Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая хар-ка принципов обучения.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Принцип-рук-во к деят-ти. Принципы обучения – это основные исходные положения опред-щие формы и методы уч-го проц в соотв-вии с его общ целями и закономерностями, это научно обоснов-ые треб-я, к-ые д выполнять учитель в проц об-я Сущ 2 системы принц-ов: 1. Сложилась исторически 17в. Каменский. 2. Возникла в 20в. в связи с возникновением индивидуального развития Зонков Л.В.Содерж-ие образ-ия опред-ся принципами обучения. Все пр-пы есть целостная система, поскольку отражают целостность обучения. 1.П общечеловеческой направленности образования (пр-п научности, наука общечеловечна, однако научное знание дает лишь общую схематичную картину мира. Реально эта проблема пронизана национальными, религиозными, народными воззрениями). Поэтому пр-п общечеловеч. Направл-я предп-ет сочетание ценностей общ д/всех людей и ценностей выработанных в опред. нац-ой среде, т.е. имеет границу соприкосновения с пр-пом народности(из теории восп-я) 2.П наглядности в обуч-е(обоснавал его Каменский и назвал золотым правилом дидактики, сщитал его центр-ым). Обуч-е всегда наглядно. Сущест-ет виды: вербальная нагл-ть(словесная, речевая) речь учителя; естест-я нагл-ть-все реальные природные объекты(экскурсии); экспер-ная нагл-ть-ставим опыты, организуем природу в нужном нам направ-и и через увиденное реб-к проникает внутрь; аудивизуальная нагл-ть-кинофильм; символич. Нагл-ть –символическое построение, схемы, диаграммы, карты, графики, изображающие бесконечность, что реально видеть нельзя. 3.Пдоступность и посильности обуч-я. Обучение д б научным, но в то же время доступным. Необх-ма опора на возрастные и индивид-ные особенности. Этот пр-п основм на получении нов. знаний в зоне ближайшего развития. 4.Псознательности и активности учения. 5.П систематичности и последовательности в обуч-ии связан с пр-ом научн-ти. Логика науки д б сохранена в логике преподавания. Эт пр-п систематич. Предполагает связь предметов. 6.П прочности в обучении связан со способностью забывать. Д/реализации эт пр-па нужна индивид-ая переработка полученных З. Важные методы – повторение, регулярная проверка и оценка знаний. 7.П связи теории с практикой обучения с жизнью (быт, искусство). 8.П единства образоват развивающ и восп-их ф-ций обуч-ия. 9.П перехода обучения к самообразованию Задача: научить сам-но приобр знания 10. пр-п развивающего обучения 12. Хар-ка методов форм-я положит-го опыта повед-я в деят-ти и общения. Методы в-я– способы взаимосвяз-ой целенаправл-ой деят-ти воспитателей и воспитуемых по преобразованию окруж среды и самих себя, а также развитию. Прием – деталь метода, способств-ая более точному достижению цели. Методы в-я: м формир-я сознания (словесные), м стимулир-я, м орг-ции деят-ти и формир-я опыта повед-я(практич-е, направлены на формир-е навыков, привычек обществ повед-я). Задача: приучить, передать опыт через методы упражнений (приучение, упражнения, пед-ое требование, обществ-ое мнение, поручения, воспитывающие ситуации, приказ). Методы д б усвоены ребенком и стать их личными способами самоконтроля и самовоспитания, управления св духовным развитием. Поэт проблема выбора методов стоит и перед уч-лем и восп-ом. Д сущ-ть методика нацеленная на развит индивид-ой личности. Методы орг-ии деят-ти ставят св целью приучить уч-хся свободно и добровольно вести себя опред-ым образом, научить анализировать св жизн-ый опыт. 1. Пед требование. ( поступать так а не иначе) Их содерж-е опред-ся нравств-ми нормами, действ-ми в общ-ве. Треб-е д выступать перед уч-ом как конкретн, реальная задача, к-ую ему надлежит выполнить в проц той или иной д-ти. По форме предъявл-я различают треб-я прямые и косв-ые. ПТ характ-ся позитивностью, решит-ю, инструктивн-ю (в форме приказания, указания, предписания) КТ (просьба, совет, намек) опираются на мотивы, цели, убеждения восп-ов. 2. Обществ-ое мнение. (опора на традиции, поручения, приучения, упражнения в хороших поступках) Соединяя в себе оценки, суждения, волю кол-ва, выступает активной и влият-ой силой (к-ая в руках умелого педагога выполняет ф-ции метода в-я). Д/формир-я здорового общест-го мнен учитель привлекает восп-ов к кол-ому обсужд-ю всех явлений и событий в жизни класса и шк. 3.