занимающихся, чтобы предупредить неуспеваемость.

§ Постоянно использовать межпредметные связи.

§ Вносить системность как в долговременное, так и в текущее планирование учебной работы и в выполнение планов.

§ Обеспечивать преемственность как в содержании, так и в методах обучения учеников на разных возрастных этапах.

§ Контролировать способы и формы выражения мыслей занимающимися.

§ Приучать учеников к систематическому анализу собственных ошибок.

Принцип научности предполагает передачу ученикам научно обоснованных знаний; приучение их обсуждать учебный материал, обоснованно излагая свои мысли, используя аргументы и доказательства; формирование умений анализировать, систематизировать, обобщать факты, искать и открывать для себя самостоятельно то новое, что ученику еще неизвестно, хотя в науке это - давно известные истины, формулировать новые для ученика (но не для науки) теоретические положения.

Реализация этого принципа требует соблюдения таких правил, как:

§ Научно обосновывать передаваемые ученикам знания, умения, используя новейшие достижения педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта.

§ Тщательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы, способности, склонности.

§ Воспитывать диалектический подход к изучаемым предметам и явлениям.

§ Организовывать научный поиск неизвестной для учеников информации в посильной для них форме, оказывая своевременную помощь в их самостоятельной творческой работе.

§ Каждое выявленное научное понятие систематически повторять и руководствоваться им при выполнении практических заданий.

§ Знакомить учеников со спорными научными проблемами, раскрывать их содержание и перспективные пути решения, если возможно, организовывать дискуссию.

Принцип связи теории с практикой предполагает установление гармоничной связи между научными знаниями, которые осваивают ученики, и практикой повседневной жизни. Знания – это верное отражение в мышлении человека познанных закономерностей окружающей нас действительности. Однако если эти знания не реализованы в опыте педагогической деятельности человека, они приобретают абстрактную форму, далекую от жизни. Научные знания, дающие целостное представление о закономерностях и связях действительности, есть отражение практики и основа для ее преобразования и совершенствования, в соответствии с потребностями людей, экономическими и политическими условиями жизни общества. Установление связи между теоретическими знаниями и практическими умениями позволяет основательнее, многограннее, глубже познавать окружающую действительность и воздействовать на нее. Это положение, реализованное в сфере физической культуры и спорта, позволяет добиваться более высоких результатов в массовом и большом спорте.

Реализация этого принципа требует соблюдения следующих правил:

§ В процессе обучения осуществлять рациональный переход от конкретно-практического к абстрактно-теоретическому мышлению и, наоборот, устанавливая связи между ними.

§ При передаче ученикам новой информации, например, о технике выполнения физического упражнения, предвидеть возможности овладения учениками теоретическими знаниями и практическими умениями и использовать их, учитывая, что есть ученики, склонные более к практической деятельности и склонные к поиску теоретического обоснования практических действий.

§ Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.

§ Приучать учеников применять свои знания на практике.

§ Использовать в различных сочетаниях известные научные положения и знания, являющиеся результатом исследовательской работы учеников.

§ Побуждать учеников к самостоятельному приобретению знаний, необходимых в учебно-тренировочной работе.

Рассматривая систему дидактических принципов, следует обратить внимание на их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение. Этим объясняется резкое снижение эффективности всего процесса обучения, когда недостаточно полно реализован хотя бы один дидактический принцип. Следует разобраться в особенностях реализации каждого дидактического принципа в отдельности. Основное внимание необходимо уделить правилам реализации принципа в отдельных звеньях учебного процесса или в каких-то конкретных учебных ситуациях. Продумайте примеры из спортивной деятельности, из собственной учебной практики.

 

Вопросы:

1. Что понимается под принципами обучения и правилами их реализации, в чем их важность для учебного процесса? Назовите систему принципов обучения.

2. Раскройте сущность принципа единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Почему на занятиях физической культурой и спортом важно осуществлять воспитание, и какие задачи при этом решаются?

3. Раскройте сущность каждого из принципов обучения и перечислите правила, выполнение которых обеспечивают его реализацию.

4. Раскройте связи и зависимости, существующие между принципами единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения и сознательности и активности, сознательности и активности и наглядности, между другими принципами по выбору.

