Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая хар-ка принципов обучения.

Поиск

Принцип-рук-во к деят-ти. Принципы обучения – это основные исходные положения опред-щие формы и методы уч-го проц в соотв-вии с его общ целями и закономерностями, это научно обоснов-ые треб-я, к-ые д выполнять учитель в проц об-я Сущ 2 системы принц-ов: 1. Сложилась исторически 17в. Каменский. 2. Возникла в 20в. в связи с возникновением индивидуального развития Зонков Л.В.Содерж-ие образ-ия опред-ся принципами обучения. Все пр-пы есть целостная система, поскольку отражают целостность обучения. 1.П общечеловеческой направленности образования (пр-п научности, наука общечеловечна, однако научное знание дает лишь общую схематичную картину мира. Реально эта проблема пронизана национальными, религиозными, народными воззрениями). Поэтому пр-п общечеловеч. Направл-я предп-ет сочетание ценностей общ д/всех людей и ценностей выработанных в опред. нац-ой среде, т.е. имеет границу соприкосновения с пр-пом народности(из теории восп-я) 2.П наглядности в обуч-е(обоснавал его Каменский и назвал золотым правилом дидактики, сщитал его центр-ым). Обуч-е всегда наглядно. Сущест-ет виды: вербальная нагл-ть(словесная, речевая) речь учителя; естест-я нагл-ть-все реальные природные объекты(экскурсии); экспер-ная нагл-ть-ставим опыты, организуем природу в нужном нам направ-и и через увиденное реб-к проникает внутрь; аудивизуальная нагл-ть-кинофильм; символич. Нагл-ть –символическое построение, схемы, диаграммы, карты, графики, изображающие бесконечность, что реально видеть нельзя. 3.Пдоступность и посильности обуч-я. Обучение д б научным, но в то же время доступным. Необх-ма опора на возрастные и индивид-ные особенности. Этот пр-п основм на получении нов. знаний в зоне ближайшего развития. 4.Псознательности и активности учения. 5.П систематичности и последовательности в обуч-ии связан с пр-ом научн-ти. Логика науки д б сохранена в логике преподавания. Эт пр-п систематич. Предполагает связь предметов. 6.П прочности в обучении связан со способностью забывать. Д/реализации эт пр-па нужна индивид-ая переработка полученных З. Важные методы – повторение, регулярная проверка и оценка знаний. 7.П связи теории с практикой обучения с жизнью (быт, искусство). 8.П единства образоват развивающ и восп-их ф-ций обуч-ия. 9.П перехода обучения к самообразованию Задача: научить сам-но приобр знания 10. пр-п развивающего обучения

12. Хар-ка методов форм-я положит-го опыта повед-я в деят-ти и общения.

Методы в-я– способы взаимосвяз-ой целенаправл-ой деят-ти воспитателей и воспитуемых по преобразованию окруж среды и самих себя, а также развитию. Прием – деталь метода, способств-ая более точному достижению цели. Методы в-я: м формир-я сознания (словесные), м стимулир-я, м орг-ции деят-ти и формир-я опыта повед-я(практич-е, направлены на формир-е навыков, привычек обществ повед-я). Задача: приучить, передать опыт через методы упражнений (приучение, упражнения, пед-ое требование, обществ-ое мнение, поручения, воспитывающие ситуации, приказ). Методы д б усвоены ребенком и стать их личными способами самоконтроля и самовоспитания, управления св духовным развитием. Поэт проблема выбора методов стоит и перед уч-лем и восп-ом. Д сущ-ть методика нацеленная на развит индивид-ой личности. Методы орг-ии деят-ти ставят св целью приучить уч-хся свободно и добровольно вести себя опред-ым образом, научить анализировать св жизн-ый опыт.

1. Пед требование. ( поступать так а не иначе) Их содерж-е опред-ся нравств-ми нормами, действ-ми в общ-ве. Треб-е д выступать перед уч-ом как конкретн, реальная задача, к-ую ему надлежит выполнить в проц той или иной д-ти. По форме предъявл-я различают треб-я прямые и косв-ые. ПТ характ-ся позитивностью, решит-ю, инструктивн-ю (в форме приказания, указания, предписания) КТ (просьба, совет, намек) опираются на мотивы, цели, убеждения восп-ов. 2. Обществ-ое мнение. (опора на традиции, поручения, приучения, упражнения в хороших поступках) Соединяя в себе оценки, суждения, волю кол-ва, выступает активной и влият-ой силой (к-ая в руках умелого педагога выполняет ф-ции метода в-я). Д/формир-я здорового общест-го мнен учитель привлекает восп-ов к кол-ому обсужд-ю всех явлений и событий в жизни класса и шк. 3.Приучение предст орг-цию планомерного выполнения детьми опред-ых действий в целях превращ их в привычные формы обществ повед-я. Наибольш. Эффект-ть оно обнаруж-ет на ранних ступенях в-я и развития дет. Оно невозм без ясн представл-я о том, что д б усвоено. Оно предполаг контроль за способом вып-я действия, контроль треб благожелательного, заинтерес-го отнош-я учителя к восп-ам, выяления и анализа возникающих трудн-ей обсужд-я способов дальнейш работы. Метод приучения варьируют в завис-ти то возраста, усл жизни в-я. Учитель д так орг-ть д-ть детей, чтобы, с удовольствием выполняя ее они незаметно д/себя свободно и непринужденно привыкали к нужной форме повед-я. 4. Осн-ое назнач-е упражнения - практич-ий опыт кол-ых отн-ий, необх-ый д/формир-я качеств личности. Оно предусматр многократн повторение, закрепление и совершенств-е ценных способов действий. Метод упр часто реализ-ся через поручения. 5. В созданных педагогом, воспит-щих ситуациях уч-к ставится перед необх-ю выбрать опред-ое реш-е из неск возможных. В поисках выхода он пересматривает и перестаивает св повед-е, приводит его в соотв-е с новыми треб-ми. Метод примера образца - метод личного примера учителя – суть его в направлении внимания на положит. образцы деят-ти. Важен прием повтора, создания игровых стимуляций, Прием показа. В кажд методе должна быть мера.