Приучение предст орг-цию планомерного выполнения детьми опред-ых действий в целях превращ их в привычные формы обществ повед-я. Наибольш. Эффект-ть оно обнаруж-ет на ранних ступенях в-я и развития дет. Оно невозм без ясн представл-я о том, что д б усвоено. Оно предполаг контроль за способом вып-я действия, контроль треб благожелательного, заинтерес-го отнош-я учителя к восп-ам, выяления и анализа возникающих трудн-ей обсужд-я способов дальнейш работы. Метод приучения варьируют в завис-ти то возраста, усл жизни в-я. Учитель д так орг-ть д-ть детей, чтобы, с удовольствием выполняя ее они незаметно д/себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме повед-я. 4. Осн-ое назнач-е упражнения - практич-ий опыт кол-ых отн-ий, необх-ый д/формир-я качеств личности. Оно предусматр многократн повторение, закрепление и совершенств-е ценных способов действий. Метод упр часто реализ-ся через поручения. 5. В созданных педагогом, воспит-щих ситуациях уч-к ставится перед необх-ю выбрать опред-ое реш-е из неск возможных. В поисках выхода он пересматривает и перестаивает св повед-е, приводит его в соотв-е с новыми треб-ми. Метод примера образца - метод личного примера учителя – суть его в направлении внимания на положит. образцы деят-ти. Важен прием повтора, создания игровых стимуляций, Прием показа. В кажд методе должна быть мера. 13. Урок – основная форма орг-ции учебного процесса. В 17в. Каменский обосновал понятие урок, классноурочную систему; класс100 человек, перемены. В Р-и при Ек-не конец 18в. урок приспособлен д/дачи системы З. У-к – форма орг-ции учеб работы в шк(ед-ца учеб. процесса, законченный в смысловом и вр-ом орг-ном отн-нии отрезок уч проц). В отличие от др форм обуч-я (доп занятие - восполнение, консультация -обзор, фак-ив - расширение, углуб-е З, расш практ Н, развит интересов и способ-ей) урок им св специфич признаки: постоян состав уч-ся одного в-та, им опред-ый уровень подготовл-ти, кажд класс раб в соотв-ии со св годовым планом, опред-ая продолжит-ть во вр, кажд урок посвящ только одному учеб предмету, одной теме, уроки чередуются по расписанию, руководящ роль играет учительУч-ль и уч-ки заним-ся в рамках точно установл-го вр, с постоян составом уч-ся, по твердому расп-ию, используя разнообразн методы и приемы д/достижения поставл-ых восп-ых, образовательных и развивающих задач, опред-мых треб-ми учеб программы и особенностями пед. процесса в конкретном учеб. Восп-ом колл-ве. Урок характ-ся строго установл-ым объемом учеб. работы и творческим хар-ром его выполнения. Урок-сам удобн форма обучения«+»: 1одновр обуч-ся больш кол-во детей, 2наблюд-ся четкость и упорядоч-ть проц обуч-я, 3урок создает благоприятн усл д/взаимообуч-я, колл-вной д-ти, соревноват-ти, восп-я колл-ых кач-в; Недостатки: ориентац на сред ученика, отсутств возможностей осущ-я индивид раб с уч-ся От цели (на кажд у н ставить триед цель: образоват, восп-ю, развивающую) и задачи (1.форм-е активн жизн позиции уч-ся (восп-ся самост-ть реш-ий и действий, настойчивость, активность, высок работосп) 2. форм0е диалектич-го мышл-я (умение анализир-ть, делать выводы, предполож-я, У посмотреть на процесс, явл-е с разн т зр, У отказаться от устоявш-ся, но устаревш взглядов) 3.форм-е потреб-ти в самообраз-ии(развитие познават интереса) У-ка завис тип урока, также структура у-ка. Структура урока: 1. Орг-й момент. 2. Повторен пройденного учеб матер. 3. Объясн-е нов. материала. 4. Закрепление и систематизация уч мат5. Инструктаж домашнего задания. 6. Контроль. 7. Подведение итогов. Типы уроков: 1. Урок изучения нов. материала. 2.У формир-я У и Н 3.Урок закрепления ЗУН. 4.У обобщения и систематизации учеб материала. 5. У проверки ЗУН. 6.Комбинированный урок (к-ый имеет структуру, опис выше) 15. Учебник: дидактические ф-ции, стр и треб-я. Важнейшим элементом содержания и орг-ции уч. процесса является шк-ый учебник. Выступает осн источником знаний и органиации самост раб уч-ся и одним из важнейш средств обуч-я, д/учителя - явл ориентиром. По св содержанию и структуре он обязательно соответствует программе по данному предмету. Учебник содержит изложение основ наук и одновр-но организует самостоят-ую деят-ть шк-ков в усвоении учебного материала, учит учиться. Требования: д б отражены все 4 компонента сод-я образования (1-З о природе, общ, технике, ч-ке, мышл-ии, 2-У пользоваться эт З на практике, освоение алгоритма действий ч-ка, 3- опыт творч д-ти, 4- опыт эмоц-но-ценност-го отноу-я к природе, миру, людям, себе, прекрасному).Учебник - д б хорошо изложен, иллюстрирован, задание для самостоятельной работы, задания творческого характера, указатели: на что обратить внимание. Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой. Он д б краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащённым основным фактическим материалом; должен содержать изложение подлинной науки, быть доступным детям, учитывая особенности их интересов, восприятия, мышления памяти. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. Текст учебника, формулировки основных положений, выводов. Должны отличаться предельной ясностью и чёткостью. Материал любой науки (уч. предметов) может быть изложен с привлечением художественных образов. Учебник д бв меру красочен, иллюстрирован в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. Функции шк. учебника: 1) информационная – обеспечение детей необходимой и достаточной информацией для духовного развития и практического освоения мира; 2) трансформационная – материал в учебнике преобразуется с учётом детских возрастных особенностей и дидактических требований (доступность для детей); 3) систематизирующая – систематичное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета; 4) функции закрепления и самоконтроля – повторное изучение упражнения на повторение для самоконтроля школьников; 5) интегрирующая – учебник приучает ребёнка работать с дополнительной литературой; 6) координирующая – привлечение в процессе работы при разнообразных других средствах обучения (карты, иллюстрации); 7) развивающая воспитательная – формирование таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность; 8) обучающая – развивает умения и навыки, необходимые для самообразования. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент (текст-описание, повествование и рассуждение) и вспомогательные компоненты (внетекстовые): вопросы, задания, таблицы, упражнения. Проблемы школьного учебника – сложность изложения материала, неточность формулировок, не качественность (опечатки),устаревшие сведения.+ размер, объем, шрифт. 16. Нравственное в-ие шк-ов в современ усл-ях. Гл задача шк - формир-е базовой к-ры лич-ти шк-ка. Это необх к-ра, к-ой д владеть ч-к д/полноц жизни в об-ве. Одним из осн компонентов базовой к-ры лич-ти явл нрвств к-ра. Восп-е, к-ое направл на формир нравств к-ры наз нравств в-ем. Нравственность есть регулятор взаимоотн-ий между людьми, она подчиняется традициям, следование образцу. Цель нр-го восп-я (она идеальна)- увеличить доброе начало и уменьшить подчиняемость злу. Нр-ное восп-е – процесс форм-ния моральных кач-в, черт хар-ра, навыков и привычек поведения. Через поведение личности определяем уровень нр-ого восп-я. Задачи: 1. Форм-ние нр-ого чувства. 2.Моральное осознание. 3.Опыт нр-ной жизни – форм-ние Н-в и привычек гуманистич-го, волевого движения к совершенствованию себя. Осн-ые нр-ые кач-ва: совестливость, искренность, уваж-е к старш, забота о младш, дисц-ть, ответств-ть Содержание – общественная мораль, необх внедрить нормы общественно-нр-го сознания в индивид-ое сознание и поведение кажд шк-ка. Шк-к д знать правила повед-я в об-ве, нормы морали, понимать нравсв. Идеал (уметь выбрать ч-ка д/подражания), иметь чувства: собств. достоинства, обществ долга, неприятия лжи, сопереживания, уметь вести дискуссию, исп-ть культурные, грамоные, выразит-е средства в общении, владеть нормами, уметь вести себя в общ-ве, добиваться поставл цели. Нрав-ое в-е явл ведущим компонентом системы гармонически всестороннего развития лич-ти. Нр-ое в-е целенаправленная д-ть в-я по форм-ию системы нр-ных представлений, развитию нравств. чувств, выработке нр-ых оценок и отн-ний, к-ые м служить в жизни рук-вами действий. Нр-ость – хар-ка практ-их отн-ий меж людьми, их поступков, действий. Важнейш проблемой в нр-ом в-нии явл проблема переосмысления нрав-ых идеалов, сохранение нр-ых ценностей. Существенная опасность д/нр-го в-я представляет усиление в интересах людей доли богатства, карьеризма, достижение цели, накопления богатства люб способами. Нр-ое в-е эфф-но осущ-ся только как целостный процесс пед-кой, соответствующей нормам общечел-кой морали, орг-ции всей жизни шк-ков. Рез-том целостного процесса явл форм-ние нр-но цельной лич-ти, в единстве её сознания, совести, воли, навыков, привычек. Также рез-том нр-го в-я явл нр-ная воспитть. Она материализуется в общ-но ценных св-ах кач-ах лич-ти, проявл-ся в отн-ях, д-ти, общении. Нр-ое в-е – невдалбливание, неформальное заучивание моральных норм и не бездумное отработка привычек поведения. Это активный жизн процесс отн-ия взаимодействий, деят-ти, общения и преодоление противоречий. Оно осущ-ся в шк-ах, общ-ых орг-ях, внешк-ых учрежд-ях и в с-е. 17. Физическое в-е шк-ов: задачи и ср-ва оздоров-я. Физ. в-е шк-ов – целенаправл-ое и планомерное управл-е развитием физически и психически здоровой лич-ти, облдающей основами Здоров образа жизни.