5. Покажите взаимосвязь всех принципов на примере обучения в своем виде спорта.

 

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. Допишите правильные ответы на следующие вопросы:

1.1. Принцип …. (назвать принцип обучения по выбору) требует ________.

1.2. С целью реализации этого принципа необходимо установить связи между принципами ________________, а в процессе обучения соблюдать следующие правила ______________.

2. Предложите вариант решения в ситуации: на уроке физической культуры в 5 классе решалась задача - обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием в прыжках в длину. Учитель объяснил и показал особенности техники, темпа разбега, выполнения последних трех шагов в сочетании с толчком. Как повысить сознательность и активность учеников при выполнении учебного задания?

3. С целью реализации принципа связи теории с практикой необходимо соблюдать такое правило, как осуществление в процессе обучения рационального перехода от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и наоборот. Приведите пример такого перехода при обучении какому-либо упражнению на учебно-тренировочных занятиях по одному из видов спорта.

4. Разработайте возможные пути реализации одного из принципов обучения на учебно-тренировочном занятии по избранному виду спорта.

· Задачи учебно-тренировочного занятия (образовательные, воспитательные, развивающие): ______________________.

Возраст и спортивная подготовленность занимающихся____.

· Принцип …. (назвать принцип обучения по выбору) на данном занятии будет реализован следующим образом: _______.

Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время:

1. Продолжите анализ учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта, ответив на вопрос № 3 (приложение № 2).

 

Литература: основная – 3, 20, 23, 24, 25; дополнительная – 1, 2, 5, 11, 19, 21, 22, 27, 32, 35, 36.

 

 

ТЕМА VI. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачи занятия: 1. Сформировать понятие о сущности, компонентах, принципах и критериях отбора содержания образования, государственном образовательном стандарте. 2. Рассмотреть нормативные документы, определяющие содержание образования.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – понятие и компоненты содержания образования, принципы и критерии его отбора, понятия государственного образовательного стандарта, нормативные документы, определяющие содержание образования.

Уметь – ориентироваться в нормативных документах, отражающих содержание образования и пользоваться ими в учебно-воспитательной работе.

 

К определению содержания образования исторически сложились два подхода. Первый подход называют знаниево-ориентированным. Он предполагает, что содержание образования – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил, практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Второй подход, более современный, характеризуется как личностно-ориенти-рованный. Он предполагает, что сущностью содержания образования являются не отчужденные от личности знания, умения и навыки, а действия человека, имеющего свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей развивающейся личности, становления ее индивидуальности, самореализации ее возможностей (Смирнов С.А., 2003, С.147-148).

Понятие содержания образования включает в себя следующие компоненты: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества, опыт отношений личности. Когнитивный компонент предполагает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, освоение которых обеспечивает формирование в сознании учеников научной картины мира, позволяет освоить диалектический подход к познавательной и практической деятельности. Знания – основной элемент содержания образования. В них выражен обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики.

Опыт практической деятельности предполагает освоение опыта применения знаний, то есть умений и навыков, выработанных человечеством. Выделяют внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки. Они могут быть общими для всех предметов (например, составить план выполнения учебного задания, проанализировать результаты его выполнения, сделать выводы и др.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися в рамках учебного предмета (например, умение объяснить технику выполнения физического упражнения, обосновать возможность ряда ошибок и пути их предупреждения, осуществлять поиск способов совершенствования своих физических данных и др.). Итак, практический компонент содержания образования включает в себя систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой видов деятельности, обеспечивающих овладение учениками достижениями общечеловеческой культуры. К этим видам деятельности относятся: познавательная, трудовая, спортивная, художественная, общественная, коммуникативная, ценностно-ориентационная.

Опыт творческой деятельности предполагает готовность учеников любого возраста к видению проблемы, поиску различных способов ее решения, обоснованию оптимального способа, построению и обоснованию нового способа решения проблемы.

Опыт отношений личности предполагает формирование у учеников системы ценностей, идеалов, мировоззренческих понятий, основой которых являются мотивы, эмоции, волевые качества.

При определении содержания образования руководствуются следующими принципами:

§ Соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности.

