Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет,задачи и основные категории п-ки.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения. Межнациональное общение - процесс взаимодействия и взаимовлияния представителей различных социально-этнических общностей, в котором происходит обмен продуктами деятельности, информацией, передача опыта, проявляются и удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы и правила, определяющие отношения людей различных национальностей, формируются социально-психологические качества, самым существенным образом влияющие на характер, содержание и уровень межличностных отношений представителей различных национальностей. Культура межнационального общения - это система характерных для личности, нации идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей. Культура общения между нациями охватывает все уровни общения: институционный уровень взаимоотношений между нациями и народами в целом; межличностные отношения представителей различных национальностей. Для восприятия другой национальности нужна определенная социальная готовность и социальная предрасположенность к общению с инонациональной средой. В противном случае могут возникнуть негативные социально-этнические явления, т.е. те, которые связаны с противопоставлением народов по их происхождению, языку, культуре, обычаям, традициям, вероисповеданию. Интенсивность и эффективность межнационального общения во многом зависят от социально-психологических стереотипов: национальные предубеждения, пропаганда шовинизма; национальная ограниченность и замкнутость - являются с одной стороны, следствием предубежденного отношения к другой нации, с другой стороны, могут быть порождены узостью кругозора и отсутствием должного опыта межнационального общения; национальный эгоизм - в его основе лежит ложно понятый национальный интерес, принимающий форму этноцентризма, и окружающие явления действительности рассматриваются через призму подчиненности этому национальному интересу; национальная спесь и тщеславие - связаны с замкнутостью, неприязнью, национальным эгоизмом. Они произрастают на некритическом восприятии прошлого своей нации, искаженном понимании чувства национальной гордости, искаженно болезненном восприятии критических замечаний в адрес своей нации; национальный нигилизм - проявляется в отрицательном или пренебрежительном отношении к ценностям национальной истории, культуры, моральных ценностей и идеалов. Особенности культуры межнационального общения определяются наличием или отсутствием в составе федерации национально-территориальных или этнокультурных образований; характером отношений народов (дружественный, нейтральный, конфликтный); религиозно-конфессиональная спецификой страны, региона; возрастными особенностями и индивидуально-психологическими качествами людей. Культура межнационального общения предполагает выполнение следующих основных функций: 1. сохранение исторической памяти, критическое переосмысление опыта предшествующих поколений и на этой основе выработка верных критериев и социальных ориентиров взаимоотношений различных национальностей; 2. выработка норм и требований, обеспечивающих социальный тип поведения во взаимоотношениях представителей различных национальностей; 3. формирование умения и готовности идти на контакт с лицами других национальностей, использование возможности межнационального общения для развития и совершенствования личности. Развитию культуры межнационального общения способствуют следующие факторы: осознание национальной принадлежности, сформированное национальное самосознание; уровень развития экономики и культуры национального сообщества (чем богаче внутренняя жизнь нации, тем сильнее потребность нации в общении с другими народами; практическая деятельность. Взаимодействие различных национальностей в Цель воспитания культуры межнационального общения - воспитание у граждан общегосударственного патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Поведенческая характеристика личности в аспекте культуры межнационального общения: любовь к Отечеству - Российской Федерации и многонациональному народу; российский патриотизм и любовь к малой родине (республике, области, национальному округу); любовь к родному народу, родному языку, культуре; уважительное отношение к русскому народу, его языку, культуре; уважительное отношение к международным нормам прав человека и народов; готовность и умение пойти на контакты с лицами других национальностей; разумное сочетание национального, общенационально-патриотического (российского), общечеловеческого в чувствах и самосознании; веротерпимость и уважительное отношение к религиозным чувствам людей; нетерпимость к проявлениям геноцида, апартеида, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности. Принципы воспитания культуры межнационального общения: учет характера национальных отношений при воспитании; направленность воспитания на содействие развитию национальных