13. Урок – основная форма орг-ции учебного процесса.

В 17в. Каменский обосновал понятие урок, классноурочную систему; класс100 человек, перемены. В Р-и при Ек-не конец 18в. урок приспособлен д/дачи системы З. У-к – форма орг-ции учеб работы в шк(ед-ца учеб. процесса, законченный в смысловом и вр-ом орг-ном отн-нии отрезок уч проц). В отличие от др форм обуч-я (доп занятие - восполнение, консультация -обзор, фак-ив - расширение, углуб-е З, расш практ Н, развит интересов и способ-ей) урок им св специфич признаки: постоян состав уч-ся одного в-та, им опред-ый уровень подготовл-ти, кажд класс раб в соотв-ии со св годовым планом, опред-ая продолжит-ть во вр, кажд урок посвящ только одному учеб предмету, одной теме, уроки чередуются по расписанию, руководящ роль играет учительУч-ль и уч-ки заним-ся в рамках точно установл-го вр, с постоян составом уч-ся, по твердому расп-ию, используя разнообразн методы и приемы д/достижения поставл-ых восп-ых, образовательных и развивающих задач, опред-мых треб-ми учеб программы и особенностями пед. процесса в конкретном учеб. Восп-ом колл-ве. Урок характ-ся строго установл-ым объемом учеб. работы и творческим хар-ром его выполнения. Урок-сам удобн форма обучения«+»: 1одновр обуч-ся больш кол-во детей, 2наблюд-ся четкость и упорядоч-ть проц обуч-я, 3урок создает благоприятн усл д/взаимообуч-я, колл-вной д-ти, соревноват-ти, восп-я колл-ых кач-в; Недостатки: ориентац на сред ученика, отсутств возможностей осущ-я индивид раб с уч-ся

От цели (на кажд у н ставить триед цель: образоват, восп-ю, развивающую) и задачи (1.форм-е активн жизн позиции уч-ся (восп-ся самост-ть реш-ий и действий, настойчивость, активность, высок работосп) 2. форм0е диалектич-го мышл-я (умение анализир-ть, делать выводы, предполож-я, У посмотреть на процесс, явл-е с разн т зр, У отказаться от устоявш-ся, но устаревш взглядов) 3.форм-е потреб-ти в самообраз-ии(развитие познават интереса) У-ка завис тип урока, также структура у-ка. Структура урока: 1. Орг-й момент. 2. Повторен пройденного учеб матер. 3. Объясн-е нов. материала. 4. Закрепление и систематизация уч мат5. Инструктаж домашнего задания. 6. Контроль. 7. Подведение итогов. Типы уроков: 1. Урок изучения нов. материала. 2.У формир-я У и Н 3.Урок закрепления ЗУН. 4.У обобщения и систематизации учеб материала. 5. У проверки ЗУН. 6.Комбинированный урок (к-ый имеет структуру, опис выше)

15. Учебник: дидактические ф-ции, стр и треб-я.