Это целенапр-ый процесс орг-ции физк-ой и спорт-ой деят-ти детей, направл-ый на укрел-е их физич здоровья и развитие их физических сил и задатков. Она вкл детей в разнообразные формы занятий физ.к-рой, спортом, воен-прикладной деят-тью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравств-ю. Цель: гармоничное развитие тела ребенка в тесном единстве с умств-ым трудом, эмоц-но-нравтсв-ым, эстетич-ое восп-я. Задачи: укрепление здоровья, закаливание, повыш-е работосп-ти, выработка двигат У и Н (координация движ-й, осанка, к-ра движ-ий); в-е высоко нравств-ых кач-в (настойч-ть, дисциплин-ть, смелость, кол-визм), потреб-ти в систематич-их физ.упр-ях, понимание необх-ти физ.к-ры и заботы о здоровье (соблюден режима дня, одежда по погоде, здоров обр жизни); стремл-е к физ. соверш-ву, выработка привычки к систематич-им занятиям физк, приобретение мин-ма З в обл гигиены и мед-ны. Физ.культ-е и спорт-ые занятия помогают преодолевать трудности в период половой зрелости, в борьбе с курением, употреблением наркотиков, алкоголя. Основными моментами физ. восп-я является физкультурно спортивная деят-ть, система отношений в процессе этой деят-ти и возникающей на ее основе духовное общение. Содержание физ. в-я шк-ов определяется комплексной программой для учащихся 1-11 класса Общеобразовательной шк-ы. 1)часть программы: физкультурно-оздоровит-ые мероприятия в режиме учебного дня(гимнастика, физминутки, подвижные игры). 2)уроки физ-ры 3)внеклассные формы занятий физ-рой и спортом(ОФП, кружки, секции). 4) Общешкольные физкультурно массовые и спортивные мероприятия(день здоровья, спортакиада, спортлагеря).К осн средствам физич в-я шк-ов отн-ся физич упр-я (двигательные действия, спец-но орг-ые и сознательно выполняемые в соотв-вии с закономерностями и задачами физ в-я - гимнастика (уч-ся заним-ся основной гимнастикой - построения, общеразвивающие упр-я без предметов и с предметами,лазание, ходьба, бег, прыжки, метание), игры (возбуждают кол-ые переживания, радость совместных усилий, содейств укрепл дружбы и товарищ-ва, в нач Кл - подвижн игры, в средн и старш - спортивные), туризм (прогулки, экскурсии, походы и путешествия, приобретают физич закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования, опыт кол-ой жизни и д-ти, руководства и подчинения, ответств отн-е к природе), спорт( на соревнованиях, в усл-ях спортивн борьбы, повыш ответств-ти за св рез-ты перед кол-ом, уч-ся преодолевают значит-ые физич-е и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигат-ые и морально-волевые кач-ва)), природные (солнце, воздух, вода), гигиенические факторы (рациональн режим учеб труда, отдыха, питания, сна…) 18. Возрастная периодизация. Организация ведущих видов деят-ти шк-ков. Эльконин создал и исслед-ал психол. периодизацию. Осн-ем в периодизации развития явл смена ведущ видов деят-ти и появлением новообразований(они опред-ся видом деят-ти реб-ка). Ведущая деят-ть – деят-ть, в рамках к-ой происх-ит транформация псих.проц-ов и происходит форм-ие новообраз-ний. Возраст- это качественная своеобразная эпоха псих. развития, хар-щаяся сочетанием св-в, процессов и качеств. Младенческий до1г. Ведущая деят-ть; непосредств-ые эмоциональные отн-ния(общение с матерью). Новообразования; потребность в движении, кризис связанный с приобретением ходьбы, элементы речи. Раннее детство до 3лет. Ведущая деят-ть; манипулирование предметами(игрушки) индивидуальные игры, их совок-ть дает аналог мира, необходимо пробудить в ребенке мысль. Новообразования; формирование наглядно-образное мышление. Противопоставление себя миру, выделения себя из мира я. Дошкольный детсво 3-6 лет. Ведущая деят-ть; составление композиций, распределение ролей, ролевая игра (учится управлять своим поведением) не один, а в группе(игра направляется педагогом). Новообразования; оценка взрослой деят-ти, желание действовать самостоятельно “я сам”. Изучение себя. Кризис: считать себя взрослым. Младший школьный возраст до 11 лет. Ведущая деят-ть: чувство взрослости. Учебная деят-ть. Анализ собственных переживаний, мыслей. Выход на собственное самообразование. Новообразования: внутреннее складывание действия. Рефлексия- способность ориентироваться в своем внутреннем мире и других людей + анализ. Подростковый возраст 11-15лет. Ведущая деят-ть: выход на социальный уровень общественной деят-ти. Период второго рождения – переход от ребенка к взрослому. Желание войти в интимно-личностные отношения. Общение со сверстниками. Новообразования: стремление быть самостоятельным, независимым. Конфликты: взрослые – подростки. Ранняя юность 15-17лет. Вед. Деят-ть: учебно-профессиональная деят-ть. Новообразования: развивается самосознание в двух направлениях: нравственное самоопределение и профессиональное. 