культур народов России; направленность воспитания на содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов; направленность воспитания против пропаганды расизма, национализма, религиозной розни; направленность воспитания на содействие обеспечению равноправия народов и нацменьшинств страны; уважительное отношение к людям разных наций, рас и конфессий; сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого. В профессиональной деятельности педагога по формированию у школьников культуры межнационального общения необходимо обратить внимание на следующие компоненты содержания культуры межнационального общения: 1. Нормативные требования, возведенные в ранг закона, регулирующие взаимоотношения представителей различных национальностей и обязательные для исполнения всеми членами общества. 2. Сложившиеся в процессе повседневного общения традиционные нормы взаимоотношений между представителями различных национальностей. 3. Социально ориентированная поведенческая характеристика личности в условиях межличностных контактов представителей различных наций. Предмет,задачи и основные категории п-ки. Наука-одна из форм чел.сознания(иск-во,религ), сфера ч-ой деят-ти, рез-ом к-ой явл добывание нов.З,их систематизация и созд-е теории в обл.св.предмета. Педагогика – наука об образовании и воспитании (перевод. – детовождение).Как люб.др.н-ка п.исслед.конкретн.обл.действит-ти,к-я явл объектом пед.н-ки(выступ.те явл-я действит-ти,к-ые обуславливают развит.ч-го индивида,т.е.образование).Предметом п.явл.пед.процесс(з-ны процесса восп-я,реальная восп-ая практика формир-я подраст-их поколений, особ-ти и усл.орг.пед.проц.,+илеи,теории,концепции по восп) Задачи пед-ки: 1.Изуч-е степени соотв-ия пед.деят-ти и орг-ции пед.процесса треб-ям развития производ-ти.сил,запросам практики обществ.отношений. 2 Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания. 3.Разработка нов.систем орг-ции учебно-восп. работы с детьми. 4.Исследование методов воспитания (появляются нов.методы: анкетирование, тестирование, постановка эксперимента – позаимствовано из других наук). 5 Получение, обработка и передача педагогам инф-ции в целях улучш-я ими св.пед.деят. 6.Изучение усл-ий эффективн.протекания пед.процесса.П.дает исходные реком-ции эффективн.использ-я всех форм орг-ции детск. жизни+методов орг-ции разнообразн.видов деят-ти. 7.Изуч-е передового пед.опыта, усл. Его распр-я и эффективн.внедрения Категории: Пед. процесс – триединый проц.восп-я,обуч-я и развития,целенаправленно ведуций к опред.образов-ю. Уровень образования опр-тся образовательными стандартами и индивидуальными особенностями личности. Структура пед. процесса: 1 педагог. 2 воспитанник. 3.содержание образования (соц.опыт, к-ый д. усвоить уч-ся). 4 формы и методы восп-я и обуч-я. 5 педагогическая диагностика. 6 критерии эффективности пед. процесса (оценки). Движущие силы пед. процесса: потребность уч-ка приобрести нов. ЗУН (осознание того что я знаю и что мне еще нужно знать). Пед. системы –системы,в к-ых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые(школы, ПТУ, внешк.учреждения) Обучение – целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направл. на приобретение учеником ЗУН, формир-е мировоззрения,развит-е творч. способн-ей, нравств-эстетич.взглядов и убеждений. Воспитание - целенаправленный двусторонний процесс направленный на формирование личностных качеств. Образование – процесс и результат усвоения ч-ом систематизир-ых ЗУН,развития ума и чувства,формир-я мировоззрения. Содержание образ-ия – система знаний, практич. умений и навыков, мировоззренческих и нраств-эстетич.идей, которыми необх-мо овладеть уч-мся в процессе обучения и воспитания. Учебный процесс охватывает все элементы процесса обучения + оснащенность. Сравнительные хар-ки процесса воспитания и обучения Процесс восп-я – форм-ся система личностных кач-в, привычка правильности поведения, убеждения, вера и воля действовать согл-о им, выполняется ≈ программа. Результат воспит-ия далек во времени, нельзя проконтролировать.Процесс обуч-я – формируется система отобранных ЗУН, умение применять знание на практике, научная картина мира, сумма мировоззренческих идей, выполняется точная программа. Можно контролировать. 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей. Сущ. 3 осн.подхода к взаимодействию семьи и шк.: 1.Отрицает знач-е с-и в восп-ии. Детей можно забирать у семьи. Платон (разрабатывал систему гос. Восп-я). 2.Исключительно семейное воспитание(дж. Локк, воспитание джентльмена). 3.С-я естественный помощник школы, с одной стороны школа, с др. семья. Макаренко выпустил книгу для родителей. Утверждает: ”воспитание это целостный процесс. Семья д. помогать школе. Восп-ет все: обстановка, общение действия. ” Главный метод воспитания – авторитет. Рассм-ет с-ю как коллектив. Родительский авторитет опред-ся: как работают, как общаются, строят отношения. Еще развивает ложный авторитет. Сухомлинский продолжает развивать идеи св. учителя. Опирается на союз семьи и школы. Создан культ матери, организовывает родит-ий лекторий (приглашались учителя, психологи) проводили просвещение родителей. Акцент на нравственность. Главный метод воспитания – любовь. Он сторонник применения народного воспитания (трудового). Сухомлинский вел картотеку (изучение семьи, условия и т.