Важнейшим элементом содержания и орг-ции уч. процесса является шк-ый учебник. Выступает осн источником знаний и органиации самост раб уч-ся и одним из важнейш средств обуч-я, д/учителя - явл ориентиром. По св содержанию и структуре он обязательно соответствует программе по данному предмету. Учебник содержит изложение основ наук и одновр-но организует самостоят-ую деят-ть шк-ков в усвоении учебного материала, учит учиться. Требования: д б отражены все 4 компонента сод-я образования (1-З о природе, общ, технике, ч-ке, мышл-ии, 2-У пользоваться эт З на практике, освоение алгоритма действий ч-ка, 3- опыт творч д-ти, 4- опыт эмоц-но-ценност-го отноу-я к природе, миру, людям, себе, прекрасному).Учебник - д б хорошо изложен, иллюстрирован, задание для самостоятельной работы, задания творческого характера, указатели: на что обратить внимание. Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой. Он д б краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащённым основным фактическим материалом; должен содержать изложение подлинной науки, быть доступным детям, учитывая особенности их интересов, восприятия, мышления памяти. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. Текст учебника, формулировки основных положений, выводов. Должны отличаться предельной ясностью и чёткостью. Материал любой науки (уч. предметов) может быть изложен с привлечением художественных образов. Учебник д бв меру красочен, иллюстрирован в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий. Функции шк. учебника: 1) информационная – обеспечение детей необходимой и достаточной информацией для духовного развития и практического освоения мира; 2) трансформационная – материал в учебнике преобразуется с учётом детских возрастных особенностей и дидактических требований (доступность для детей); 3) систематизирующая – систематичное и последовательное изложение материала в логике учебного предмета; 4) функции закрепления и самоконтроля – повторное изучение упражнения на повторение для самоконтроля школьников; 5) интегрирующая – учебник приучает ребёнка работать с дополнительной литературой; 6) координирующая – привлечение в процессе работы при разнообразных других средствах обучения (карты, иллюстрации); 7) развивающая воспитательная – формирование таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность; 8) обучающая – развивает умения и навыки, необходимые для самообразования. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент (текст-описание, повествование и рассуждение) и вспомогательные компоненты (внетекстовые): вопросы, задания, таблицы, упражнения.

Проблемы школьного учебника – сложность изложения материала, неточность формулировок, не качественность (опечатки),устаревшие сведения.+ размер, объем, шрифт.

16. Нравственное в-ие шк-ов в современ усл-ях.

Гл задача шк - формир-е базовой к-ры лич-ти шк-ка. Это необх к-ра, к-ой д владеть ч-к д/полноц жизни в об-ве. Одним из осн компонентов базовой к-ры лич-ти явл нрвств к-ра. Восп-е, к-ое направл на формир нравств к-ры наз нравств в-ем. Нравственность есть регулятор взаимоотн-ий между людьми, она подчиняется традициям, следование образцу. Цель нр-го восп-я (она идеальна)- увеличить доброе начало и уменьшить подчиняемость злу. Нр-ное восп-е – процесс форм-ния моральных кач-в, черт хар-ра, навыков и привычек поведения. Через поведение личности определяем уровень нр-ого восп-я. Задачи: 1. Форм-ние нр-ого чувства. 2.Моральное осознание. 3.Опыт нр-ной жизни – форм-ние Н-в и привычек гуманистич-го, волевого движения к совершенствованию себя. Осн-ые нр-ые кач-ва: совестливость, искренность, уваж-е к старш, забота о младш, дисц-ть, ответств-ть Содержание – общественная мораль, необх внедрить нормы общественно-нр-го сознания в индивид-ое сознание и поведение кажд шк-ка. Шк-к д знать правила повед-я в об-ве, нормы морали, понимать нравсв. Идеал (уметь выбрать ч-ка д/подражания), иметь чувства: собств. достоинства, обществ долга, неприятия лжи, сопереживания, уметь вести дискуссию, исп-ть культурные, грамоные, выразит-е средства в общении, владеть нормами, уметь вести себя в общ-ве, добиваться поставл цели. Нрав-ое в-е явл ведущим компонентом системы гармонически всестороннего развития лич-ти. Нр-ое в-е целенаправленная д-ть в-я по форм-ию системы нр-ных представлений, развитию нравств. чувств, выработке нр-ых оценок и отн-ний, к-ые м служить в жизни рук-вами действий. Нр-ость – хар-ка практ-их отн-ий меж людьми, их поступков, действий. Важнейш проблемой в нр-ом в-нии явл проблема переосмысления нрав-ых идеалов, сохранение нр-ых ценностей. Существенная опасность д/нр-го в-я представляет усиление в интересах людей доли богатства, карьеризма, достижение цели, накопления богатства люб способами. Нр-ое в-е эфф-но осущ-ся только как целостный процесс пед-кой, соответствующей нормам общечел-кой морали, орг-ции всей жизни шк-ков. Рез-том целостного процесса явл форм-ние нр-но цельной лич-ти, в единстве её сознания, совести, воли, навыков, привычек. Также рез-том нр-го в-я явл нр-ная воспитть. Она материализуется в общ-но ценных св-ах кач-ах лич-ти, проявл-ся в отн-ях, д-ти, общении. Нр-ое в-е – невдалбливание, неформальное заучивание моральных норм и не бездумное отработка привычек поведения. Это активный жизн процесс отн-ия взаимодействий, деят-ти, общения и преодоление противоречий. Оно осущ-ся в шк-ах, общ-ых орг-ях, внешк-ых учрежд-ях и в с-е.

17. Физическое в-е шк-ов: задачи и ср-ва оздоров-я.