17-22 – юношество. 22-60 – зрелость. 60-75 – старость. 19. Особенности пед-ого процесса в сельской малокомплектной шк. Малокомплектная шк – шк, в к-ой кол-во уч-ов меньше кол-ва кл-ов в шк, одна параллель кл-ов (в основном начальная шк) сев-ые районы в отдален местности. 1-акомплектная шк один учитель, 2-укомплектная шк два учителя, классы неукомплектованы меньше 25 ч-к. В младшей шк обычно идут спаренно с двумя Кл-ми (например, 1 и 3 кл., 2 и 4 кл). особенности работы: акцент делается на орг-цию самостоят-ой работы уч-ся. Учеб-е планы, расписания отлич-ся от обычных шк. Продумывается как задействовать всех ребят, чтобы не было простоев. Наглядные пособия – они помогают уч-мся самостоятельно выполнять работу (схемы д б более подробные). Особое расписание: две смены, какие предметы ставить одновременно для работы в двух классах. 20. Экологическое восп-е шк-ков. Гл задача шк - формир-е базовой к-ры лич-ти шк-ка. Это необх к-ра, к-ой д владеть ч-к д/полноц жизни в об-ве. Одним из осн компонентов базовой к-ры лич-ти явл эколог-ая к-ра. Восп-е, к-ое направл на формир экол к-ры наз эколог-им в-ем(-это в-е ребят жить в гармонии с окруж средой, проц форм-я у шк-ов ответствен-го, береж-го отн-я к природе). Эк восп-е – целенаправл-ая систематич-ая д-ть, направл-ая развитие экол-ой образованности и в-я детей; накопления экологич. знаний и формирования У и Н деят-ти в природе. Мир природы – среда обитания человека он заинтересован сохранить ее целостность, чистоту, гармонию и предотвращение биологического взаимод-я и равновесия. Задачи: -форм-е у шк-ов системы научн З, раскр-ий проц-ы и рез-ты взаимод-я ч-ка, общ-ва и природы, форм-е эк-их З, т.е. З-ий о взаимоотн-ях и обмене, происх-их в мире животных и растений; -в-е бережн отн-я к природе, У-я наслаждаться ее красотой; -развитие эк-го мышл-я, т.е. У-я эфф-но исп-ть эк-ие З при созд-ии пром и с/х-ых объектов,+У-ия устранять отриц-ые д/природы последствия технологич-их процессов произв-ва; -форм-е потреб-ти и готовности к активн природоохр-ой д-ти. Осн-ым показателем экол-го восп-я явл-ся понимание шк-ками соврем эк-их проблем, З-е з-нов природы и общ-ва и правил природоохранит-ой д-ти, сознание ответств-ти за сохр-е природы, развитие чувства любви к природе, негодование при набл-ии безответств отн-я к природе, наслаждаться и любоваться ей, У-е прав-но общаться с природой, умение видеть красоту, умения природоохранительной д-ти. Экол-ое восп-е осущ-ся в ре-те целенаправленного обуч-я. Уч-еся в процессе изучения разл предметов приобр-ют эк-ие З(биолог, зоолог, геогр - рисуют детям картину эк-го состоян соврем мира раст-ий, жив-ых и окруж среды, на уроках физики, хим - узнают о хар-ре произв-ва с окруж природн средой, на уроках эстетич-го цикла - музыки, лит-ры, ИЗО раскр-ся эстетич-ая сущность природы, ее неповторимая красота) общеполезный труд приучает шк-ков к природоохр-ой д-ти. Больш знач в эк в-ии играют СМИ, лит-ра, газеты, журналы, радио и телевид-е Цель – развитие эк-го сознания детей, как совокупности З-й мышл-я, чувств и воли; форм-е эк-ой к-ры, готовности к активной природоохранной д-ти. В пед науке опр-ны осн принципы эк в-я: 1- межпредметный подход к форм-ю эк к-ры (подход треб точн опр-ия места и роли кажд уч предм в общей системе эк образ-я) 2- систематич-ть и непрерывность изуч-я эк материала (достиг-ся при усл учета ступеней образ-я, возр-ых и индивид-ых особ-ей уч-ся) 3-единство интеллект-го и эмоц-но-волевого начал в д-ти уч-ся по изуч-ю и улучш-ю окруж среды (предполаг нацеливание шк-ов на взаимосвязь изуч-ых З о природе и общ-е, чувственного восприятия) 4 -взаимосвязь глобальн, нац-го и краеведческого раскрытия эк-ких проблем в учеб проц (все взаимосвязано) 21. Умственное восп-е шк-ков: задачи и условия повышения его эффективности. Умственное восп-е – целенаправл-ое, плановое руководство процессом овладения шк-ками системой научных и прикладных З, опытом и форм-е к-ры. Это целенаправл д-ть педагога по развитию умств сил и мышдения уч-ся, по формир-ю у них к-ры умств труда. Умственные силы - такая степень развитости ума (ум - способность принимить верн реш-я в трудн ситуац, просчит-ть св действия на неск шагов вперед), к-ая делает ч-ка способным к совершению осн мыслит оп-ций, абстрактн мышл-ю, предвидению возм-ых исходов при принят к.