п.). Успехи Сухомлинского во многом определялись взаимоотношениями. Макаренко брал наблюдения из жизни, а Сухомлинский реализовывал на практике. Д/школы необходимо искать и находить такую сферу св.деят.,где ее влияние на детей проявлялось бы наиб. сильно.Такой сферой м.признать взаимод-е шк.с с-ей при усл. оптим-но онг-ной работы в обл пед.просвещ-я родителей.Д/эффективн.сем-го восп.необх. формир-ть у самих родителей пед-ки целесообраную направл-ность на постоянное и взаимополезное общение с детьми. Обеспечить координацию совместн.усилий семьи и шк.,содать единую восп-ю среду-гл.задача Кл. руководителя. Осн.направл-я раб.Кл.рук.: 1.пед-ое просвещ-е р-ей. 2. коррекция сем-го восп-я. 3.Сосместн. деят-ть Кл.рук. с с-ей(беседы) 4.Защита ребенка от неблагопр.усл.в с-е,шк.,микрорайоне Задачи Кл.р. в раб.с с-ей: 1.изуч-е с-и, 2.выработка единых треб-ий к шк-ку с-и и шк. 3.орг-ция коллектива родит-ей,развитие его восп-го потенциала. Осн. формы раб.: -массовые (родит.собрания, конференции, пед. Лекции, обмены опытом семейн.восп-я,вечера вопросов и ответов,дни коллективн. отдыха) -групповые (родит.комитет,совет класса, конс-ции, беседы) -индивидуальные (конс-ции, беседы,посещ-е семьи) Сам.распростр.форма -родит.собрания:-организационные(нач.уч.год) -текущие(в теч.года) -итоговые(в к.уч.г.) Методика вз-д-я: 1стадия вз-д-я: поиск контакта (снять напряж-ть,добиться согласия,внимание на+ кач-ва ребенка) 2-поиск общ. темы д/ разровора(общ.интересы,проблемы,трудности восп-я,внимание на то,что волнует и Кл.р. и родителей) 3- упрочение сотрудничества в восп-ии. 3. Характеристика факторов развития личности. Роль воспитания в становлении личности. Человек, личность, индивидуальность три различных понятия. Человек синтезирует в себе как биологические, так и соц. качества. Личность – хар-ет общественную сущность человека, обознач. совокупность вырабатываемых у себя свойств и качеств. Индивидуальность хар-ет непохожесть, своеобразие и отличия одного человека от др. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах личности. В истории пед-ки существует различные взгляды на личность и ее развитие. Основоположник Аристотель. Факторы развития личности: природа, наследственность, врожденные качества- это теория однофакторная биологизаторская. Все величие чел-ка от природы. В 20в. эта теория называется бихевиоризм. Развитие детей повторяет развитие родителей. Дж. Локк утверждает, что не существует природных качеств. Развивать можно только внешними влияниями это социологизаторская точка зрения. С рождения мы получаем задатки способностей, а развиваются они или нет, зависит от воспитания. Это учение развито Герценым. Маркс стал создателем биосоциальной теории. Он утверждает, что процессу развития личности способствует след. факторы: 1 труд, совместный труд. 2 совместная деятельность. 3 общение с людьми, с педагогами, непосредственное и косвенное (через литературу). 4 овладение материальными и духовными богатствами. 5 биологические факторы. Маркс отдает предпочтение социальным факторам. Сейчас факторы развития формирования личности: внешние и природные. Любая особенность чел-ка влияет на хар-р личности. Социальные факторы: управляемые и неуправляемые. Неуправляемые – окружающая среда; управляемые – целенаправленное воздействие педагогов, родителей, общ. Организации. 1среда – социальная, конкр. Общества – семья. 2среда – воспитание в широком пед. смысле, как процесс с целенаправленной спец. Организацией 3среда – наследственность 4среда – активность, способность к саморазвитию через самостоятельность, творчество, приобр-ию деят-ти. Восп-е-оч.важн. фактор, оказ-щий больш.влиян.на развитие и формир-е личности ч-ка. Особенности: целенаправленность,осущ-ся лицами, спец. уполномоченными об-вом. Восп-е нах-ся в оч. Тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя при этом ведущ.роль в исп-ии благопр-ых соц.усл-ий,+в устранении или ослаблении неблагопр-ых влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы. Св. особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в ч-ке от рождения: процесс физич.развития- занятия музыкой-слух, голосов.связки, физк.-укрепл-е орг-ма, развитие мышц.; развитие умств. Сил и познават. Способностей-развивающее обуч-е в шк.(строится по принципу опережающ. Развит. Психич. Процесссов) Основное проявление воздействия восп.- это формир-е общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое опред-ся общественным укладом жизни.Необх.либо усилить, либо ослабить эффект эт. Соц. Воздействия среды. Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. Если рассматривать форму применительно к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Способ организации обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны педагога. Одной из первоначальных форм организации обучения выступает индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому у ученика или у учителя. В XVIII --XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства. Сейчас индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Имея очевидные достоинства, связанные с ориентацией содержания, методов, темпа занятий на личность обучаемого, эта форма очень неэкономична и поэтому непригодна как основная для массового образования. К тому же она лишает ученика возможности работать в группе, взаимного общения со сверстниками, состязательности, сотрудничества с ними в достижении общих целей. Постепенно, начиная с XV-XVI вв., прежде всего в связи с ростом потребности в расширении образования, индивидуальная форма обучения все более заменялась индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся, хотя по сути это была совмещенная по месту и времени та же индивидуальная форма работы. Развитие на рубеже XVI -XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном. Сначала в опыте братских школ Белоруссии и Украины, затем в Чехии и других странах родилась новая форма - коллективная классно-урочная система обучения. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе.Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в. «отцом педагогики» - великим чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. Изобретение классно-урочной системы сравнивают с изобретением колеса в технике, ибо оно открыло возможности всеобщего и относительно экономного обучения (один учитель может обучать до 30 и более школьников). В конце XVIII - начале XIX в. английский священник А. Белл и педагог Д. Ланкастер предприняли попытку расширить возможности массового обучения на основе модернизации классно-урочной системы. Суть белл-ланкастерской системы заключается в том, что учитель обучал только группу старших учащихся, которые, получив соответствующие инструкции, вели занятия с младшими. Один учитель, таким образом, мог обучать сотни учеников. Конечно, выигрывая в массовости, обучение при такой организации много теряло в качестве. Этим и объясняется тот факт, что широкого распространения белл-ланкастерская система не получила, хотя попытки ее своеобразного возрождения наблюдались совсем недавно. Батавская система появилась в США в конце XIX в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть - проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть - индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить предлагаемый материал.[6, c. 205] Мангеймская система, представлявшая собой форму групповой дифференциации обучения, вызвала справедливую критику, связанную с изолированностью учащихся каждой группы классов, ограниченностью социальных перспектив выпускников групп мало- и среднеспособных, возможностью ограничения и сдерживания развития тех детей, которые не попали в элитную группу. Однако сам принцип поклассной дифференциации учащихся оказался вполне приемлемым, он присутствует в современной организации обучения и в виде коррекционных классов, и в виде классов углубленного изучения учебных дисциплин, и в виде реальных и элитарных (по замыслу -- для одаренных детей) школ и классов. [6, c. 206] Совершенствование классно-урочной системы обучения в России привело к появлению так называемого развивающего обучения. Одна из первых попыток реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым. В 50 - 60-х годах он разработал новую систему начального обучения. Несколько в ином русле эта идея была развита Д.Б. Элькониным и В.В.Давыдовым. Основная идея данной системы обосновывала возможность и целесообразность обучения, ориентированного на опережающее развитие ребенка. Обучение можно считать плодотворным только тогда, когда оно опережает развитие ребенка. Знания, умения и навыки являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Суть обучения - в самоизменении ребенка. Эта система рассматривает ребенка не как объект обучающих воздействий учения, а как самоизменяющийся субъект учения. На сегодняшний день эта система представляется одной из наиболее многообещающих. Наиболее радикальной из распространенных систем организации обучения на индивидуальной основе стала система, созданная в начале XX в. учительницей Еленой Паркхерст. Эту систему называют Дальтон-планом (по наименованию американского города Дальтона) или индивидуализированными лабораторными занятиями. Опора была сделана на самостоятельную учебную деятельность обучающихся. Они получали учебные задания на год с разбивкой по месяцам, занимались в предметных лабораториях или мастерских, где могли получать консультации учителей, а затем отчитывались о проделанной работе. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения. Однако в целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.01 с.) |