Физ. в-е шк-ов – целенаправл-ое и планомерное управл-е развитием физически и психически здоровой лич-ти, облдающей основами Здоров образа жизни.Это целенапр-ый процесс орг-ции физк-ой и спорт-ой деят-ти детей, направл-ый на укрел-е их физич здоровья и развитие их физических сил и задатков. Она вкл детей в разнообразные формы занятий физ.к-рой, спортом, воен-прикладной деят-тью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравств-ю. Цель: гармоничное развитие тела ребенка в тесном единстве с умств-ым трудом, эмоц-но-нравтсв-ым, эстетич-ое восп-я. Задачи: укрепление здоровья, закаливание, повыш-е работосп-ти, выработка двигат У и Н (координация движ-й, осанка, к-ра движ-ий); в-е высоко нравств-ых кач-в (настойч-ть, дисциплин-ть, смелость, кол-визм), потреб-ти в систематич-их физ.упр-ях, понимание необх-ти физ.к-ры и заботы о здоровье (соблюден режима дня, одежда по погоде, здоров обр жизни); стремл-е к физ. соверш-ву, выработка привычки к систематич-им занятиям физк, приобретение мин-ма З в обл гигиены и мед-ны. Физ.культ-е и спорт-ые занятия помогают преодолевать трудности в период половой зрелости, в борьбе с курением, употреблением наркотиков, алкоголя. Основными моментами физ. восп-я является физкультурно спортивная деят-ть, система отношений в процессе этой деят-ти и возникающей на ее основе духовное общение. Содержание физ. в-я шк-ов определяется комплексной программой для учащихся 1-11 класса Общеобразовательной шк-ы. 1)часть программы: физкультурно-оздоровит-ые мероприятия в режиме учебного дня(гимнастика, физминутки, подвижные игры). 2)уроки физ-ры 3)внеклассные формы занятий физ-рой и спортом(ОФП, кружки, секции). 4) Общешкольные физкультурно массовые и спортивные мероприятия(день здоровья, спортакиада, спортлагеря).К осн средствам физич в-я шк-ов отн-ся физич упр-я (двигательные действия, спец-но орг-ые и сознательно выполняемые в соотв-вии с закономерностями и задачами физ в-я - гимнастика (уч-ся заним-ся основной гимнастикой - построения, общеразвивающие упр-я без предметов и с предметами,лазание, ходьба, бег, прыжки, метание), игры (возбуждают кол-ые переживания, радость совместных усилий, содейств укрепл дружбы и товарищ-ва, в нач Кл - подвижн игры, в средн и старш - спортивные), туризм (прогулки, экскурсии, походы и путешествия, приобретают физич закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования, опыт кол-ой жизни и д-ти, руководства и подчинения, ответств отн-е к природе), спорт( на соревнованиях, в усл-ях спортивн борьбы, повыш ответств-ти за св рез-ты перед кол-ом, уч-ся преодолевают значит-ые физич-е и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигат-ые и морально-волевые кач-ва)), природные (солнце, воздух, вода), гигиенические факторы (рациональн режим учеб труда, отдыха, питания, сна…)

18. Возрастная периодизация. Организация ведущих видов деят-ти шк-ков.

Эльконин создал и исслед-ал психол. периодизацию. Осн-ем в периодизации развития явл смена ведущ видов деят-ти и появлением новообразований(они опред-ся видом деят-ти реб-ка). Ведущая деят-ть – деят-ть, в рамках к-ой происх-ит транформация псих.проц-ов и происходит форм-ие новообраз-ний. Возраст- это качественная своеобразная эпоха псих. развития, хар-щаяся сочетанием св-в, процессов и качеств. Младенческий до1г. Ведущая деят-ть; непосредств-ые эмоциональные отн-ния(общение с матерью). Новообразования; потребность в движении, кризис связанный с приобретением ходьбы, элементы речи. Раннее детство до 3лет. Ведущая деят-ть; манипулирование предметами(игрушки) индивидуальные игры, их совок-ть дает аналог мира, необходимо пробудить в ребенке мысль. Новообразования; формирование наглядно-образное мышление. Противопоставление себя миру, выделения себя из мира я. Дошкольный детсво 3-6 лет. Ведущая деят-ть; составление композиций, распределение ролей, ролевая игра (учится управлять своим поведением) не один, а в группе(игра направляется педагогом). Новообразования; оценка взрослой деят-ти, желание действовать самостоятельно “я сам”. Изучение себя. Кризис: считать себя взрослым. Младший школьный возраст до 11 лет. Ведущая деят-ть: чувство взрослости. Учебная деят-ть. Анализ собственных переживаний, мыслей. Выход на собственное самообразование. Новообразования: внутреннее складывание действия. Рефлексия- способность ориентироваться в своем внутреннем мире и других людей + анализ. Подростковый возраст 11-15лет. Ведущая деят-ть: выход на социальный уровень общественной деят-ти. Период второго рождения – переход от ребенка к взрослому. Желание войти в интимно-личностные отношения. Общение со сверстниками. Новообразования: стремление быть самостоятельным, независимым. Конфликты: взрослые – подростки. Ранняя юность 15-17лет. Вед. Деят-ть: учебно-профессиональная деят-ть. Новообразования: развивается самосознание в двух направлениях: нравственное самоопределение и профессиональное. 17-22 – юношество. 22-60 – зрелость. 60-75 – старость.