-л. реш-я. Интеллект -познание,понимание,рассудок, сособ-ть мышл-я. Задачи УВ: -развитие мышл-я (логич-ое, абстрактн,т.д.) -накопление фонда З, тк.к. ум не м развив-ся без запаса систематизир-ых З, но умн ч-к не м не познавать все, что его окружает -овладение интеллект-ми У-ями (чит, писать, слуш, раб-ть с книгой...) -развитие У-я предвидеть наступл-е к-л событий, рез-тов в итоге принятых реш-ий. -форм-е научн мировоз-ия, т.е. форм-е системы З и развитие на эт основе диалектич мышл-я, делающего ч-ка способным к самост-ому анализу и оценке нов, не известн до настоящ вр явл-ий природы и общ-ва. УВ осущ пржде всего в проц обуч-я и в проц вовлечения дет в посильную д-ть развития познават-го интереса путем исполз-я примерно таких заданий, как установить причинно-следст-ые связи к-л. явл-ия в природе и общ-ве, выбрать оптимальное реш-е, сравнить факты, явл-я и сделать выводы. Эти задания д б д/уч-ся в меру легк и в меру трудн, т.е. обучать уч-ся на пределе их возмож-ей. Во внеуч-е вр это кружки, чтение книг, рисование стенгазет, конкурсы, олимпиады… Важнейш проблема в управлении интеллект-го развития шк-ков явл стимулы к преобретению среднего образ-ия. Необх заинтересовать детей учебой. Содерж-е в-я. цель: развитие неповторимой лич-ти в направлении общечелов-их ценностей взятых в гармонии. Задачи умственного восп-я в шк-ке – формирование творчески мыслящей личности. Умственное развитие уч-ся происходит под влиянием окружающей среды, СМИ. Решающим знач-м в УВ им целенаправл-е обуч-е уч-хся, в процессе к-го они овладевают ЗУН. 22. Трудовое в-е шк-ков в современной школе ТВ - целенаправл-ый планомерный процесс подготовки шк-ов к самост-ой трудовой д-ти и осознанному выбору профессии, вовлечения уч-ся в разнообразн пед-ки-орг-ые виды труд-ой д-ти с целью передач им миним-го опыта труд-ой д-ти и развития у них практич-го и творч-го мышл-ия с целью в-я у них трудолюбия. Задачи: 1.В-ие положит-го отн-ия к труду, уваж-е к людям труда, ответств-го отн-я к люб труду. 2. Форм-ие ЗУН необх-ых д/выполн-ия трудовой деят-ти (форм-ие к-ры труда, умение планир-ть работу, содержать в порядке раб место). 3 подготовка шк-ков к выбору профессии. Содержание: обслуживающий труд, умств-ый труд, в-ние в УПК, производств-ый труд (включ-е уч-ся непосредств в такую труд-ю д-ть, рез-ом к-ой явл произв-во опред продукции, оплач-ся), обществ-но полезный т – неоплач-ый труд (шефская работа,уборка территории), домашний т (связ-ый с поддерж-ем чистоты и порядка дома), профес-ный Т (треб-щий спц теоретич и практич подготовки, оплач-ся) Трудности: обесценивание производств-го труда, утрата его привлек-ости. Нет усл-ий, плохая оснащенность, устаревшее оборуд-ие, производств-ый труд мало оплач-ся, мало ценится интеллект-ый труд, чаще-т, предполаг-ий больш прибыль любым путем, а не труд по созданию материальных благ. Ведущим усл-ем в-ой эфф-ти детск труда явл его содержательность, личностная и общ-но полезная значимость современная технич-ая и технологич-ая оснащённость чёткая орг-ция высокая производит-ть. Психологич-ий з-н орг-ции детск труда треб того, чт шк-ики непременно добивались успеха. Успех формирует самостоят-ть, уверенность в себе, закрепляет У и Н, в-ет потребность в трудовой д-ти. Пед-кий закон: дать детям возмож-ть осознать общ-но значимые цели труда, перспективы св участия в нем. Закон стимулир-ия детск труда: в кач-ве осн стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга. В орг-ции детск труда необх также учитывать завис-ть содерж-я, форм и методов труд-го в-я от возр-ых особ-ей уч-ся. В кач-ве критериев труд-ой в-сти шк-ов выступают такие показатели как высокая личная заинтересов-ть и производит-ть труда и отличное кач-во продукции, труд-ая активность и творч-ое, рационализаторское отн-ие к проц труда, трудовая, производственная, плановая технологическая дисциплина, нравств-ое св-во лич-ти – трудолюбие. Труд-ое в-е лежит в осн эфф-ого взаимодействия гражданского и нравств-го в-я, составляет психолог-ий фундамент творч-ой активности и продуктивности в уч. д-и, физк-ре и спорте, в худ-ой самодеят-ти. 23. Орг-ция методической работы в школе. Внутришкольная метод.