§ Единства содержательной и процессуальной сторон обучения.

§ Структурного единства содержания образования, требующего согласованности таких составляющих содержания образования, как учебный предмет, учебный материал, теоретические положения и практические задания в рамках учебного предмета, педагогическая деятельность, личность ученика.

§ Гуманизации содержания общего образования, проявляющейся в создании условий для активного, творческого, теоретического и практического освоения учениками общечеловеческой культуры.

§ Фундаментализации содержания образования, требующей интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний, установление преемственности и междисциплинарных связей, что позволяет не только передавать знания в процессе обучения, но и формировать умения самостоятельно получать знания (самообразование).

§ Соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

Критерием отбора содержания образования являются следующие два положения: представленность общего образования как сквозной линии системы непрерывного образования; общеобразовательная подготовка должна предшествовать профессиональной. Этому способствует изучение трех основных циклов учебных предметов: естественнонаучного, гуманитарного, трудовой и физической подготовки. Общее образование одновременно должно быть политехническим, предполагающим знакомство учеников с научными законами, лежащими в основе производственной деятельности, и овладение учебными умениями и навыками обращения с простейшими орудиями производства.

Современной тенденцией образования является его стандартизация. Под государственным стандартом образования понимают систему основных параметров, отражающих общественный идеал, учитывающих возможности реальной личности и системы образования для достижения этого идеала. Проведение стандартизации образования вызвана следующими причинами: необходимостью создания единого образовательного пространства, что обеспечит единый уровень общего образования, получаемого учащимися в разных типах общеобразовательных учреждений (общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях как государственных, так и негосударственных); вхождением России в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики.

В Законе РФ «Об образовании» (1996) определены основные требования стандарта: обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

В государственном образовательном стандарте выделяют три компонента:

§ Федеральный компонент стандарта определяет нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он обеспечивает базовый стандарт образования по разным предметам на всей территории страны.

§ Национально-региональный компонент стандарта определяет нормативы, относящиеся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, трудовой подготовки и др.). За счет национально-регионального компонента обеспечиваются потребности и интересы в области образования всех народов стран, национальное своеобразие культуры.

§ Школьный компонент стандарта образования отражает специфику и направленность конкретного учебного заведения.

Федеральный компонент стандарта – неизменная его часть, которая пересматривается крайне редко; национально-региональный и школьный компоненты – вариативные части, которые систематически обновляются и пересматриваются.

Стандартизация осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, устанавливающих определенный уровень образования.

Учебный план – нормативный документ, который определяет состав (перечень) учебных предметов, изучаемых в учебном заведении; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

В практике общего среднего образования используются следующие типы учебных планов:

§ Базисный учебный план, являющийся основным государственным нормативным документом и составной частью Государственного стандарта в этой области. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

§ Типовой учебный план разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается Министерством образования России. Он имеет рекомендательный характер.

§ Учебный план общеобразовательной средней школы, составленный на основе базисного учебного плана, включает в себя перечень общеобразовательных дисциплин, количество часов, отведенное на каждую дисциплину, их распределение по годам обучения (образец в учебнике по педагогике - Подласый И.П., 2003, С.326).

Содержание образования по каждому предмету раскрывается в учебных программах. Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими, авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине, они имеют рекомендательный характер. Рабочие учебные программы разрабатываются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы и отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения. Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут содержать другую логику построения учебного предмета, собственные подходы к изучаемым явлениям. Они утверждаются педагогическим советом школы и чаще всего разрабатываются для курсов по выбору, факультативов.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента: 1) пояснительную записку, в которой определены цели и задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи; 2) собственно содержание образования: тематический план, включающий перечень разделов и тем по предмету; содержание тем; основные понятия дисциплины; возможные виды занятий; 3) некоторые методические указания о путях реализации программы.

Исторически сложились два основных способа изложения учебного материала в программах: линейный (учебный материал является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы), концентрический (материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях). Существуют также спиральный (постоянно расширяется и углубляется круг знаний по исходной проблеме) и смешанный (представляет собой комбинацию вышеуказанных подходов) способы изложения учебного материала в программах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.1.23 (0.449 с.)