19. Особенности пед-ого процесса в сельской малокомплектной шк.

Малокомплектная шк – шк, в к-ой кол-во уч-ов меньше кол-ва кл-ов в шк, одна параллель кл-ов (в основном начальная шк) сев-ые районы в отдален местности. 1-акомплектная шк один учитель, 2-укомплектная шк два учителя, классы неукомплектованы меньше 25 ч-к. В младшей шк обычно идут спаренно с двумя Кл-ми (например, 1 и 3 кл., 2 и 4 кл). особенности работы: акцент делается на орг-цию самостоят-ой работы уч-ся. Учеб-е планы, расписания отлич-ся от обычных шк. Продумывается как задействовать всех ребят, чтобы не было простоев. Наглядные пособия – они помогают уч-мся самостоятельно выполнять работу (схемы д б более подробные). Особое расписание: две смены, какие предметы ставить одновременно для работы в двух классах.

20. Экологическое восп-е шк-ков.

Гл задача шк - формир-е базовой к-ры лич-ти шк-ка. Это необх к-ра, к-ой д владеть ч-к д/полноц жизни в об-ве. Одним из осн компонентов базовой к-ры лич-ти явл эколог-ая к-ра. Восп-е, к-ое направл на формир экол к-ры наз эколог-им в-ем(-это в-е ребят жить в гармонии с окруж средой, проц форм-я у шк-ов ответствен-го, береж-го отн-я к природе). Эк восп-е – целенаправл-ая систематич-ая д-ть, направл-ая развитие экол-ой образованности и в-я детей; накопления экологич. знаний и формирования У и Н деят-ти в природе. Мир природы – среда обитания человека он заинтересован сохранить ее целостность, чистоту, гармонию и предотвращение биологического взаимод-я и равновесия. Задачи: -форм-е у шк-ов системы научн З, раскр-ий проц-ы и рез-ты взаимод-я ч-ка, общ-ва и природы, форм-е эк-их З, т.е. З-ий о взаимоотн-ях и обмене, происх-их в мире животных и растений; -в-е бережн отн-я к природе, У-я наслаждаться ее красотой; -развитие эк-го мышл-я, т.е. У-я эфф-но исп-ть эк-ие З при созд-ии пром и с/х-ых объектов,+У-ия устранять отриц-ые д/природы последствия технологич-их процессов произв-ва; -форм-е потреб-ти и готовности к активн природоохр-ой д-ти.

Осн-ым показателем экол-го восп-я явл-ся понимание шк-ками соврем эк-их проблем, З-е з-нов природы и общ-ва и правил природоохранит-ой д-ти, сознание ответств-ти за сохр-е природы, развитие чувства любви к природе, негодование при набл-ии безответств отн-я к природе, наслаждаться и любоваться ей, У-е прав-но общаться с природой, умение видеть красоту, умения природоохранительной д-ти.

Экол-ое восп-е осущ-ся в ре-те целенаправленного обуч-я. Уч-еся в процессе изучения разл предметов приобр-ют эк-ие З(биолог, зоолог, геогр - рисуют детям картину эк-го состоян соврем мира раст-ий, жив-ых и окруж среды, на уроках физики, хим - узнают о хар-ре произв-ва с окруж природн средой, на уроках эстетич-го цикла - музыки, лит-ры, ИЗО раскр-ся эстетич-ая сущность природы, ее неповторимая красота) общеполезный труд приучает шк-ков к природоохр-ой д-ти. Больш знач в эк в-ии играют СМИ, лит-ра, газеты, журналы, радио и телевид-е

Цель – развитие эк-го сознания детей, как совокупности З-й мышл-я, чувств и воли; форм-е эк-ой к-ры, готовности к активной природоохранной д-ти. В пед науке опр-ны осн принципы эк в-я: 1- межпредметный подход к форм-ю эк к-ры (подход треб точн опр-ия места и роли кажд уч предм в общей системе эк образ-я) 2- систематич-ть и непрерывность изуч-я эк материала (достиг-ся при усл учета ступеней образ-я, возр-ых и индивид-ых особ-ей уч-ся) 3-единство интеллект-го и эмоц-но-волевого начал в д-ти уч-ся по изуч-ю и улучш-ю окруж среды (предполаг нацеливание шк-ов на взаимосвязь изуч-ых З о природе и общ-е, чувственного восприятия) 4 -взаимосвязь глобальн, нац-го и краеведческого раскрытия эк-ких проблем в учеб проц (все взаимосвязано)

21. Умственное восп-е шк-ков: задачи и условия повышения его эффективности.