работа требует оперативного руководства. Замдиректора д хорошо знать структуру методической работы в школе, отчетливо представлять ее содержание и формы, координировать метод. работу в школе с системой повышения квалификации учителей в районе, городе, в институте усовершенствования учителей, в университете пед.знаний. Метод. работа в шк м носить кол-ый и индивидуальный хар-ер. В орг-ции метод.работы с учителями замдиректор руководствуется нормативными документами Министерств просвещения. Метод.работа осущ-ся пед.советом школы - это колл-ный руководящий орган. Именно он разрабатывает основные проблемы, методику обучения и воспитания уч-ся на основе анализа существующего положения дел и внедрения в практику работы передового опыта. Работа всех остальных метод. органов школы и самообразование уч-лей тематически связаны с проблемами, решаемыми пед.советом. Основные формы мет.работы уч-лей- предметные мет. объединения, которые создаются при наличии в школе не менее 3-х уч-лей, преподающих один предмет. Для классных руководителей и воспитателей групп продленного дня создаются школьные метод объединения. И связи с возрастающими требованиями к мет. подготовке уч-ля в школе создаются проблемные группы уч-лей, работающие над решением одной актуальной для школы проблемы. Теоретические вопросы уч-ля обсуждают на совместных заседаниях предметных мет. объединений, а практические и метод.-в ходе работы и на мет.оперативках. Мет.оперативка -это наиболее экономная по времени форма мет.работы, управляемая замдиректором школы, который определяет содержание оперативок. Организуя мет.работу в школе, зам директору необходимо прежде всего продумать ее систему и избегать различной разрозненности мет. мероприятий. Большую роль в организации мет.работы в школе, в поднятии ее пед. результатности играют школьные мет.кабинеты, в которых концентрируется вся психолого-пед. лит-ра в помощь уч-лю, обобщается передовой пед.опыт, комплектуются спец. мет. библиотеки в помощь уч-лю, классн. руков-лю. В мет. кабинете школы находится необходимая уч-лю уч.мет. лит-ра по новым программам, дидактический материал по предметам, различные справочники. 24. Проблемы подг-ки и повыш-я квалиф-ции шк-го учителя. Кач-во пед. процесса в решающей степени зависит от уч-ля, его идейно-теоретич. подготовки, педаг-го и методич-го мастерства. Проводится такая работа в индивидуальных и коллективных формах. Индивидуальная работа уч-ля – это часть его самообразования. Осущ- оно по индивид-ым планам. Коллективная форма методич. работы – пед. совет и методические объединения уч-лей. Школы методически объединенного руководства это наиболее опытные подготовленные уч-ля. Работа методического объединения планируются на один учеб. год. Все виды метод. работ проводятся во внеуроч. время, а в каникулы необходимо предоставлять по возм-ти уч-лям время д/самообразования. Квалификацией наз. уровень подготовл-ти, степень годности к какому-нибудь виду труда. Квалиф-ция любого работника нуждается в постоянном совершенствовании. Уч-ль должен постоянно совершенствовать свое мастерство. Повыш-е профессионального мастерства уч-лей включает совершенствование психолого-педагогической, методической и специальной их подготовки. От уч-ля требуется основательное и систематическое знакомство с современной литературой,Источниками по педагогике и психологии. Ключевым элементом профессионального мастерства уч-ля является его специальная подготовка. Уч-ль вПервую очередь должен хорошо знать свой предмет преподавания. Совершенствование профессионального мастерства уч-ля осуществляется в процессе самообразования и в различных коллективных формах повыш-я квалиф-ции. Повыш-е квалиф-ции в форме самообразования осущ-тся по индивид-ым планам. Проводится методологические и теоретич-ие семинары – колл-ные формы повыш-я квалиф-ции. Кажд уч-ль проходит переподготовку раз в четыре пять лет в институте усовершенствования уч-лей. 26. Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке. Развитие гимназии: появл-ся потребность в научных знаниях, специалистов. После смертиПетра1(1725)-создана академия наук в С-Петербурге, при ней открыта 1-ая гимназия России. Из Пруссии приглашен профессор Байер, привезены учителя. Школа по немецкому образцу Несколько отделений: немецкая школа-3г.,латинская- 2г. Изучались языки: русский, немецкий, франц. и др. Преподавание велось на ин.языках. Из-за этого школа не пользовалась успехом. В 30-40гг. пытались улучшить положение школ, но особых улучшений не было. Возглавляя с 1758г. Гимназию при Ак.