Умственное восп-е – целенаправл-ое, плановое руководство процессом овладения шк-ками системой научных и прикладных З, опытом и форм-е к-ры. Это целенаправл д-ть педагога по развитию умств сил и мышдения уч-ся, по формир-ю у них к-ры умств труда. Умственные силы - такая степень развитости ума (ум - способность принимить верн реш-я в трудн ситуац, просчит-ть св действия на неск шагов вперед), к-ая делает ч-ка способным к совершению осн мыслит оп-ций, абстрактн мышл-ю, предвидению возм-ых исходов при принят к.-л. реш-я. Интеллект -познание,понимание,рассудок, сособ-ть мышл-я. Задачи УВ: -развитие мышл-я (логич-ое, абстрактн,т.д.) -накопление фонда З, тк.к. ум не м развив-ся без запаса систематизир-ых З, но умн ч-к не м не познавать все, что его окружает -овладение интеллект-ми У-ями (чит, писать, слуш, раб-ть с книгой...) -развитие У-я предвидеть наступл-е к-л событий, рез-тов в итоге принятых реш-ий. -форм-е научн мировоз-ия, т.е. форм-е системы З и развитие на эт основе диалектич мышл-я, делающего ч-ка способным к самост-ому анализу и оценке нов, не известн до настоящ вр явл-ий природы и общ-ва.

УВ осущ пржде всего в проц обуч-я и в проц вовлечения дет в посильную д-ть развития познават-го интереса путем исполз-я примерно таких заданий, как установить причинно-следст-ые связи к-л. явл-ия в природе и общ-ве, выбрать оптимальное реш-е, сравнить факты, явл-я и сделать выводы. Эти задания д б д/уч-ся в меру легк и в меру трудн, т.е. обучать уч-ся на пределе их возмож-ей. Во внеуч-е вр это кружки, чтение книг, рисование стенгазет, конкурсы, олимпиады… Важнейш проблема в управлении интеллект-го развития шк-ков явл стимулы к преобретению среднего образ-ия. Необх заинтересовать детей учебой.

Содерж-е в-я. цель: развитие неповторимой лич-ти в направлении общечелов-их ценностей взятых в гармонии. Задачи умственного восп-я в шк-ке – формирование творчески мыслящей личности. Умственное развитие уч-ся происходит под влиянием окружающей среды, СМИ. Решающим знач-м в УВ им целенаправл-е обуч-е уч-хся, в процессе к-го они овладевают ЗУН.

22. Трудовое в-е шк-ков в современной школе

ТВ - целенаправл-ый планомерный процесс подготовки шк-ов к самост-ой трудовой д-ти и осознанному выбору профессии, вовлечения уч-ся в разнообразн пед-ки-орг-ые виды труд-ой д-ти с целью передач им миним-го опыта труд-ой д-ти и развития у них практич-го и творч-го мышл-ия с целью в-я у них трудолюбия. Задачи: 1.В-ие положит-го отн-ия к труду, уваж-е к людям труда, ответств-го отн-я к люб труду. 2. Форм-ие ЗУН необх-ых д/выполн-ия трудовой деят-ти (форм-ие к-ры труда, умение планир-ть работу, содержать в порядке раб место). 3 подготовка шк-ков к выбору профессии. Содержание: обслуживающий труд, умств-ый труд, в-ние в УПК, производств-ый труд (включ-е уч-ся непосредств в такую труд-ю д-ть, рез-ом к-ой явл произв-во опред продукции, оплач-ся), обществ-но полезный т – неоплач-ый труд (шефская работа,уборка территории), домашний т (связ-ый с поддерж-ем чистоты и порядка дома), профес-ный Т (треб-щий спц теоретич и практич подготовки, оплач-ся) Трудности: обесценивание производств-го труда, утрата его привлек-ости. Нет усл-ий, плохая оснащенность, устаревшее оборуд-ие, производств-ый труд мало оплач-ся, мало ценится интеллект-ый труд, чаще-т, предполаг-ий больш прибыль любым путем, а не труд по созданию материальных благ. Ведущим усл-ем в-ой эфф-ти детск труда явл его содержательность, личностная и общ-но полезная значимость современная технич-ая и технологич-ая оснащённость чёткая орг-ция высокая производит-ть. Психологич-ий з-н орг-ции детск труда треб того, чт шк-ики непременно добивались успеха. Успех формирует самостоят-ть, уверенность в себе, закрепляет У и Н, в-ет потребность в трудовой д-ти. Пед-кий закон: дать детям возмож-ть осознать общ-но значимые цели труда, перспективы св участия в нем. Закон стимулир-ия детск труда: в кач-ве осн стимулов выступают стремление к личному успеху, пробуждение чувства долга. В орг-ции детск труда необх также учитывать завис-ть содерж-я, форм и методов труд-го в-я от возр-ых особ-ей уч-ся. В кач-ве критериев труд-ой в-сти шк-ов выступают такие показатели как высокая личная заинтересов-ть и производит-ть труда и отличное кач-во продукции, труд-ая активность и творч-ое, рационализаторское отн-ие к проц труда, трудовая, производственная, плановая технологическая дисциплина, нравств-ое св-во лич-ти – трудолюбие. Труд-ое в-е лежит в осн эфф-ого взаимодействия гражданского и нравств-го в-я, составляет психолог-ий фундамент творч-ой активности и продуктивности в уч. д-и, физк-ре и спорте, в худ-ой самодеят-ти.

23. Орг-ция методической работы в школе.

Внутришкольная метод.работа требует оперативного руководства. Замдиректора д хорошо знать структуру методической работы в школе, отчетливо представлять ее содержание и формы, координировать метод. работу в школе с системой повышения квалификации учителей в районе, городе, в институте усовершенствования учителей, в университете пед.знаний. Метод. работа в шк м носить кол-ый и индивидуальный хар-ер. В орг-ции метод.работы с учителями замдиректор руководствуется нормативными документами Министерств просвещения. Метод.работа осущ-ся пед.советом школы - это колл-ный руководящий орган. Именно он разрабатывает основные проблемы, методику обучения и воспитания уч-ся на основе анализа существующего положения дел и внедрения в практику работы передового опыта. Работа всех остальных метод. органов школы и самообразование уч-лей тематически связаны с проблемами, решаемыми пед.советом. Основные формы мет.работы уч-лей- предметные мет. объединения, которые создаются при наличии в школе не менее 3-х уч-лей, преподающих один предмет. Для классных руководителей и воспитателей групп продленного дня создаются школьные метод объединения. И связи с возрастающими требованиями к мет. подготовке уч-ля в школе создаются проблемные группы уч-лей, работающие над решением одной актуальной для школы проблемы. Теоретические вопросы уч-ля обсуждают на совместных заседаниях предметных мет. объединений, а практические и метод.-в ходе работы и на мет.оперативках. Мет.оперативка -это наиболее экономная по времени форма мет.работы, управляемая замдиректором школы, который определяет содержание оперативок. Организуя мет.работу в школе, зам директору необходимо прежде всего продумать ее систему и избегать различной разрозненности мет. мероприятий. Большую роль в организации мет.работы в школе, в поднятии ее пед. результатности играют школьные мет.кабинеты, в которых концентрируется вся психолого-пед. лит-ра в помощь уч-лю, обобщается передовой пед.опыт, комплектуются спец. мет. библиотеки в помощь уч-лю, классн. руков-лю. В мет. кабинете школы находится необходимая уч-лю уч.мет. лит-ра по новым программам, дидактический материал по предметам, различные справочники.

24. Проблемы подг-ки и повыш-я квалиф-ции шк-го учителя.

Кач-во пед. процесса в решающей степени зависит от уч-ля, его идейно-теоретич. подготовки, педаг-го и методич-го мастерства. Проводится такая работа в индивидуальных и коллективных формах. Индивидуальная работа уч-ля – это часть его самообразования. Осущ- оно по индивид-ым планам. Коллективная форма методич. работы – пед. совет и методические объединения уч-лей. Школы методически объединенного руководства это наиболее опытные подготовленные уч-ля. Работа методического объединения планируются на один учеб. год. Все виды метод. работ проводятся во внеуроч. время, а в каникулы необходимо предоставлять по возм-ти уч-лям время д/самообразования. Квалификацией наз. уровень подготовл-ти, степень годности к какому-нибудь виду труда. Квалиф-ция любого работника нуждается в постоянном совершенствовании. Уч-ль должен постоянно совершенствовать свое мастерство. Повыш-е профессионального мастерства уч-лей включает совершенствование психолого-педагогической, методической и специальной их подготовки. От уч-ля требуется основательное и систематическое знакомство с современной литературой,Источниками по педагогике и психологии. Ключевым элементом профессионального мастерства уч-ля является его специальная подготовка. Уч-ль вПервую очередь должен хорошо знать свой предмет преподавания. Совершенствование профессионального мастерства уч-ля осуществляется в процессе самообразования и в различных коллективных формах повыш-я квалиф-ции. Повыш-е квалиф-ции в форме самообразования осущ-тся по индивид-ым планам. Проводится методологические и теоретич-ие семинары – колл-ные формы повыш-я квалиф-ции. Кажд уч-ль проходит переподготовку раз в четыре пять лет в институте усовершенствования уч-лей.

26. Становление и развитие отечественной гимназии в XVIII веке.