наук, Ломоносов определил общ. Правила работы г-зии, разработал учебн. План, установил принципы и методы обуч-я. В составл-ом им в 1758г. «Регламенте академической гимназии» Л. Отстаивал мысль об общеобразоват-ом и бессословном хар-ре сред. Шк., создал ряд учебников(«Риторика», «Рос-ая грамматика» - лучшие в теч 50 лет учебные руководства рус. общеобразоват. школы) Ломоносов принял самое активное участие в создании Моск. Унив-та. 1755г -открыт Моск. университет; при нем 2-ая гимназия в России. Было 2 отделения: дворянская и разночинская.В г-зии изучались языки Российский, латинский и один из ин-ых, словесность, математика и история. Сред. Образование начинальсь в университетской г-зии с изуч-я отечественного языка. Цель распространения гимназий по стране-подготовка к университету. Разночинцы обязательно выполняли уч.план, дворяне могли выбирать предметы по желанию. 1768г.- введен урок, экзамены годовые и полугодовые. По инициативе профессоров Моск. Универс-та в 1758г. -Открыта Казанская гимназия. В теч. 30 лет Моск. Унив-т обеспечивал эту г-зию преподавателями, учебниками, учеб. Пособиями и оборуд-ем. Цель: военная подготовка, общее образование и подготовка к поступл в унив-тет. Был класс татарского языка, затем восточное отделение. В 60-е годы 18 в. стоит вопрос о введении и повсеместном создании элементарных школ. Нужна система обр-ния: 1 тип шк.- для обучения рус. грамоте в небольших городах. 2 тип- гимназия в больших городах. 3 тип- высшее обр-ние: кадетские корпуса и университет. 27. Идея гуманизации образования в трудах Ушинского, Пирогова, Толстого. Гуманизация – очеловечевание процессов воспитания и обучения, связанные с новыми отношениями между педагогом и уч-ся, с учетом его индивидуальности, личности имеющей свои права. Проблема гуманизации связана с необходимостью предоставить каждому ребенку максимальные условия для саморазвития способностей. Она связана с формированием мировоззрением ребенка на систему общечеловеческих ценностей. Гуманитаризация связана с усилением роли гуманитарного блока учебных предметов. Гуманитаризация является средством гуманизации. Пирогов. “проблемы жизни”. Сущ-ет две точки зрения: 1. Профессионала готового к жизни. 2. Воспитание нравственного человека. Направление по нескольким позициям: 1 проблема способности. 2 если у государства хорошие граждане, то и будут и хорошие профессионалы. Гуманизация проходит через средства образования. Ушинский. Ведущая идея народности в-я(под народн-ю понимал своеобр-е кажд народа, обусл-ое его историч развитием, геогр, прир-ми усл-ми) несет в себе гуманизм. Структура народности: 1. Всеобщее начальное образование основной язык родной («Родное слово»-о в-ом и образоват-ом знач-и родного языка-лучш выразитель духовн св-в народа, лучш народн наставник). 3. Опора на народную педагогику.4 опора на православие. Главная задача восп-е граждан любящих отчизн. 5. Вопрос образования нужно передавать в руки народа – народного учителя (нар образ-е д б освоб-но от тягостной и тормозящ его развит првит-ой опеки). Цель: всесторонне развитие человека. Метод – отказ от физических наказаний уважение к уч-мся. Толстой. Родоначальник свободного восп-я. была авторитарная школа подавляющая. Т протиивопоставил ей св систему в-я, к-ую стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творч-ва детей. Толстой развивает идею свободного восп-я: нельзя заставлять ребенка, ребенок маленькая личность со своим потребностями и интересами. Главный критерий педагогики – свобода. Ребенок должен выбирать школу для образования вплоть до методов обучения (бессистемная передача знаний, пассивная позиция педагога – это не способствует развитию ребенка). Позитивная: обращается к правам ребенка. 29. Проблемы содержан образ-ия (СО) в совр. усл. Образ-е - это общ-но орг-емый и нормируемый процесс постоян передачи послед-му покол соци-но знач-ого опыта, представл-щий собой в онтогонистич-ом плане становление лич-ти в соответствии с генетич-ой программой и социализацией лич-ти. Сод-ие образ-ия – это система ЗУН, овладение к-ми обеспеч-ет треб-ое общ-ом развитие лич-ти: мировоз-ие, поведение, способность к самореализации.(пед-ки адаптир-ое сод-е пед-го опыта, орг-ное усвоение к-го уч-ся обеспеч-ет их готов-ть к сохр-ию и развитию общ-ва) Реш-ие задач, связан с функционир-ем отдельных сфер жизни общ-ва, требует от уч-ся не только овлад опред-ым уч-ым содерж-ем, но и разв-ие у них таких чувств, к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.127 (0.014 с.) |