Развитие гимназии: появл-ся потребность в научных знаниях, специалистов. После смертиПетра1(1725)-создана академия наук в С-Петербурге, при ней открыта 1-ая гимназия России. Из Пруссии приглашен профессор Байер, привезены учителя. Школа по немецкому образцу Несколько отделений: немецкая школа-3г.,латинская- 2г. Изучались языки: русский, немецкий, франц. и др. Преподавание велось на ин.языках. Из-за этого школа не пользовалась успехом. В 30-40гг. пытались улучшить положение школ, но особых улучшений не было. Возглавляя с 1758г. Гимназию при Ак.наук, Ломоносов определил общ. Правила работы г-зии, разработал учебн. План, установил принципы и методы обуч-я. В составл-ом им в 1758г. «Регламенте академической гимназии» Л. Отстаивал мысль об общеобразоват-ом и бессословном хар-ре сред. Шк., создал ряд учебников(«Риторика», «Рос-ая грамматика» - лучшие в теч 50 лет учебные руководства рус. общеобразоват. школы) Ломоносов принял самое активное участие в создании Моск. Унив-та. 1755г -открыт Моск. университет; при нем 2-ая гимназия в России. Было 2 отделения: дворянская и разночинская.В г-зии изучались языки Российский, латинский и один из ин-ых, словесность, математика и история. Сред. Образование начинальсь в университетской г-зии с изуч-я отечественного языка. Цель распространения гимназий по стране-подготовка к университету. Разночинцы обязательно выполняли уч.план, дворяне могли выбирать предметы по желанию. 1768г.- введен урок, экзамены годовые и полугодовые. По инициативе профессоров Моск. Универс-та в 1758г. -Открыта Казанская гимназия. В теч. 30 лет Моск. Унив-т обеспечивал эту г-зию преподавателями, учебниками, учеб. Пособиями и оборуд-ем. Цель: военная подготовка, общее образование и подготовка к поступл в унив-тет. Был класс татарского языка, затем восточное отделение. В 60-е годы 18 в. стоит вопрос о введении и повсеместном создании элементарных школ. Нужна система обр-ния: 1 тип шк.- для обучения рус. грамоте в небольших городах. 2 тип- гимназия в больших городах. 3 тип- высшее обр-ние: кадетские корпуса и университет.

27. Идея гуманизации образования в трудах Ушинского, Пирогова, Толстого.

Гуманизация – очеловечевание процессов воспитания и обучения, связанные с новыми отношениями между педагогом и уч-ся, с учетом его индивидуальности, личности имеющей свои права. Проблема гуманизации связана с необходимостью предоставить каждому ребенку максимальные условия для саморазвития способностей. Она связана с формированием мировоззрением ребенка на систему общечеловеческих ценностей. Гуманитаризация связана с усилением роли гуманитарного блока учебных предметов. Гуманитаризация является средством гуманизации. Пирогов. “проблемы жизни”. Сущ-ет две точки зрения: 1. Профессионала готового к жизни. 2. Воспитание нравственного человека. Направление по нескольким позициям: 1 проблема способности. 2 если у государства хорошие граждане, то и будут и хорошие профессионалы. Гуманизация проходит через средства образования. Ушинский. Ведущая идея народности в-я(под народн-ю понимал своеобр-е кажд народа, обусл-ое его историч развитием, геогр, прир-ми усл-ми) несет в себе гуманизм. Структура народности: 1. Всеобщее начальное образование основной язык родной («Родное слово»-о в-ом и образоват-ом знач-и родного языка-лучш выразитель духовн св-в народа, лучш народн наставник). 3. Опора на народную педагогику.4 опора на православие. Главная задача восп-е граждан любящих отчизн. 5. Вопрос образования нужно передавать в руки народа – народного учителя (нар образ-е д б освоб-но от тягостной и тормозящ его развит првит-ой опеки). Цель: всесторонне развитие человека. Метод – отказ от физических наказаний уважение к уч-мся. Толстой. Родоначальник свободного восп-я. была авторитарная школа подавляющая. Т протиивопоставил ей св систему в-я, к-ую стремился построить на уважении к личности ребенка, на развитии активности и творч-ва детей. Толстой развивает идею свободного восп-я: нельзя заставлять ребенка, ребенок маленькая личность со своим потребностями и интересами. Главный критерий педагогики – свобода. Ребенок должен выбирать школу для образования вплоть до методов обучения (бессистемная передача знаний, пассивная позиция педагога – это не способствует развитию ребенка). Позитивная: обращается к правам ребенка.

29. Проблемы содержан образ-ия (СО) в совр. усл.

Образ-е - это общ-но орг-емый и нормируемый процесс постоян передачи послед-му покол соци-но знач-ого опыта, представл-щий собой в онтогонистич-ом плане становление лич-ти в соответствии с генетич-ой программой и социализацией лич-ти. Сод-ие образ-ия – это система ЗУН, овладение к-ми обеспеч-ет треб-ое общ-ом развитие лич-ти: мировоз-ие, поведение, способность к самореализации.(пед-ки адаптир-ое сод-е пед-го опыта, орг-ное усвоение к-го уч-ся обеспеч-ет их готов-ть к сохр-ию и развитию общ-ва)

Реш-ие задач, связан с функционир-ем отдельных сфер жизни общ-ва, требует от уч-ся не только овлад опред-ым уч-ым содерж-ем, но и разв-ие у них таких чувств, к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.127 (0.014 с.)